В послевоенный период принято большое число актов по труду, опирающихся на Конституцию, развивающих и конкретизирующих ее нормы и положения. К ним относятся законы: Об охране труда работниц-матерей 1950 г., Об охране и регулировании труда надомников 1958 г., О регулировании подрядных договоров 1960 г., О регулировании договоров на определенный срок 1962 г., О запрещении увольнения женщин по мотивам их вступления в брак 1953 г., Об установлении минимальных норм для трудящихся 1959 г., Об охране труда подростков и молодежи 1967 г.; Об индивидуальных увольнениях 1966 г.; Статут трудящихся 1970 г., О забастовках в существенных услугах 1990 г., О занятости 1997 г.
Вместе с тем в Италии продолжает действовать в частично измененном виде Гражданский кодекс 1942 г., содержащий значительное число норм, регулирующих трудовые отношения, некоторые законы о труде, принятые при Муссолини, а также коллективные договоры периода фашизма. Положения Конституции относительно заработной платы, коллективных договоров, участия трудящихся в управлении производственными предприятиями не нашли в полной мере отражения в действующем трудовом законодательстве.
Кодекс навигации регулирует договоры морского найма и найма летчиков гражданской авиации.
Законов по труду в Италии сравнительно немного. Основная масса нормативных актов в этой области состоит из правительственных постановлений. Среди них главное место занимают законодательные декреты и декреты-законы. Законодательные декреты издаются правительством по делегированию парламента, даваемому на определенное время и по определенным вопросам. Декреты-законы принимаются правительством в особых случаях с последующим утверждением в парламенте. Оба указанных вида правительственных актов имеют силу закона и рассматриваются как законы в материальном смысле (в отличие от законов в формальном смысле).
Источником трудового права являются также постановления правительства, утверждаемые президентом республики, и декреты министра труда и социального обеспечения.
При рассмотрении вопросов о коллективных договорах следует иметь в виду, что действующее право предусматривает три типа коллективных договоров, юридическая природа которых различна. К первому типу относятся договоры, заключенные ликвидированными фашистскими профсоюзами. Содержащиеся в них условия труда имеют силу закона и действуют по настоящее время в той мере, в какой они не отменены или изменены последующим законодательством. Ко второму типу относятся коллективные договоры, заключенные профсоюзами в после-фашистский период и получившие обязательную юридическую силу в 1959 г. К третьему типу относятся коллективные договоры, заключенные после 2 октября 1959 г. Они трактуются с точки зрения законодательства как гражданско-правовые сделки, заключаемые обычными объединениями граждан и имеющие силу лишь для членов этих объединений. Эти договоры не содержат универсальных нормативных условий, равнозначных тем, которые устанавливают законы, а включают лишь договорные обязательства сторон.
До принятия закона от 14 июля 1959 г. заключенные после второй мировой войны коллективные договоры не имели общеобязательной силы и им были присущи все признаки коллективных договоров третьего типа.
Конституция различает два вида законов: конституционные и обычные.
Из конституционных законов к источникам трудового права относятся статуты автономных областей Италии. Они содержат нормы, определяющие полномочия органов областного управления по вопросам труда. В частности, предусматривается право этих органов издавать законодательные акты по труду, дополня-
ющие и конкретизирующие соответствующие законы республики. Таких актов издано областями очень мало.
Среди обычных законов особое место занимает Гражданский кодекс 1942 г., в котором вопросы труда рассматриваются в книге V ("О труде"). Она состоит из четырех титулов. Первый из них посвящен регулированию профессиональной деятельности и состоит из трех глав: корпоративные ордонансы, коллективные экономические соглашения, коллективные договоры. Титул 2 посвящен в основном трудовому договору лиц наемного труда. Он состоит из двух глав: о предприятии вообще и сельскохозяйственном предприятии. Первая глава подразделяется на следующие отделы: о предпринимателе, о сотрудниках предпринимателя, о трудовом отношении (возникновение трудового отношения, права и обязанности сторон, прекращение трудового отношения, об ученичестве). Титул 3 посвящен так называемому автономному труду и состоит из двух глав: общие положения и труд лиц свободных профессий, а титул 4 — некоторым разновидностям наемного труда (домашняя работа и т.п.).
После краха фашизма продолжают действовать лишь те статьи третьей главы этого титула, которые регламентируют действие сохранивших силу коллективных договоров фашистского периода. Отменен также ряд статей следующих титулов (2 и 3), содержащих прямые ссылки на существовавшие в период фашизма корпоративные учреждения (например, Суд по трудовым делам).
Гражданский кодекс выделяет в особую категорию трудовые отношения лиц зависимого труда (рабочих и служащих предприятий и частных организаций). Отдельно рассматривается труд автономных работников (ремесленников, лиц свободных профессий) и испольщиков.
Правила внутреннего трудового распорядка рассматриваются как проявление автономной директивной и дисциплинарной власти предпринимателя, закрепленной в ряде статей ГК.
Обычаи как источник трудового права имеют ограниченное применение. Статья 8 вводного закона к ГК указывает, что применение обычая по вопросам, регулируемым законами и постановлениями, допускается, когда это прямо в них предусмотрено.
Книга V ГК содержит отсылку к обычаю в следующих случаях: при определении продолжительности ежегодного отпуска (ст. 2109), продолжительности периода предупреждения при одностороннем расторжении трудового договора (ст. 2118), размера выходного пособия (ст. 2120), продолжительности производ-
ственного ученичества (ст. 2130). В остальных случаях обычай может применяться лишь при отсутствии императивных норм закона, постановлений и коллективного договора, регулирующих данный вопрос. Обычаи могут улучшать в пользу работников диспо-зитивные нормы законов.
Что касается практики судебных органов, то, по преобладающему мнению, она не относится к источникам права. Однако решения Конституционного суда, Кассационного суда и Государственного совета1 фактически широко восполняют пробелы и неясности в трудовом праве.
На начало 1998 г. Италия ратифицировала 102 конвенции МОТ.
Япония. Источники трудового права: Конституция, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.
Трудовому праву Японии присущи черты, придающие ему значительное своеобразие. Оно сложилось почти целиком после второй мировой войны, притом как бы заново, в отрыве от довоенного законодательства о труде.
Формирование японского трудового права происходило в условиях американской военной оккупации и в значительной мере осуществлялось по американскому образцу. Американские власти в Японии активно способствовали созданию трудовых норм, отвечающих задачам укрепления позиций капитализма и в то же время достаточно гибких, учитывающих новые условия, сложившиеся в Японии в результате разгрома японского милитаризма.
Исследователи японского трудового права отмечают, что военные власти США в Японии рассматривали установление более высокого по сравнению с довоенными годами уровня правовых гарантий в области труда в числе прочего и как средство уменьшения конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках, предотвращения товарного демпинга Японии.
Конституция Японии 1947 г. содержит ряд важных положений, относящихся к труду. Она провозглашает право на труд, обязанность трудиться, запрещает эксплуатацию детского труда (ст. 27); гарантирует право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия (ст. 28). В этой статье косвенно закреплено право на забастовку. В других статьях провозглашается равенство
1 Государственный совет — консультативный юридический орган при правительстве и орган административной юстиции.
граждан перед законом, свобода выбора профессии, запрещается принудительный труд и рабство (ст. 14, 18, 22).
Характерная особенность трудового права Японии — преобладание законодательного метода. В послевоенные годы была принята серия законодательных актов (многие из них являются близкими копиями соответствующих американских законов), установивших детальную правовую регламентацию важнейших сторон трудовых отношений.
Закон о профсоюзах 1949 г. содержит нормы, касающиеся правового положения профсоюзов и коллективных договоров, а также состава и функций органов по труду. Закон о регулировании трудовых отношений 1946 г., Закон о трудовых отношениях в публичных корпорациях и национальных предприятиях 1948 г., Закон о трудовых отношениях работников предприятий местного значения 1952 г., Закон о государственных служащих 1948 г., Закон о государственных служащих местных учреждений 1950 г. регулируют право на забастовку и на коллективные договоры, определяют порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Закон о минимальной заработной плате 1959 г. посвящен методам регулирования государственного минимума заработной платы. Закон об условиях труда 1947 г. в редакции 1987 г. содержит нормы о трудовом договоре, заработной плате, рабочем времени и времени отдыха, технике безопасности и производственной санитарии, об охране труда женщин и молодежи, о профессиональном обучении рабочих, правилах внутреннего трудового распорядка. Закон о профессиональном обучении 1951 г., Закон об обеспечении занятости 1947 г. и Закон об использовании рабочей силы 1966 г. предусматривают меры по улучшению использования трудовых ресурсов. Закон о труде моряков 1947 г. содержит специальные нормы по регулированию морского труда.
Коллективные договоры в качестве источников трудового права в Японии играют незначительную роль. Они заключаются главным образом в рамках отдельных предприятий и воспроизводят в основном положения законов, дополненные их толкованием. В коллективных договорах содержатся нормы о заработной плате и социальных выплатах, рабочем времени, правах профсоюзов и предпринимательских прерогативах.
Источником трудового права являются правила внутреннего трудового распорядка, принимаемые в обязательном порядке на предприятиях с числом работников более 10. Согласно закону, в содержание правил внутреннего трудового распорядка должны включаться следующие вопросы: время начала и окончания ра-
боты, перерывы на отдых, сменность, порядок перевода на вышестоящие должности, прекращения трудового договора, социальные выплаты от предприятий, правила по технике безопасности и производственной санитарии. Профсоюз, представляющий большинство работников предприятия, вправе высказывать свое мнение по всем этим вопросам, но оно для предпринимателя не обязательно. Индивидуальные трудовые договоры не могут устанавливать нормы, менее благоприятные для работников, чем закрепленные в правилах внутреннего трудового распорядка.
На начало 1998 г. Япония ратифицировала 42 конвенции МОТ.
Испания. Источники трудового права: Конституция, международные акты по труду, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, обычаи, судебные решения, ратифицированные конвенции МОТ.
Конституция Испании 1978 г. выделяется социальной направленностью, значительным вниманием, которое уделено в ней вопросам труда и трудовых отношений.
Испания провозглашена социальным государством. Закреплено право на труд, а также обязанность трудиться. В числе основополагающих конституционных принципов социально-экономической политики объявлены достижение полной занятости, гарантии профессионального обучения и переобучения, безопасности и гигиены труда, отдыха путем ограничения продолжительности рабочего времени и предоставления ежегодных, оплачиваемых отпусков, особая защита пожилых трудящихся и инвалидов. Провозглашены право на справедливое вознаграждение без дискриминации по признаку пола, право на объединение в профсоюз и свобода профсоюзной деятельности. При этом установлено, что никто не может быть принуждаем к вступлению в профсоюз. За трудящимися признается право на забастовку в рамках закона, регулирующего это право. Согласно Конституции, закон обеспечивает разрешение трудовых споров между представителями работников и предпринимателей, а также правовую силу их соглашениям, т.е. коллективным договорам. Признается право трудящихся на трудовой конфликт с установлением законом необходимых ограничений, включая гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб. Государство проявляет особую заботу об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, находящихся за границей, и проводит политику, направленную на их возвращение.
Исходя из конституционного положения о том, что международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся составной частью внутреннего законодательства, ратифицированные Испанией конвенции МОТ после их официальной публикации применяются как национальные правовые акты.
Среди законов о труде центральное место занимает конституционный закон № 8 от 10 марта 1980 г. "О статуте трудящихся". Он представляет собой частичную кодификацию трудового законодательства, затронувшую значительную часть его институтов, в том числе трудовой и коллективный договоры, рабочее время и время отдыха, заработную плату, статус представительств трудовых коллективов на предприятиях. Вместе с тем в Статуте отсутствуют нормы о профсоюзах и трудовых конфликтах, которым посвящены отдельные законы, дополняющие Статут.
Статут трудящихся состоит из трех разделов, каждый из которых подразделяется на главы и части.
Раздел I "Об индивидуальных трудовых отношениях" включает главу "Общие положения" (сфера применения и источники правового регулирования трудовых отношений, основные трудовые права и обязанности) и главы о трудовом договоре, заработной плате, рабочем времени и времени отдыха, дисциплине труда, санкциях за нарушение трудового законодательства, сроках давности.
Раздел II "О правах на коллективное представительство и объединение работников на предприятии" содержит нормы об органах представительства работников: делегатах персонала и комитетах предприятия.
Раздел III посвящен коллективным переговорам и договорам.
Согласно Статуту работник не может отказаться от установленных для него в законодательстве прав. Трудовые договоры, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, недействительны.
Общая кодификация трудового законодательства, на необходимость которой указывает Статут, до сих пор не осуществлена. Статут отменил большинство законов, действовавших до его принятия. Новые же законы, призванные реализовать положения Статута, пока еще не приняты. Это объясняет малое число действующих законов о труде. Среди них Конституционный закон о профсоюзных свободах 1985 г., Закон об ответственности за нарушение трудового законодательства 1988 г., Закон о процедуре по трудовым делам 1980 г., Закон о праве на информацию представителей работников на предприятиях 1991 г.
Что касается законов о коллективных договорах, забастовках, то они вступили в действие до принятия новой Конституции и частично потеряли силу, так как во многом противоречат Конституции и Статуту.
К подзаконным актам по труду относятся постановления Совета министров и декреты (циркуляры, инструкции, разъяснения) Министерства труда, например Общий ордонанс о технике безопасности и производственной санитарии, утвержденный приказом министра труда от 9 марта 1971 г. Особое значение имеют ордонансы, с помощью которых Министерство труда устанавливало ставки заработной платы и иные условия труда для различных отраслей и видов работ. В настоящее время эти ордонансы заменяются коллективными договорами и действуют только в тех отраслях, где коллективные договоры отсутствуют.
Закон предоставляет Совету министров право регулировать условия труда в отдельных отраслях путем издания соответствующих постановлений. Но это возможно только при определенных условиях: отсутствие в данной отрасли коллективного договора и просьба представительного профсоюза и организации предпринимателей.
Право на коллективные договоры гарантировано Конституцией, и система коллективных договоров на практике довольно развита. Закон о коллективных договорах 1958 г. действует лишь в той мере, в какой он не противоречит Конституции. Закон о профсоюзных свободах 1985 г. предоставляет право вести коллективные переговоры только профсоюзам. Трудовой договор рассматривается Статутом трудящихся (ст. 31) как один из источников регулирования трудовых отношений.
Обычаи также считаются источником трудового права. В некоторых случаях на них имеются прямые ссылки в законодательстве (например, время и место выплаты заработной платы, срок предупреждения об увольнении по инициативе работников). Однако применение обычаев как источника трудового права имеет определенные ограничения:
—применяются только локальные обычаи ("обычаи места") и обычаи профессии;
—обычаи применяются, если нет иного подходящего право вого источника и если они не противоречат морали, пуб личному порядку.
■
Судебные решения по конкретным делам не являются прецедентами, но решения Верховного суда, устанавливающие юридические принципы, связывают как сам Верховный суд, так
и низшие суды. Такие решения имеют нормативную силу и являются источником права. Обращает внимание, что среди источников испанского трудового права не фигурируют правила внутреннего трудового распорядка. Они на предприятиях не принимаются.
На начало 1998 г. Испания ратифицировала 126 конвенций МОТ.
Португалия. Источники трудового права: Конституция, международные акты по труду, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, судебные решения, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
Конституция Португалии 1976 г. относится к "социальным конституциям". В ней провозглашен широкий комплекс трудовых прав и свобод, принципиальных положений, относящихся к правовому регулированию труда.
На конституционном уровне выделены и закреплены следующие трудовые права: свобода выбора профессии и право поступления на гражданскую службу; право на обеспечение занятости и запрет незаконных увольнений; право работников создавать комитеты работников на предприятиях; право комитетов работников контролировать менеджеров компаний; профсоюзные свободы, включая право на различные тенденции в профсоюзном движении; право профсоюзов участвовать в разработке трудового законодательства, в управлении учреждениями социального обеспечения и другими учреждениями, призванными удовлетворять интересы работников, в надзоре за осуществлением социально-экономических планов, в заключении коллективных договоров; право на забастовку и запрет локаутов; право на труд, сочетаемое с обязанностью трудиться; право на справедливую минимальную заработную плату; право на безопасные и здоровые условия труда, право на отдых. Профсоюзам должна быть предоставлена возможность излагать свои позиции на государственном радио и телевидении.
В Конституции имеется статья (ст. 60), специально фиксирующая обязательства государства в области социальной политики, охраны прав, свобод и интересов работников, в том числе обеспечивать работников социально достойной работой, дающей возможности для их самовыражения, устанавливать и обновлять общегосударственный минимум заработной платы, обеспечивать охрану труда женщин, прежде всего и главным образом в период беременности и после родов, подростков, инвалидов, лиц, занятых на вредных и опасных работах, заботиться о португальских работниках — мигрантах и эмигрантах.
Согласно Конституции, профсоюзы имеют право участвовать в подготовке законов по труду, высказывать свою точку зрения по подготавливаемым законопроектам. Они публикуются в официальном правительственном издании, и заинтересованные стороны в течение 30 дней могут представить свои замечания. Проект закона о труде не может быть одобрен, если профсоюзам не дана возможность дать ему свою оценку.
Пакет основных прав, зафиксированных в Конституции, не считается исчерпывающим и не исключает других прав, вытекающих из международного права.
Международные акты по труду. Согласно Конституции, нормы и принципы международного права являются составной частью португальской правовой системы. Международные конвенции, должным образом ратифицированные, применяются как внутренний закон. Правила, принятые компетентными органами международных организаций, к которым принадлежит Португалия, применяются непосредственно во внутреннем праве, если это предусмотрено в соответствующих учредительных документах. В числе важнейших международных правовых актов, непосредственно действующих в Португалии, пакты о правах человека ООН, Социальная хартия Совета Европы, ратифицированные Португалией конвенции МОТ.
На начало 1998 г. Португалия ратифицировала 70 конвенций МОТ.
Законы. К законам относятся как акты парламента, так и декреты-законы, а также законодательные декреты, издаваемые правительством по поручению парламента и имеющие силу законов ("законы в материальном смысле").
Главными действующими в Португалии законами и декретами-законами о труде являются: Закон об ассоциациях работников 1979 г., Декрет-закон о правах профсоюзов 1975 г.; Декрет-закон о статусе организаций предпринимателей 1975 г.; Декрет-закон о регулировании коллективных трудовых отношений 1979 г.; Закон о комитетах работников на предприятиях 1979 г.; Закон о защите от увольнений представителей персонала 1979 г.; Закон о регулировании права на забастовку 1967 г.; Закон об участии организаций работников в разработке трудового законодательства 1979 г.; Декрет-закон о регулировании индивидуальных трудовых отношений 1969 г.; Декрет-закон о срочных трудовых договорах 1976 г.; Декрет-закон о приостановке трудовых договоров 1983 г.; Декрет-закон о прекращении трудового договора 1975 г.; Декрет-закон о продолжительности рабочего времени 1971 г.; Декрет-закон о днях отдыха 1976 г.; Декрет-закон о ми-
нимальной заработной плате 1985 г.; Декрет-закон об охране работниц-матерей 1976 г.; Декрет-закон о регулировании занятости работников-иностранцев 1977 г.; Декрет-закон об инспекции труда 1978, 1983 гг.; Декрет-закон о задачах и функциях Министерства труда 1978 г.; декреты-законы о трудовой юстиции 1977, 1978, 1981 гг.; законодательный Декрет о порядке увольнения работников, не сумевших приспособиться к изменениям в сфере производства 1991 г.
Как видно, основная часть законодательных актов по труду принимается в форме декретов-законов.
Подзаконные акты. К ним относятся многочисленные и разнообразные акты исполнительных органов власти, административных государственных учреждений. Наиболее важное значение для трудового права имеют акты Министерства труда, в том числе приказы о распространении коллективных договоров и регламенты, представляющие собой набор правил об условиях труда в определенной отрасли. Такие регламенты, заменяющие коллективные договоры, Министерство труда издает при отсутствии в отрасли профсоюзов и организаций предпринимателей, отказе одной из сторон вести коллективные переговоры или нежелании сторон вступать в коллективно-договорные отношения.
Коллективные договоры. Конституция предоставляет профсоюзам право на коллективные договоры, которое регламентируется специальным законодательным актом. Этот акт устанавливает правила ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и определяет их юридическую силу.
Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются предпринимателями и представляются для ознакомления (в порядке информации) комитету предприятия, затем направляются в Министерство труда и при. отсутствии возражений с его стороны вступают в силу. Работники должны иметь возможность ознакомиться с ними.
Судебные решения по конкретным вопросам не признаются источником права. Таким источником считаются только решения Верховного суда, формулирующие общие положения принципиального характера.
Обычаи — второстепенный источник трудового права. Они могут использоваться, если иное не предусмотрено соглашением сторон и если не противоречат законам, коллективным договорам и добрым нравам. Чаще всего обычаи применяются в сфере сельскохозяйственного труда.
Греция. Источники трудового права: Конституция, законы, подзаконные акты, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.
Конституция Греции 1975 г. содержит небольшое число положений, относящихся к труду. Провозглашено право на труд, который находится под защитой государства, призванного заботиться о создании условий полной занятости для всех граждан. Запрещен принудительный труд. Трудовая повинность допускается в случае войны, стихийных бедствий или иных чрезвычайных обстоятельств и регламентируется специальными законами. Признаны профсоюзы, профсоюзные свободы, право на забастовку, осуществляемое законно созданными профсоюзными организациями. Все работающие имеют право независимо от пола и других различий на одинаковую плату за равный труд.
В Конституции закреплено важное положение, относящееся к методам правового регулирования труда: общие условия труда определяются законом и могут дополняться коллективными договорами, заключаемыми в результате свободных переговоров.
В Греции действуют следующие основные законы о труде: Закон о профсоюзах и промышленных действиях 1982 г.; Закон о коллективных договорах 1990 г.; Закон о демократизации профсоюзного движения 1982 г.; Закон о производственных советах 1988 г.; Закон о коллективных увольнениях 1983 г.; Закон о государственных праздниках 1980 г.; Закон о комитетах по гигиене и безопасности труда 1985 г.
Широко применяется к регулированию трудовых отношений Гражданский кодекс, особенно ст. 648—680. Такое применение допускается в субсидиарном порядке и при наличии пробелов в трудовом законодательстве.
Коллективные договоры регламентируются специальным законом, принятым в 1990 г. Правомочие заключать коллективные договоры признано только за представительными профсоюзами. Коллективные договоры имеют обычно продолжительность 1 — 2 года, но могут заключаться по усмотрению сторон на неопределенный срок. Они имеют силу закона. Коллективные договоры могут быть межконфедеральными, заключаемыми в общенациональном масштабе и затрагивающими некоторые общие вопросы, относящиеся ко всем работникам частного сектора; отраслевыми; региональными; заводскими.
Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке разрабатываются предпринимателем на предприятиях с числом работающих более 70 человек и должны быть одобрены Министерством труда. Процедура принятия и юридическая
сила правил внутреннего трудового распорядка определены законодательным декретом № 3789 (1957 г.).
На начало 1998 г. Греция ратифицировала 68 конвенций МОТ.
Конституция Австрии (Союзный конституционный закон 1920 г.) не содержит положений, провозглашающих социальные, трудовые права. Единственное конституционное установление, обеспечивающее регулирование труда, — отнесение к ведению федеральных органов издания трудового законодательства, за исключением законов о труде сельскохозяйственных рабочих и работников лесного хозяйства.
В Австрии существуют большое число законов о труде, действующих в сфере как коллективных, так и индивидуальных трудовых отношений. Важнейшие из них: Закон "О конституции труда" 1974 г. (с изменениями 1986 и 1990 гг.)1; Закон об охране труда 1972 г.; Закон о рабочем времени 1969 г.; Закон об отпусках рабочих и служащих 1976 г.; Закон о времени отдыха 1983 г.; Закон об охране материнства 1979 г.; Промышленный устав 1973 г.; Закон о труде служащих 1921 г.; Закон о правах работников в случае банкротства предприятия 1977 г.; Закон о равенстве мужчин и женщин 1979 г.; Закон о "заемных" работниках 1987 г.; Закон о трудовых судах 1986 г.; Закон о производственном ученичестве 1969 г.; Закон о занятости 1974 г.; Закон о труде служащих 1921 г.; Закон о труде актеров 1922 г.
Административные акты играют ограниченную роль, поскольку они, согласно Конституции, призваны лишь обеспечивать применение законов, принимаемых парламентом.
Коллективные договоры имеют силу закона. Они заключаются ассоциациями предпринимателей и профсоюзами. Коллективный договор обычно распространяется и на работников, не входящих в организации, заключившие договор. Если предприниматель не принадлежит к организации, заключившей коллективный договор, административный орган может в определенных случаях распространить действие договора на работников этого предпринимателя.