С точки зрения теоретических положений, преобладающих в литературе западных стран, право на объединение в профсоюз включает: право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюрократических формальностей создавать по своему выбору профсоюзы и присоединяться к ним при единственном условии — подчинении их уставам; право образовывать федерации и конфедерации; право членов профсоюза свободно избирать своих представителей, участвовать в регулировании внутренней жизни профсоюзов (внутрипрофсоюзная автономия); право свободно, без какого-либо вмешательства государственных властей осуществлять профсоюзную деятельность.
Профсоюзная работа с необходимостью предполагает политическую и финансовую независимость профсоюзов от государства, политических партий, предпринимателей, церкви. Это обычно проверяется при осуществлении государственной регистрации профсоюзов.
Независимость профсоюзов от предпринимателей обеспечивается, в частности, запретом объединения в одном профсоюзе
1 Как утверждается в докладе, подготовленном МБТ, "физически здоровый пожилой индивид способен сделать больше, нежели более молодые люди... Эмпирические исследования показали, что благодаря нажитому опыту пожилые работники обычно находят способ компенсировать свои недостатки и часто работают лучше, чем молодые сотрудники. Вывод, сделанный на основе многих исследований, сводится к тому, что различия в производительности между возрастными группами обычно намного меньше, чем колебания в пределах каждой возрастной группы". (МБТ. Труд в мире. Вып. 8. М., 1996. С. 8.)
работников и администрации. В США, например, как это установлено в законодательстве, если профсоюз включает в свой состав лиц, относящихся к администрации, даже самого низового звена, он не вправе выступать представителем работников в коллективных переговорах. В Дании руководящему персоналу предприятий запрещено входить в профсоюз, объединяющий рядовых работников. Роспуск профсоюза допускается только по решению суда за грубое нарушение закона. Приобретение профсоюзом прав юридического лица не может быть подчинено ограничительным условиям.
В большинстве стран в конституциях провозглашено право граждан на объединение (ассоциацию); в ряде стран (Франция, Италия, Япония, Испания, Португалия) право трудящихся на объединение в профсоюз имеет ранг специально установленного конституционного права.
Право на объединение в профсоюз обычно трактуется таким образом, что оно включает так называемое негативное право на коалицию. Согласно распространенному в юридической литературе мнению, закрепленному во многих странах в нормативных актах, право на объединение в профсоюз наряду с его прямым, позитивным смыслом с необходимостью означает право не присоединяться к профсоюзу или выйти из него. Из этого делается практический вывод о неправомерности "обязательного юнионизма" ("закрытого цеха", "профсоюзного цеха" и т.п.), т.е. связывания работы с членством в профсоюзе и незаконности каких-либо льгот и привилегий для членов профсоюза по сравнению с не членами профсоюза1.
1 При "закрытом цехе" все работники должны быть членами профсоюза. Наем не членов профсоюза запрещен. При "профсоюзном цехе" вновь нанятый работник обязан в течение определенного времени (обычно 30 дней) вступить в профсоюз для сохранения за собой работы. При "агентском цехе" работник вправе не вступать в профсоюз, но должен платить в профсоюзную кассу сумму, равную членским взносам. "Поддержание членства" означает, что члены профсоюзов для сохранения работы не могут выходить из него (в течение действия коллективного договора). При "предпочтительном найме" при приеме на работу отдается преимущество членам профсоюза, а при увольнении их освобождают в последнюю очередь. "Профсоюзный наем" означает, что предприниматель обязан сообщать профсоюзу об имеющихся вакансиях и принимать на работу лиц, рекомендованных профсоюзом. Разновидностью "обязательного юнионизма" является порядок, согласно которому работники, не являющиеся членами профсоюза в момент подписания коллективного договора, могут не вступать в профсоюз. Но все лица, принятые на работу после подписания договора, должны стать членами профсоюза, а лица, вступившие в профсоюз до подписания договора, должны оставаться ими.
В большинстве западных стран "принудительный юнионизм" полностью запрещен или существенно ограничен.
Законодательные и иные юридические акты регламентируют вопросы, касающиеся внутренней структуры и функционирования профсоюзов, порядка их взаимоотношений друг с другом, со своими членами, предпринимателями и государством. Они включают как нормы, предоставляющие профсоюзам права, полномочия и льготы1, так и нормы, устанавливающие обязанности профсоюзов перед государством.
Законодательство западных стран допускает (прямо или косвенно.) плюрализм профсоюзных отношений, т.е. право работника присоединиться к любому профсоюзу по своему выбору.
Наличие профсоюзного плюрализма требует от законодателя решения ряда проблем, которые неизбежно возникают в связи с существованием соперничающих между собой профсоюзных организаций (запрет фаворитизма со стороны предпринимателей в отношении удобных для них профсоюзов и тем более создание "хозяйских" профсоюзов, порядок рассмотрения и разрешения споров между профсоюзами о распределении работы, сфер влияния, юрисдикционных или демаркационных споров).
Можно условно подразделить профсоюзные права на две группы: права профсоюзов вне предприятий (в отраслевом или общенациональном масштабах) и права профсоюзов в пределах предприятия.
Первый вид прав предусматривает свободное создание и функционирование профсоюзов (право принимать внутрипрофсоюз-ные нормы, формировать свои органы, разрабатывать программу, образовывать федерации, присоединяться к международным организациям и т.п.), стабильность существования (роспуск профсоюза или приостановка его деятельности возможны только через суд по причине грубого нарушения законодательства). Во многих странах запрещены создание компанейских ("домашних") профсоюзов, договоры "желтой собаки"2, вмешательство пред-
' Например, в Швеции Законом о совместных решениях в трудовых отношениях 1976 г. профсоюзам предоставлено "право преимущественного толкования", которое означает, что, когда между предпринимателями и профсоюзами возникают разногласия по толкованию законов и коллективных договоров, до окончательного разрешения спора приоритет имеет толкование профсоюза. Если предприниматель не желает считаться с позицией профсоюза, он несет ответственность даже тогда, когда суд в конечном счете согласится с толкованием, данным предпринимателем.
2Договоры "желтой собаки" (термин американского происхождения) содержат обязательство работника не вступать в профсоюз в период работы у данного предпринимателя.
принимателей во внутрипрофсоюзные дела, дискриминация профсоюзов и работников за принадлежность к профсоюзу, в частности при увольнениях. В ряде стран, например во Франции, Испании, Португалии, Италии, объявлены незаконными любые действия, имеющие целью воспрепятствовать осуществлению профсоюзных прав, установлено уголовное наказание за их нарушение, запрещено наложение ареста на профсоюзные фонды.
В Швеции и Финляндии предприниматели должны консультироваться с профсоюзом, прежде чем вводить изменения на производстве, ведущие к увольнениям и перемещениям работников, а в Швеции даже приостановить свое решение о введении производственных новшеств при отсутствии согласия профсоюза. В этом случае они не вправе осуществлять планируемые изменения до завершения переговоров между организациями предпринимателей и профсоюзами на национальном уровне. Важно подчеркнуть, что при отсутствии согласия сторон, т.е. при провале переговоров на местном и национальном уровнях, предприниматель в конечном счете сохраняет право принять решение по собственному усмотрению. Таким образом, здесь идет речь о праве профсоюзов лишь временно приостановить решения администрации (до завершения переговоров на местном или национальном уровнях), а не о праве отменять их (праве вето).
В Италии законом предусмотрено, что в случае антипрофсоюзной деятельности предпринимателя претор (судья низшей инстанции) по просьбе местных профсоюзных органов выносит предварительный приказ о запрещении такой деятельности и об устранении ее последствий. Этот приказ действует до вынесения окончательного решения в итоге судебного разбирательства.
В США профсоюзы в случае нарушения прав, установленных в законе (вмешательство предпринимателей в профсоюзную деятельность, дискриминация членов профсоюза и т.п.), вправе обратиться в административный орган — Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО) с жалобой на "нечестную трудовую практику" со стороны предпринимателя и добиваться судебного приказа, пресекающего незаконные действия предпринимателя.
Законодательством ряда стран (Франция, Бельгия, Италия, Испания) установлены правила, касающиеся предоставления некоторым наиболее многочисленным и влиятельным профсоюзам, статуса "наиболее представительного профсоюза", получающего определенные преимущества, льготы и полномочия при
осуществлении представительства работников перед государственными органами, в ходе коллективных переговоров, трудовых споров, при выборах в органы представительства работников на предприятии и т.д. Необходимость понятия "наиболее представительный профсоюз" вызвана признанием плюрализма профсоюзного движения и наличием различных по своей численности и влиянию профсоюзов.
Существуют различные критерии принадлежности профсоюза к категории "наиболее представительный профсоюз". Их можно сгруппировать следующим образом:
• количественные (численность членов, общие размеры взно сов);
• институциональные (участие в органах функционального представительства и результаты выборов в органы пред ставительства трудовых коллективов);
• функциональные (участие в заключении общенациональ ных коллективных договоров).
Профсоюзам предоставлены определенные права на предприятиях.
Во-первых, это полномочия, необходимые для нормального осуществления организационной деятельности: вывешивать на особой доске объявления, касающиеся профсоюзных дел; распространять пропагандистские материалы (во внерабочее время); собирать членские взносы во внерабочее время и вне рабочих мест (иногда на рабочих местах)1; вербовать новых членов; проводить профсоюзные собрания (во Франции, ФРГ, Испании — во внерабочее время и вне рабочих мест, в Греции — во внерабочее время на рабочих местах, а в Италии, Португалии — в пределах установленного максимума часов и в рабочее время (т.е. с оплатой потерянных рабочих часов)). На крупных и средних предприятиях в распоряжение профсоюзов передается отдельное помещение.
Во-вторых, неосвобожденным профсоюзным работникам на предприятиях предоставляется оплачиваемое время для выполнения своих функций, а в некоторых странах, кроме того, оплачиваемый (или неоплачиваемый) отпуск для профсоюзной
1 Во многих странах допускается с согласия работника автоматический вычет администрацией профсоюзных взносов из заработной платы. Во Франции, однако, это запрещено законом.
учебы или участия в работе отраслевых или общенациональных профсоюзных органов.
В-третьих, во многих странах работники, избранные в профсоюзные органы предприятий, пользуются дополнительной защитой при увольнениях (а в ряде стран — и при переводе на другую работу). В этих случаях требуется согласие административного органа (инспектора труда), либо профсоюза, либо самого работника.
В Финляндии увольнение профсоюзного организатора ("цехового старосты") допускается только с согласия большинства представляемых им работников (за исключением увольнения за грубое дисциплинарное нарушение).
Защита профсоюзных активистов, как уже отмечалось, обычно распространяется не только на период пребывания их на выборных должностях, но и в течение определенного времени (до двух лет) после прекращения выборной работы в профсоюзах.
Важное значение имеет запрет дискриминации за принадлежность к профсоюзу и профсоюзную деятельность. Это относится к увольнениям, поощрениям и наказаниям, заработной плате. В ряде стран, например во Франции, Японии, законодательство запрещает дискриминацию за принадлежность к профсоюзу и профсоюзную деятельность и при приеме на работу. Обычно предусмотрена консультация с профсоюзами при осуществлении коллективных увольнений.
В законодательстве отдельных стран (например, Великобритании) закреплены права профсоюзов в области охраны труда (создание наряду с государственной профсоюзной инспекции труда). Имеются страны, где профсоюзам предоставлены особые процессуальные права. Так, во Франции профсоюзы по собственной инициативе или по просьбе работника могут представлять его в суде и даже заменить его в судебном разбирательстве. Профсоюзам предоставлено право осуществлять в суде защиту коллективных интересов работников определенной профессиональной категории.
Коллективные договоры в регулировании профсоюзных прав играют меньшую роль, чем законодательство. Они конкретизируют, уточняют, а иногда и улучшают законодательные положения о правах профсоюзов (Франция), а в странах с развитой системой коллективных договоров или при отсутствии детального законодательства о профсоюзах устанавливают права, дополняющие законодательство или восполняющие его пробелы. Чаще всего в коллективные договоры включаются положения о запрещении дискриминации за принадлежность к профсоюзу и
профсоюзную деятельность, о правах профсоюзных представителей на предприятии, о порядке признания профсоюза в качестве коллективно-договорного представителя группы работников, об установлении различных видов принудительного юнионизма "профсоюзной безопасности". Последнее характерно для англосаксонских стран и обычно допустимо в рамках, определенных законами.
Профсоюзы, как уже подчеркивалось, имеют не только права, но и обязанности. Они отвечают за их нарушение, за любые антизаконные действия. Профсоюзы подвергаются имущественной ответственности (за счет профсоюзных фондов), а их функционеры — административной и уголовной ответственности.
Принимаются меры против монополизации профсоюзами руководства экономической борьбой трудящихся. Это обеспечивается в ряде стран предоставлением права заключать коллективные договоры не только профсоюзам, но и другим представительным органам работников1; это же относится к праву руководить забастовочными выступлениями трудящихся (это право предоставляется обычно любому органу по усмотрению работников).
Государственный надзор и контроль за деятельностью профсоюзов осуществляется путем их регистрации в государственном органе и предоставления ему для проверки профсоюзной документации, сведений, касающихся деятельности профсоюзов.
Регистрация профсоюзов проводится почти во всех странах. Различия заключаются в категоричности требования о регистрации, в порядке ее проведения, в характере отчетности профсоюзов, в объеме льгот, которыми пользуется зарегистрированный профсоюз. В большинстве стран регистрация факультативна, но не подчинившийся установленному порядку профсоюз не получает определенных льгот. Эти льготы различны в зависимости от страны: например, статус "независимого" профсоюза и налоговые послабления, право быть признанным единственным представителем данной категории работников при коллективных переговорах, принуждать предпринимателя вести коллективные переговоры, право заключать любые коллективные договоры или договоры, имеющие общеобязательную силу, право юридического лица, доступ в государственные органы по разрешению трудовых споров. В США, однако, регистрация профсоюзов строго обязательна, а ее нарушение влечет уголовную ответственность профсоюзных руководителей.
1 Например, в США законодательство предоставляет право заключать коллективные договоры любой "рабочей организации", в том числе профсоюзам.
Рассмотрение правового положения профсоюзов в странах Запада было бы неполным, если не затронуть особую трактовку свободы ассоциации и профсоюзных прав в законодательстве Новой Зеландии.
Закон 1991 г. относительно договоров о труде полностью исключает из своего содержания понятия "профсоюз", "профсоюзные права". Для обозначения любого объединения трудящихся в Новой Зеландии применяется термин "организация работников". Такая организация не подлежит специальной государственной регистрации, хотя приобретает статус юридического лица как одна из разновидностей организаций некоммерческого характера, и не пользуется правами, традиционно принадлежащими профсоюзам. Из смысла Закона вытекает, что организацией работников может быть не только профсоюз, но и любая иная организация, защищающая права и интересы людей труда. Профсоюзы рассматриваются как одна из многих организаций трудящихся, которые осуществляют в определенной сфере представительские функции на своего рода "коммерческих началах" в рамках гражданско-правового законодательства о представительстве и при наличии выраженного желания работников на такое представительство.
При такой постановке вопроса профсоюзы теряют прежний "привилегированный" статус, традиционные профсоюзные права и тем более льготы, выделяющие их из ряда других общественных объединений. Почти все нормы ранее действовавшего в Новой Зеландии законодательства о профсоюзах, предоставлявшие им определенные права и прерогативы в области труда и трудовых отношений, отменены. Это относится и к исключительному праву профсоюзов представлять работников на коллективных переговорах и при рассмотрении трудовых споров. От прежнего профсоюзного законодательства Новой Зеландии после 1991 г. осталось лишь положение Закона 1908 г., которое предусматривает, что профсоюзная деятельность не должна рассматриваться как преступный заговор и не подлежит уголовной ответственности.
"Новозеландская модель" считается крайним воплощением в трудовом законодательстве идей либерализма, расценивающего деятельность профсоюзов и традиционные профсоюзные права как анахронизм, пережиток промышленной эры и как препятствие экономическому прогрессу в постиндустриальном обществе.
Отметим, что такая трактовка роли профсоюзов рассматривается многими на Западе как экстремизм и вызывает неодно-
Киселев И Я 233
значную реакцию влитературе1. На сегодня "новозеландская модель" является исключением.
§2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В сферу правового регулирования труда и проблематику трудового права на Западе входит регламентация деятельности организаций работодателей (предпринимателей). В соответствии с конвенцией МОТ № 87 к объединениям работников и предпринимателей применяются в принципе одинаковые нормы, а объединения второго типа трактуются как "профсоюзы предпринимателей", специфика которых состоит в том, что они представляют и защищают социальные и экономические интересы предпринимателей и состоят в большинстве случаев не из индивидуальных лиц (как профсоюзы работников), а из отдельных предприятий. Отсюда делается вывод, что при трактовке вопроса о сторонах коллективного трудового правоотношения следует рассматривать обе стороны: как профсоюзы работников, так и "профсоюзы предпринимателей".
Предпринимательские организации расцениваются некоторыми авторами на Западе как преемники средневековых гильдий, но в отличие от последних это добровольные ассоциации, представляющие организации, свободно конкурирующие друг с другом. Современные объединения предпринимателей начали создаваться в более поздний, чем профсоюзы, период — в начале XX в., а общенациональные объединения еще более позднего происхождения (Франция — 1920 г., Великобритания — 1965 г.).
Предпринимательские организации, вступающие в разнообразные отношения как с государством, так и с противостоящими им на рынке труда профсоюзами, выполняют три главные функции.
Функция защиты членских организаций.Эта функция реализуется как путем оказания воздействия на правительство (лоббистская деятельность), так и осуществлением диалога с профсоюзами.
Функция представительства интересов предпринимателей.Эта функция осуществляется в рамках политических структур, например путем дачи советов правительству, оказания экспертной помощи правительственным органам.
1 См.: Ніпсе К., Vranken M. A Controversial Reform of New Zealand Labour Law: the Empoyment Contracts Act 1991 // International Labour Review. 1991. N 4.
Если в одних странах, например в США, Японии, ассоциации предпринимателей ограничивают свои функции активностью в политической сфере, то в других (Скандинавские страны, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия) организации предпринимателей наряду с политической активностью выступают стороной в коллективных договорах.
Информационная, образовательная и консультативная функции.Организации предпринимателей проводят обследования, опросы, готовят статистические сборники, издают информационные, справочные материалы для менеджеров, организуют обучение бизнесу и менеджменту, проводят консультации и экспертизы, оказывают предпринимателям юридическую помощь.
Структура предпринимательских организаций неодинакова в разных странах и в группах стран. В Скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Ирландии созданы организации предпринимателей двух типов. Одни осуществляют только экономические функции (регулирование внутренней и внешней торговли, налоги), а другие — только социально-трудовые.
В Великобритании, Франции, Италии, Бельгии экономические и социально-трудовые функции выполняет единая организация предпринимателей (например, в Великобритании — Конфедерация британской промышленности).
В некоторых странах законодательная регламентация деятельности профсоюзов дополнена аналогичной регламентацией деятельности организаций предпринимателей. Например, британский Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. имеет специальный раздел (часть II), посвященный организациям предпринимателей. В этом разделе содержится определение таких организаций, установлен порядок внесения их в особый реестр, их статус, порядок владения собственностью, управления, слияния.
По многим из перечисленных вопросов установлены нормы, аналогичные тем, которые регулируют положение профсоюзов.
§ 3. ОРГАНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРАВОВОЙ СТАТУС
На предприятиях многих западных стран наряду с профсоюзами функционируют органы представительства, избираемые всеми работниками независимо от профсоюзного членства1.
1 В англосаксонских странах, Японии, Финляндии, Швейцарии представительство работников на предприятиях осуществляют в большинстве случаев исключительно профсоюзы.
Такие органы существуют почти во всех западноевропейских странах, что в определенной степени вызвано тем, что в этих странах традиционно получили развитие главным образом отраслевые коллективные договоры. Отсутствие или недостаточное развитие коллективно-договорного регулирования труда на предприятиях привело к тому, что вакуум заполнили представительства работников (персонала предприятий).
Взаимоотношения профсоюзов и органов представительства трудовых коллективов, их взаимная связь, сотрудничество и воздействие друг на друга, разделение правомочий и юрисдикции, элементы соперничества составляют серьезные проблемы как политического, так и юридического характера.
С точки зрения трудового права первостепенное значение имеет разделение полномочий между этими двумя органами. Преобладающее в западной литературе мнение, в известной мере базирующееся на законодательстве, заключается в том, что профсоюзы осуществляют прежде всего и главным образом защитные функции, используя для этих целей коллективные переговоры, а также стачки и другие методы давления на предпринимателей, а органы представительства коллективов предприятий являются по преимуществу инструментом соучастия работников в управлении, налаживания сотрудничества с администрацией.
Функции профсоюзов на предприятии в условиях "двухка-нального представительства" в наибольшей мере очерчены в законодательстве ФРГ. Профсоюзы в стране контролируют проведение выборов в производственные советы, многие аспекты их деятельности. Им предоставлено право ставить перед судом вопрос о ликвидации производственного совета, если он не выполняет своих обязанностей, нарушает закон. Профсоюзы организуют обучение членов производственного совета (в рабочее время, за счет предпринимателя). Представитель профсоюза участвует в заседаниях производственного совета.
Конкретные формы организации и функционирования органов представительства трудовых коллективов различны в зависимости от страны1.
В одних странах существует лишь один представительный орган коллектива (ФРГ, Австрия), в других (Франция, Люксембург) на предприятиях функционируют два органа представительства: орган представительства трудового коллектива и двусторонний
1 В большинстве стран (ФРГ, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Финляндия, Греция) деятельность органов представительства работников на предприятиях отрегулирована особыми законами. В некоторых странах эти вопросы регулируются в коллективных договорах.
орган, в котором заседают представители коллектива и администрации, а также профсоюзов (с правом совещательного голоса). Наконец, есть страны, где на предприятиях наряду с профсоюзом легализованы двусторонние органы представительства персонала, т.е. органы, в которых участвуют на паритетных или иных началах представители работников и администрации (Бельгия, Дания, Норвегия, Израиль).
Полномочия органов представительства коллективов предприятий затрагивают три главные сферы управления: экономическую; распоряжение рабочей силой (кадровые вопросы); социально-бытовое обслуживание работников. Эти полномочия включают право на информацию; право на консультацию (право обсуждать действия администрации и предлагать альтернативные решения); право на участие в решении (предварительное согласие органа рабочего представительства либо — в определенных случаях — право вето); полномочия по управлению социальными учреждениями на предприятии. Объем этих прав различен в каждой стране, однако общим является то, что наибольшие права органы представительства трудовых коллективов имеют в решении кадровых вопросов, в управлении социальными учреждениями и наименьшие — в отношении технических и экономических проблем.
Как пример приведем права, которыми пользуются по закону производственные советы в ФРГ. К их полномочиям относятся: установление времени начала и окончания рабочего дня и перерывов в работе, режима рабочей недели; временное сокращение или увеличение продолжительности рабочего времени; определение места и периодичности выплаты заработной платы; составление графиков отпусков; введение и использование технических средств, с помощью которых осуществляется надзор за поведением работников и результатами их труда; организация работы по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; охрана здоровья работников; организация профессионального обучения на предприятиях; управление социальными учреждениями; определение принципов подбора персонала; распределение жилья; регулирование правил поведения работников; установление норм выработки, критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий; разработка принципов организации работы по сбору рационализаторских предложений.
По всем перечисленным вопросам администрация должна действовать по соглашению с производственным советом. Если между ними соглашение не достигнуто, обязательное решение
выносится посреднической комиссией с участием представителей сторон и "нейтрального" председателя, а при отсутствии согласия и на этой стадии — судом.
Производственные советы предприятий с числом работников более 20 имеют дополнительные права в области найма, увольнений и перемещений работников. Эти права заключаются в правомочии требовать от предпринимателя информации и в возможности наложения вето (в перечисленных законом случаях) на решение администрации. В случае спора окончательное решение выносит суд.
В отношении экономических, финансовых, а также технических аспектов деятельности предприятия, в частности изменения его производственного профиля, структуры, внедрения новой техники, производственному совету принадлежит лишь право требовать информацию, высказывать свое мнение. Оно необязательно для предпринимателя, которому принадлежит окончательное решение.
Законодательное и коллективно-договорное определение полномочий органов трудового коллектива в странах Запада отражает, как я полагаю, определенный баланс сил и интересов в сфере управления производством, сочетание единоначалия, прав и полномочий собственника, которому принадлежит последнее слово в решении принципиальных технических, организационных и экономических вопросов, и подключения в той или иной форме и степени представителей персонала к решению многих социальных и кадровых вопросов. Такой порядок не только не подрывает нормальной деятельности предприятий, но и способствует во многих случаях повышению эффективности их работы.
§ 4. СОУЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ И ПРОФСОЮЗОВ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАЦИЯМИ
Во многих странах Запада участие работников и профсоюзов распространяется на более высокий, чем предприятие, уровень хозяйственного управления, т.е. на уровень компаний, фирм, концернов, где принимаются многие стратегические решения, относящиеся к хозяйственной деятельности предприятий, структуре, порядку их работы, технической и кадровой политике, инвестициям.
Особенно развитая и дифференцированная система такого соучастия сложилась в ФРГ. Она имеет три модели.
В горнодобывающей и металлургической промышленности наблюдательные советы компаний, имеющих форму акционерных обществ, компаний с ограниченной ответственностью, холдинговых компаний, насчитывающих более 1 тыс. работников, состоят наполовину из представителей владельцев капитала (акционеров), наполовину из представителей трудящихся. Во главе наблюдательного совета стоит "нейтральный" председатель, кандидатура которого подлежит одобрению обеих сторон. Его голос имеет решающее значение при равном соотношении голосов делегатов от акционеров и работников. Он выполняет также посреднические функции при возникновении разногласий между двумя представительствами (от акционеров и работников). В состав правления компании вводится особая должность — директор по труду, чье назначение или увольнение требует согласия большинства членов наблюдательного совета от работников. Он занимается социальными и кадровыми вопросами.
Вторая модель, которая распространяется на все отрасли промышленности, кроме горнодобывающей и металлургической, предусматривает, что наблюдательный совет крупных компаний с числом занятых более 2 тыс. человек состоит из равного числа представителей акционеров и работников. Председатель наблюдательного совета избирается большинством в 2/3 голосов членов совета. Если ни один из предложенных кандидатов не может набрать такое большинство, председателя наблюдательного совета избирают представители акционеров. В случае патовой ситуации при голосовании решающим является голос председателя наблюдательного совета. В отличие от соучастия в горнодобывающей и металлургической промышленности директор по труду избирается наблюдательным советом в обычном порядке, как и остальные члены правления, не считается представителем работников и не подвергается их контролю.
Наконец, в рамках третьей модели в компаниях с числом занятых до 2 тыс. человек наблюдательные советы состоят из представителей работников на '/3- Должность директора по труду не предусмотрена.
Система соучастия профсоюзов и трудящихся в управлении делами концернов и иных корпораций существует в Австрии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Дании, Швеции, Люксембурге1. Однако только в Люксембурге в полной мере воспринят германский опыт "соучастия". В частности, предусмотрена дол-
1 Во всех перечисленных странах в избрании представителей трудящихся в наблюдательные советы участвуют органы трудовых коллективов.
жность директора по труду. В других странах германский вариант воспринят лишь частично. Представители трудящихся составляют У3 состава наблюдательных (административных) советов крупных и средних фирм. Должность директора по труду отсутствует. В Австрии для избрания правления требуется большинство голосов не только наблюдательного совета, но и входящих в него представителей акционеров.
В некоторых странах (Ирландия) профсоюзы выдвигают своих представителей в совет директоров только на государственных предприятиях.
Оценивая законодательство об участии профсоюзов и работников в управлении корпорациями, следует отметить, что оно вместе с другими формами приобщения наемных работников и их организаций к управлению производством на разных уровнях выполняет важные функции по уменьшению отчуждения работников от средств производства, повышению их заинтересованности в труде, причастности к деятельности предприятия или, иными словами, по активизации человеческого фактора. В числе прочего соучастие работников повышает легитимность и эффективность управления, авторитет управленческих решений, учитывающих законные интересы и чаяния работников. Возможность оказывать влияние на управленческие решения улучшает трудовую мораль.
Наиболее умные и проницательные деятели Запада давно доказывают насущную необходимость демократизации и очеловечивания формализованных иерархических структур, присущих применению наемного труда. Соучастие работников рассматривается как один из важнейших рычагов экономического роста и социальной стабильности.
При этом отмечается, что традиционные формы соучастия работников в управлении производством (косвенные, коллективные, осуществляемые через представителей и чрезмерно формализированные и юридизированные) постепенно заменяются прямыми, индивидуализированными, неформальными и гибкими формами участия.
В свете указанных размышлений представляет интерес опыт Франции. В этой стране 4 августа 1982 г. был принят в порядке эксперимента Закон, который внес определенные новшества в традиционно сложившуюся на Западе институциональную организацию производственной демократии на предприятиях.
Работники получили право на самовыражение, т.е. санкционированную законом возможность высказывать непосредственно администрации свое мнение по поводу содержания и орга-
низации работы, производственным вопросам, предлагать меры по улучшению условий труда. За такого рода мнения и критические замечания преследовать работников, наказывать их запрещалось.
Согласно Закону, работники реализуют право на самовыражение путем активного участия в производственных собраниях и совещаниях, которые проводятся в рабочее время на рабочих местах.
Конкретный порядок проведения таких собраний (совещаний) должен определяться в специальных заводских соглашениях, заключаемых путем переговоров руководства предприятия и наиболее представительных профсоюзов. На предприятиях с числом работников более 200 такие соглашения должны были заключаться в обязательном порядке и предусматривать способы организации, периодичность и продолжительность таких собраний (совещаний), а также возможность свободы самовыражения работников и гарантии того, что их замечания и мнения дойдут до руководства и они будут информированы о принятых мерах (обратная связь).
На предприятиях с числом работников менее 200, где не заключались обязательные соглашения по данному вопросу, предприниматель обязан был консультироваться с наиболее представительными профсоюзами или с делегатами персонала с целью обеспечения права работников на самовыражение.
Анализ практики применения указанного Закона показал целесообразность такого законодательства, особенно с точки зрения интересов производства. 3 января 1986 г. был принят новый Закон о самовыражении работников на предприятии. Он не изменил принципиального содержания прежнего закона, а лишь уточнил некоторые формулировки, внес в него небольшие поправки и дополнения.
Согласно новому Закону, право на самовыражение должно предоставлять любому работнику реальные возможности высказывать без боязни свое мнение относительно содержания, условий осуществления и организации труда на предприятии и добиваться от администрации осуществления своих предложений. Закон 1986 г. распространил право работников на самовыражение на все предприятия при условии существования на них профсоюзной организации. Еще одна законодательная новелла. Если на предприятии отсутствует соглашение о самовыражении работников, администрация должна ежегодно проводить переговоры с профсоюзами о его заключении, а при наличии соглашения оно должно перезаключаться один раз в три года.