В последние десятилетия на Западе наблюдается тенденция к расширению области применения трудового права, к распространению его защитных положений на категории трудящихся, не относящиеся к наемному персоналу, на так называемых автономных (независимых) работников (ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий), а также на членов производственных кооперативов, семейных предприятий, на государственных служащих. Некоторые положения трудового права стали распространяться на полицейских и на военнослужащих. По всей вероятности, экспансия трудового права, ведущая к большей однородности в регулировании самых различных видов трудовых отношений, будет продолжаться. В результате этого может произойти дальнейшее расширение сферы его действия, а в конечном счете даже изменение предмета его регулирования, которым станет применение труда как зависимых, так и независимых работников, соучастников различных видов коллективной собственности, занятых в трудовом и производственном процессе. Понятие "труд" может трансформироваться в понятие "социальная деятельность". Но это в перспективе. Ныне предмет регулирования трудового права — наемный, зависимый труд, хотя содержание проблематики трудового права за последние годы значительно расширилось. В нее стали включать регулирование некоторых аспектов рынка занятости, положение безработных, обеспечение прав работников в связи с регламентацией служебных изобретений, рационализаторских предложений и служебных произведений. В проблематику трудового права стал включаться такой вопрос, как защита личности работника (кандидата на рабочее место), его чести, достоинства, личных и семейных тайн от посягательств со стороны как предпринимателей, так и государственных властей, а также широкий круг вопросов, связанных с профессиональным обучением и переобучением работников.
Все это, бесспорно, обогащает предмет трудового права, расширяет его границы, делает его содержание более актуальным.
Особенности методов правового регулирования.Для трудового права характерно сочетание двух главных методов правового регулирования: авторитарного (централизованного) и автономного (децентрализованного). Это выражает взаимосвязь и взаимоотношения централизованной государственной регламентации и коллективной либо индивидуальной автономии.
Авторитарный метод проявляется в издании государством законодательных и подзаконных актов, действующих чаще всего в общенациональном масштабе.
Автономный метод представляет собой санкционирование государством источников правового регулирования труда, разрабатываемых предпринимателями и организациями трудящихся. Это, как правило, локальные источники права, принимаемые на уровне предприятия, отрасли, региона, а также индивидуальные соглашения работников и работодателей. Поэтому автономный метод называют иногда децентрализованным.
Наиболее типичное выражение авторитарного метода правового регулирования труда — законы, а автономного метода — коллективные договоры. Поэтому с определенной условностью авторитарный метод можно назвать законодательным, а автономный — коллективно-договорным. Трудовое законодательство создается государством, реализующим таким образом свои политические и административные функции. Коллективные договоры представляют собой автономное правотворчество профсоюзов и предпринимателей, которое государство так или иначе легализует.
С социологической точки зрения эти методы отражают различие уровней обобществления труда и капитала, действие центростремительных и центробежных сил и тенденций, сосуществование и определенное сочетание централизованных и децентрализованных механизмов регулирования общественного производства.
Исторически капитализму присущи две противоположные тенденции: к усилению централизованных начал и к децентрализации, автономии, локальному регулированию. На разных этапах развития каждой из стран Запада превалирует один из этих методов либо они находятся в определенном равновесии.
Методам правового регулирования присущи свои особенности. Законодательство в отличие от коллективных договоров имеет более широкую сферу действия, характеризуется относительной стабильностью, его применение в большей мере обеспечено органами государства. Закрепление в законодательстве минимального уровня правовых гарантий особенно важно для работников в условиях экономического кризиса, ухудшающего их фактическое положение на рынке труда. Необходимость и целесообразность законодательного установления минимальных норм, обязательных для всего народного хозяйства, всех работников, особенно в области охраны труда, не вызывают сомнения. Это прочно установившаяся традиция.
Коллективные договоры уже по охвату, менее стабильны, но вместе с тем более гибки, чем законодательство. Они чаще пе-
ресматриваются, быстрее отражают изменения в производстве и организации труда, рыночной конъюнктуре, соотношении сил в общенациональном масштабе и в рамках отдельных отраслей и предприятий, что зачастую дает профсоюзам возможность добиваться в коллективных договорах лучших условий труда, чем зафиксировано в законах. Наемные работники и их организации могут оказывать непосредственное воздействие на содержание коллективных договоров. В этом демократический потенциал коллективно-договорного регулирования труда, его значение для развития трудового права. Например, используя коллективные договоры для оперативного фиксирования уступок в пользу наемных работников, профсоюзы добиваются затем закрепления этих уступок в законодательстве и распространения их на более широкий круг лиц.
Коллективно-договорный метод не только обладает большим динамизмом, чем законодательство, но и в большей мере способен уловить и учесть локальную специфику, особенности отраслей и предприятий, положение различных категорий работников, рыночную конъюнктуру.
Вместе с тем, на наш взгляд, было бы неверно преуменьшать значение законодательства, противопоставляя ему коллективные договоры, чрезмерно возвеличивая и даже абсолютизируя их (как это делают некоторые западные профсоюзы и юристы).
Проблема заключается в разумном и гармоничном сочетании законов и коллективных договоров, их взаимодополнении и взаимоподкреплении.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о специфике соотношения в трудовом праве двух общеправовых методов — императивного и диспозитивного.
В трудовом законодательстве западных стран определенное место занимают диспозитивные нормы, дающие широкий простор для сторон определять характер своих отношений, корректировать по взаимному согласию нормы закона в коллективных и индивидуальных трудовых договорах. Часто вместо слов "должен", "обязан" применяется слово "может". Но вместе с тем имеются императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами. В частности, некоторые льготы работников сформулированы как не подлежащие изменениям предписания императивного характера (например, право на еженедельный отдых и на отпуск в Италии, от которых, согласно Конституции, работник не может отказаться; предоставление отпуска по беременности и родам в Финляндии).
Соотношение императивных и диспозитивных норм — принципиально важная проблема, которую призван решить законодатель. Удачное решение, как нам кажется, найдено в Швейцарии, где в Обязательственном кодексе (в котором регламентируется трудовой договор) четко выделены три группы норм:
—нормы, которые нельзя менять во вред как предпринима телю, так и работнику (абсолютно императивные);
—нормы, которые нельзя менять во вред работнику (отно сительно императивные);
—нормы, которые можно .менять в любом направлении по договоренности сторон (диспозитивные).
Работник в Швейцарии не вправе отказываться от прав и льгот, установленных императивными нормами закона или коллективного договора, как в период действия трудового договора, так и в течение одного месяца после его окончания.
Новый диапазон социальной функции.Традиционно трудовое право характеризовалось как право охраны труда. В этом усматривали и продолжают усматривать его главную социальную функцию. Однако ныне многие юристы на Западе полагают, что социальная функция трудового права не может быть замкнута только на охране труда. Должна быть выявлена еще одна грань этой функции — забота о наиболее полном закреплении и последовательном развитии прав человека в области труда. Это частично совпадает с охраной труда, но не тождественно ей. Трудовому праву наряду с обеспечением охраны труда должна быть уготована не менее важная миссия — быть гарантом осуществления широкого комплекса социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек — участник процесса труда. Эти права и свободы вместе с политическими, гражданскими и другими признаны мировым сообществом показателем цивилизованности любого государства.
Акцент на правах человека повышает роль цивилизационных, общедемократических ценностей, международных трудовых стандартов, закрепленных в актах ООН, МОТ, Совета Европы (СЕ), Европейского союза (ЕС). Это можно проиллюстрировать на примерах трудового права многих развитых стран. Так, страны ЕС не только провозгласили приверженность общечеловеческим ценностям, но и ратифицировали международные и региональные акты о правах человека, объявили о приоритете международного права по отношению к внутреннему. Многие общепризнанные стандарты прав человека действуют в этих странах как внутреннее право, рассматриваются как важнейший источник
национального трудового права, а в ряде стран даже как самый главный его источник.
В работах по трудовому праву проблематике прав человека уделяется все большее внимание. По сути дела на базе национального и международного нормативного материала складывается самостоятельный институт общей части трудового права — защита основных трудовых прав и свобод человека. Как считают некоторые юристы, он может со временем превратиться в один из центральных институтов этой отрасли.
Одно из последствий смещения акцентов на права человека — усиление внимания к интересам, потребностям, чаяниям и надеждам каждого отдельного работника не как к абстрактной общественной фигуре, совокупности производственных отношений, социальному типу, представителю класса, профессиональной категории, а как к полнокровной личности, наделенной всем богатством социально-психологических характеристик (независимостью, чувством самоуважения и собственного достоинства, стремлением к справедливости, к нормальному социальному общению, свободному от хамства, жестокости, издевательств со стороны любого лица на производстве независимо от его социальной роли).
Идея о том, что в центр трудового права должен быть поставлен человек, его личность, — это по сути дела возвращение на новом витке истории к концепции социальной антропологии, которую впервые стал разрабатывать еще в 30-х годах нынешнего века выдающийся германский юрист Г. Зинцгеймер1.
Отметим, что идея социальной антропологии в трудовом праве созвучна социальной доктрине католицизма, особенно энцик-ликам нынешнего Папы Римского Иоанна Павла II2.
Рассмотрение современной трактовки на Западе функций трудового права было бы не полным, если не затронуть вопрос о важнейшей функции (задаче) правового регулирования труда — об определении и фиксировании подвижного баланса между экономической эффективностью производства и социальной защищенностью работников, уровнем их условий труда.
Наличие объективных противоречий между экономическими и социальными факторами производства — одна из неустрани-
1 См.: Sinzheimer H. Das Problem des Menschen im Recht. Groningen, 1933; Idem. Der Mensch im Arbeitsrecht // Neue Blatter fur den Sozialismus. 1930. N 2.
2 См.: McCormack A. The Teaching of Pope John Paul II. Human Work. London, 1982.
мых на современном этапе развития человечества антиномий1 любого сложного общества.
Поскольку любая сложная система стремится к равновесию, трудовое право в результате борьбы, сотрудничества, компромиссов, консенсуса противоборствующих социальных, классовых, политических сил устанавливает точку равновесия между экономической эффективностью и социальной защищенностью, причем оба этих фактора в высшей степени эластичны, находятся в постоянном движении, эволюционируют вместе с другими общественными институтами. Данная точка равновесия отражает как объективные обстоятельства (достигнутый уровень развития производительных сил, производительности труда, социальной зрелости, цивилизованности, культурности общества), так и субъективные факторы (борьбу социальных и политических сил, степень боевитости, организованности, сознательности наемных работников, интелектуальной зрелости их представителей, склонность предпринимательского класса и государства к уступкам, компромиссам, политическая дальновидность правящих кругов и, наконец, стремление обеих сторон трудового отношения к установлению социального мира).
Государство, формируя трудовое право, фиксирует на каждый данный момент точку равновесия, не дает маятнику качнуться чрезмерно в ту или иную сторону, стремится к оптимальному варианту, учитывающему всю гамму объективных и субъективных условий и обстоятельств.
Механизм реализации норм трудового права, ответственность за их нарушение.В трудовом праве Запада при всей специфике стран можно выделить две модели механизма реализации трудовых норм: европейскую и англосаксонскую.
Европейская модель наиболее последовательно воплощена во Франции. Во французском трудовом законодательстве имеется значительное число юридических норм, предусматривающих ответственность (материальную, административную и уголовную) за нарушение конкретных положений трудового законодательства, в частности касающихся прав работников и профсоюзов. Во французском Кодексе труда большинство книг включают титул, состоящий целиком из норм об ответственности за нарушение статей соответствующей книги. В Испании действует специальный закон об ответственности за правонарушения в трудовых отношениях.
1 Антиномия — философское понятие, означающее противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми одинаково доказуемыми логическим путем.
3 Киселев И. Я. 33
В США механизм осуществления законодательства о труде имеет свою специфику. Большинство американских федеральных законов о труде предусматривают создание специализированных административных органов1, призванных следить за реализацией этого законодательства, рассматривать жалобы на его нарушение, осуществлять квазисудебные функции, толкование соответствующих законов. Органом осуществления некоторых законов является Министерство труда США. Этим механизмом пользуются все заинтересованные лица и организации, в том числе профсоюзы и индивидуальные работники. Иными словами, работники и их организации не только наделены провозглашенными в законе определенными правами, но и имеют в своем распоряжении каналы реализации этих прав, добиваются их реального осуществления, используя соответствующие юридические механизмы и процедуры. Предпринимателям запрещено наказывать или увольнять работников, обратившихся в указанные органы с жалобами на нарушение своих прав. Если они уволены за такие жалобы, то подлежат обязательному восстановлению на работе с выплатой заработной платы за весь период вынужденного прогула.
В Великобритании реализация многих норм трудового права осуществляется через систему административных органов, большинство из которых функционирует на трехсторонней основе: это Консультативная служба по примирению и арбитражу, Центральная арбитражная комиссия, Комиссия по трудовым ресурсам, Комиссия по обеспечению равных возможностей в области занятости, Комиссия по обеспечению расового равенства. Специфика Великобритании состоит в том, что функции по реализации ряда норм и положений трудового законодательства, которые осуществляют в других странах министерства труда, в Великобритании выполняют трехсторонние органы автономного характера, относительно независимые от государственной администрации.
Отметим также, что в англосаксонских странах инструментом быстрого и безусловного выполнения норм и предписаний трудового права являются судебные приказы, которые могут оперативно получать как предприниматели, так и индивидуальные работники и профсоюзы.
1 Такими органами являются Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), Национальное управление по регулированию трудовых споров на железнодорожном транспорте, Национальное управление посредничества (НУП), Комиссия по обеспечению равных возможностей в области занятости. Эти органы назначаются президентом США с согласия сената.
Согласно Закону Новой Зеландии относительно договоров о труде 1991 г., в случае признания судом нарушения договоров о труде, отказа какой-либо из сторон соблюдать его условия суд может потребовать исполнения договора и оштрафовать виновную сторону.
§ 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА (НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО ТРУДУ)
Источники трудового права: общая характеристика.Способы выражения государственной воли, направленной на регулирование отношений наемного труда, составляют форму трудового права или его источники (нормативные акты по труду). К ним относятся: ратифицированные государствами международные конвенции по труду; законы; подзаконные акты (постановления правительственных органов, особенно министерств труда; нормативные акты иных органов исполнительной власти); коллективные договоры; решения судов и арбитражных органов; правила внутреннего трудового распорядка, разработанные на предприятиях администрацией с участием или без участия работников и их организаций; иные нормативные акты (приказы), издаваемые единолично администрацией (акты хозяйской власти); обычаи; трудовые договоры.
Из характеристики методов регулирования, присущих трудовому праву, вытекает, что преобладающее место среди его источников занимают законы и коллективные договоры. Соотношение между ними в значительной мере зависит от национальной специфики трудового права. Если в большинстве стран континентальной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия) ведущую роль традиционно играло законодательство, то в Великобритании до 60-х годов, а в США до 30-х годов XX в. среди источников трудового права превалировали коллективные договоры.
В последние десятилетия наблюдается возрастание роли трудового законодательства в англосаксонских странах и коллективных договоров в большинстве европейских континентальных стран. В некоторых из них, например во Франции, значение коллективных договоров приблизилось к трудовому законодательству, а в Дании и Швейцарии оно превышает роль законодательства о труде. Специфично положение в Скандинавских странах, где важную роль играют коллективные договоры (особенно основные соглашения между общенациональными организациями профсоюзов и предпринимателей), однако в боль-
шинстве из них существует развитое трудовое законодательство.
Общая историческая тенденция развития двух методов правового регулирования трудовых отношений, как это следует из приведенных данных, такова: в тех странах, где традиционно преобладали коллективные договоры, стало активно развиваться трудовое законодательство, которое в ряде сфер потеснило коллективные договоры. А там, где ранее преобладало трудовое законодательство, значительно активизировалось коллективнот договорное регулирование труда.
Видимо, в странах Запада постепенно вырабатывается оптимальная модель соотношения законов о труде и коллективных договоров, общая для большинства стран.
Еще одна особенность: не только определенное соотношение, сочетание, но и тесное переплетение законов и коллективных договоров. Оно достигло такой степени, что в некоторых странах (Франция, Италия, ФРГ) законы в отдельных случаях воспроизводят почти без изменения положения коллективных договоров; коллективные же договоры используются в качестве актов применения законов. Нередко то или иное новшество первоначально закрепляется в коллективных договорах, а затем приобретает всеобщий характер в законодательном акте (так называемое договорное законодательство).
О тенденции к сближению законодательства и коллективных договоров свидетельствует заключение трехсторонних соглашений с участием государства, предпринимателей и профсоюзов. Такие соглашения обычно оформляют общегосударственные политические решения глобального характера, в частности, в области заработной платы, продолжительности рабочего времени, обеспечения занятости.
В большинстве западных стран конституции либо вовсе не содержат норм, прямо относящихся к труду (например, в США), либо включают лишь отдельные нормы такого рода (в ФРГ, Дании, Норвегии). Вместе с тем в конституциях, принятых после второй мировой войны, на гребне революционного подъема, испытавших воздействие идеологических позиций рабочего и профсоюзного движения, имеется широкий круг социально-экономических прав, в том числе в области труда (например, в Италии, Франции, Испании, Португалии). ФРГ и Испания объявлены в своих конституциях социальными государствами.
Следует отметить важную роль исполнительных органов государства как в правоустановительной, так и в правоприменительной деятельности в области труда, а также наличие в этой
области в ряде стран (Франция, Италия) делегированного законодательства, т.е. имеющих силу закона актов, принимаемых органами исполнительной власти (президентом, правительством) по поручению парламента. Вместе с тем роль парламентов в издании наиболее важных актов трудового законодательства значительна, а число законов по труду в большинстве стран велико и имеет тенденцию к росту.
В настоящее время единственной страной, где среди источников трудового права главное место принадлежит принудительным решениям арбитражных органов, является Австралия. В остальных странах роль решений арбитражных органов незначительна.
Повсеместно уменьшилась роль трудовых обычаев1, правил внутреннего трудового распорядка и в то же время возросло значение ратифицированных международных конвенций по труду. В некоторых странах они имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству.
Трудовой договор рассматривается как источник трудового права в тех странах (например, в Дании), где трудовое законодательство играет относительно небольшую роль, а многие аспекты трудовых отношений, условий труда устанавливаются по соглашению сторон договоров о труде, в том числе в индивидуальных трудовых контрактах.
Роль судов особенно велика в англосаксонских странах, где судебный прецедент — важнейший источник трудового права (и права вообще), а также в ФРГ, где решения Федерального трудового суда существенно дополняют недостаточно точно и полно сформулированные нормы законодательства, особенно в сфере коллективных трудовых отношений. Значительна роль судебной практики во Франции, Швеции, Нидерландах.
Суды очерчивают сферу применения, границы трудового права, приспосабливают законы к меняющейся обстановке, социально-экономическим условиям. В целом роль судебной практики не только в применении, но и в формировании трудовых законов весьма велика во всех западных странах.
Приоритетными источниками трудового права, как правило, считаются законы и другие акты государственных органов. Они устанавливают неприкосновенный минимум трудовых прав.
1 Трудовые обычаи в настоящее время играют заметную роль только в Великобритании. В европейских континентальных странах обычаи применяются как источники трудового права в редких случаях, предусмотренных законодательством.
Договоры о труде (коллективные, индивидуальные), согласно традиционной, общепринятой трактовке, не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством, но могут улучшить (принцип in favorem). Этот принцип применяется не только к соотношению договоров о труде и законодательства. Он имеет универсальное значение и действует при определении взаимоотношений всех источников трудового права. Любой нормативный акт, стоящий на более низкой ступени в иерархии источников трудового права, может, как правило, только улучшать положение работника по сравнению с нормативными актами более высокого ранга.
В последнее десятилетие в связи с усилившимися экономическими трудностями и распространенным убеждением в необходимости усиления гибкости трудовых законов принцип in favorem стал подвергаться нападкам как негативный фактор, препятствующий гибкости правового регулирования труда, адекватному отражению им реалий и потребностей рыночной экономики. А в некоторых странах (ФРГ, Франция, Греция) в законодательстве и судебной практике появилась тенденция к частичному отказу от него и допущению в определенных пределах принципа in peius, т.е. ухудшения положения работника по сравнению с законодательством, фиксируемого в коллективном соглашении или индивидуальном трудовом договоре. Еще одно проявление отхода от принципа in favorem — запрет в некоторых случаях изменения в пользу работников законодательных норм в коллективных (или трудовых) договорах.
В отношении применения трудового права во времени действует принцип "закон обратной силы не имеет". Таким образом, принятый закон действует на будущее (ex nunc). На трудовые и коллективные договоры распространяется действие законов, имевших силу в момент заключения этих договоров. Обратную силу имеют лишь законы разъясняющего характера и некоторые акты, относящиеся к охране общественного порядка, которые действуют в отношении договоров о труде, заключенных и до принятия этих актов (ex tune).
Особенностью формы трудового права является отсутствие в большинстве стран Запада кодексов законов о труде. Одно из исключений — Франция, где комиссией экспертов, образованной в 1901 г., была осуществлена систематизация трудового законодательства, относящегося только к частным предприятиям, на основе которой был создан и одобрен парламентом Кодекс труда (Code du travail)1.
1 Разработка и принятие Кодекса труда происходили частями и затянулись на 17 лет (1910—1927).
Правда, термин "кодекс" в данном случае не является точным. Это не кодификация в традиционном смысле, а, скорее, инкорпорация и частичная консолидация законодательства, которое не подвергалось каким-либо существенным изменениям и переработке. Во Франции были осуществлены лишь сбор, компиляция и группировка по определенной системе рассеянного по многочисленным правовым актам нормативного материала.
В 1973 г. на тех же основах была реализована новая систематизация трудового законодательства. Кодекс труда имеет следующую структуру. Он подразделен на три главные части: 1) законы, т.е. акты парламента; 2) постановления, принимаемые правительством с учетом мнения Государственного совета; 3) простые декреты, принимаемые правительством. В качестве приложения приведены некоторые правовые акты, оставшиеся вне кодификации1.
Законы определяют фундаментальные принципы трудового права. Постановления являются актами применения законов, дополняющими их. Декреты уточняют и детализируют положения, имеющиеся в названных актах.
Каждая часть Кодекса труда состоит из девяти книг: договоры о труде; регламентация труда; трудоустройство и занятость; профессиональные объединения, представительство, участие в управлении работников, формы их заинтересованности в деятельности предприятий; трудовые конфликты; контроль за применением законодательства о труде; особые положения, относящиеся к отдельным профессиям (шахтерам, работникам транспорта, строительным рабочим, надомникам, домашним работникам, торговым агентам, журналистам, артистам, манекенщикам, консьержкам); особые положения, относящиеся к заморским департаментам; непрерывная профессиональная подготовка в рамках постоянного образования. Книга подразделяется на титулы, главы и статьи. В конце большинства книг имеется специальный титул, содержащий указания об ответственности за нарушение трудовых норм.
В Канаде с 1972 г. действует федеральный Трудовой кодекс, распространяющийся на предприятия федерального значения, т.е. входящие в сферу действия федеральных законов. Кодекс представляет собой инкорпорацию и частичную консолидацию трудового законодательства.
' Предусмотрено, что в Кодекс ежегодно вносятся необходимые дополнения и изменения с учетом вновь принятых законов. Вместе с тем некоторые важные законы не включены в Кодекс труда.
В таких странах, как США, Великобритания, Италия, Япония, Бельгия, Нидерланды, вопрос о кодификации трудового законодательства в целом вообще не ставился ни в теоретическом, ни в практическом плане, а в ФРГ попытка создать трудовой кодекс не увенчалась успехом.
В Испании поручение правительству разработать Кодекс труда, содержащееся в Законе от 10 марта 1980 г., до сих пор не выполнено.
Итак, в странах Запада крупномасштабная кодификация трудового законодательства, как правило, не осуществлена.