Америке появилось позднее, чем в Европе1, но в XX в. оно стало интенсивно развиваться. Во всех странах были приняты многочисленные законы и иные нормативные акты о труде, в значительной степени копировавшие европейские образцы и установившие в целом довольно высокий уровень охраны труда работников и иных трудовых прав. Бум трудового законодательства продолжался повсеместно и почти безостановочно вплоть до второй половины 70-х годов. В результате во многих странах оформились национальные системы трудового права, весьма развитые с точки зрения глубины и всесторонности разработки правового регулирования труда, богатства и разнообразия нормативного материала, достижений юридической техники. В законодательстве и
1 Первые законы об охране труда (обязательном еженедельном воскресном дне отдыха) были приняты в Аргентине и в Колумбии в 1905 г.
особенно в конституциях многих латиноамериканских государств содержатся общие положения и декларации, отражающие идеи "социального католицизма", который высоко оценивает роль труда в жизни общества, заявляет о его приоритете по отношению к капиталу и рассматривает трудовое право как важный инструмент достижения социальной справедливости.
Хотя уровень правовых гарантий в сфере труда в странах Латинской Америки в целом ниже, чем в развитых странах Запада, некоторые латиноамериканские страны установили для работников льготы, которые отсутствуют на Западе или даже превосходят западные стандарты. Например, мексиканское законодательство обязывает предпринимателей предоставлять своим работникам жилье; законодательство Колумбии устанавливает 18 праздничных дней в году.
Специфика правового регулирования труда в странах Латинской Америки объясняется целым рядом факторов:
—особенностями индустриализации, развития капитализма, социальной структуры общества, роли государства, клас совой борьбы в этом регионе;
—склонностью правящих кругов в ответ на революционные выступления масс идти на частичные уступки в целях ос лабления профсоюзов, смягчение остроты социальных про тиворечий;
—особенностями политической истории, характеризующейся установлением в ряде стран авторитарно-популистских ре жимов, заигрывающих с рабочим классом;
—влиянием христианско-социальной идеологии1, левых партий и боевых профсоюзов;
—воздействием международных трудовых стандартов, раз работанных Международной организацией труда (МОТ)2, а также рядом других факторов, рассмотрение которых вы ходит за рамки настоящей книги.
1 Статья 1 Трудового кодекса Коста-Рики, принятого в 1943 г., провозгла шала, что Кодекс основывается на христианских принципах социальной спра ведливости, а в Колумбии установлено, что обычай применяется как источ ник трудового права только в том случае, если он не противоречит принципам христианской морали.
2 Уровень ратификации конвенций МОТ странами Латинской Америки от носительно высокий. К началу 1998 г. число ратификаций по странам составля ло: Аргентина — 69, Боливия — 45, Бразилия — 83, Чили — 48, Коста-Рика — 48, Доминиканская Республика — 28, Эквадор — 56, Сальвадор — 20, Гватема ла — 71, Гондурас — 21, Мексика — 76, Никарагуа — 58, Панама — 71, Пара гвай — 35, Перу — 67, Уругвай — 102, Венесуэла — 52, Колумбия — 53.
Можно выделить четыре черты, которые характеризуют трудовое право стран Латинской Америки.
1.Основные положения и конкретные нормы трудового пра ва фигурируют почти во всех конституциях латиноамериканских стран. Это стало традицией после принятия в 1917 г. Конститу ции Мексики, в которой (впервые в истории) вопросы право вого регулирования труда были подняты на конституционный уровень. В эту Конституцию в виде особого раздела (в ст. 123, состоящую из 31 пункта) был включен своего рода "мини-ко декс труда", в котором не только провозглашались основные трудовые права работников, но и фиксировались важнейшие нормы, вошедшие впоследствии в трудовые кодексы всех стран. Конституция Мексики, воплотившая концепцию "социального конституционализма", стала образцом для многих латиноаме риканских конституций (например, Бразилии, Сальвадора, Гва темалы, Перу, Гондураса), а также конституций ряда западно европейских стран, принятых после второй мировой войны, особенно конституций Испании и Португалии.
2.Латиноамериканские страны имеют, как правило, кодифи цированное трудовое законодательство в виде трудовых кодек сов (Бразилия, Мексика, Чили, Эквадор, Боливия, Коста-Рика, Никарагуа, Гватемала, Панама, Парагвай, Колумбия, Домини канская Республика, Гондурас) либо специальных законов о труде, равнозначных трудовым кодексам (например, Венесуэ ла, Боливия). Отметим, что в ряде стран (Бразилия, Мексика, Панама) действуют трудовые "кодексы-энциклопедии", насчи тывающие более тысячи статей.
3.Среди источников трудового права превалирующее значе ние имеет законодательство. Коллективно-договорное регулиро вание труда развито слабо, а в некоторых странах почти полно стью отсутствует.
4.Во многих странах относительно высокий уровень индиви дуальных трудовых прав1 традиционно сочетался с антипроф-
1 Речь идет о нормах, формально закрепленных в законодательстве. Многие из них по целому ряду объективных и субъективных причин остаются на бумаге, т.е. не применяются или почти не применяются, особенно в некоторых отраслях (сельское хозяйство, услуги), на мелких предприятиях, в неформальной экономике, которая в Латинской Америке традиционно превалирует. Слабое развитие экономики, ограниченность материальных ресурсов, избыток рабочей силы, ведущий к массовой безработице, развитие "черного рынка труда", наконец, серьезные финансово-экономические трудности, затронувшие в последнее десятилетие страны Латиноамериканского континента, — все это ведет к эфемерности многих социальных гарантий и программных положений, записанных в конституциях и в законодательных актах по труду.
союзным законодательством, установлением правительственного контроля за профсоюзами, ограничениями права на забастовку, легализацией локаутов.
В последние 10—15 лет в трудовом праве стран Латинской Америки обнаружились две тенденции. Одна тенденция — дальнейшее расширение индивидуальных трудовых прав, общее повышение уровня охраны труда, демократизация коллективного трудового права (коллективных форм борьбы работников). Ее развитию способствовало восстановление демократии в тех странах, в которых господствовали диктаторские режимы (Чили, Бразилия, Парагвай и др.).
Вторая тенденция направлена на придание правовому регулированию труда большей гибкости. По принятой терминологии это именуется флексибилизацией трудового законодательства, а на деле ведет во многих случаях к ограничению прав работников, к ослаблению роли профсоюзов и к так называемому дерегулированию, т.е. отмене ряда защитных норм и положений трудового права, которыми традиционно пользовались работники как своим завоеванием.
За каждой из этих тенденций стоят определенные общественные и политические силы и идеологические концепции.
Необходимость придания правовому регулированию труда большей гибкости и проведения соответствующих реформ трудового законодательства обосновывается прежде всего экономическими императивами: кризисным состоянием экономики, усилением внешней задолженности многих стран (т.е. задолженности зарубежным и международным кредиторам), инвестиционным голодом, низкой конкурентоспособностью латиноамериканских товаров на международных рынках в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Корректировка трудового законодательства в указанном направлении призвана в числе прочего воспрепятствовать дальнейшему расширению теневой экономики, стремлению предпринимателей уклониться от выполнения норм трудового законодательства, многие требования которого они считают непосильными.
Флексибилизация трудового законодательства рассматривается правящими кругами ряда стран как необходимая составная часть реформы трудовых отношений с целью их модернизации. Эта реформа, в свою очередь, призвана облегчить реализацию объективно назревшей структурной перестройки народного хозяйства в целом с учетом нового этапа научно-технического прогресса и сопутствующих ему социальных, экономических,
политических и культурно-этических сдвигов. Многие аргументы сторонники такой реформы черпают из теоретических постулатов неолиберализма и монетаризма.
Политика флексибилизации правового регулирования труда и дерегулирования наталкивается на сопротивление профсоюзов, левых партий. Ее подвергают критике ученые (юристы, экономисты, социологи) неоинституционного направления, некоторые политические деятели. Они доказывают, что социальная защита не должна рассматриваться всего лишь как одна из многих составляющих структурной перестройки экономики. Это принципиально неверно, ибо социальная защита по большому счету выражает глубоко укоренившиеся в сознании широких масс принципы социальной справедливости1.
Поэтому социальные начала не должны подчиняться соображениям экономической целесообразности. Скорее наоборот, экономическая политика должна учитывать социальные императивы, в максимальной мере приспосабливаться к ним. Иными словами, экономика должна быть социально ориентированной, а трудовое право — в полной мере осуществлять свое главное назначение — охрану труда, физического и духовного благополучия работников.
Доводы сторонников усиления социальной функции трудового права с наибольшей полнотой сформулированы бывшим президентом Венесуэлы Рафаэлем Кальдерой. Он отвергает аргументы противников дальнейшего повышения уровня социальной защиты, утверждающих, будто оно отрицательно скажется на конкурентоспособности латиноамериканских товаров и состоянии производства, приведет к росту инфляции, будет препятствовать иностранным инвестициям, повысит стоимость национальной продукции, удорожит экспорт.
"Все эти аргументы, — утверждает Р. Кальдера, — отвергаются данными статистики, из которых можно вынести заключение, что труд в Латинской Америке продолжает оставаться самым дешевым фактором производства, что инфляцию порождают отнюдь не юридические нормы в защиту работников. Наличие же экономического кризиса — дополнительный аргумент в пользу социальной защиты, ибо бремя кризиса не должны нести только и исключительно работники"2.
1 В Органическом законе о труде Венесуэлы (ст. 2) провозглашено: "Госу дарство поддерживает высокий статус труда, защищает человеческое досто инство работников и устанавливает нормы, способствующие лучшему вы полнению ими своих функций в соответствии с идеалами социальной спра ведливости".
2 Derecho Laboral. 1991. N 161. P. 3.
Последнее, как считают многие аналитики, может привести к социальному взрыву1.
Еще одна точка зрения на указанную проблему сформулирована в журнале МОТ "Международный обзор труда". Она кажется нам достаточно убедительной, стремящейся уйти от крайних оценок.
"Все больше людей теперь считают, что определенная мера гибкости в регулировании рынка труда действительно... требуется в условиях изменяющегося мира. Проблема состоит не в том, чтобы принять или отвергнуть флексибилизацию как таковую, а в том, чтобы различать те аспекты гибкости, которые действительно полезны и необходимы, и такие ее аспекты, которые соответствуют крайностям идеологии свободного рынка. Наконец, необходимо понимание того, что в отличие от законов, регулирующих рынки товаров, капиталов и другие рынки, законы, регулирующие рынок труда, должны основываться не только на экономической логике, но и на соображениях справедливости. Если эти соображения принять во внимание, тогда возникает лишь одна проблема — найти разумный баланс между формами гибкости, которые отвечают законным интересам предпринимателей, и теми, которые обеспечивают уровень защиты работников, соответствующий идеалам социальной справедливости. Латиноамериканское общество остается верным этим идеалам"2.
Итоги противостояния двух рассмотренных тенденций в развитии трудового законодательства весьма неоднозначны в различных странах и даже в рамках одной страны. С известной долей условности можно утверждать, что в Аргентине и Перу в 90-е годы были осуществлены реформы трудового законодательства в сторону усиления его гибкости; в Мексике, Бразилии, Сальвадоре, Доминиканской Республике, Гватемале, Коста-Рика, Парагвае, Уругвае превалировали тенденции к дальнейшему расширению социально-охранительной функции трудового права. В таких же странах, как Чили, Венесуэла, Панама, Эквадор, обе тенденции либо присутствовали одновременно во вновь принимаемых законах (Венесуэла, Панама, Эквадор), либо превалировали в условиях различных политических режимов (Чили).
' "Если цена экономических преобразований — социальный взрыв, то доверие к таким преобразованиям не может не уменьшиться". (Bronstein A. Societal Change and Industrial Relations in Latin America: Trends and Prospects // International Labour Review. 1995. N 2. P. 186.)
2Bronstein A. Labour Law Reform in Latin America: between State Protection and Flexibility// International Labour Review. 1997. N 1. P. 26.
За последнее десятилетие наибольшие изменения претерпело законодательство о труде Аргентины, Перу, Чили, Колумбии и Панамы. Рассмотрим некоторые новеллы, включенные в это законодательство, подробнее.
Реформы трудового законодательства в Аргентине.Наиболее значительные изменения в трудовое законодательство были внесены в 90-е годы тремя законами.
В 1991 г. был принят широкий по содержанию и значительный по объему (160 статей) Закон о занятости. Он предусматривал проведение активной государственной политики на рынке труда, меры по усилению борьбы с нелегальной занятостью, помощи безработным, в частности образование Национального фонда занятости, предотвращение массовых увольнений и, наконец, регулирование новых видов трудового договора. Закон легализовал заключение четырех видов срочного договора: общий договор на срок от 6 до 18 месяцев; специальный договор, который вправе заключать со своими работниками начинающие предприниматели от 6 до 18 месяцев, но с правом продления до 4 лет; специальный договор, оформляемый с работниками моложе 27 лет, впервые заключающими трудовой договор, при условии, что он включает обучение работника; специальные договоры сроком от 4 месяцев до 2 лет для молодых безработных, устраивающихся на работу впервые. Заключение таких договоров стимулировалось сокращением взносов предпринимателей в фонд социального обеспечения.
В 1995 г. было принято еще два закона. Первый из них устанавливал специальные правила регулирования работы неполное рабочее время, дополнительные стимулы заключения договоров на срок и предусматривал, что в период прохождения работником испытательного срока работодатель освобождается от уплаты на него взносов в фонд социального страхования. Второй закон устанавливал особое регулирование трудового договора на мелких предприятиях (с числом работников менее 40 человек). Он облег* чал возможность увольнения работников, а также заключения на таких предприятиях срочных трудовых договоров.
Реформы трудового законодательства в Перу.В 1991 г., с приходом к власти президента Альберто Фухимори, в Перу началась реформа трудовых отношений, в частности, с целью придания им большей гибкости для осуществления политики, направленной на решение экономических проблем, прежде всего преодоления экономического кризиса.
22 Киселев и. я. 329
Юридическое обеспечение реформ было осуществлено путем принятия в 1991 г. Закона о занятости, который действует и в настоящее время (в редакции 1995 г.).
Два главных направления реформ:
—отказ от чрезмерной централизации трудовых отношений и сдвиг в сторону развития локального регулирования труда;
—легализация атипичных форм занятости и атипичных ви дов трудового договора, в частности широкое допущение срочных трудовых договоров, а также "заемного" труда и деятельности лизинговых фирм.
Многочисленные виды срочных трудовых договоров, легализованных в новом законодательстве, подразделяются на следующие группы:
—договоры, регулирующие временный труд;
—договоры, необходимые для обеспечения рабочей силой новых видов производственной деятельности;
—договоры, заключение которых необходимо в связи с ре организацией предприятия;
—договоры, заключение которых вызвано случайными об стоятельствами (например, необходимостью замены боль ного работника);
—договоры на время выполнения определенной работы.
Новое законодательство отменило действовавший ранее порядок, согласно которому незаконно уволенный работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой возмещения за вынужденный прогул. Вместо восстановления на работе была введена компенсация за увольнение в виде выходного пособия в размере месячной заработной платы за один год непрерывного трудового стажа и суммы, равной 3—12-месячной заработной плате.
Восстановление на прежней работе сохранилось лишь в отдельных случаях: увольнение за профсоюзную деятельность, дискриминационное увольнение, увольнение беременной женщины. Было установлено, что по истечении 30 дней работник теряет право обжалования незаконного увольнения в суде. Предпринимателям было предоставлено право вводить гибкий режим рабочего времени.
Предусмотрено обязательное увольнение работников, достигших пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), если работник имеет достаточный страховой стаж для получения полной пенсии по старости.
В Законе о занятости большое место отведено нормам, относящимся к профессиональному обучению молодежи. В практику трудовых отношений введены два новых вида трудовых соглашений: соглашение об обучении молодежи и соглашение о приобретении молодыми людьми трудового опыта.
Соглашение об обучении молодежи заключается сроком до 36 месяцев с молодыми людьми в возрасте от 16 до 25 лет, которые не завершили обучение в средней школе или не смогли получить профессиональное образование. Число лиц, имеющих такие соглашения, не может превышать 30% общей численности работников предприятия. Ученик обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а предприятие — обучать его определенной профессии и выплачивать стипендию в размере не менее государственного минимума заработной платы. На эту сумму предприниматель освобождается от уплаты взносов в фонд социального страхования. Ученик не пользуется правом на оплаченный отпуск. На учеников не распространяются правила, касающиеся охраны материнства.
Соглашение о приобретении трудового опыта имеет целью предоставить возможность приобретения производственного опыта выпускникам учебных заведений независимо от возраста. Правовое регулирование таких соглашений в главных чертах сходно с регулированием соглашений об обучении молодежи.
Реформы трудового законодательства в Чили.После насильственного свержения в 1973 г. президента Сальвадора Альенде и прихода к власти генерала Пиночета в Чили были проведены реформы трудового законодательства, отвечающие требованиям новой экономической политики неолиберального характера, которую стали проводить правящие круги после смены политического режима.
В числе прочего был отменен прежде действовавший правовой акт, согласно которому увольнение работников допустимо только по уважительной причине. Было введено новое правило, которым допускалось увольнение работников по произвольному решению работодателя, но с предупреждением и выплатой выходного пособия в размере месячной заработной платы за каждый год работы на данном предприятии, но не более 6-месячной заработной платы.
Было допущено широкое применение срочных трудовых договоров продолжительностью до 2 лет, введена индивидуализация режима рабочего времени на основе его суммированного
учета при учетном периоде, равном 48 часам в неделю. При таком учете продолжительность рабочего дня могла повышаться до 12—14 часов. Был отменен государственный минимум заработной платы для молодежи до 21 года и пожилых работников старше 65 лет. Установлены жесткий государственный контроль за профсоюзами и многочисленные ограничения их деятельности, права на коллективные договоры и забастовку.
После восстановления демократии в Чили в начале 90-х годов некоторые меры трудового законодательства, принятые во время правления Пиночета и наносящие ущерб работникам, были отменены или смягчены. Новая регламентация срочных трудовых договоров несколько ограничила их применение; их максимальная продолжительность была сокращена до одного года, и было предусмотрено, что работник, который непрерывно работает на работодателя 12 месяцев в течение 15-месячного периода, имеет право заключить с этим работодателем бессрочный трудовой договор. Новое законодательство восстановило принцип увольнения только по уважительным причинам. Были увеличены размеры возмещения работникам за необоснованное увольнение. Его максимальные размеры были повышены с 6 месяцев до одного года. Отменено положение о нераспространении государственного минимума заработной платы на работников старше 65 лет. Увеличена компенсация работникам, увольняемым в связи с банкротством предприятия. Установлена ответственность основного предпринимателя по обязательствам субподрядчика по отношению к нанимаемым последним работникам; в этом случае на основного предпринимателя возложена субсидиарная ответственность по обязательствам субподрядчика.
Были восстановлены (за некоторыми исключениями) профсоюзные права, право на коллективные договоры и забастовку.
Изменения в трудовом законодательстве Чили были закреплены в 1994 г. в новой редакции Трудового кодекса Чили.
Как подчеркивается в литературе, реформы трудового законодательства, проведенные в Чили после восстановления демократии, внесли "только те изменения в законодательство, которые не угрожают бизнесу, частным инвестициям, налоговому и макроэкономическому равновесию и международной конкурентоспособности чилийских товаров"1.
1 Comparative Labor Law and Policy Journal. 1998. N 2. P. 193.