Так, шведские трудовые суды компетентны рассматривать юридические споры, вытекающие только из коллективных договоров, французские — споры на основе индивидуальных трудовых договоров, а трудовые суды ФРГ разрешают любые юридические споры «как индивидуальные, так и коллективные, связанные с применением любых нормативных юридических актов.
В ряде случаев в заблуждение вводят названия учреждений. Например, в Люксембурге арбитражный суд вопреки своему названию является не органом трудового арбитража, а органом примирения, осуществляемого правительственным чиновником, а в Ирландии суд по трудовым делам выполняет не судебные функции, а функции примирения сторон. Суды по трудовым делам в разных странах именуются по-разному: в Великобритании — промышленными судами (трибуналами), в Индии — трудовыми трибуналами, в Мексике — примирительными и арбитражными управлениями.
1 "Основным методическим принципом сравнительного правоведения является функциональность. Разумеется, нельзя сравнивать несравнимое, а сравнимо в праве лишь то, что выполняет одну и ту же задачу, одну и ту же функцию". (Цвайгерт К., КётцХ. Указ. соч. С. 50.)
Таким образом, главное всравнительном анализе не наименования соответствующих учреждений, институтов (подынсти-тутов) различных стран, а выполняемые ими функции.
Сравнение функций предполагает рассмотрение того, какими путями и методами та или иная из них реализуется в различных странах.
Один из способов применения функционального метода — априорное выделение теоретических моделей ирассмотрение того, как они функционируют в различных странах.
Приведем три примера использования теоретических моделей в литературе по сравнительному трудовому праву.
/. Модель "обеспечение занятости".
Пути ее реализации в различных странах:
—пожизненная занятость (Япония);
—правительственный контроль. Увольнение работника не возможно без санкции государственного административ ного органа (Нидерланды);
—деятельность органов представительства работников на предприятиях. Увольнению может воспротивиться произ водственный совет предприятия (ФРГ);
—соблюдение предпринимателем срока предупреждения ра ботника об увольнении (Бельгия);
—применение различных критериев выбора кандидатов на увольнение при сокращении работников, таких, как ква лификация, трудовой стаж и т.п. (США);
—увольнения по уважительной причине (Испания, Порту галия).
2. Модель "участие работников в управлении предприятием".
Пути реализации этой модели в различных странах: информация, консультации, совместное решение, самоуправление. В каждой стране сочетание этих методов участия работников в управлении особое и юридически они оформляются и реализуются по-разному: через коллективные договоры, представительные органы работников на предприятиях, представительство работников и профсоюзов в руководстве компаниями, через системы "обогащения труда", автономных бригад и т.п.
Организационно-институциональное оформление участия работников в управлении предприятиями также различное в разных странах: в ФРГ — с помощью производственных советов, в Великобритании — профсоюзных старост, в США — профсоюзов и коллективных договоров.
3. Модель "выбор определенной страны" (например, ФРГ или США) или модельных трудовых кодексов (например, Кодекса труда Франции).
Результатом компаративистского анализа является оценка преимуществ и недостатков различных национальных решений и, в частности, приемлемости опыта различных иностранных государств для своего национального трудового законодательства. И здесь могут быть самые различные варианты.
"Иногда различные решения бывают равнозначны или представляют разумный выбор, а иногда, наоборот, преимущества одного из решений очевидны. Наконец, комбинация элементов различных национальных законодательств может дать более эффективное решение. Все это компаративист должен взвесить и объяснить"1.
Теория сравнительного правоведения в наибольшей степени связана с практикой законотворческой деятельности в той части, в которой она определяет возможность, целесообразность и пределы трансплантации юридических норм из одной страны в другую и вживления их в правовую материю (ткань) страны приема.
По принятой у нас терминологии, это проблема использования зарубежного опыта. Учитывая "догоняющий характер" исторического развития нашей страны, проблемы применения опыта стран, опередивших Россию, всегда были весьма актуальны. В советские времена это было даже сформулировано в стихотворной форме: "Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте все то, что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе" (В.В. Маяковский).
Важно отметить, что заимствование зарубежного опыта требует серьезного, взвешенного отношения. В этой области недопустимы дилетантизм, крайности, односторонний, поверхностный подход.
Выводы компаративистики предостерегают против бездумной и автоматической трансплантации юридических норм как своего рода универсальных отмычек для решения проблем страны приема (С.А. Иванов).
Ознакомление с теорией сравнительного правоведения, сосравнительным и международным трудовым правом, в котором в концентрированном виде представлен мировой опыт в области правового регулирования труда, позволяет избежать ошибок при
1Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. С. 74.
2 Киселев И. Я. 17
совершенствовании национального трудового законодательства, разработке и принятии нормативных актов по труду.
В частности, важно извлечь уроки из имеющегося позитивного и негативного опыта трансплантации трудового законодательства из одной страны в другую. Этот опыт достаточно подробно изложен в литературе.
Обычно в качестве позитивных примеров приводятся трансплантации:
—норм английского фабричного законодательства XIX в. в трудовое право фактически всех европейских стран, в том числе и России;
—германского и французского трудового законодательства в КЗоТ РСФСР 1922 г.;
—американского трудового законодательства в Японию после второй мировой войны;
—американского, французского и советского трудового за конодательства в итальянский Статут трудящихся (1970 г.);
—многих положений итальянского Статута трудящихся в испанский Статут трудящихся (1980 г.);
—норм трудового права ряда европейских стран в трудовое право Израиля;
—косвенная трансплантация зарубежных трудовых норм, когда страна воспринимает стандарты МОТ, которые в свою очередь воспроизводят определенную национальную модель "МОТ — гигантская лаборатория (машина) меж национальных трансплантаций норм трудового права" (О. Кан-Фройнд). Например, германские юридические нор мы легли в основу Рекомендации МОТ № 119 (1963 г.) о прекращении занятости по инициативе предпринимате лей и одноименных Конвенции № 158 и Рекомендации № 166 (1982 г.).
Негативный опыт трансплантации трудового законодательства демонстрируют неудавшиеся попытки:
—трансплантировать в Великобританию американское проф союзное законодательство;
—перенести во Францию американскую модель трудового посредничества и арбитража;
—внедрения в Нигерии британского трудового законодатель ства, которое не смогло прижиться из-за господства трай бализма и этнических конфликтов.
Исторический опыт удачных и неудачных трансплантаций трудового права осмыслен и обобщен в исследованиях по компаративистике.
"Всякая попытка использовать при трансплантации нормы закона вне того контекста, который существует в стране происхождения трансплантируемой нормы, ведет обязательно к отторжению этой нормы в стране приема"1. Этот вывод британского юриста О. Кан-Фройнда стал аксиомой теории сравнительного и международного трудового права.
В теоретических исследованиях по данному вопросу сформулированы понятие "степень приживаемости трудовых норм, переносимых из одной национальной почвы в другую" и некоторые правила, касающиеся приживаемости таких норм.
Самая высокая степень приживаемости наблюдается в отношении институтов индивидуального трудового права, особенно если страна-донор и страна приема имеют равный уровень экономического развития. То, что это так, подтверждается исторической практикой, опытом многих стран.
Самую же низкую степень приживаемости демонстрируют институты коллективного трудового права: профсоюзные пра ва, коллективные договоры, мирное рассмотрение коллектив ных трудовых споров, право на забастовку и локаут, участие работников в управлении производством на всех уровнях, про цессуальные нормы, в частности модели организации судопро изводства. Низкая степень приживаемости указанных институ тов на чужеземной почве объясняется тем, что они неразрывно связаны с распределением власти в данной конкретной стране, с балансом сил организованных групп, центров влияния в об ласти труда и трудовых отношений. Вот почему зарубежные юри дические нормы, регулирующие коллективное трудовое право, оказывающиеся в другой системе властных отношений, не при живаются. Более того, они отторгаются чуждой для них обще ственной средой, т.е. остаются на бумаге. Это учитывали разра ботчики конвенций и рекомендаций МОТ, посвященных регулированию коллективных трудовых отношений. Если вни мательно вчитаться в эти акты, то обращает на себя внимание тот факт, что они содержат осторожные и гибкие формулиров ки. Например, обязательство проводить коллективные перего воры должно быть реализовано в отдельных странах с помощью мер, "соответствующих национальным условиям", и только "там, где это необходимо".
1 The Modern Law Review. 1974. N 1. P. 27.
Нельзя, разумеется, игнорировать и то обстоятельство, что заимствование зарубежных трудовых норм — это отнюдь не чисто техническая операция. Обращение к зарубежному опыту и его использование всегда предмет противоречий, полемики, конфликтов различных социальных и политических сил, а нередко и объект политических спекуляций.
Небезынтересно рассмотреть с точки зрения выводов компаративистики опыт широкомасштабной рецепции зарубежного трудового законодательства и международных стандартов труда в постсоциалистическое законодательство России.
Первое крупное "вторжение" западного трудового законодательства в советское право произошло на исходе советского периода истории нашей страны, в конце 80-х — самом начале 90-х годов. Тогда были приняты два Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" и "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности".
Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), принятый в 1989 г., может служить примером неудачного использования зарубежного опыта. С одной стороны, он механически копировал некоторые положения западного законодательства, без учета специфики нашей страны и действовавшего тогда советского права, а с другой стороны, игнорировал ряд международных трудовых стандартов, рекомендаций МОТ. Жизнь его оказалась недолгой. В 1991 г. была принята новая редакция этого Закона, которая, однако, не исправила его коренных недостатков. Фактически Закон почти не действовал, т.е. не прижился на российской почве.
Закон СССР "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" (1991 г.) — пример более удачного использования зарубежного опыта, международных стандартов. Закон действительно изменил и юридически и фактически положение профсоюзов, положил начало демократическим преобразованиям в этой области, привел наше законодательство в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права. Этот закон реально действовал в РФ вплоть до принятия в 1995 г. Закона об общественных объединениях и в 1996 г. Закона о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности.
Эти два российских закона, особенно последний, воспроизвели многие оправдавшие себя положения союзного Закона о профсоюзах.
С точки зрения теории сравнительного правоведения вполне объяснимы и сложности с применением Федерального закона о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г.
Этот Закон воспроизвел в основном положения и конструкции конвенций и рекомендаций МОТ о коллективных переговорах и договорах, которые в свою очередь закрепляют западную модель коллективно-договорного регулирования труда. Эта модель достаточно эффективна в странах с развитой рыночной экономикой, с их традициями демократии и гражданского общества, длительным историческим опытом коллективно-договорного регулирования труда, трехстороннего и двустороннего сотрудничества участников коллективных трудовых отношений, сформировавшимся механизмом социального партнерства. Ничего этого не было в нашей стране. Заимствованная модель попала в неподготовленную почву. Но кроме того, недостаточная эффективность принятого законодательства объясняется, на наш взгляд, игнорированием некоторых аспектов зарубежного опыта, относящегося к субъектам договоров, порядку их заключения, масштабам действия, способам придания обязательной силы коллективным договорам.
Отмеченные недостатки в законотворческой деятельности отнюдь не означают, что надо отказаться от трансплантации зарубежных юридических норм и международных стандартов в ходе дальнейшего развития российского трудового права. Такая трансплантация объективно необходима, неизбежна и может принести немалую пользу, особенно учитывая то, что в нашей стране отсутствует опыт решения многих трудоправовых проблем, присущих рыночной экономике. Возражение вызывает лишь слепое копирование зарубежных норм, институтов, идей без тщательного предварительного изучения не только формального содержания заимствуемого законодательства, но и его социального, экономического, культурологического, политического и психологического контекстов. Только с учетом всего этого следует решать вопрос о пригодности тех или иных норм для трансплантации. Это азбучная истина сравнительного правоведения.
Игнорирование либо неполный учет выводов и рекомендаций компаративистики негативно сказывались и сказываются на качестве отечественного законодательства о труде. Сегодня чрезвычайно важной является обязательная сравнительно-правовая экспертиза (горизонтальная и вертикальная) всех разрабатываемых проектов законов о труде1. Такая экспертиза будет
1 "Материалы, получаемые от систематических исследований или специальных экспертиз в области сравнительного права, служат в наши дни незаменимым инструментом для законодателя во многих странах, обеспечивая высокое качество его правотворческой деятельности". (Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. С. 29.)
содействовать наиболее полному и целесообразному использованию для блага нашей страны богатейшего зарубежного опыта в области правового регулирования труда, повышению эффективности принимаемых законов, общему совершенствованию отечественного трудового права.
Литература
Давид Р., Жоффре- Спиноза К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М, 1996.
Рожкова Л.Л. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.
Сравнительное правоведение: Сб. статей / Под ред. В.А. Туманова. М., 1978.
Сравнительное трудовое право. М., 1987.
Право на труд: советский и британский подходы. М., 1989.
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. / Пер. с нем. Т. I. M., 1995.
Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта / Государство и право. 1995. № 3.
Федин Д. Сравнительные исследования в трудовом праве: проблемы методологии / Сов. государство и право. 1985. № 11.
Blanpain R. Comparativism in Labour Law and Industrial Relations // Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies / Ed. Blanpain R., Engels С The Haque, 1998.
Ivanov S.A. Sur les etudes comparative en droit du travail // Revue intemationale de droit compare. 1985. N 2.
Kahn-Freund O. On Uses and Misuses of Comparative Law // The Modern Law Review. 1974. N 1.
Moll W. Arbeitsrechtsvergleichung // Recht der Arbeit. 1984. Heft 4.
Schregle J. Comparative Industrial Relations: Pitfalls and Potentials // International Labour Review. 1981. N 1.
Servais J.-M. Droits en synergie sur le travail. Elements de droits international et compare du travail. Bruxelles, 1997.
Veneziani B. Methods of Comparative Labour Law. Szeged, 1984.
Часть первая
ТРУДОВОЕ ПРАВО
В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ
Раздел первый
ТРУДОВОЕ ПРАВО
В СТРАНАХ РАЗВИТОЙ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВВЕДЕНИЕ
А азвитая рыночная экономика, существующая в странах Запада1, в большей или меньшей мере социально ориентирована. Любое западное государство имеет социальную инфраструктуру из нормативных, юридически обязательных актов, регулирующих различные стороны общественной и производственной жизни с целью полностью нейтрализовать или, по крайней мере, смягчить негативные для трудящегося населения и, в конечном счете, опасные для всего общества последствия действия стихийных рыночных сил, в частности на рынке наемного труда. Таких последствий немало: безработица, злоупотребления и произвол владельцев капитала, менеджеров, чрезмерная эксплуатация работников, усиление социального расслоения, имущественного неравенства, обострение классовых противоречий, незащищенность наемных работников от профессиональных рисков, их неуверенность в будущем, в стабильности своего положения.
1 Термин "Запад" применяется автором не в географическом, а в условном социокультурном смысле; к "западным" странам относят более 20 промыш-ленно развитых государств Европы, Северной Америки, Азии, а также Австралию и Новую Зеландию.
Созданные в ходе длительного исторического развития социальные амортизаторы в виде юридических актов, государственных и общественных учреждений "облагородили" капиталистический рынок и способствовали формированию западной цивилизации, которая характеризуется относительно высоким уровнем качества жизни, социальной защищенности трудящихся, что делает приемлемой для большинства населения рыночную экономику, освободившуюся от многих пороков и противоречий, характерных для "дикого" капитализма прошлых веков. Многочисленные юридические акты стали инструментом общественного контроля над стихией рынка, прерогативами собственника (предпринимателя), которые раньше считались неприкосновенными, не подлежащими каким-либо ограничениям, социальному контролю и регулированию.
Важнейшая составная часть социальной инфраструктуры — трудовое и иное социальное законодательство. Именно оно в значительной мере определяет степень социальной ориентированности экономики.
Первые законы о труде появились на ранних стадиях развития капитализма, в конце XVIII — начале XIX в. В дальнейшем трудовое законодательство развивалось с такой степенью интенсивности, что ко второй половине XX в. трудовое право во многих странах стало рассматриваться как одна из главных отраслей.
Таков итог двухсотлетней эволюции законодательства и результат совокупного действия многих объективных и субъективных факторов: развития производства; изменений социальной структуры общества; общественной морали; борьбы рабочего класса и профсоюзов; влияния социалистической идеологии и пропаганды; социальной доктрины католицизма (социальных энцик-лик римских пап); деятельности политических партий левого направления, инициирующих социальную активность государства; соревнования стран Запада с социалистическим примером в России; воздействия международно-правового регулирования труда.
Роль и значение трудового законодательства в современных условиях отражают, в конечном счете, происшедшие на протяжении нескольких столетий сдвиги в общественном сознании, в частности в оценке роли труда. "Труд более не обычный товар, как другие товары, а одна из величайших ценностей нашей цивилизации", — утверждают французские юристы и социологи М. Деспа и Ж. Рожо1.
' См.: Despax М., Rojot J. Labour Law and Industrial Relations in France. Deventer, 1987. P. 36.
По мнению Раймона Барра, одного из самых авторитетных на Западе специалистов в области политической экономии, "вместо деперсонализации труда последовательно утверждается признание достоинства труда в рамках цивилизации труда"1.
В настоящее время трудовое право — неотъемлемая часть правовой структуры стран развитой рыночной экономики. Оно гибкий инструмент государства, причем широкого спектра действия и многоцелевого назначения, социальный амортизатор, представляющий большую ценность с точки зрения обеспечения социального мира, функционирования производства и общества в целом, его нормального развития.
Трудовое право обеспечивает упорядочение и регулирование рынка рабочей силы, оптимальные условия ее производственного использования, гармонизацию социальных отношений на основе идеалов социальной справедливости.
Надо иметь в виду, что развитая и продуманная система трудовых и иных социальных норм — необходимое условие эффективного использования человеческих ресурсов, роста производительности труда, высокого качества продукции, культуры труда, эффективности и стабильности экономики в целом.
"Безопасный, продуктивный и разумный с точки зрения экологии труд является ключом к экономическому и социальному прогрессу", — утверждает директор Всемирного банка американец Дж. Вольфенсон2.
Трудовое право стран Запада содержит немало норм и положений, отражающих потребности экономического и социального прогресса, достижения современной цивилизации, рост культурности населения, степень зрелости гражданского общества, его способности сознательно и планомерно регулировать и контролировать производственную и социальную жизнь, рыночную стихию, конкуренцию собственников-товаропроизводителей, подчинять их критериям гуманности, общедемократическим ценностям, здравому смыслу, нравственным императивам, свести до минимума трудовые конфликты, делая это на основе сотрудничества, социального партнерства, компромиссов и консенсуса различных социальных сил, прежде всего профсоюзов и организаций предпринимателей под эгидой государственных органов, независимых и беспристрастных арбитров и посредников.
В правовом регулировании труда проявляются тенденции, вызванные объективными условиями развития производитель-
1 Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. / Пер. с фр. Т. 1. М., 1994. С. 316.
2 Деловой мир. 1995. 30 июня.
ных сил, требованиями научно-технического прогресса, высокомеханизированного, сверхсложного, массового производства, национального и мирового рынков.
На трудовое право оказывает значительное влияние степень развития гражданского общества, политической и социальной демократии.
В настоящее время трудовое право в странах Запада претерпевает серьезные изменения: обновляется, обогащается его нормативная основа; смещаются угол анализа, акценты; возникают новые направления правового регулирования; модифицируются структура, соотношение различных институтов и подынститутов; переосмысливаются традиционные понятия и конструкции. Все это результат происходящих радикальных изменений социальной среды в этих странах, уже вступивших или постепенно вступающих в посткапиталистическую (постиндустриальную) эпоху1.
Мы рассмотрим опыт правового регулирования труда на Западе, основываясь прежде всего на нормативном материале США, Великобритании, Франции, Италии и Японии. Эти страны достаточно представительны, и их трудовое право в полной мере отражает наиболее типичные черты правового регулирования труда в условиях развитой рыночной экономики. Национальные системы трудового права указанных стран можно считать моделями, которые оказывали и оказывают значительное влияние на многие другие страны, дают им образцы для подражания. Вместе с тем автор использует там, где это необходимо и целесообразно, наиболее интересный нормативный и иной материал, относящийся к трудовому праву других развитых стран.
Глава 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТРУДОВОГО ПРАВА
§ 1.ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие и предмет трудового права.Трудовые отношения при найме и использовании рабочей силы облекаются в определенную юридическую форму. Неотделимость трудовой деятель-
1 См.: Киселев И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XXI века // Государство и право. 1996. № 1.
ности от личности работника делает необходимой такую регламентацию отношений трудового найма, которая смогла бы обеспечить как подчинение работников власти предпринимателя, императивам производства, так и определенную степень сотрудничества работников и работодателей, учет человеческого фактора, психологических реакций, личностных (индивидуальных и коллективных) притязаний работников. Это объективно усиливает значение правового регулирования производственной среды, личных неимущественных элементов в трудовом отношении.
Особенности использования рабочей силы как товара особого рода, специфика рынка труда, его существенные отличия от рынков товаров и капитала создают объективную возможность правовой регламентации, отличной от регламентации гражданско-правовых имущественных сделок. В результате эволюции капиталистического способа производства, повышения степени его зрелости эта возможность в XX в. превратилась в действительность.
Ход экономического, социального, политического развития, совершенствование производительных сил, обобществление и усложнение производственного и трудового процессов, борьба работников за свои права, углубление разделения труда, нравственное совершенствование общества — все это вело к автономии группы норм, регламентирующих применение наемного труда.
Автономия стала наглядной в некоторых странах уже после первой мировой войны, особенно в Германии, где в первые послевоенные годы шло интенсивное развитие трудового законодательства, и во Франции, где даже был принят Кодекс труда.
После второй мировой войны возникают условия для повсеместного формирования на базе норм, выделившихся из гражданского, административного и других отраслей права, самостоятельной отрасли — трудового права, предметом которого стали отношения по применению наемного (зависимого) труда. Они включают индивидуальные трудовые отношения между работником и предпринимателем, опосредствующие наем и потребление рабочей силы, и коллективные трудовые отношения между отдельными предпринимателями (объединениями предпринимателей) и профсоюзами или другими организациями трудящихся по установлению и осуществлению условий труда. В сферу действия трудового права вошли также отношения по государственной регламентации деятельности профсоюзов и посредничеству при трудоустройстве.