Изменения в законодательство Колумбии были внесены Законом от 28 декабря 1990 г. № 50, который дополнил многие статьи Трудового кодекса, изменив их редакцию. Новый закон затронул регулирование трудового договора, рабочего времени, заработной платы, отпусков по беременности и родам, трудовые отношения в условиях подряда. Важнейшие новеллы, введенные этим Законом: отмена прежней нормы о том, что работник, проработавший на определенном предприятии более 10 лет и уволенный без уважительных причин, подлежит автоматическому восстановлению на работе; расширение возможностей заключать договоры на срок; разрешение деятельности частных бирж труда, в частности лизинговых фирм; придание режиму рабочего времени большей гибкости (при 48-часовой максимальной продолжительности рабочей недели и 8-часовом рабочем дне было разрешено увеличивать продолжительность рабочего дня до 10 часов без выплаты сверхурочных); разрешение вновь создаваемым предприятиям вводить с согласия работников многосменный режим труда без выплаты дополнительного вознаграждения за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. Отметим еще два новшества: создание за счет взносов работодателей страхового фонда для выплаты выходного пособия и предоставление права женщинам-работницам "уступить" одну неделю своего отпуска по беременности и родам мужу (или отцу ребенка), чтобы дать ему возможность присутствовать при родах и помогать матери в первые дни после рождения ребенка.
В Панаме реформы трудового законодательства были осуществлены с помощью шести поправок к Трудовому кодексу, последняя из которых была принята в 1995 г. Важнейшие из этих поправок: новая редакция задач Кодекса (фраза "государственная защита трудовых прав работников" была дополнена фразой "и предоставление возможностей капиталу получить справедливую отдачу от инвестиций"); введение новых, более благоприятных для работодателей норм, касающихся заключения срочных договоров, увольнений работников. Особые льготы были установлены для владельцев мелких и вновь открываемых предприятий (в течение одного года после их создания), а также функционирующих предприятий, но меняющих профиль деятельности. Многочисленные изъятия из трудового законодательства были введены для предприятий в свободных экономических зонах. Разрешено создание частных бирж труда. Из сферы действия трудового законодательства были исключены работники-надомники.
§ 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Общими для латиноамериканских стран источниками трудового права являются: конституции; кодифицированные акты по труду; законы; подзаконные акты по труду; коллективные договоры; правила внутреннего трудового распорядка; ратифицированные конвенции МОТ.
Конституции почти всех латиноамериканских государств относятся к категории так называемых социальных, т.е. содержат большое число общих положений и конкретных норм, относящихся к социальным и трудовым правам работников, к проблематике трудового права. Отметим, что конституции рассматриваются в Латинской Америке как приоритетные источники права, имеющие прямую юридическую силу.
Модельной конституцией для латиноамериканских стран стала, как уже отмечалось, Конституция Мексики 1917 г. В ней содержались положения, касающиеся права на объединение, включая право на объединение в профсоюзы, право на забастовку и на локаут; гарантий в области заработной платы; ограничения продолжительности рабочего времени; времени отдыха; особой охраны труда женщин и подростков; безопасности и гигиены труда; ответственности предпринимателей за ущерб, причиненный работникам увечьем или профессиональным заболеванием; запрета необоснованных увольнений, удержаний из заработной платы работников в виде штрафов; принципов мирного разрешения трудовых споров; порядка трудоустройства работников. Конституция провозглашает свободу труда, равную плату за равный труд.
Конституции некоторых латиноамериканских стран, принятые во второй половине XX в., по богатству социального содержания превзошли в ряде отношений даже мексиканскую конституцию.
Так, бразильская Конституция содержит следующие основные правовые нормы и положения по труду:
—минимальная заработная плата, которая устанавливается в размере, достаточном для удовлетворения основных нужд и потребностей работника и членов его семьи;
—семейные пособия на членов семьи работника;
—запрещение дискриминации работников при трудоустрой стве и определении размера заработной платы;
—повышение оплаты труда в ночное время;
—участие работника в прибылях и в управлении предприя тием;
—ограничение продолжительности рабочего времени;
—оплачиваемые дни отдыха и оплачиваемые гражданские и религиозные праздничные дни;
—ежегодные оплачиваемые отпуска;
—безопасные и здоровые условия труда для всех работни ков;
—запрет работы на вредных производствах женщин и под ростков до 18 лет;
—запрет найма на работу детей в возрасте до 12 лет;
—оплаченный отпуск по беременности и родам;
—стабильность занятости;
—признание коллективных договоров;
—запрет установления различий в регулировании физичес кого и умственного труда, т.е. труда рабочих и служащих;
—сохранение заработной платы женщинам, уволившимся с работы при трудовом стаже более 30 лет;
—право на объединение в профсоюзы и забастовку.
В Конституции Панамы труд объявлен правом и долгом каждого гражданина, а на государство возложена обязанность разработать и проводить политику полной занятости, призванную обеспечить каждому работнику необходимые условия для достойной жизни.
В Конституции Уругвая провозглашается, что, если возникает конфликт между охраной труда, защитой интересов работников и охраной собственности и защитой интересов собственников, приоритет должны иметь охрана труда и защита интересов работников. Эта Конституция объявляет главным назначением трудового права охрану труда и защиту интересов работников. Профсоюзам, отвечающим законным требованиям, гарантируется получение статуса юридических лиц.
В Конституции Венесуэлы содержится следующая формулировка, относящаяся к праву на труд: право на труд носит универсальный характер. Государство стремится сделать все для того, чтобы трудоспособные граждане получили работу, способную обеспечить им достойное и приличное существование. Труд подлежит особой охране. Закон определяет меры, необходимые для улучшения условий труда и существования работников, которые не могут отказаться от выполнения юридических норм, охраняющих их труд.
В Конституции Эквадора установлено, что в случае сомнений в толковании законов о труде или условий трудового договора решение должно быть принято в пользу работника. Аналогичная норма имеется в конституциях Мексики, Перу.
В Конституции Колумбии провозглашено следующее принципиальное положение: "Если при применении закона, созданного для защиты всеобщего блага и общественного интереса, возникает конфликт между правами индивидуума и социальными интересами, гарантированными законом, частные интересы должны уступить общественному, или общему, интересу. Собственность — социальное отношение, которое предполагает выполнение собственником определенных социальных обязанностей".
Важнейшим источником трудового права являются кодифицированные акты по труду. Именно в таких кодексах содержится большинство общих и специальных норм по труду.
Одним из наиболее всесторонне и четко разработанных в Латинской Америке кодификационных актов по труду является, по нашему мнению, Органический закон о труде Венесуэлы. Его структура и нормативное наполнение типичны для многих других латиноамериканских трудовых кодексов, поэтому целесообразно более подробно рассмотреть его структуру и содержание. Он состоит из 11 титулов.
Титул I. Общие положения (основные начала; право на труд и обязанность трудиться; свобода труда; правовое положение работника в трудовом отношении; применение общих правовых понятий к трудовым отношениям; исковая давность).
Титул II. Трудовое правоотношение (общие положения; индивидуальный трудовой договор; изобретения и рационализаторские предложения работников^ влияние на трудовое отношение смены собственника; приостановка трудового отношения; прекращение трудового отношения; обеспечение занятости).
Титул III. Вознаграждение за труд (общие положения; разновидности заработной платы; охрана заработной платы; минимальная заработная плата; участие работников в прибылях).
Титул IV. Условия труда (общие положения; рабочее время; сверхурочная работа; время отдыха; оплачиваемые отпуска; техника безопасности и производственная санитария).
Титул V. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников (труд молодежи, учеников, заключающих договор производственного ученичества; труд домашних работников; труд работников, отвечающих за эксплуатацию жилых помещений; труд надомников; труд профессиональных спортсменов; труд сельскохозяйственных работников; труд работников транспорта; труд почтовых работников; труд актеров, музыкантов и других работников культуры; труд инвалидов).
Титул VI. Охрана труда матерей и трудящихся с семейными обязанностями.
Титул VII. Коллективное трудовое право (общие положения; организация профессиональных ассоциаций и порядок их регистрации; положение профсоюзов; коллективные переговоры и коллективные споры; коллективные договоры).
Титул VIII. Материальная ответственность предпринимателей за вред, причиненный работнику в результате увечья или профессионального заболевания.
Титул IX. Органы по труду (министерство труда, инспекция труда, государственные службы занятости).
Титул X. Участие работников в управлении производством.
Титул XI. Ответственность за неисполнение норм трудового законодательства.
Для рассмотренного кодификационного акта и других латиноамериканских трудовых кодексов характерно включение в них в виде самостоятельного раздела положений, относящихся к организации и деятельности государственных органов по труду и почти полное отсутствие норм и положений, регулирующих вопросы социального обеспечения.
Существование в странах Латинской Америки объемных и всеобъемлющих кодификационных актов по труду ведет к тому, что обычных законов, регулирующих те или иные частные вопросы труда, в этих странах относительно немного. Среди важнейших законов такого рода отметим аргентинский Закон о трудовом договоре, Закон о занятости, действующий в Перу.
В ряде стран наряду с законами в формальном смысле для регулирования трудовых отношений применяются так называемые законы в материальном смысле: законодательные декреты и декреты-законы'. Отметим, что именно декретом-законом утвержден Трудовой кодекс Бразилии.
По указанным выше причинам в странах Латинской Америки действует относительно небольшое число подзаконных актов.
Коллективные переговоры и договоры в большинстве стран регулируются нормами кодификационных актов, иногда специальных правовых актов, а во многих странах — ратифицированными конвенциями МОТ, которые повсеместно признаются источником трудового права, хотя их распространение и реальное значение в Латинской Америке невелико.
1 Право на издание законодательных декретов правительство получает от парламента на определенное время и по определенным вопросам. Декреты-законы принимаются правительством в особых случаях с последующим утверждением в парламенте.
Правила внутреннего трудового распорядка принимаются на предприятиях в большинстве стран единолично предпринимателем и признаются актами хозяйской власти, имеющими юридическую силу. Они не должны противоречить законам, подзаконным актам, коллективным договорам и обычно подлежат регистрации в Министерстве труда. В некоторых странах разработка правил внутреннего трудового распорядка обязательна (за исключением мелких предприятий). Правила внутреннего трудового распорядка включаются в трудовые договоры, поскольку считается, что работник, заключивший трудовой договор, принимает на себя тем самым обязательство соблюдать эти правила.
Обычай признается второстепенным источником трудового права при условии, что по данному вопросу отсутствуют нормы законов и коллективных договоров. Должно быть доказано, что обычай применялся на практике длительное время, прочно укоренился и его обязывающий характер признается сторонами. Обычай не должен противоречить императивным нормам закона и иных нормативных юридических актов. В отдельных случаях применение обычая в тех или иных сферах трудовых отношений прямо предусмотрено в законах1.
В большинстве латиноамериканских конституций предусмотрено, что должным образом ратифицированная международная конвенция становится частью внутреннего права.
По-разному решается в разных странах вопрос о признании в качестве источников трудового права судебной практики. В одних странах (например, Уругвай, Панама) прецедентное право не признается. В других странах (например, в Бразилии) решения по конкретным трудовым делам, особенно высших судебных инстанций, считаются обязательными для судов низших инстанций.
Наконец, в некоторых странах (например, в Аргентине, Колумбии) признается в качестве полноправного источника трудового права индивидуальный трудовой договор, общие принципы права и даже юридическая доктрина (Колумбия).
В Латинской Америки обычно допускается применение к регулированию наемного труда гражданско-правовых норм и конструкций при отсутствии по данному вопросу норм трудового права.
В некоторых странах (Панама, Аргентина) предусматривается возможность применения в сфере трудового права аналогии
' Например, в Уругвае, согласно закону, сокращенное рабочее время в раде отраслей определяет обычай. В Бразилии при отсутствии договоренности между сторонами работник может претендовать на заработную плату, которую обычно платят на данном предприятии за аналогичную работу.
закона и аналогии права. В этом случае источником трудового права признаются общие принципы права и справедливость.
Следует заметить, что в латиноамериканских странах, имеющих форму федерации (Мексика, Бразилия, Аргентина), трудовое законодательство входит в сферу исключительной компетенции федеральных органов.
В заключение этого параграфа хотелось бы обратить внимание на решение в законодательстве некоторых латиноамериканских стран вопроса о приоритете трудового права в случаях, когда при регулировании трудовых отношений возникают конфликты законов, относящихся к различным отраслям права, главным образом к трудовому и гражданскому праву. Решение такого конфликта в пользу трудового права в наибольшей мере отвечает интересам наемных работников, является предметом требований их организаций, но, насколько нам известно, это требование реализовано в мире в немногих странах.
Учитывая принципиальную важность этого вопроса, воспроизведем соответствующие статьи из законодательства Венесуэлы и Перу.
"В случае конфликтов законов, относящихся к различным отраслям, приоритет должны иметь законы о труде, как материальные, так и процессуальные. В случае сомнения относительно применения различных действующих норм или при толковании различных норм должна применяться норма, наиболее благоприятная для работников, причем как единое целое" (ст. 59 Органического закона о труде Венесуэлы).
"Существование трудового договора между лицом, выполняющим личные услуги, и лицом, в интересах которого эти услуги выполняются, предполагается, за исключением случаев, когда по философским и социальным причинам услуги осуществляются для некоммерческой организации по мотивам, отличным от тех, которые ведут к заключению трудового договора" (ст. 65 Органического закона о труде Венесуэлы).
"При наличии зависимого оплачиваемого труда презумиру-ется существование трудового договора, если не доказано обратное" (ст. 37 Закона Перу о занятости).
§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ И НОРМ
Трудовой договор.Трудовой договор регулируется в Латинской Америке тщательно и детально, с отработкой в законодательстве мельчайших деталей и нюансов.
В основном методы этого регулирования совпадают с теми, которые применяются в континентальной Европе. Они уже рассмотрены в настоящей книге. Чтобы избежать повторений, отметим лишь те нормы и конструкции правового института трудового договора, которые отражают специфику Латинской Америки или представляют своеобразную разработку известных европейских моделей, вызывающих интерес с точки зрения юридической техники, отдельных особенностей правового регулирования.
В законодательстве латиноамериканских стран в числе различных категорий работников, заключающих особые виды трудовых договоров, фигурируют работники, выполняющие доверительные функции. Это как руководящие, так и рядовые работники, находящиеся в тесном контакте с работодателем, имеющие доступ к конфиденциальной информации, чье мнение влияет на принятие управленческих решений.
Специфика регулирования трудового договора этой категории работников состоит в следующем: договоры с ними обязательно заключаются в письменном виде1; дополнительно заключается "пакт о неконкуренции"; облегчаются возможности их увольнений и не допускается восстановление по решению суда на прежней работе. Перечень должностей работников, входящих в указанную категорию, разрабатывается предпринимателем и включается в правила внутреннего трудового распорядка.
Весьма продуманны и детальны действующие в Латинской Америке законодательные правила, касающиеся приостановки и прекращения трудового договора.
В Венесуэле основаниями приостановки трудового договора считаются:
—несчастный случай на производстве или профессиональ ное заболевание, в результате которых работник потерял полностью или частично трудоспособность. Максимальный период приостановки трудового договора составляет в этом случае 12 месяцев;
—обычное заболевание работника, продолжающееся не бо лее 12 месяцев;
—обязательная военная служба;
—отпуск по беременности и родам;
—законная забастовка;
—период взятия работника под стражу в качестве меры пре сечения до вынесения приговора суда;
1 В большинстве латиноамериканских стран форма трудового договора определяется соглашением сторон.
—любой вид отпуска;
—форс-мажорные обстоятельства, приведшие к приостановке работы предприятия.
В период приостановки трудового договора приостанавливается как работа, так и выплата заработной платы, однако выплаты из фондов социального обеспечения в этот период не прекращаются.
В период приостановки трудового договора предприниматель не вправе уволить работника без уважительной причины, предусмотренной в законе. При возобновлении трудовых отношений работник должен быть восстановлен на своей прежней работе, за исключением случаев установления работнику инвалидности. Приостановка трудового договора не прерывает трудовой стаж.
Отметим, что законодательство Перу устанавливает особые правила, относящиеся к приостановке трудового договора в результате форс-мажора и непредвиденных событий. Такая приостановка допускается на срок не более 90 дней, причем предприниматель обязан немедленно сообщить о приостановке работы в органы по труду. Последние проверяют действительное наличие чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих приостановку работы. Если наличие таких обстоятельств не доказано, работа должна быть возобновлена, а работники получают заработную плату за все время приостановки работы.
Заслуживает внимания имеющаяся в трудовом праве стран Латинской Америки юридическая конструкция "спровоцированного увольнения работника". Суть ее заключается в возможности прекращения трудового договора по инициативе работника, но по вине работодателя, спровоцировавшего своими незаконными действиями и поведением работника на формально добровольное увольнение. В этом случае работник вправе без предупреждения прекратить трудовые отношения, а суд, возложив по жалобе работника ответственность за увольнение на работодателя, взыскивает с него в пользу работника возмещение ущерба.
В законодательстве Венесуэлы следующие действия предпринимателя считаются провоцирующими "добровольное" увольнение работника: бесчестность; аморальные действия в отношении работника или членов его семьи; акты насилия; оскорбление или проявление неуважения к работнику или членам его семьи; необеспечение здоровых и безопасных условий труда. Закон вводит понятие "косвенные побуждения к увольнению". К ним
относятся такие действия предпринимателя, как перевод работника на другую работу, не соответствующую его квалификации, или перевод на другую работу, хотя и без понижения заработной платы, но воспринятый работником как унижение, ведущее к профессиональной деградации; произвольное изменение продолжительности и режима рабочего времени.
По законодательству Перу установлен еще более широкий перечень действий предпринимателя, провоцирующих увольнение работника:
—невыплата к установленному времени заработной платы, если только это не является результатом форс-мажора, или непредвиденных обстоятельств, наличие которых должно быть доказано предпринимателем;
—необоснованное сокращение заработной платы работника или понижение его в должности;
—перемещение работника на другую работу с целью уни зить его или нанести ему иной вред;
—несоблюдение предпринимателем правил безопасности и гигиены труда, создающее угрозу жизни и здоровью ра ботника;
—акты дискриминации по отношению к работнику в связи с полом, расой, религией, убеждениями;
—аморальные действия, сексуальные домогательства или иные действия, унижающие работников.
Закон обязывает работника перед обращением в суд на предпринимателя в письменном виде предупредить его о недопустимости указанных действий и дать ему разумное время для исправления своего поведения.
Большинство стран Латинской Америки устанавливают перечень уважительных причин увольнения работника по инициативе работодателя1.
Рассмотрим более подробно механизм такого увольнения, установленный законодательством Перу, которое предусматривает два главных основания расторжения трудового договора с индивидуальным работником: несоответствие работника занимаемой работе; поведение работника, представляющее собой нарушение его трудовых обязанностей.
' Вместе с тем в Доминиканской Республике и в Аргентине допускаются увольнения ad nutum, т.е. без уважительных причин, по одностороннему усмотрению нанимателя, но с предупреждением и выплатой работнику компенсации за нанесенный ущерб.
Законодательство подробно расшифровывает каждое из указанных оснований. По первому основанию работника можно уволить в связи с ухудшившимся состоянием здоровья ("физического здоровья или умственных способностей") или вследствие несоответствия требуемой квалификации; в связи с недостаточной выработкой по сравнению со средними показателями; в связи с отказом работника подвергнуться медицинскому обследованию или выполнить предписание врача.
По второму основанию работника можно уволить только за серьезное нарушение. К таким нарушениям относятся: систематическое неисполнение указаний руководителей, правил внутреннего трудового распорядка и других актов хозяйской власти; порча имущества предпринимателя; разглашение коммерческой тайны; систематические опоздания на работу, не прекратившиеся после письменного предупреждения; несанкционированное отсутствие на работе более 5 дней в течение 30 календарных дней или более 15 дней в течение 180 календарных дней; систематическое появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического опьянения или однократное появление на работе в таком состоянии, которое повлекло или могло повлечь серьезные последствия в связи с характером работы (если работник отказывается подвергнуться обследованию для определения его состояния, предприниматель может обратиться за помощью в полицию); акты насилия, оскорбления по отношению к предпринимателю, его представителям, коллегам по работе, если эти действия совершаются на работе или вне работы, но непосредственно связаны с трудовыми отношениями.
Прежде чем уволить работника по указанным основаниям, предприниматель должен дать ему время на раздумье (не менее 6 календарных дней), в течение которых работник имеет возможность исправить свое поведение, за исключением наиболее серьезных дисциплинарных нарушений, дающих право на немедленное увольнение.
Запрещены увольнения в связи с членством работника в профсоюзе и за его профсоюзную деятельность, с обжалованием работником действий предпринимателя в суд или иной государственный орган; увольнение беременной женщины и женщины-матери (в течение 90 дней после родов); увольнение как акт дискриминации по мотивам пола, расы, религии, убеждений.
Законодательством Перу установлен особый порядок коллективных увольнений, которые рассматриваются как увольнения по объективным причинам, к которым отнесены непредвиден-
ные события и форс-мажорные обстоятельства; экономические, технологические, структурные преобразования, операционные нужды предприятия; ликвидация предприятия, в том числе в результате банкротства.
В Мексике установлен наиболее полный в Латинской Америке следующий перечень оснований увольнений по инициативе предпринимателя:
—обман предпринимателя при приеме на работу (фальси фикация документов, рекомендаций и т.п. Увольнение по этому основанию возможно только в течение 30 дней пос ле приема на работу);
—бесчестное поведение, акты насилия, угрозы, оскорбле ния по отношению к предпринимателю (его представите лям), членам его семьи;
—совершение указанных выше действий вне работы, если они исключают возможность продолжения трудовых от ношений;
—совершение указанных выше действий в отношении кол лег по работе;
—акты саботажа;
—нанесение ущерба имуществу предприятия по небрежности;
—совершение по небрежности опрометчивых действий, со здающих угрозу безопасности предприятия и его работни ков;
—разглашение секретов производства и закрытых сведений, что наносит ущерб предприятию;
—совершение аморальных действий на месте работы;
—прогул без уважительных причин более чем 3 раза в тече ние 30-дневного периода;
—отказ подчиниться распоряжениям руководителя;
—отказ принять превентивные меры, чтобы избежать несча стного случая на производстве или профессионального за болевания;
—появление на работе в нетрезвом состоянии или в состоя нии наркотического или токсического опьянения. В после днем случае работник может оправдаться, предъявив пред принимателю медицинский рецепт, предписывающий прием определенных лекарств;
—вошедший в законную силу приговор суда, исключающий возможность продолжения данной работы.
Отметим, что по законодательству Мексики работник, имеющий трудовой стаж более 20 лет, может быть уволен только по
особо серьезным основаниям, делающим продолжение трудовых отношений невозможным.
Представляет интерес регулирование в Латинской Америке выходного пособия. Это пособие обычно выплачивается при всех видах увольнения по инициативе как работодателя, так и работника. Новшеством в законодательном регулировании этого вопроса является введение правила, согласно которому на каждого работника открывается счет, на который предпринимателем переводятся определенные суммы. Работник получает выходное пособие в случае увольнения из средств этого счета. При прекращении трудового отношения в результате смерти работника выходное пособие получает его наследник.
Обращает внимание то, что в законодательстве латиноамериканских стран уделяется большое внимание соблюдению формальностей и юридическому оформлению действий, связанных с прекращением трудовых отношений. Так, прекращение трудового договора по соглашению сторон требует обязательного письменного оформления или даже регистрации такого соглашения в государственном органе по труду.
В Аргентине увольнение работника по собственному желанию должно быть оформлено в виде специальной телеграммы работодателю, которую можно послать бесплатно, либо письма, направленного в орган по труду с последующей его передачей предпринимателю.
В заключение рассмотрим действующие в латиноамериканских странах правила, касающиеся трудовых договоров с иностранным участием.
Эти договоры заключаются и реализуются при строгом государственном надзоре и контроле и с определенными ограничениями.
Так, в Панаме для заключения гражданином этой страны договора о работе за рубежом требуется разрешение Министерства труда, в котором может быть отказано, если этого требуют национальные интересы. Лицо, выезжающее на работу за границу, обязано предоставить в это министерство подробные сведения о предполагаемой работе и внести в Национальный банк определенный залог, который, по мнению министерства, будет достаточным для удовлетворения претензий возможных кредиторов к работнику-мигранту. Копия трудового договора каждого работника-мигранта хранится в Министерстве труда. Такой договор должен содержать определенные реквизиты, в частности порядок возмещения транспортных расходов на поездку за границу и на возвращение на родину.
23 Киселев и. я. 345
Работа за границей запрещена для подростков до 18 лет при отсутствии разрешения их родителей, опекунов (попечителей), а также для лиц, оставляющих в Панаме иждивенцев, если только они не гарантируют, что будут выполнять свои обязательства в период их работы за рубежом.
Органический закон о труде Венесуэлы (ст. 78) устанавливает, что трудовые договоры граждан Венесуэлы, выезжающих на работу за границу, должны заключаться в письменной форме, быть засвидетельствованы в государственном органе и заверены консулом Венесуэлы в стране трудоустройства. Зарубежный работодатель обязан перевести в Венесуэлу сумму, необходимую для возмещения транспортных расходов работника на поездку за границу и возвращение домой. До отъезда работника работодатель обязан в письменном виде информировать его об условиях жизни и труда в стране трудоустройства и о требованиях, которые будут к нему предъявляться.
Контроль и ограничения действуют в отношении труда иностранцев. Повсюду введен запрет приема иностранных граждан на определенные работы и должности. В Венесуэле, например, в числе таких должностей руководители кадровых служб и мастера на предприятиях, капитаны морских и воздушных судов.
В целях защиты национальной рабочей силы введены правила о максимальном числе иностранцев на предприятиях и о максимально допустимом превышении заработной платы иностранцев по сравнению с заработной платой местных работников. Например, в Венесуэле на предприятиях с численностью работников более 10 90% работников должны иметь венесуэльское гражданство. В Перу вновь создаваемые предприятия должны иметь персонал, состоящий не менее чем на 80% из граждан Перу, а после трех лет функционирования предприятия — не менее на 90%. В Доминиканской Республике местные работники должны составлять 80% персонала всех предприятий. В Венесуэле заработная плата иностранцев не может более чем на 20% превышать заработную плату соответствующей квалификационной категории местных работников. В Доминиканской республике при сокращении штатов местные работники должны пользоваться преимуществом по сравнению с иностранцами. В Панаме предприятие, которому разрешено нанимать иностранных работников, обязано заменить их местными работниками в течение пяти лет после выдачи разрешения. В Перу в трудовой договор иностранного работника должно быть включено обязательство обучать местных работников соответствующей профессии.
В Венесуэле ограничения в отношении найма иностранных работников не действуют, если Министерство труда придет к выводу после изучения положения на рынке труда, что данная работа требует особой квалификации, а лиц с такой квалификацией среди граждан Венесуэлы найти невозможно. Министерство труда в этом случае может выдать специальное разрешение на прием иностранцев для выполнения такой работы, но с условием, что предприниматель в течение определенного времени обучит данной профессии венесуэльского гражданина.
Во всех латиноамериканских странах существует административная процедура разрешений на въезд и на работу иностранцев. В ряде стран введен максимальный срок действия разрешения иностранцам на работу, например в Панаме — не более пяти лет. В Венесуэле при выдаче иностранцам разрешения на работу предпочтение должно быть отдано тем, кто имеет детей, рожденных в Венесуэле, жен (мужей) — граждан Венесуэлы и живет в стране длительное время.
Условия и охрана труда.Почти во всех странах Латинской Америки установлен государственный минимум заработной платы. Определяется он чаще всего по регионам с учетом разницы в стоимости жизни. Конкретные размеры государственного минимума заработной платы определяют органы исполнительной власти, обычно министерства труда, но с обязательным учетом мнения профсоюзов и организаций предпринимателей. В Уругвае и Доминиканской Республике государственный минимум заработной платы устанавливает трехсторонняя комиссия в составе представителей профсоюзов, организаций предпринимателей и правительства.
Государственный минимум заработной платы периодически пересматривается с учетом роста цен. В одних странах периодичность пересмотра этого минимума определена в законе, в других осуществляется по мере необходимости.
В большинстве стран законодательство допускает выплату части заработной платы натурой. Например, в Трудовом кодексе Бразилии этому вопросу посвящена специальная статья (458), гласящая: "В понятие заработной платы включается не только денежное вознаграждение, но и оплата пищей, жильем, одеждой и другие виды натуральной оплаты, которую предприниматель в соответствии с трудовым договором или обычаем выплачивает работнику в качестве вознаграждения за труд. Ни при каких обстоятельствах не разрешается выплата работнику заработной платы алкогольными напитками, наркотическими веществами".
Максимальная продолжительность рабочего времени в большинстве стран — 48 ч. в неделю и 8 ч. в день. В Доминиканской Республике — 44 ч. в неделю и 8 ч. в день. Во всех странах для определенных категорий работников (подростков, лиц, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и т.п.) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в зависимости от трудового стажа по определенной шкале при минимальном отпуске 1—2 недели и максимальном — 4—5 недель. Например, в Аргентине ежегодный оплачиваемый отпуск при трудовом стаже до 5 лет составляет 14 дней; от 5 до 10 лет — 21 день; от 10 до 20 лет — 28 дней; более 20 лет — 35 дней. В Бразилии и в ряде других стран законодательство предусматривает, что прогул без уважительных причин влечет за собой соответствующее сокращение продолжительности отпуска. Для приобретения права на отпуск обычно требуется непрерывная работа на предприятии в течение 11 — 12 месяцев.
Минимальный возраст приема на работу — 12—14 лет.
Отпуск по беременности и родам составляет в зависимости от страны от 12 до 18 недель. Отпуск по уходу за ребенком не предусмотрен.
Институты коллективного трудового права.Право на объединение в профсоюз в настоящее время признано во всех латиноамериканских странах. Однако в ряде стран законодательство препятствует объединению в профсоюз государственных служащих.
Одной из новелл в профсоюзном законодательстве стало заимствование Панамой в 1972 г. из трудового законодательства США (закона Вагнера) юридической конструкции "нечестная трудовая практика со стороны предпринимателя" с целью обеспечения профсоюзных свобод. В ст. 388 Трудового кодекса Панамы "нечестной трудовой практикой", направленной против юнионизма и прав работников, объявлены следующие действия предпринимателей: составление "черных списков"; увольнения, наказания, переводы, перемещения работников в виде наказания за профсоюзную деятельность, участие в забастовке, направление жалоб на предпринимателя; вмешательство в деятельность профсоюза, установление контроля над ним; подкуп профсоюзных работников; увольнения прежде всего членов профсоюзов, с тем чтобы уменьшить их влияние.
За "нечестную трудовую практику" предприниматели караются штрафами. Работники, лишившиеся работы в результате
"нечестной трудовой практики", используемой предпринимателями, подлежат восстановлению на работе с выплатой заработка за время вынужденного прогула.
Законодательство Панамы предусматривает, что увольнение профсоюзных руководителей возможно только с предварительного разрешения Трудового суда. Мексиканское законодательство допускает установление в коллективных договорах "принудительного юнионизма", т.е. запрета приема на работу лиц, не являющихся членами профсоюза, заключившего данный коллективный договор. Предприниматель может уволить работника, вышедшего или исключенного из данного профсоюза. Отметим, что в Мексике (это уникальная норма, отсутствующая в других латиноамериканских странах) заключение коллективного договора обязательно для предпринимателя, нанимающего работников, входящих в профсоюз.
Право на забастовку признано почти во всех латиноамериканских странах в большинстве случаев на конституционном уровне с определенными ограничениями (государственные служащие, лица, занятые в "существенных услугах", и т.п.).
В отдельных странах Латинской Америки допускается локаут, но с определенными ограничениями. Так, в Боливии на проведение локаута требуется разрешение судебного органа. В Эквадоре проведение локаутов контролируется инспекцией труда, а их продолжительность определяется органом примирения и арбитража. В Доминиканской Республике локаут допускается на тех же основаниях, что забастовка, однако срок предупреждения о локауте должен быть большим, чем при забастовке. В Аргентине признаетсА законным локаут, являющийся ответом предпринимателя на незаконную стачку. Однако в большинстве стран закрепление в конституциях права на забастовку и отсутствие права на локаут трактуются таким образом, что предоставление работникам права на забастовку и непредоставление предпринимателям права на локаут представляет собой сознательное установление преимущества для работников, с тем чтобы уравновесить экономическое превосходство предпринимателей в сфере трудовых отношений. Предприниматели в силу своего экономического могущества имеют в своем распоряжении многочисленные средства давления, которые отсутствуют у работников. Поэтому нет необходимости гарантировать предпринимателям право на локаут как противовес права работников на забастовку.
В некоторых странах Латинской Америки предприниматели используют в качестве инструмента борьбы с работниками, дав-
ления на них, в частности, в целях предупреждения и срыва забастовки ликвидацию предприятия с последующим восстановлением его деятельности, но без прежних работников, наказанных увольнением.
Чтобы предотвратить использование закрытия предприятия в качестве скрытого локаута, в некоторых странах в законодательство включены специальные нормы. Так, в Эквадоре предусмотрено, что, если предприниматель в течение одного года возобновляет работу предприятия, сам или через посредника, он должен восстановить на работе всех уволенных работников, предоставив им прежние или лучшие условия труда. По законодательству Перу любая форма полной или частичной ликвидации предприятия или остановки работы с целью навязать работникам изменения в заработной плате, или иных условиях, труда или в качестве репрессии против работников запрещена.
Порядок рассмотрения трудовых споров.Почти во всех латиноамериканских странах существуют автономная трудовая юстиция, специальные суды по трудовым делам, которые рассматривают и разрешают юридические споры, как индивидуальные, так и коллективные1.
Обычно суды имеют, как и большинство трудовых судов в Западной Европе, трехстороннюю структуру, но трудовые суды в Уругвае состоят только из профессиональных судей. В одних странах (например, в Бразилии) существует полностью автономная система трудовых судов вплоть до Верховного трудового суда. В других странах (например, в Чили) решения трудовых судов могут быть обжалованы в Апелляционный суд по гражданским делам.
Заслуживает внимания упрощение "процедуры рассмотрения дел в трудовых судах по сравнению с общегражданскими. Например, иск в Трудовой суд Бразилии может быть оформлен как устно, так и письменно в виде заявления секретарю суда, который фиксирует это заявление по определенной форме. В Мексике законодательство предоставляет работникам определенные преимущества при рассмотрении дел в трудовых судах: суд принимает меры по дополнению иска работников недостающими доказательствами; дает работнику-истцу три дня для сбора дополнительных доказательств; неявка на судебное заседание без уважительных причин ответчика-работодателя трактуется как признание им иска.
1 В Бразилии трудовые суды рассматривают как юридические, так и экономические трудовые конфликты.