Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ТРУДОВОГО ПРАВА 5 страница



В послевоенный период принято большое число актов по тру­ду, опирающихся на Конституцию, развивающих и конкрети­зирующих ее нормы и положения. К ним относятся законы: Об охране труда работниц-матерей 1950 г., Об охране и регулиро­вании труда надомников 1958 г., О регулировании подрядных договоров 1960 г., О регулировании договоров на определенный срок 1962 г., О запрещении увольнения женщин по мотивам их вступления в брак 1953 г., Об установлении минимальных норм для трудящихся 1959 г., Об охране труда подростков и молоде­жи 1967 г.; Об индивидуальных увольнениях 1966 г.; Статут тру­дящихся 1970 г., О забастовках в существенных услугах 1990 г., О занятости 1997 г.

Вместе с тем в Италии продолжает действовать в частично измененном виде Гражданский кодекс 1942 г., содержащий зна­чительное число норм, регулирующих трудовые отношения, некоторые законы о труде, принятые при Муссолини, а также коллективные договоры периода фашизма. Положения Консти­туции относительно заработной платы, коллективных догово­ров, участия трудящихся в управлении производственными пред­приятиями не нашли в полной мере отражения в действующем трудовом законодательстве.

Кодекс навигации регулирует договоры морского найма и найма летчиков гражданской авиации.


Законов по труду в Италии сравнительно немного. Основная масса нормативных актов в этой области состоит из правитель­ственных постановлений. Среди них главное место занимают за­конодательные декреты и декреты-законы. Законодательные дек­реты издаются правительством по делегированию парламента, даваемому на определенное время и по определенным вопросам. Декреты-законы принимаются правительством в особых случаях с последующим утверждением в парламенте. Оба указанных вида правительственных актов имеют силу закона и рассматриваются как законы в материальном смысле (в отличие от законов в фор­мальном смысле).

Источником трудового права являются также постановления правительства, утверждаемые президентом республики, и дек­реты министра труда и социального обеспечения.

При рассмотрении вопросов о коллективных договорах сле­дует иметь в виду, что действующее право предусматривает три типа коллективных договоров, юридическая природа которых различна. К первому типу относятся договоры, заключенные ликвидированными фашистскими профсоюзами. Содержащиеся в них условия труда имеют силу закона и действуют по настоя­щее время в той мере, в какой они не отменены или изменены последующим законодательством. Ко второму типу относятся коллективные договоры, заключенные профсоюзами в после-фашистский период и получившие обязательную юридическую силу в 1959 г. К третьему типу относятся коллективные догово­ры, заключенные после 2 октября 1959 г. Они трактуются с точ­ки зрения законодательства как гражданско-правовые сделки, заключаемые обычными объединениями граждан и имеющие силу лишь для членов этих объединений. Эти договоры не содер­жат универсальных нормативных условий, равнозначных тем, которые устанавливают законы, а включают лишь договорные обязательства сторон.

До принятия закона от 14 июля 1959 г. заключенные после второй мировой войны коллективные договоры не имели обще­обязательной силы и им были присущи все признаки коллек­тивных договоров третьего типа.

Конституция различает два вида законов: конституционные и обычные.

Из конституционных законов к источникам трудового права относятся статуты автономных областей Италии. Они содержат нормы, определяющие полномочия органов областного управ­ления по вопросам труда. В частности, предусматривается право этих органов издавать законодательные акты по труду, дополня-


ющие и конкретизирующие соответствующие законы республи­ки. Таких актов издано областями очень мало.

Среди обычных законов особое место занимает Гражданский кодекс 1942 г., в котором вопросы труда рассматриваются в кни­ге V ("О труде"). Она состоит из четырех титулов. Первый из них посвящен регулированию профессиональной деятельности и со­стоит из трех глав: корпоративные ордонансы, коллективные экономические соглашения, коллективные договоры. Титул 2 посвящен в основном трудовому договору лиц наемного труда. Он состоит из двух глав: о предприятии вообще и сельскохозяй­ственном предприятии. Первая глава подразделяется на следую­щие отделы: о предпринимателе, о сотрудниках предпринима­теля, о трудовом отношении (возникновение трудового отношения, права и обязанности сторон, прекращение трудо­вого отношения, об ученичестве). Титул 3 посвящен так называ­емому автономному труду и состоит из двух глав: общие поло­жения и труд лиц свободных профессий, а титул 4 — некоторым разновидностям наемного труда (домашняя работа и т.п.).

После краха фашизма продолжают действовать лишь те ста­тьи третьей главы этого титула, которые регламентируют дей­ствие сохранивших силу коллективных договоров фашистского периода. Отменен также ряд статей следующих титулов (2 и 3), содержащих прямые ссылки на существовавшие в период фа­шизма корпоративные учреждения (например, Суд по трудо­вым делам).

Гражданский кодекс выделяет в особую категорию трудовые отношения лиц зависимого труда (рабочих и служащих пред­приятий и частных организаций). Отдельно рассматривается труд автономных работников (ремесленников, лиц свободных про­фессий) и испольщиков.

Правила внутреннего трудового распорядка рассматриваются как проявление автономной директивной и дисциплинарной власти предпринимателя, закрепленной в ряде статей ГК.

Обычаи как источник трудового права имеют ограничен­ное применение. Статья 8 вводного закона к ГК указывает, что применение обычая по вопросам, регулируемым закона­ми и постановлениями, допускается, когда это прямо в них предусмотрено.

Книга V ГК содержит отсылку к обычаю в следующих случа­ях: при определении продолжительности ежегодного отпуска (ст. 2109), продолжительности периода предупреждения при од­ностороннем расторжении трудового договора (ст. 2118), разме­ра выходного пособия (ст. 2120), продолжительности производ-


ственного ученичества (ст. 2130). В остальных случаях обычай может применяться лишь при отсутствии императивных норм закона, постановлений и коллективного договора, регулирующих дан­ный вопрос. Обычаи могут улучшать в пользу работников диспо-зитивные нормы законов.

Что касается практики судебных органов, то, по преоблада­ющему мнению, она не относится к источникам права. Однако решения Конституционного суда, Кассационного суда и Госу­дарственного совета1 фактически широко восполняют пробелы и неясности в трудовом праве.

На начало 1998 г. Италия ратифицировала 102 конвенции МОТ.

Япония. Источники трудового права: Конституция, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутрен­него трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.

Трудовому праву Японии присущи черты, придающие ему значительное своеобразие. Оно сложилось почти целиком после второй мировой войны, притом как бы заново, в отрыве от до­военного законодательства о труде.

Формирование японского трудового права происходило в условиях американской военной оккупации и в значительной мере осуществлялось по американскому образцу. Американские власти в Японии активно способствовали созданию трудовых норм, отвечающих задачам укрепления позиций капитализма и в то же время достаточно гибких, учитывающих новые условия, сложившиеся в Японии в результате разгрома японского мили­таризма.

Исследователи японского трудового права отмечают, что во­енные власти США в Японии рассматривали установление бо­лее высокого по сравнению с довоенными годами уровня пра­вовых гарантий в области труда в числе прочего и как средство уменьшения конкурентоспособности японских товаров на ми­ровых рынках, предотвращения товарного демпинга Японии.

Конституция Японии 1947 г. содержит ряд важных положе­ний, относящихся к труду. Она провозглашает право на труд, обязанность трудиться, запрещает эксплуатацию детского труда (ст. 27); гарантирует право трудящихся на создание организа­ций, а также право на коллективные переговоры и прочие кол­лективные действия (ст. 28). В этой статье косвенно закреплено право на забастовку. В других статьях провозглашается равенство

1 Государственный совет — консультативный юридический орган при пра­вительстве и орган административной юстиции.


граждан перед законом, свобода выбора профессии, запрещает­ся принудительный труд и рабство (ст. 14, 18, 22).

Характерная особенность трудового права Японии — преоб­ладание законодательного метода. В послевоенные годы была принята серия законодательных актов (многие из них являются близкими копиями соответствующих американских законов), установивших детальную правовую регламентацию важнейших сторон трудовых отношений.

Закон о профсоюзах 1949 г. содержит нормы, касающиеся правового положения профсоюзов и коллективных договоров, а также состава и функций органов по труду. Закон о регулирова­нии трудовых отношений 1946 г., Закон о трудовых отношениях в публичных корпорациях и национальных предприятиях 1948 г., Закон о трудовых отношениях работников предприятий местно­го значения 1952 г., Закон о государственных служащих 1948 г., Закон о государственных служащих местных учреждений 1950 г. регулируют право на забастовку и на коллективные договоры, определяют порядок рассмотрения коллективных трудовых спо­ров. Закон о минимальной заработной плате 1959 г. посвящен методам регулирования государственного минимума заработной платы. Закон об условиях труда 1947 г. в редакции 1987 г. содер­жит нормы о трудовом договоре, заработной плате, рабочем времени и времени отдыха, технике безопасности и производ­ственной санитарии, об охране труда женщин и молодежи, о профессиональном обучении рабочих, правилах внутреннего тру­дового распорядка. Закон о профессиональном обучении 1951 г., Закон об обеспечении занятости 1947 г. и Закон об использова­нии рабочей силы 1966 г. предусматривают меры по улучшению использования трудовых ресурсов. Закон о труде моряков 1947 г. содержит специальные нормы по регулированию морского труда.

Коллективные договоры в качестве источников трудового права в Японии играют незначительную роль. Они заключаются главным образом в рамках отдельных предприятий и воспроиз­водят в основном положения законов, дополненные их толко­ванием. В коллективных договорах содержатся нормы о заработ­ной плате и социальных выплатах, рабочем времени, правах профсоюзов и предпринимательских прерогативах.

Источником трудового права являются правила внутреннего трудового распорядка, принимаемые в обязательном порядке на предприятиях с числом работников более 10. Согласно закону, в содержание правил внутреннего трудового распорядка должны включаться следующие вопросы: время начала и окончания ра-


боты, перерывы на отдых, сменность, порядок перевода на вы­шестоящие должности, прекращения трудового договора, соци­альные выплаты от предприятий, правила по технике безопасно­сти и производственной санитарии. Профсоюз, представляющий большинство работников предприятия, вправе высказывать свое мнение по всем этим вопросам, но оно для предпринимателя не обязательно. Индивидуальные трудовые договоры не могут уста­навливать нормы, менее благоприятные для работников, чем зак­репленные в правилах внутреннего трудового распорядка.

На начало 1998 г. Япония ратифицировала 42 конвенции МОТ.

Испания. Источники трудового права: Конституция, между­народные акты по труду, законы, подзаконные акты, коллек­тивные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, обычаи, судебные решения, ратифициро­ванные конвенции МОТ.

Конституция Испании 1978 г. выделяется социальной направ­ленностью, значительным вниманием, которое уделено в ней вопросам труда и трудовых отношений.

Испания провозглашена социальным государством. Закреп­лено право на труд, а также обязанность трудиться. В числе осно­вополагающих конституционных принципов социально-эконо­мической политики объявлены достижение полной занятости, гарантии профессионального обучения и переобучения, безо­пасности и гигиены труда, отдыха путем ограничения продол­жительности рабочего времени и предоставления ежегодных, оплачиваемых отпусков, особая защита пожилых трудящихся и инвалидов. Провозглашены право на справедливое вознагражде­ние без дискриминации по признаку пола, право на объедине­ние в профсоюз и свобода профсоюзной деятельности. При этом установлено, что никто не может быть принуждаем к вступле­нию в профсоюз. За трудящимися признается право на забастов­ку в рамках закона, регулирующего это право. Согласно Консти­туции, закон обеспечивает разрешение трудовых споров между представителями работников и предпринимателей, а также пра­вовую силу их соглашениям, т.е. коллективным договорам. При­знается право трудящихся на трудовой конфликт с установле­нием законом необходимых ограничений, включая гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для об­щества служб. Государство проявляет особую заботу об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, на­ходящихся за границей, и проводит политику, направленную на их возвращение.


Исходя из конституционного положения о том, что между­народные договоры, заключенные в соответствии с установлен­ными требованиями, становятся составной частью внутреннего законодательства, ратифицированные Испанией конвенции МОТ после их официальной публикации применяются как нацио­нальные правовые акты.

Среди законов о труде центральное место занимает консти­туционный закон № 8 от 10 марта 1980 г. "О статуте трудящих­ся". Он представляет собой частичную кодификацию трудового законодательства, затронувшую значительную часть его инсти­тутов, в том числе трудовой и коллективный договоры, рабочее время и время отдыха, заработную плату, статус представительств трудовых коллективов на предприятиях. Вместе с тем в Статуте отсутствуют нормы о профсоюзах и трудовых конфликтах, кото­рым посвящены отдельные законы, дополняющие Статут.

Статут трудящихся состоит из трех разделов, каждый из ко­торых подразделяется на главы и части.

Раздел I "Об индивидуальных трудовых отношениях" вклю­чает главу "Общие положения" (сфера применения и источни­ки правового регулирования трудовых отношений, основные трудовые права и обязанности) и главы о трудовом договоре, заработной плате, рабочем времени и времени отдыха, дисцип­лине труда, санкциях за нарушение трудового законодательства, сроках давности.

Раздел II "О правах на коллективное представительство и объединение работников на предприятии" содержит нормы об органах представительства работников: делегатах персонала и комитетах предприятия.

Раздел III посвящен коллективным переговорам и договорам.

Согласно Статуту работник не может отказаться от установ­ленных для него в законодательстве прав. Трудовые договоры, ухудшающие положение работников по сравнению с законода­тельством, недействительны.

Общая кодификация трудового законодательства, на необхо­димость которой указывает Статут, до сих пор не осуществлена. Статут отменил большинство законов, действовавших до его принятия. Новые же законы, призванные реализовать положе­ния Статута, пока еще не приняты. Это объясняет малое число действующих законов о труде. Среди них Конституционный за­кон о профсоюзных свободах 1985 г., Закон об ответственности за нарушение трудового законодательства 1988 г., Закон о про­цедуре по трудовым делам 1980 г., Закон о праве на информа­цию представителей работников на предприятиях 1991 г.


Что касается законов о коллективных договорах, забастов­ках, то они вступили в действие до принятия новой Конститу­ции и частично потеряли силу, так как во многом противоречат Конституции и Статуту.

К подзаконным актам по труду относятся постановления Совета министров и декреты (циркуляры, инструкции, разъяс­нения) Министерства труда, например Общий ордонанс о тех­нике безопасности и производственной санитарии, утвержден­ный приказом министра труда от 9 марта 1971 г. Особое значение имеют ордонансы, с помощью которых Министерство труда ус­танавливало ставки заработной платы и иные условия труда для различных отраслей и видов работ. В настоящее время эти ордо­нансы заменяются коллективными договорами и действуют толь­ко в тех отраслях, где коллективные договоры отсутствуют.

Закон предоставляет Совету министров право регулировать условия труда в отдельных отраслях путем издания соответству­ющих постановлений. Но это возможно только при определен­ных условиях: отсутствие в данной отрасли коллективного дого­вора и просьба представительного профсоюза и организации предпринимателей.

Право на коллективные договоры гарантировано Конститу­цией, и система коллективных договоров на практике довольно развита. Закон о коллективных договорах 1958 г. действует лишь в той мере, в какой он не противоречит Конституции. Закон о профсоюзных свободах 1985 г. предоставляет право вести кол­лективные переговоры только профсоюзам. Трудовой договор рассматривается Статутом трудящихся (ст. 31) как один из ис­точников регулирования трудовых отношений.

Обычаи также считаются источником трудового права. В не­которых случаях на них имеются прямые ссылки в законода­тельстве (например, время и место выплаты заработной платы, срок предупреждения об увольнении по инициативе работни­ков). Однако применение обычаев как источника трудового пра­ва имеет определенные ограничения:

—применяются только локальные обычаи ("обычаи места")
и обычаи профессии;

—обычаи применяются, если нет иного подходящего право­
вого источника и если они не противоречат морали, пуб­
личному порядку.

Судебные решения по конкретным делам не являются пре­цедентами, но решения Верховного суда, устанавливающие юридические принципы, связывают как сам Верховный суд, так


и низшие суды. Такие решения имеют нормативную силу и яв­ляются источником права. Обращает внимание, что среди ис­точников испанского трудового права не фигурируют правила внутреннего трудового распорядка. Они на предприятиях не при­нимаются.

На начало 1998 г. Испания ратифицировала 126 конвенций МОТ.

Португалия. Источники трудового права: Конституция, меж­дународные акты по труду, законы, подзаконные акты, коллек­тивные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, судебные решения, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.

Конституция Португалии 1976 г. относится к "социальным конституциям". В ней провозглашен широкий комплекс трудо­вых прав и свобод, принципиальных положений, относящихся к правовому регулированию труда.

На конституционном уровне выделены и закреплены следу­ющие трудовые права: свобода выбора профессии и право по­ступления на гражданскую службу; право на обеспечение заня­тости и запрет незаконных увольнений; право работников создавать комитеты работников на предприятиях; право коми­тетов работников контролировать менеджеров компаний; проф­союзные свободы, включая право на различные тенденции в профсоюзном движении; право профсоюзов участвовать в раз­работке трудового законодательства, в управлении учреждения­ми социального обеспечения и другими учреждениями, призван­ными удовлетворять интересы работников, в надзоре за осуществлением социально-экономических планов, в заключе­нии коллективных договоров; право на забастовку и запрет ло­каутов; право на труд, сочетаемое с обязанностью трудиться; право на справедливую минимальную заработную плату; право на безопасные и здоровые условия труда, право на отдых. Проф­союзам должна быть предоставлена возможность излагать свои позиции на государственном радио и телевидении.

В Конституции имеется статья (ст. 60), специально фиксиру­ющая обязательства государства в области социальной полити­ки, охраны прав, свобод и интересов работников, в том числе обеспечивать работников социально достойной работой, даю­щей возможности для их самовыражения, устанавливать и об­новлять общегосударственный минимум заработной платы, обес­печивать охрану труда женщин, прежде всего и главным образом в период беременности и после родов, подростков, инвалидов, лиц, занятых на вредных и опасных работах, заботиться о пор­тугальских работниках — мигрантах и эмигрантах.


Согласно Конституции, профсоюзы имеют право участвовать в подготовке законов по труду, высказывать свою точку зрения по подготавливаемым законопроектам. Они публикуются в офи­циальном правительственном издании, и заинтересованные сто­роны в течение 30 дней могут представить свои замечания. Про­ект закона о труде не может быть одобрен, если профсоюзам не дана возможность дать ему свою оценку.

Пакет основных прав, зафиксированных в Конституции, не считается исчерпывающим и не исключает других прав, вытека­ющих из международного права.

Международные акты по труду. Согласно Конституции, нор­мы и принципы международного права являются составной ча­стью португальской правовой системы. Международные конвен­ции, должным образом ратифицированные, применяются как внутренний закон. Правила, принятые компетентными органа­ми международных организаций, к которым принадлежит Пор­тугалия, применяются непосредственно во внутреннем праве, если это предусмотрено в соответствующих учредительных до­кументах. В числе важнейших международных правовых актов, непосредственно действующих в Португалии, пакты о правах человека ООН, Социальная хартия Совета Европы, ратифици­рованные Португалией конвенции МОТ.

На начало 1998 г. Португалия ратифицировала 70 конвенций МОТ.

Законы. К законам относятся как акты парламента, так и декреты-законы, а также законодательные декреты, издавае­мые правительством по поручению парламента и имеющие силу законов ("законы в материальном смысле").

Главными действующими в Португалии законами и декрета­ми-законами о труде являются: Закон об ассоциациях работни­ков 1979 г., Декрет-закон о правах профсоюзов 1975 г.; Декрет-закон о статусе организаций предпринимателей 1975 г.; Декрет-закон о регулировании коллективных трудовых отношений 1979 г.; Закон о комитетах работников на предприятиях 1979 г.; Закон о защите от увольнений представителей персонала 1979 г.; Закон о регулировании права на забастовку 1967 г.; Закон об участии организаций работников в разработке трудового законодатель­ства 1979 г.; Декрет-закон о регулировании индивидуальных тру­довых отношений 1969 г.; Декрет-закон о срочных трудовых до­говорах 1976 г.; Декрет-закон о приостановке трудовых догово­ров 1983 г.; Декрет-закон о прекращении трудового договора 1975 г.; Декрет-закон о продолжительности рабочего времени 1971 г.; Декрет-закон о днях отдыха 1976 г.; Декрет-закон о ми-


нимальной заработной плате 1985 г.; Декрет-закон об охране ра­ботниц-матерей 1976 г.; Декрет-закон о регулировании занятости работников-иностранцев 1977 г.; Декрет-закон об инспекции труда 1978, 1983 гг.; Декрет-закон о задачах и функциях Министерства труда 1978 г.; декреты-законы о трудовой юстиции 1977, 1978, 1981 гг.; законодательный Декрет о порядке увольнения работни­ков, не сумевших приспособиться к изменениям в сфере произ­водства 1991 г.

Как видно, основная часть законодательных актов по труду принимается в форме декретов-законов.

Подзаконные акты. К ним относятся многочисленные и раз­нообразные акты исполнительных органов власти, администра­тивных государственных учреждений. Наиболее важное значе­ние для трудового права имеют акты Министерства труда, в том числе приказы о распространении коллективных договоров и регламенты, представляющие собой набор правил об условиях труда в определенной отрасли. Такие регламенты, заменяющие коллективные договоры, Министерство труда издает при отсут­ствии в отрасли профсоюзов и организаций предпринимателей, отказе одной из сторон вести коллективные переговоры или нежелании сторон вступать в коллективно-договорные отноше­ния.

Коллективные договоры. Конституция предоставляет проф­союзам право на коллективные договоры, которое регламенти­руется специальным законодательным актом. Этот акт устанав­ливает правила ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и определяет их юридическую силу.

Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются предпринимателями и представляются для ознакомления (в по­рядке информации) комитету предприятия, затем направляют­ся в Министерство труда и при. отсутствии возражений с его стороны вступают в силу. Работники должны иметь возможность ознакомиться с ними.

Судебные решения по конкретным вопросам не признаются источником права. Таким источником считаются только реше­ния Верховного суда, формулирующие общие положения прин­ципиального характера.

Обычаи — второстепенный источник трудового права. Они могут использоваться, если иное не предусмотрено соглашени­ем сторон и если не противоречат законам, коллективным до­говорам и добрым нравам. Чаще всего обычаи применяются в сфере сельскохозяйственного труда.


Греция. Источники трудового права: Конституция, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутрен­него трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.

Конституция Греции 1975 г. содержит небольшое число поло­жений, относящихся к труду. Провозглашено право на труд, который находится под защитой государства, призванного за­ботиться о создании условий полной занятости для всех граж­дан. Запрещен принудительный труд. Трудовая повинность до­пускается в случае войны, стихийных бедствий или иных чрезвычайных обстоятельств и регламентируется специальными законами. Признаны профсоюзы, профсоюзные свободы, право на забастовку, осуществляемое законно созданными профсоюз­ными организациями. Все работающие имеют право независимо от пола и других различий на одинаковую плату за равный труд.

В Конституции закреплено важное положение, относящееся к методам правового регулирования труда: общие условия труда определяются законом и могут дополняться коллективными до­говорами, заключаемыми в результате свободных переговоров.

В Греции действуют следующие основные законы о труде: Закон о профсоюзах и промышленных действиях 1982 г.; Закон о коллективных договорах 1990 г.; Закон о демократизации проф­союзного движения 1982 г.; Закон о производственных советах 1988 г.; Закон о коллективных увольнениях 1983 г.; Закон о го­сударственных праздниках 1980 г.; Закон о комитетах по гигиене и безопасности труда 1985 г.

Широко применяется к регулированию трудовых отношений Гражданский кодекс, особенно ст. 648—680. Такое применение допускается в субсидиарном порядке и при наличии пробелов в трудовом законодательстве.

Коллективные договоры регламентируются специальным за­коном, принятым в 1990 г. Правомочие заключать коллективные договоры признано только за представительными профсоюзами. Коллективные договоры имеют обычно продолжительность 1 — 2 года, но могут заключаться по усмотрению сторон на неопре­деленный срок. Они имеют силу закона. Коллективные договоры могут быть межконфедеральными, заключаемыми в общенаци­ональном масштабе и затрагивающими некоторые общие воп­росы, относящиеся ко всем работникам частного сектора; от­раслевыми; региональными; заводскими.

Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке разрабатываются предпринимателем на предприятиях с числом работающих более 70 человек и должны быть одобре­ны Министерством труда. Процедура принятия и юридическая


сила правил внутреннего трудового распорядка определены за­конодательным декретом № 3789 (1957 г.).

На начало 1998 г. Греция ратифицировала 68 конвенций МОТ.

Австрия. Источники трудового права: законы, подзаконные акты, коллективные договоры, заводские соглашения, ратифи­цированные конвенции МОТ.

Конституция Австрии (Союзный конституционный закон 1920 г.) не содержит положений, провозглашающих социальные, трудовые права. Единственное конституционное установление, обеспечивающее регулирование труда, — отнесение к ведению федеральных органов издания трудового законодательства, за ис­ключением законов о труде сельскохозяйственных рабочих и ра­ботников лесного хозяйства.

В Австрии существуют большое число законов о труде, дей­ствующих в сфере как коллективных, так и индивидуальных тру­довых отношений. Важнейшие из них: Закон "О конституции труда" 1974 г. (с изменениями 1986 и 1990 гг.)1; Закон об охране труда 1972 г.; Закон о рабочем времени 1969 г.; Закон об отпусках рабочих и служащих 1976 г.; Закон о времени отдыха 1983 г.; Закон об охране материнства 1979 г.; Промышленный устав 1973 г.; За­кон о труде служащих 1921 г.; Закон о правах работников в случае банкротства предприятия 1977 г.; Закон о равенстве мужчин и жен­щин 1979 г.; Закон о "заемных" работниках 1987 г.; Закон о трудо­вых судах 1986 г.; Закон о производственном ученичестве 1969 г.; Закон о занятости 1974 г.; Закон о труде служащих 1921 г.; Закон о труде актеров 1922 г.

Административные акты играют ограниченную роль, посколь­ку они, согласно Конституции, призваны лишь обеспечивать применение законов, принимаемых парламентом.

Коллективные договоры имеют силу закона. Они заключают­ся ассоциациями предпринимателей и профсоюзами. Коллек­тивный договор обычно распространяется и на работников, не входящих в организации, заключившие договор. Если предпри­ниматель не принадлежит к организации, заключившей коллек­тивный договор, административный орган может в определен­ных случаях распространить действие договора на работников этого предпринимателя.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.