Главными источниками индивидуального трудового права Турции являются четыре юридических акта: Закон о труде, законы о труде моряков и журналистов и Обязательственный кодекс.
Закон о труде содержит нормы, регулирующие трудовой договор, условия и охрану труда в частном и в государственном секторах экономики. Законы о труде моряков и журналистов определяют особенности регулирования трудовых отношений в морском торговом флоте и в средствах массовой информации. Наконец, Обязательственный кодекс, представляющий акт общего права, устанавливает универсальные правила и положения, относящиеся к обязательствам и договорам в целом, и некоторые нормы, регулирующие специально трудовой договор.
Вопрос о соотношении трудового и гражданского права решается в Турции следующим образом. Если в трудовом праве отсутствует регламентация тех или иных аспектов частноправового регулирования труда, то допустимо применение гражданского законодательства, относящегося к обязательствам и договорам при условии, что соответствующие нормы гражданского права не противоречат принципиальным особенностям трудовых отношений.
Турецкое индивидуальное трудовое право построено по европейским канонам. Турецкая специфика проявляется в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий в отношении условий и охраны труда1.
Среди различных правил и конструкций индивидуального трудового права Турции выделим нормы, касающиеся применения сверхурочных работ и порядка регламентации перерывов для отдыха и питания.
Сверхурочные работы подразделяются на добровольные и обязательные для работников. Добровольные сверхурочные работы допускаются, если их применение диктуется национальными интересами, характером конкретной производственной операции и необходимостью повышения выпуска продукции.
Сверхурочные работы в обязательном для работников порядке допускаются для предотвращения или ликвидации аварии, при форс-мажорных обстоятельствах.
1 Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 45 часов; минимальный возраст приема на работу — 12 лет; минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — 12 рабочих дней.
Согласие работника на сверхурочные работы должно быть зафиксировано в трудовом договоре при приеме на работу или впоследствии либо же в коллективном договоре.
Любые виды сверхурочных работ допускаются только с разрешения регионального управления труда. В заявлении с просьбой о разрешении сверхурочной работы предприниматель обязан обосновать ее необходимость.
Сверхурочные работы любого вида не должны превышать для каждого работника 3 часов в день и 90 часов в год.
Продолжительность перерыва для отдыха и питания зависит от продолжительности рабочего дня: 15 мин. — когда работа продолжается не более 4 часов; 30 мин. — когда работа продолжается в течение 4—8 часов; 1 час — при продолжительности рабочей смены 8 и более часов.
Перерыв не включается в рабочее время, но при многосменной работе при продолжительности рабочей смены 8 часов работникам предоставляется оплачиваемый перерыв продолжительностью 30 мин., который включается в рабочее время. Коллективные договоры могут предусмотреть дополнительные внутри-сменные оплачиваемые перерывы продолжительностью 15—20 мин. ("для перекура или чтобы выпить чашку кофе").
Центральное место в турецком коллективном трудовом праве занимает регламентация деятельности профсоюзов и организаций предпринимателей. Этому посвящен Закон о профсоюзах, содержание которого заслуживает более подробного анализа.
Специфика Закона состоит в том, что содержащиеся в нем нормы равно относятся как к организациям работников, так и к организациям предпринимателей, а понятие "профсоюзы" включают как профсоюзы работников, так и профсоюзы предпринимателей.
Профсоюзы определяются как имеющие статус юридических лиц свободные и независимые организации преимущественно частного права, объединяющие работников (предпринимателей) на основе демократических принципов с целью защиты их социальных и экономических прав и интересов.
Будучи разновидностью общественных объединений, профсоюзы сГТочки зрения юридического статуса по турецкому праву отличаются от других видов общественных объединений. Право на объединение в профсоюз выделено в Конституции как особое право в разделе "Социальные и экономические права и обязанности".
Частноправовой статус профсоюзов не препятствует тому, что они выполняют определенные функции по обеспечению обще-
ственного правопорядка, защите общественных интересов, формированию механизма социального партнерства, создают сдерж-ки и противовесы, необходимые для общественного блага. Учитывая важное социальное назначение профсоюзов, они наделены законом определенными правами и привилегиями, которые не имеют другие общественные объединения. Так, например, профсоюз может быть распущен или его деятельность приостановлена только по решению суда, в то время как для роспуска или приостановки деятельности любой другой общественной организации достаточно решения административного органа.
Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.
Запрещены все виды "принудительного юнионизма", а также контракты "желтой собаки", т.е. договорное обязательство работника не вступать в профсоюз.
Благами коллективного договора могут воспользоваться только члены профсоюза, заключившего данный договор. Работники, не входящие в этот профсоюз, вправе пользоваться благами коллективного договора только при условии, что они выплачивают в пользу профсоюза "взнос солидарности".
Профсоюзная деятельность разрешается на предприятиях только во внерабочее время, а если это предусмотрено в коллективном договоре, и в рабочее время. Работник, уволенный за профсоюзную деятельность, имеет право на возмещение ущерба в размере не менее годовой заработной платы.
Законом установлено следующее требование к руководящим работникам профсоюзов. В течение трех месяцев после их избрания на должность они должны передать в государственный нотариат декларацию о своих доходах, а также о доходах супруга и детей. О получении такой декларации должен быть информирован аудитор профсоюза. После истечения срока выборных полномочий профсоюзный работник должен повторно в полном объеме предоставить декларацию о доходах. Сведения, содержащиеся в указанных декларациях, не разглашаются, но передаются в случае необходимости в судебные и административные органы. Цель указанной нормы — предотвратить коррупцию в профсоюзах, разворовывание профсоюзных фондов.
Чтобы занять руководящий пост в профсоюзе, кандидат должен проработать в соответствующей отрасли не менее 10 лет.
Закон обязывает предпринимателей вычитать профсоюзные взносы из заработной платы работников — членов профсоюза и переводить эти взносы в профсоюзную кассу.
s
Согласно Закону, профсоюзы не должны заниматься деятельностью, выходящей за рамки их целей, а также использовать эмблемы и символы политических партий.
Профсоюзы создаются по инициативе учредителей. Их могут создать физические лица (не менее 7 человек), а профсоюзы предпринимателей — как физические, так и юридические лица.
Закон устанавливает определенные требования к учредителям профсоюзов работников. Они должны быть турецкими гражданами, уметь читать и писать по-турецки, не быть лишенными гражданских прав, работать в той области деятельности, в которой создается профсоюз, не иметь судимости по перечисленным уголовным преступлениям, в том числе кража, мошенничество, ложное банкротство, взяточничество, контрабанда, действия, побуждающие к расовой, религиозной или классовой вражде или дискриминации.
Профсоюз автоматически получает статус юридического лица после того, как передает свой устав и другие требуемые документы губернатору провинции. Последний направляет копии этих документов в министерства труда, внутренних дел и финансов. В течение 15 дней после получения профсоюзом статуса юридического лица учредители профсоюза обязаны опубликовать полностью текст его устава в ежедневных газетах Анкары, Стамбула и Измира и сообщить фамилии, занятия и местожительство лиц, отвечающих за деятельность профсоюза до его первого съезда. Этот съезд должен состояться в течение 6 месяцев после приобретения профсоюзом статуса юридического лица.
Минимальный возраст вступления в профсоюз — 16 лет. Лица до 16 лет могут вступить в профсоюз только с письменного согласия родителей или попечителей, однако они не вправе голосовать на профсоюзных собраниях и избираться делегатами на национальный съезд профсоюза.
Закон устанавливает максимальные размеры профсоюзных взносов. Так, размер месячного взноса в профсоюз работников не может превысить дневной заработной платы работника — члена профсоюза.
Решение об исключении из профсоюза может быть вынесено только съездом профсоюза и должно отвечать требованиям закона и устава профсоюза. Это решение передается работнику (предпринимателю) и одновременно направляется в местный орган по труду. Оно может быть обжаловано в Трудовой суд, который принимает окончательное решение. На время судебного разбирательства членство в профсоюзе приостанавливается.