Отсутствие такой кодификации усиливает гибкость и лабильность трудового права, его динамизм и реакцию на нужды и требования производства, что отвечает интересам экономической рентабельности, большей эффективности предпринимательства. Вместе с тем это ослабляет защищенность наемных работников, усложняет восприятие трудового законодательства, затрудняет для индивидуальных работников, не знакомых с тонкостями юриспруденции, возможность применять трудовые нормы в целях защиты своих интересов.
Кодификация трудового законодательства — традиционное требование профсоюзов, политических сил левого спектра. Но оно в полном объеме на Западе в настоящее время не реализовано. Вместе с тем в последнее время (главным образом в 90-е годы) некоторые страны приняли консолидированные акты, систематизировавшие основные законы, составляющие коллективное, а в ряде случаев индивидуальное трудовое право. Например, в Великобритании в 1992 г. принят Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях — акт кодификационного типа, представляющий собой систематизацию норм, относящихся к профсоюзам, организациям предпринимателей, коллективным договорам, забастовкам, административным учреждениям, действующим в сфере коллективных трудовых отношений. В 1996 г. был принят еще один консолидированный акт — Закон о правах в области занятости. В 1980 г. частичная кодификация трудового законодательства была осуществлена в Испании в виде Статута трудящихся.
В Новой Зеландии в 1991 г. принят Закон относительно договоров о труде. Основные разделы этого обширного законодательного акта кодификационного характера: свобода ассоциаций, коллективный договор и индивидуальный трудовой контракт, индивидуальные трудовые споры, забастовки и локауты, деятельность суда по вопросам занятости.
Таким образом, в ряде стран проявляются тенденции к частичной кодификации трудового законодательства, большей частью в своеобразной форме консолидированных актов.
Основные нормативные акты по труду отдельных стран.Источники трудового права различных стран имеют значительную национальную специфику, что делает необходимым освещение нормативных актов каждой страны в отдельности.
США. Источники трудового права: Конституция, федеральные законы, законы штатов, коллективные договоры, решения судебных органов, правила внутреннего трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.
Конституция США, принятая в 1787 г., не содержит положений, прямо относящихся к труду. Однако в соответствии с традиционным толкованием она считается исходной правовой основой регулирования труда. Издание федеральных законов о труде опирается на ст. 1 раздела VIII Конституции, предоставляющую Конгрессу право "регулировать торговлю с иностранными нациями, между отдельными штатами и с индейскими племенами".
В Конституции США провозглашены основополагающие гражданские права. В числе прочего первая поправка к Конституции запрещает Конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, право собраний. Тринадцатая поправка запрещает рабство или подневольное услужение. Эти положения косвенно относятся и к сфере трудовых отношений.
Федеральное трудовое законодательство регламентирует главным образом отношения между предпринимателями и профсоюзами, определяет правовое положение профсоюзов, коллективных договоров, регулирует забастовки, пикеты, устанавливает минимум заработной платы, содержит нормы, касающиеся продолжительности рабочего времени, охраны труда, в частности, подростков и молодежи. Некоторые федеральные законы регламентируют труд отдельных категорий государственных служащих (например, Закон Ллойда-Ла Фоллета о труде федеральных почтовых служащих).
К важнейшим федеральным законам о труде относятся: Закон о регулировании отношений труда и менеджмента 1947 г. (Закон Тафта—Хартли); Закон о предоставлении отчетов и сведений о трудовых отношениях 1959 г. (Закон Лэндрама—Гриф-фина); Закон против судебных приказов, касающихся профсоюзов, 1932 г. (Закон Норриса—Ла Гардиа); Закон о справедливых условиях труда 1938 г. (Закон Блэка—Коннэри); Закон о труде
на железнодорожном транспорте 1926 г.; Закон о равной оплате труда мужчин и женщин 1963 г.; Закон о гражданских правах 1964 г. в редакции 1991 г. (титул 7); Закон о запрете дискриминации в трудовых отношениях по возрасту 1967 г.; Закон о безопасности труда и об охране здоровья на производстве 1970 г. (Закон Уильямса—Штайгера); Закон о профессиональном обучении 1984 г. (Закон Перкинса); Закон о правах инвалидов 1990 г.; Закон об отпуске по уходу за больными членами семьи 1993 г.
Согласно Конституции США полномочия по изданию законов о труде имеют штаты. Их законы распространяются на внут-риштатную экономику, т.е. на мелкие предприятия местного значения.
По содержанию законы о труде штатов, как правило, совпадают с федеральным трудовыми законодательством. Федеральным законам соответствуют аналогичные законы штатов. Во многих из них изданы "малые законы" Тафта—Хартли, Лэндра-ма—Гриффина и т.п. В большинстве штатов действуют также законы, устанавливающие минимальную заработную плату и максимальную продолжительность рабочего времени для женщин, а в некоторых штатах — и для взрослых рабочих. В отдельных случаях имеются нормы, отсутствующие в федеральном трудовом законодательстве (например, о продолжительности обеденных перерывов). Однако в большинстве штатов законы о труде регламентируют меньший круг вопросов, чем федеральное законодательство.
Важнейшим источником трудового права США являются коллективные договоры. Особое их значение объясняется тем, что трудовое законодательство определяет в основном лишь правила борьбы за установление условий труда. Сами же условия труда регламентируются в коллективных договорах. Там же содержится большая часть норм, относящихся к индивидуальному найму.
В США весьма велика роль так называемого общего права, которое развилось из судебных решений. Особенно большое значение имеют решения Верховного суда, определяющие судебную политику в отношении положения профсоюзов, коллективных договоров, забастовок.
Большинство американских законов о труде предусматривает образование специальных административных органов, призванных обеспечивать осуществление этих законов. К ним относятся, например, Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), созданное на основании Закона Вагнера и сохранившееся в несколько измененном виде в соответствии с Законом Таф-
та—Хартли; Управление по заработной плате и рабочему времени, предусмотренное Законом о справедливых условиях труда; Национальное управление посредничества и Национальное управление по регулированию трудовых споров на железнодорожном транспорте, образованные на основании Закона о труде на железнодорожном транспорте.
Названные органы, формируемые президентом США по совету и с согласия Сената, осуществляют толкование соответствующих законов, рассматривают трудовые споры, связанные с их применением. Суд придает решениям этих органов обязательную силу и вправе их пересмотреть, хотя вопросы фактов, подтвержденных доказательствами и зафиксированных в решениях административных органов, не подлежат судебному пересмотру. В американской литературе административные органы типа НУТО именуются квазисудебными. Их решения, подтвержденные судами, как и издаваемые ими административные акты, считаются источниками трудового права.
Источником американского трудового права являются правила внутреннего трудового распорядка, принимаемые большей частью единолично предпринимателем. Они включают нормы, касающиеся поведения работников на предприятии, регламентируют режим рабочего времени, устанавливают санкции за нарушение дисциплины. В коллективных договорах обычно предусмотрена обязанность предпринимателя информировать работников о содержании правил внутреннего трудового распорядка (вывешивать для всеобщего обозрения, распространять их копии и т.п.).
На начало 1998 г. США ратифицировали 12 конвенций МОТ.
Великобритания. Источники трудового права: законы о труде (статутное право), подзаконные акты, решения судов (общее право), коллективные договоры, акты предпринимателей (акты хозяйской власти), обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
Английские законы о труде1 регламентируют положение профсоюзов и забастовки, охрану труда и технику безопасности, про-
1 К основным законодательным актам по труду относятся: Закон о заговоре и защите собственности 1875 г., Закон о защите занятости 1975 г., Консолидированный закон о защите занятости 1978 г., Законы о занятости 1980, 1982, 1988, 1990 гг., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о дискриминации по признаку пола 1975 г., Закон о расовых отношениях 1976 г., Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1974 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г., Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г., Закон о реформе профсоюзов и трудовых правах 1993 г., Закон о правах в области занятости 1996 г.
должительность рабочего времени подростков, порядок выплаты заработной платы, некоторые аспекты трудового договора.
В Великобритании действует несколько сот подзаконных актов по труду, изданных исполнительными органами государственной власти. Они касаются разнообразных вопросов труда, в том числе регламентируют детский труд, налог на профессиональное обучение, выдачу лицензий на деятельность бирж труда, определяют процедуры деятельности промышленных судов или затрагивают отдельные отрасли. Министр по делам государственной службы определяет условия труда чиновников центральных государственных органов.
Специфическим источником британского трудового права являются кодексы практики (codes of practice), которые хотя и не считаются обязательными (их нарушение не влечет судебного разбирательства), но учитываются судами и другими государственными органами и ставят целью давать разъяснения по поводу применения тех или иных положений законодательства, ориентировать практику. Кодексы издаются различными органами (Государственным секретариатом по вопросам занятости, Консультативной службой по примирению и арбитражу, Комиссией по обеспечению расового равенства, Комиссией по равным возможностям в области занятости, Комиссией по технике безопасности и производственной санитарии) по специальному указанию законов и подлежат утверждению обеими палатами парламента.
В настоящее время действуют кодексы практики, регулирующие пикетирование, предоставление профсоюзам информации, необходимой для коллективных переговоров, право профсоюзных работников использовать рабочее время для исполнения их обязанностей, дисциплинарную практику и процедуру, меры против дискриминации по признаку расы и пола, порядок образования комитетов по технике безопасности и функции профсоюзных инспекторов по труду, порядок проведения голосования в связи с забастовкой.
Источником трудового права являются акты предпринимателей, в частности издаваемые ими единолично правила внутреннего трудового распорядка.
Большое значение имеет судебная практика (общее право). Великобритания — страна прецедентного права, и там применяется принцип stare decis, который обязывает судей низших судов следовать правилам, вытекающим из решений по аналогичным делам, ранее вынесенных судьями высших судов. Если суд принимает решение по какому-либо вопросу, то суды рав-
ной и низшей инстанций обязаны руководствоваться основаниями вынесенного решения при рассмотрении аналогичных дел.
Общее право (case law) регламентирует многие аспекты трудового договора, договора ученичества и в определенной мере положение профсоюзов, забастовки.
Особенность британского трудового права состоит в том, что в результате вековой борьбы рабочий класс добился принятия парламентом законодательных актов, отменивших некоторые положения общего права, которое в целом враждебно работникам. Например, легализация профсоюзов и забастовок произошла в результате принятия законов, отменивших или ограничивших применение против профсоюзов и их деятельности доктрин общего права, судебных прецедентов, направленных против права на объединение и коллективные действия.
Коллективные договоры — своеобразный источник британского трудового права, имеющий большую специфику по сравнению с другими странами. По своей юридической природе это своего рода джентльменские соглашения, имеющие моральную силу, а не юридический контракт. Их принудительное исполнение с помощью обычной судебной процедуры невозможно. Таким образом, реализация коллективных договоров не обеспечена правовыми санкциями. По юридическим характеристикам близки к коллективным договорам резолюции так называемых комитетов Уитли — совместных органов работников и администрации в государственной службе.
Обычаи как источник трудового права играют заметную, хотя и вспомогательную роль. Это неформальные правила, действующие по традиции во многих отраслях и фиксируемые зачастую в коллективных договорах. Они могут касаться таких вопросов, как число учеников производственного ученичества, классификация работников, режим рабочего времени, регламентация сверхурочных работ, отношения профсоюзов и их членов.
На начало 1998 г. Великобритания ратифицировала 80 конвенций МОТ.
Франция. Источники трудового права: Конституция, Кодекс труда, законы, декреты-законы, ордонансы, постановления правительства и Министерства труда, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, судебная практика, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
В тексте действующей Конституции Французской Республики 1958 г. не провозглашены права и свободы граждан. Лишь в
преамбуле к Конституции указывается на приверженность французского народа правам человека, как они были определены Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 г. Это дает основание считать, что Конституция 1958 г. оставила в силе преамбулу к Конституции 1946 г., в которой были провозглашены важнейшие социально-экономические права: право на труд ("каждый обязан работать и имеет право на получение должности")1, равенство всех граждан в области труда ("никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения"), равенство женщин и мужчин ("закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной"), право на объединение в профсоюз ("каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору"), право на стачку ("право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют"), право трудящихся на коллективные договоры и на участие в управлении предприятием ("каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием").
Положения преамбулы Конституции считаются нормами, имеющими прямую силу и составляющими неотъемлемую часть правовой системы Франции. Согласно Конституции законы могут определять лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке (ст. 34, 37). Таким образом, Конституция оставляет парламенту право разрабатывать лишь общие принципы законодательства. Реализация же принципов передана правительству. Законы, одобренные до вступления в силу Конституции, могут быть изменены с помощью правительственных декретов (ст. 37). Конституция не допускает принятие парламентских предложений, вызывающих увеличение бюджетных расходов (ст. 40). Правительство может получить от парламента
1 Провозглашение в ряде западных конституций, принятых непосредственно после второй мировой войны, права на труд и обязанности трудиться отразило влияние социалистической идеологии, опыта СССР. Однако на Западе в понятие права на труд и обязанность трудиться изначально вкладывался иной смысл, чем в нашей стране. Под трудом понималась любая профессиональная деятельность, в том числе предпринимателей, независимых работников, и самое главное — отмеченные понятия полностью исключали внеэкономическое принуждение. Акцент делался на праве на свободный труд.
полномочия издавать путем ордонансов нормы, которые обычно являются предметом законодательства (ст. 38).
В Кодексе труда осуществлена систематизация важнейших законодательных актов по труду1.
В числе новейших законодательных актов, не включенных в Кодекс труда, Закон о молодежи от 16 октября 1997 г., Закон о мерах против нелегальных форм занятости от 11 марта 1997 г.
Некоторые нормы в области труда содержатся в специализированных кодексах (в Сельском кодексе, в Кодексе регулирования труда моряков торгового флота, в Кодексе регулирования труда на заморских территориях). Ряд вопросов трудового права регламентируется в Гражданском кодексе (его нормы, в частности, широко применяются к трудовому договору).
Большое место в трудовом законодательстве Франции занимают акты, изданные правительством по делегированию парламента. Это декреты-законы (в период Третьей и Четвертой республик) и ордонансы (в период Пятой республики).
В качестве источника трудового права важную роль играют постановления правительства, министров, префектов. Декреты министров, а также префектов определяют правила применения законов к конкретным отраслям либо регионам. Большое значение имеют декреты министра труда, распространяющие действие коллективных договоров. Главным образом в декретах закреплены правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Коллективные договоры заключаются в отраслевом масштабе или в рамках предприятий. Имеются также коллективные договоры, действующие в масштабах всей промышленности (общенациональные межконфедеральные соглашения) и регулирующие такие вопросы, как выходное пособие, пособие по безработице, профессиональное обучение, коллективные увольнения, отпуска, пособие по беременности и родам.
Таким образом, коллективные договоры подразделяются на общенациональные, отраслевые, региональные и коллективные договоры предприятий. Они содержат положения, относящиеся ко всем категориям работников. Специальные дополнения касаются рабочих, мастеров, инженеров и др.
Правила внутреннего трудового распорядка включают нормы о дисциплине работников, режиме рабочего времени, технике безопасности и производственной санитарии, найме и увольнении и должны обязательно приниматься на промыш-
1 О французском Кодексе труда см. с. 38—39.
ленных предприятиях, насчитывающих, по крайней мере, 20 работников. Эти правила разрабатываются руководителем предприятия. Последний обязан лишь проинформировать об их содержании комитет предприятия и делегатов персонала, выслушав их мнение, которое может и не принять. Правила должны быть вывешены для всеобщего обозрения. Один их экземпляр передается на хранение в суд по трудовым делам.
К числу важнейших источников трудового права относятся решения суда высшей инстанции — Кассационного суда, а также решения Конституционного совета, определяющего, какие вопросы относятся к фундаментальным принципам трудового права и являются тем самым прерогативой парламента. Конституционный совет проверяет соответствие принятых парламентом актов Конституции. Специфический источник трудового права — решения органов административной юстиции, и прежде всего ее высшего органа — Государственного совета.
Применение арбитража в области трудового права во Франции сравнительно редко. По юридической силе решения арбитражных органов приравниваются к коллективным договорам.
Обычай как источник трудового права играет вспомогательную роль. В ряде случаев сам закон отсылает к обычаю (например, в отношении срока предупреждения об увольнении); обычай применяется также тогда, когда тот или иной вопрос не регламентирован в законе (например, испытательный срок при приеме на работу). Обязательная сила обычая основывается на воле сторон, которые придерживаются данного обычая более или менее продолжительное время.
Роль международных конвенций в качестве источника трудового права определена ст. 55 Конституции, которая признает за международными договорами приоритет перед внутренними законами, если эти договоры должным образом ратифицированы и применяются другой стороной. На начало 1998 г. Франция ратифицировала 115 конвенций МОТ.
ФРГ. Источники трудового права: Конституция ФРГ и конституции отдельных земель, кодификационные акты, законы, постановления правительства и других государственных органов, коллективные договоры, заводские соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, судебная практика, обычаи, ратифицированные международные конвенции по труду.
В Конституции (Основном законе ФРГ 1949 г.) почти полностью отсутствуют статьи, провозглашающие социально-экономические права, которые считаются производными от деклари-
руемых в общей форме гражданских свобод. Так, юридическим обоснованием свободы профсоюзов служит право на объединение, относящееся не только к профсоюзам, но и к организации предпринимателей. Право на забастовку базируется на конституционном праве на объединение (ст. 9) и свободное развитие личности (ст. 2).
Конституции земель ФРГ содержат специальные статьи, относящиеся к трудовым правам граждан. В них провозглашаются право на труд (наряду с обязанностью трудиться), право на справедливую и равную заработную плату, право на забастовку. Эти нормы в большинстве случаев включены в конституции, принятые непосредственно после краха фашизма. Они отразили усилившиеся в тот период позиции рабочего класса, профсоюзов, левых сил.
Конституция наделила правом издания законов о труде как парламент ФРГ, так и парламенты земель. Однако, согласно Конституции, "земли обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не использует своих прав законодательства". Практически почти все законы о труде приняты федеральным парламентом. Законы земель, противоречащие федеральному законодательству о труде, признаются недействительными (ст. 31).
Источником трудового права ФРГ являются кодификационные акты: Германское гражданское уложение, Торговый кодекс, Промышленный устав, Прусский общий горный закон.
Нормы Германского гражданского уложения применяются главным образом к трудовому договору. В частности, на трудовые договоры распространяются общий принцип, согласно которому признаются недействительными юридические акты, противоречащие "добрым нравам" (ст. 138); положение о том, что договоры должны толковаться на основе принципа добропорядочности, с учетом обычаев (ст. 157), а также многочисленные нормы, касающиеся договоров найма услуг (ст. 619—630). Торговый кодекс регулирует трудовые договоры работников торговли, торговых представителей (ст. 59—83). Ряд норм Промышленного устава (ст. 105—139) регламентирует трудовые договоры рабочих промышленности и охрану их труда, а также договор производственного ученичества. Прусский общий горный закон (действует на всей территории ФРГ) содержит нормы, относящиеся к трудовому договору и охране труда рабочих-шахтеров.
К главным действующим законам по труду относятся: Закон о коллективных договорах 1949 г. в редакции 1969 г., Закон о переуступке работников 1972 г., Закон о содействии в обеспече-
4 Киселев И. Я 49
ний работы 1969 г., Закон о профессиональном обучении 1969 г., Закон о конституции предприятия 1972 г., Закон о минимальных оплачиваемых отпусках 1963 г., Закон о надомном труде 1951 г., Закон об охране труда молодежи 1976 г., Закон о защите прав работников при увольнениях 1951 г., в редакции 1959 г., Закон о соучастии работников в управлении предприятием 1976 г., Закон об охране труда инвалидов 1986 г., Закон о трудовой юстиции 1953 г. с поправками 1979 г., Закон об установлении минимальных условий труда 1952 г., Закон о поощрении занятости 1985 г., Закон о продолжительности рабочего времени 1994 г., Закон о защите работников от сексуальных приставаний на рабочих местах 1994 г., Закон о борьбе с черным рынком труда 1995 г.
Постановления по вопросам труда, издаваемые федеральным правительством или отдельными министрами, касаются обычно применения законов.
Законы о труде, принятые в землях, посвящены главным образом регламентации ежегодных оплачиваемых отпусков, а федеральные административные регламенты — технике безопасности и производственной санитарии.
Важность коллективных договоров как источника германского трудового права обусловлена значительным развитием коллективно-договорного регулирования труда, широтой содержания коллективных договоров, регламентирующих большинство условий труда. По своей юридической природе различаются обычные коллективные договоры, распространяющиеся на членов организации, их заключивших, и договоры, получившие общеобязательную силу декретами министра труда.
В ФРГ действуют различные виды коллективных договоров (отдельно для рабочих и для служащих), распространяющихся на отрасли (подотрасли) промышленности обычно в пределах земли. Различаются основные коллективные договоры, содержащие нормы о рабочем времени, об оплате сверхурочных, отпусках и т.д.; соглашения о классификации работ и сдельной работе; соглашения о тарифных ставках рабочих; соглашения об окладах служащих.
Получили распространение заводские соглашения между администрацией предприятия и производственными советами. Они регламентируют порядок заключения и расторжения индивидуальных трудовых договоров, содержат нормы по технике безопасности и производственной санитарии, о режиме труда и отдыха.
К заводским соглашениям близки правила внутреннего трудового распорядка, которые заключаются администрацией и
производственными советами и включают нормы о режиме рабочего времени, сроках и месте выплаты заработной платы, дисциплинарные правила, а также устанавливают график предоставления отпусков.
Значительная роль в правовом регулировании труда в ФРГ принадлежит руководящим решениям Федерального суда по трудовым делам. Они не только ориентируют судебную практику, но и дополняют действующее право и даже вносят в него изменения. Так, многие общие положения, определяющие права и обязанности сторон трудового договора, конкретизируются в решениях судов. Это же относится к регулированию коллективных трудовых конфликтов, забастовочной борьбы.
На начало 1998 г. ФРГ ратифицировала 75 конвенций МОТ.
Италия. Источники трудового права: Конституция, законы, законодательные декреты, декреты-законы, постановления правительства и Министерства труда, коллективные договоры фашистского периода, современные коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
Особое место среди источников трудового права принадлежит Конституции 1947 г., содержащей многочисленные положения, касающиеся социальных и экономических прав трудящихся.
Статья 1 Конституции провозглашает Италию демократической республикой, основой которой является труд. Эту статью как бы дополняет ст. 4: "Республика признает за всеми гражданами право на труд и поощряет создание условий, которые делают это право действительным". Статья 3 устанавливает равенство граждан перед законом и провозглашает задачей республики ликвидировать препятствия экономического и социального порядка, фактически ограничивающие свободу и равенство граждан.
Глава 3 Конституции "Экономические отношения" посвящена главным образом трудовым правам рабочих и служащих. Отмечается, что "республика охраняет труд во всех его формах и применениях... содействует международным соглашениям и международным организациям, имеющим целью закрепить и упорядочить права труда... охраняет труд итальянцев за границей" (ст. 35).
Положения относительно заработной платы и охраны труда содержатся в ст. 36 и 37 Конституции. Статья 36 декларирует право трудящегося на вознаграждение, "пропорциональное количеству и качеству труда и во всяком случае достаточное для
обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования". В этой же статье содержится общая норма о рабочем времени и времени отдыха: "Максимальная продолжительность рабочего дня устанавливается законом. Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться". Статья 37 Конституции предусматривает одинаковое вознаграждение за равный труд для женщин и подростков и провозглашает задачей республики охрану труда женщин и несовершеннолетних.
Важное значение имеет закрепление права на забастовку в ст. 40, которая гласит: "Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право". Некоторые статьи Конституции касаются права трудящихся объединяться в профсоюзы, определяют процедуру заключения и юридическую силу коллективных договоров (ст. 18, 39), устанавливают право трудящихся в порядке и в пределах, определенных законами, принимать участие в управлении производственными предприятиями (ст. 46), а также равное право всех граждан поступать на службу в государственные учреждения и занимать выборные должности (ст. 51).