Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности отдельных институтов и норм трудового права.



Главными источниками индивидуального трудового права Тур­ции являются четыре юридических акта: Закон о труде, законы о труде моряков и журналистов и Обязательственный кодекс.

Закон о труде содержит нормы, регулирующие трудовой до­говор, условия и охрану труда в частном и в государственном секторах экономики. Законы о труде моряков и журналистов оп­ределяют особенности регулирования трудовых отношений в мор­ском торговом флоте и в средствах массовой информации. Нако­нец, Обязательственный кодекс, представляющий акт общего права, устанавливает универсальные правила и положения, от­носящиеся к обязательствам и договорам в целом, и некоторые нормы, регулирующие специально трудовой договор.

Вопрос о соотношении трудового и гражданского права ре­шается в Турции следующим образом. Если в трудовом праве отсутствует регламентация тех или иных аспектов частноправо­вого регулирования труда, то допустимо применение гражданс­кого законодательства, относящегося к обязательствам и дого­ворам при условии, что соответствующие нормы гражданского права не противоречат принципиальным особенностям трудо­вых отношений.

Турецкое индивидуальное трудовое право построено по ев­ропейским канонам. Турецкая специфика проявляется в уста­новлении государственной монополии на деятельность по тру­довому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий в отношении условий и охраны труда1.

Среди различных правил и конструкций индивидуального трудового права Турции выделим нормы, касающиеся приме­нения сверхурочных работ и порядка регламентации перерывов для отдыха и питания.

Сверхурочные работы подразделяются на добровольные и обязательные для работников. Добровольные сверхурочные ра­боты допускаются, если их применение диктуется национальны­ми интересами, характером конкретной производственной опе­рации и необходимостью повышения выпуска продукции.

Сверхурочные работы в обязательном для работников поряд­ке допускаются для предотвращения или ликвидации аварии, при форс-мажорных обстоятельствах.

1 Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 45 часов; ми­нимальный возраст приема на работу — 12 лет; минимальная продолжитель­ность ежегодного оплачиваемого отпуска — 12 рабочих дней.


Согласие работника на сверхурочные работы должно быть зафиксировано в трудовом договоре при приеме на работу или впоследствии либо же в коллективном договоре.

Любые виды сверхурочных работ допускаются только с раз­решения регионального управления труда. В заявлении с просьбой о разрешении сверхурочной работы предприниматель обязан обосновать ее необходимость.

Сверхурочные работы любого вида не должны превышать для каждого работника 3 часов в день и 90 часов в год.

Продолжительность перерыва для отдыха и питания зависит от продолжительности рабочего дня: 15 мин. — когда работа про­должается не более 4 часов; 30 мин. — когда работа продолжает­ся в течение 4—8 часов; 1 час — при продолжительности рабо­чей смены 8 и более часов.

Перерыв не включается в рабочее время, но при многосмен­ной работе при продолжительности рабочей смены 8 часов ра­ботникам предоставляется оплачиваемый перерыв продолжитель­ностью 30 мин., который включается в рабочее время. Коллек­тивные договоры могут предусмотреть дополнительные внутри-сменные оплачиваемые перерывы продолжительностью 15—20 мин. ("для перекура или чтобы выпить чашку кофе").

Центральное место в турецком коллективном трудовом праве занимает регламентация деятельности профсоюзов и организа­ций предпринимателей. Этому посвящен Закон о профсоюзах, содержание которого заслуживает более подробного анализа.

Специфика Закона состоит в том, что содержащиеся в нем нормы равно относятся как к организациям работников, так и к организациям предпринимателей, а понятие "профсоюзы" вклю­чают как профсоюзы работников, так и профсоюзы предприни­мателей.

Профсоюзы определяются как имеющие статус юридических лиц свободные и независимые организации преимущественно частного права, объединяющие работников (предпринимателей) на основе демократических принципов с целью защиты их со­циальных и экономических прав и интересов.

Будучи разновидностью общественных объединений, проф­союзы сГТочки зрения юридического статуса по турецкому пра­ву отличаются от других видов общественных объединений. Пра­во на объединение в профсоюз выделено в Конституции как особое право в разделе "Социальные и экономические права и обязанности".

Частноправовой статус профсоюзов не препятствует тому, что они выполняют определенные функции по обеспечению обще-


ственного правопорядка, защите общественных интересов, фор­мированию механизма социального партнерства, создают сдерж-ки и противовесы, необходимые для общественного блага. Учи­тывая важное социальное назначение профсоюзов, они наделены законом определенными правами и привилегиями, которые не имеют другие общественные объединения. Так, например, проф­союз может быть распущен или его деятельность приостановлена только по решению суда, в то время как для роспуска или приос­тановки деятельности любой другой общественной организации достаточно решения административного органа.

Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как ра­ботнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.

Запрещены все виды "принудительного юнионизма", а так­же контракты "желтой собаки", т.е. договорное обязательство работника не вступать в профсоюз.

Благами коллективного договора могут воспользоваться только члены профсоюза, заключившего данный договор. Работники, не входящие в этот профсоюз, вправе пользоваться благами кол­лективного договора только при условии, что они выплачивают в пользу профсоюза "взнос солидарности".

Профсоюзная деятельность разрешается на предприятиях толь­ко во внерабочее время, а если это предусмотрено в коллектив­ном договоре, и в рабочее время. Работник, уволенный за проф­союзную деятельность, имеет право на возмещение ущерба в размере не менее годовой заработной платы.

Законом установлено следующее требование к руководящим работникам профсоюзов. В течение трех месяцев после их избра­ния на должность они должны передать в государственный но­тариат декларацию о своих доходах, а также о доходах супруга и детей. О получении такой декларации должен быть информиро­ван аудитор профсоюза. После истечения срока выборных пол­номочий профсоюзный работник должен повторно в полном объеме предоставить декларацию о доходах. Сведения, содержа­щиеся в указанных декларациях, не разглашаются, но переда­ются в случае необходимости в судебные и административные органы. Цель указанной нормы — предотвратить коррупцию в профсоюзах, разворовывание профсоюзных фондов.

Чтобы занять руководящий пост в профсоюзе, кандидат дол­жен проработать в соответствующей отрасли не менее 10 лет.

Закон обязывает предпринимателей вычитать профсоюзные взносы из заработной платы работников — членов профсоюза и переводить эти взносы в профсоюзную кассу.


s

Согласно Закону, профсоюзы не должны заниматься деятель­ностью, выходящей за рамки их целей, а также использовать эмблемы и символы политических партий.

Профсоюзы создаются по инициативе учредителей. Их могут создать физические лица (не менее 7 человек), а профсоюзы предпринимателей — как физические, так и юридические лица.

Закон устанавливает определенные требования к учредите­лям профсоюзов работников. Они должны быть турецкими граж­данами, уметь читать и писать по-турецки, не быть лишенными гражданских прав, работать в той области деятельности, в кото­рой создается профсоюз, не иметь судимости по перечислен­ным уголовным преступлениям, в том числе кража, мошенни­чество, ложное банкротство, взяточничество, контрабанда, действия, побуждающие к расовой, религиозной или классовой вражде или дискриминации.

Профсоюз автоматически получает статус юридического лица после того, как передает свой устав и другие требуемые доку­менты губернатору провинции. Последний направляет копии этих документов в министерства труда, внутренних дел и финансов. В течение 15 дней после получения профсоюзом статуса юриди­ческого лица учредители профсоюза обязаны опубликовать пол­ностью текст его устава в ежедневных газетах Анкары, Стамбула и Измира и сообщить фамилии, занятия и местожительство лиц, отвечающих за деятельность профсоюза до его первого съезда. Этот съезд должен состояться в течение 6 месяцев после приоб­ретения профсоюзом статуса юридического лица.

Минимальный возраст вступления в профсоюз — 16 лет. Лица до 16 лет могут вступить в профсоюз только с письменного со­гласия родителей или попечителей, однако они не вправе голо­совать на профсоюзных собраниях и избираться делегатами на национальный съезд профсоюза.

Закон устанавливает максимальные размеры профсоюзных взносов. Так, размер месячного взноса в профсоюз работников не может превысить дневной заработной платы работника — члена профсоюза.

Решение об исключении из профсоюза может быть вынесено только съездом профсоюза и должно отвечать требованиям за­кона и устава профсоюза. Это решение передается работнику (предпринимателю) и одновременно направляется в местный орган по труду. Оно может быть обжаловано в Трудовой суд, который принимает окончательное решение. На время судебно­го разбирательства членство в профсоюзе приостанавливается.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.