Англосаксонский вид трудового права (США, Великобритания, Ирландия, Канада, Новая Зеландия).
Трудовое право Австралии и Японии настолько своеобразно, что его нельзя отнести ни к одному из названных видов трудового права. По нашему мнению, трудовое право каждой из этих стран можно рассматривать как особый, самостоятельный вид трудового права.
Кратко рассмотрим каждый из перечисленных видов трудового права.
Трудовое право стран континентальной Европы отличается значительной ролью законодательства и развитой системой коллективно-договорного регулирования в общенациональном и отраслевом масштабах и в рамках предприятий. Законы и коллективные договоры составляют главные источники трудового права. Хотя роль судебной практики в отдельных странах весьма велика, она не считается, как правило, источником трудового права, а судебные решения по конкретным делам не имеют силы прецедентов. Профсоюзы пользуются правами в общенациональном масштабе и на предприятиях, и это обычно зафиксировано в законодательстве. На предприятиях функционируют органы представительства трудовых коллективов, полномочия которых в большинстве случаев определены в законодательстве, устанавливающем определенные формы соучастия работников и профсоюзов в деятельности частных корпораций или только национализированных хозяйственных комплексов. Большая часть аспектов трудового договора регулируется законом. В частности, законодательство устанавливает значительные ограничения усмотрению работодателей при увольнении работников.
Законодательство закрепляет минимальные нормы условий труда, но не определяет, как правило, детальной процедуры установления нормативных положений в коллективных договорах. Процедура коллективных переговоров в большей мере регламентируется соглашением сторон.
Англосаксонский вид трудового права характеризуется значительной ролью коллективных договоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений, условий труда, особой ролью судов, решения которых по конкретным делам имеют силу прецедентов. Роль законодательства также велика, но главным образом в таких сферах, как положение профсоюзов, регулирование забастовок, порядок коллективно-договорного регулирования труда.
Законодательство закрепляет не столько минимальные нормы труда, сколько процедуру взаимоотношений сторон коллективных договоров, порядок формирования ими норм труда. Для реализации этой процедуры создаются специальные административные и судебные органы. Коллективно-договорные соглашения являются главными инструментами регулирования таких вопросов, как рабочее время, отпуска, дисциплина труда, а в некоторых странах (США, Канада) эти вопросы почти целиком регламентируются трудовым договором. В регулировании трудового договора весьма значительна роль судебной практики (общего права), которая на казуистической основе применяет специфические критерии (степень подчиненности, подконтрольность, интегрированность работника на предприятии), по которым трудовой договор отличается от договоров гражданского права (подряда, поручения). Предпринимательские полномочия по расторжению трудового договора, как правило, шире, чем в трудовом праве европейских континентальных стран.
Законодательство не предусматривает образования на предприятиях органов представительства трудовых коллективов, каких-либо институциональных форм соучастия работников и профсоюзов в управлении корпорациями; такое соучастие осуществляется главным образом через коллективные договоры и деятельность профсоюзов. Положение профсоюзов на предприятиях большей частью определено в коллективных договорах. Это особенно характерно для США и Канады и в меньшей мере для Великобритании, где эти вопросы частично регулируются законодательством .
Австралийский вид трудового права представлен одной Австралией, и его главная черта — решающая роль принудительного
арбитража в установлении минимальных условий труда и в разрешении трудовых конфликтов, хотя в ряде отношений (например, действие общего права английского происхождения, широкое использование коллективно-договорного метода1) трудовое право Австралии близко к англосаксонскому виду.
Что касается японского трудового права, то оно исключительно своеобразно. Однако в отношении источников права, структуры и содержания законодательных актов по труду имеется сходство с законодательством США. Трудовое право Японии нельзя отнести к англосаксонскому виду прежде всего потому, что решающую роль в нем играет законодательство, а коллективные договоры и общее право имеют меньшее значение, чем в трудовом праве англосаксонского вида. В отличие от последнего решения судов по конкретным делам не являются в Японии прецедентами. Специфична для японского трудового права особая роль комиссий по трудовым отношениям, состоящих из равного числа представителей предпринимателей, трудящихся и государственных чиновников, назначаемых министром труда. Эти комиссии оказывают серьезное воздействие на установление и применение трудовых норм, на разрешение трудовых споров.
Дифференциация трудового права в зависимости от государственного устройства различных стран.В странах, имеющих форму федерации (США, Канада, Австралия, ФРГ, Швейцария, Австрия), различается юрисдикция в области труда и трудовых отношений центральных (федеральных) органов и органов членов федерации (штатов, провинций земель).
По толкованию Конституции США, законы по труду вправе принимать как федерация, так и отдельные штаты. Издание федеральных законов опирается на ст. 1 (разд. VIII) Конституции. Федеральное трудовое законодательство распространяется на работников крупных предприятий федерального значения, т.е. предприятий, продукция которых выходит за пределы отдельных штатов и поступает на общенациональный рынок. Десятая поправка к Конституции устанавливает, что "те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами". Штаты вправе издавать законы о труде, распространяющиеся на внутриштатную экономику, т.е. на мелкие предприятия местного значения. В послевоенные годы сфера
1 Механизм принудительного арбитража приводится в действие в тех случаях, когда стороны не достигают соглашения в ходе коллективных переговоров.
действия законов штатов расширилась. В настоящее время под их действие подпадает и часть работников, занятых на предприятиях федерального значения.
Конституция Австралии (ст. 51, 109) определяет полномочия федерального парламента по регулированию труда и устанавливает приоритет федерального законодательства по отношению к законодательству штатов. Трудовые отношения регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством штатов. Федеральное законодательство распространяется лишь на треть рабочих и служащих.
Конституция Канады устанавливает юрисдикцию в издании законов о труде не только федерального парламента, но и провинций, причем полномочия федерации в этой области ограниченны, и федеральные законы о труде распространяются лишь на 10% работников.
По сути дела в рамках Канады сосуществуют трудовое право англосаксонского типа (в англоговорящих провинциях) и трудовое право континентально-европейского типа, близкое к французскому (провинция Квебек).
В ФРГ централизация (роль федеральных органов) в правовом регулировании труда большая, чем в других федеральных государствах, и земли имеют довольно ограниченную юрисдикцию, почти как в унитарных государствах. Конституция устанавливает, что "земли обладают правом законодательства лишь тогда и поскольку, когда и постольку федерация не использует своих прав законодательства". Законы, противоречащие федеральному законодательству, признаются недействительными. Практически все законы о труде в ФРГ изданы федеральным парламентом, и в каждой земле действуют федеральные законы о труде, общие для всех.
Конституция Швейцарии (ст. 34) определяет компетенцию центральных органов в отношении издания законов о труде и устанавливает приоритет федерального законодательства над законами, издаваемыми кантонами, которые вправе законодательствовать лишь в сферах, не затронутых федеральным законодательством. Законодательство о труде Швейцарии состоит в основном из законов, изданных парламентом страны. В Австрии издание законов о труде отнесено к ведению союзных (федеральных) органов, за исключением законов, относящихся к работникам сельского и лесного хозяйства.
В унитарных государствах существует единое, общенациональное трудовое законодательство, но в странах с унитарным государственным устройством, где имеется административная авто-
номия определенных областей (Италия, Португалия, Испания), автономные области по конституции вправе принимать акты по труду, которые не должны противоречить общенациональным трудовым законам. Однако на практике принятие актов по труду автономными областями в указанных государствах — редкое исключение.
Внутринациональная дифференциация трудового права.В любой стране наряду с нормативными установлениями, относящимися ко всем рабочим и служащим, имеется немало норм, применяемых лишь к определенным группам работников, труд которых в большей или меньшей степени подвергается особой правовой регламентации. Такая дифференциация трудового права в конечном счете определена социальными и экономическими факторами, воздействующими на его формирование и развитие.
Наряду с субъективными факторами (стратегия и политика правящих кругов, различие в социальном весе, степени организованности различных категорий трудящихся и т.п.) на дифференциацию трудового права оказывают влияние объективные факторы: специфические производственные условия отраслей (например, транспорта, атомной промышленности), своеобразие в применении труда некоторых категорий работников, общая экономическая и хозяйственная конъюнктура, положение на рынке труда, различия в стоимости рабочей силы отдельных категорий работников и другие обстоятельства социально-экономического и иного характера. В реальной действительности субъективные и объективные факторы, обусловливающие дифференциацию трудового права, переплетаются, действуя в одном либо в противоположных направлениях.
Дифференциация трудового права осуществляется в зависимости от субъективного состава трудового отношения, сферы правового регулирования, характера связи работника и нанимателя. К первому направлению относится дифференциация норм, регламентирующих труд рабочих и служащих, мужчин и женщин, взрослых работников и молодежи, ко второму — специализация норм, определяющих особенности правового регулирования труда государственных служащих, работников сельского хозяйства. Третье направление воздействует на правовое регулирование труда работников, заключающих, например, договоры на определенный срок.
Особой правовой регламентации подвергается труд государственных и частных служащих, работников железнодорожного транспорта, атомной промышленности, шахтеров, моряков торгового флота, докеров, летчиков, сельскохозяйственных рабо-
чих, домашних работников, надомников, временных рабочих, журналистов, артистов, учителей, торговых агентов (коммивояжеров), профессиональных спортсменов, иностранных работников.
Правовое регулирование труда названных категорий работников часто осуществляется в особых нормативных актах и имеет специфику, относящуюся прежде всего к вопросам продолжительности и режима рабочего времени, трудовому договору, способам оплаты, дисциплине труда, порядку рассмотрения трудовых споров и др.
Дифференциация трудовых норм, с одной стороны, создает для некоторых работников (например, для части государственных и частных служащих) льготы в отношении условий труда, порядка увольнения, пенсионного обеспечения либо устанавливает ограничения для забастовочной борьбы, заключения коллективных договоров, усиливает дисциплинарную ответственность (для государственных служащих), с другой — снижает уровень правовых гарантий для отдельных групп трудящихся.
На Западе существует дифференциация трудового права в зависимости от численности работников предприятий; для малых1, а частично и средних предприятий установлен особый, льготный для их владельцев правовой режим. Они освобождены от выполнения ряда норм и положений трудового законодательства, которые, как считает законодатель, чересчур обременительны для них и могут привести к банкротству и уходу из бизнеса. Обычно на малые предприятия не распространяются нормы, касающиеся гарантий занятости, прав и полномочий профсоюзов, органов трудового коллектива, некоторые стандарты по охране труда. В Бельгии, например, существует четкая дифференциация трудовых норм в зависимости от размеров предприятий. Производственный совет создается лишь на предприятиях с числом работников более 100 человек, комитет по технике безопасности и производственной санитарии — на предприятиях с числом работников более 50 человек. В ФРГ на малые предприятия (до 5 человек) не распространяется законодательство о производственных советах, о гарантиях при индивидуальных увольнениях. Во Франции и Испании комитеты предприятий не создаются при численности работников до 50 человек. Речь, таким образом, идет об адаптации трудового законодательства к особенностям малых и средних предприятий.
1 Понятие "малое предприятие" весьма относительно. Например, в Италии это предприятие с числом работников менее 35, в Великобритании — менее 20, в ФРГ — менее 5.
Долговременной тенденцией на Западе являются сокращение дифференциации трудового права, нивелировка его стандартов. Это относится, например, к унификации норм, регулирующих наемный труд в промышленности и в сельском хозяйстве, работников частных и государственных (национализированных) предприятий.
В большинстве стран на работников частных и государственных предприятий распространяются одни и те же нормы трудового права. Однако существуют страны, где либо для всех работников национализированных предприятий, либо для определенных их категорий действуют по ряду вопросов специальные нормы (например, во Франции, Японии).
Происходит сближение правовой регламентации труда рабочих и служащих. В Швейцарии, например, эта тенденция привела к тому, что в Обязательственном кодексе термин "рабочие и служащие" в 1971 г. был заменен термином "работники". В Люксембурге Закон о трудовом договоре 1989 г. уравнял юридический статус рабочих и служащих.
Еще одно проявление тенденции к нивелировке — сближение правового статуса работников частных, государственных (национализированных) предприятий и государственного аппарата. В ряде стран на государственную службу распространены многие нормы и положения трудового законодательства.
Однако на Западе преобладает мнение, что отношения в сфере государственной службы — монополия административного права.
Как правило, в странах Запада государственная служба находится вне сферы действия трудового права. Это обосновывается тем, что конституирование отношения государственной службы — односторонний акт, не имеющий ничего общего с трудовым договором. Конфликты в этой сфере рассматриваются и разрешаются в специализированных административных судах, а условия труда устанавливаются главным образом в законах о государственной службе. Отсюда делается вывод, что в сфере государственной службы регулирование труда должно осуществляться с помощью административных установлений. Это необходимо в связи со специфическим статусом государственных служащих, особым характером отношений чиновников и государства ("государство-суверен", "чиновник — носитель власти, агент государства"). Такие взгляды имеют особенно глубокие традиции в ФРГ, где комплекс норм, касающихся труда государственных чиновников, включается в "чиновничье" право, являющееся подразделом (подотраслью) административного права.
Наряду с тенденцией к нивелировке правового статуса различных категорий наемных работников в трудовом праве проявляются, особенно в последнее время, тенденции к усилению некоторых видов дифференциации, например специальная регламентация так называемых атипичных трудовых договоров (для временных работников, частично занятых, надомников и т.п.).
§ 4. СТРУКТУРА ТРУДОВОГО ПРАВА
Абстрагируясь от национальных особенностей, в трудовом праве стран Запада можно выделить восемь основных институтов: правовое положение профсоюзов и других организаций работников, а также организаций-работодателей; коллективный договор; правовое регулирование забастовок; трудовой договор; заработная плата; рабочее время и время отдыха; охрана труда; порядок мирного рассмотрения трудовых споров.
В этой части книги мы раскроем только содержательное наполнение каждого из названных институтов.
1. Правовое положение профсоюзов и других организаций работников и организаций-работодателей
Законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы, определяет их задачи и функции, регулирует порядок образования, функционирования, слияния и роспуска, регистрации, устанавливает права профсоюзов и профсоюзных работников, статус профсоюзного имущества, запрещает дискриминацию за принадлежность к профсоюзу. В некоторых странах предусмотрено участие профсоюзов в органах управления концернами, а также в органах так называемого функционального представительства. Нередко регламентируются положение профсоюзных организаций на предприятиях, порядок их деятельности и права.
Установлена гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная ответственность профсоюзов и их руководителей за нарушение существующего правопорядка вплоть до тюремного заключения профсоюзных лидеров и активистов.
Во многих странах получили юридическое признание органы представительства коллективов предприятий, устанавливаются правовой статус этих органов, их функции, состав, порядок выборов, взаимоотношения с руководством предприятия, профсоюзами, права лиц, избранных в их состав.
Законодательство значительного числа стран специально регламентирует правовой статус организаций работодателей. В отношении них действуют нормы, во многом аналогичные тем, которые регулируют положение профсоюзов.
Коллективный договор
Законодательство определяет правила заключения коллективных договоров, их форму и содержание, срок действия, придает им юридическую силу, устанавливает порядок распространения этих договоров на всех трудящихся соответствующей отрасли или региона, предусматривает санкции за нарушения. Коллективные договоры закрепляют широкий круг нормативных условий труда работников, в том числе тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих, большую часть надтарифных надбавок, порядок и периодичность выплат заработной платы, вычеты из нее, дополнительные социальные выплаты (оплата отпусков, выходных и праздничных дней и др.), компенсационные надбавки, некоторые элементы организации труда, порядок установления норм выработки. Во многих коллективных договорах установлены положения, регламентирующие массовые увольнения в связи с техническими нововведениями, заводские пособия и пенсии.