Поскольку в странах Запада акцент в правовом регулировании труда смещен в сторону локального регулирования (в рамках отраслей и предприятий), коллективные договоры выступают как равный или почти равный законодательный источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства.
Система коллективных договоров, действующих в каждой отдельной стране, представляет собой сочетание так называемых крупномасштабных и заводских коллективных договоров. Крупномасштабные коллективные договоры — это общенациональные отраслевые договоры, а также межконфедеральные соглашения, охватывающие промышленность в целом. В отдельных странах (ФРГ, Франция) распространены региональные коллективные договоры, включающие в сферу своего действия предприятия определенной отрасли в рамках земли или департамента.
Традиционное отличие структуры коллективно-договорного труда в США и в европейских странах заключалось в том, что в первом случае преобладали заводские (фирменные) коллективные договоры, а во втором — общенациональные отраслевые договоры, дополненные в ряде стран межконфедеральными соглашениями. Хотя это отличие остается, за последние десятилетия в структуре коллективно-договорного регулирования труда произошли изменения. Чрезмерная децентрализация коллективных договоров в США и их чрезмерная централизация в европейских странах вошли в противоречие с современными экономическими и социальными условиями, и прежде всего с требованиями научно-технического прогресса. Отсюда противоположная тенденция: в США — к централизации, в европейских странах — к децентрализации. Очевидно, оптимальная структура коллективно-договорного регулирования труда находится где-то посредине между американской и европейской моделями.
В настоящее время во всех странах Запада существует в определенном сочетании централизованное и децентрализованное коллективно-договорное регулирование труда, причем соотношение между этими двумя моделями коллективно-договорного регулирования весьма подвижно и зависит от многих производственных, экономических и социальных факторов.
Типичный для многих западных стран коллективный договор — это объемный документ, имеющий весьма богатую по содержанию нормативную часть. Она включает регламентацию
вопросов заработной платы (тарифные ставки, надтарифные надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени отдыха и других условий труда. Но наряду с этим коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятиях, производственного обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников.
Для реализации права на коллективный договор важны легальные рамки коллективно-договорного процесса, т.е. юридические нормы, определяющие права на коллективные переговоры и на заключение коллективного договора, его содержание, форму, юридическую силу, процедуру коллективно-договорного регулирования труда в целом.
Рассмотрим эти нормы в обобщенном виде.
• Право на коллективные договоры в большинстве случаев либо прямо закреплено в конституциях (Франция, Япо ния, Греция, Италия, Испания, Португалия), либо трак туется как право, производное от права на ассоциацию (ФРГ, Австрия, Дания, Люксембург). Во многих странах это право регулируется в законодательстве (США, ФРГ, Япония, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Португалия, Испания, Канада, Новая Зеландия). В отдельных странах право на коллективный договор опи рается на обычай, прецедент, судебную практику, а также закреплено в общенациональных соглашениях, заключае мых между центральными объединениями профсоюзов и предпринимателей (Дания, Норвегия).
• Законодательство ряда стран (ФРГ, Франция, Австрия) предусматривает возможность заключения коллективных соглашений органами представительства трудовых коллек тивов предприятий по вопросам, не урегулированным в коллективных договорах, заключенных с участием проф союзов. В отдельных странах коллективные договоры могут заключать любые представительные организации работни ков, независимые от предпринимателей.
• Сфера действия коллективных договоров зависит, в частно сти, от того, на какие категории работников распространя ется по закону право на коллективный договор. Это право имеет немало исключений. В США оно не распространяется на сельскохозяйственных рабочих, домашних работников; в ФРГ, Японии — на государственных чиновников. Ограни ченное право на коллективные договоры в отношении со держания, процедуры заключения, юридической силы име ют государственные служащие в США, Франции, Италии, Новой Зеландии. В Японии правом на коллективные догово ры в урезанном виде пользуются работники национализиро ванных предприятий (в коллективно-договорном порядке им запрещено регулировать вопросы, решаемые государством, например размеры ставок заработной платы).
• Имеется значительная национальная специфика в отноше нии процедуры заключения коллективных договоров, юри дического положения профсоюза как стороны такого дого вора. В большинстве стран (США, Франция, Канада, Швеция, Люксембург, Япония, Португалия) законодатель ство обязывает предпринимателей вступать в переговоры о заключении коллективного договора и вести их добросове стно1, но не устанавливает обязанности заключать такие договоры. В немногих странах, например в Великобритании (в национализированном секторе), предусмотрена обязан ность не только вести коллективные переговоры, но и зак лючать коллективные договоры. В Великобритании (в част ном секторе), Ирландии, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии отсутствует юридическая обязанность предприни мателей даже вести коллективные переговоры.
• В ряде стран (США, Испания, Португалия) процедура кол лективно-договорного регулирования подчинена контро лю административных властей. В Италии и ФРГ админист ративные власти не вмешиваются в процесс коллективных переговоров.
• В США, Канаде после проведения соответствующих выбо ров организация работников, в том числе профсоюз, со бравшая большинство голосов работников, получает пра во исключительного представительства всех работников
1 В США обязанность добросовестно вести коллективные переговоры рассматривается как совокупность четырех обязанностей: встречаться с контрагентом с разумной регулярностью во взаимно приемлемом месте; вести с контрагентом разумное обсуждение всех вопросов, входящих в предмет коллективных договоров; аргументированно доказывать, почему те или иные требования другой стороны не могут быть приняты; выдвигать собственные контрпредложения.
коллективно-договорной единицы1; в европейских странах стороной коллективного договора могут быть несколько профсоюзов, причем в ряде случаев лишь "наиболее представительные профсоюзы".
• Как правило, коллективно-договорная единица включает как рабочих, так и служащих, но в Швеции, Бельгии для служащих формируются отдельные коллективно-договор ные единицы.
• В США принято заключать один коллективный договор, включающий все вопросы коллективно-договорного регу лирования труда. В европейских странах нередко заключа ются коллективные договоры, посвященные отдельным вопросам, например технике безопасности, профессио нальному обучению.
• В Великобритании большинство отраслевых коллективных договоров заключаются путем переговоров в рамках по стоянного органа совместного промышленного совета, состоящего из равного числа представителей администра ции и профсоюзов с независимым председателем. В госу дарственном секторе коллективные договоры заключают ся в рамках деятельности двусторонних органов — так называемых "комитетов Уитли". В Бельгии отраслевые кол лективные договоры заключаются двусторонними пари тетными комиссиями с "независимым" председателем, формируемыми на постоянной основе королевским дек ретом. Постоянные органы по ведению коллективных пе реговоров и заключению коллективных договоров в рам ках отраслей действуют в Нидерландах.
• В законодательстве (Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия) или в коллективных договорах (Италия), или в соответствии с решением административного органа (США) установлена обязанность предпринимателей пре доставлять профсоюзам информацию, необходимую для коллективных переговоров.
• В США, Японии, Франции, Бельгии, Люксембурге зако нодательство либо судебные органы устанавливают содер жание всех или отдельных видов коллективных договоров. Во многих других странах такое содержание определяется самими сторонами.
• В большинстве стран коллективные договоры должны зак лючаться в письменном виде. В Японии, Италии, Дании,
1 Коллективно-договорная единица — коллектив работников, вступающих через своих представители в коллективные переговоры.
Ирландии письменная форма необязательна. В Великобритании на предприятиях некоторые коллективно-договорные правила носят неформальный характер, нигде не фиксируются и опираются зачастую на "обычаи и практику".
• Срок действия коллективных договоров зависит, как пра вило, от усмотрения сторон, но в ряде стран он определен в законодательстве (Франция, Бельгия, Нидерланды, Люк сембург). Обычно устанавливается максимальный срок дей ствия коллективного договора (до 4—5 лет), а в Люксем бурге минимальный срок — 6 месяцев. На практике срок действия коллективных договоров — 1—2 года. В некото рых странах (Великобритания, Франция, Бельгия) мно гие коллективные договоры заключаются на неопределен ный срок. Расторжение коллективного договора требует предварительного предупреждения другой стороны.
• В одних странах (США, Канада, Франция, Греция, Шве ция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия) зако нодательство придает коллективным договорам принуди тельную силу. Они исполняются через судебные, админи стративные органы и обеспечены различными формами ответственности за их невыполнение, в том числе уголов ной. В других странах (ФРГ, Дания, Норвегия, Швейца рия) коллективные договоры рассматриваются как обыч ные цивилистические сделки, реализуемые гражданско- правовыми методами. В Италии такими коллективными договорами является большинство действующих коллек тивно-договорных соглашений. В Великобритании коллек тивные договоры, как правило, не наделены обязатель ной юридической силой и считаются "джентльменскими соглашениями", создающими только моральные обязатель ства для сторон. Юридическая обязательность коллектив ного договора существует лишь постольку, поскольку он по четко выраженному или подразумеваемому соглаше нию сторон либо в соответствии с обычаем инкорпориру ется в индивидуальные трудовые договоры — иными сло вами, становится подразумеваемым условием трудовых до говоров тех лиц, на которых распространяется. Сами по себе коллективные договоры в Великобритании приобре тают юридическую силу, только если это четко оговорено в тексте договора. В Бельгии, хотя профсоюзы не наделены статусом юридического лица, они могут от собственного лица подавать иск о нарушении коллективного договора предпринимательской стороной.
• В одних странах, таких, как ФРГ, Швеция, Швейцария, Япония, Бельгия, Ирландия, Дания, Норвегия, Финлян дия, все коллективные договоры, а в Италии большинство из них распространяются по закону лишь на членов орга низаций, заключивших эти договоры; в других странах, в том числе в Испании, Франции, — на всех работников в коллективно-договорной единице независимо от их член ства в профсоюзе, заключившем данный договор. Напри мер, во Франции, если предприниматель связан условия ми коллективного договора, он распространяется на всех его работников. В США коллективный договор распростра няется на всех работников, входящих в коллективно-дого ворную единицу. Во Франции, Бельгии, Нидерландах зако нодательство допускает присоединение к действующему коллективному договору любого профсоюза или предпри нимателя (предпринимательской организации).
• В странах континентальной Европы, а также в Японии, Австралии и канадской провинции Квебек законодатель ство предусматривает механизм принудительного распро странения коллективных договоров, отвечающих опреде ленным условиям, на всех работников какой-либо отрасли или территории, т.е. возможно расширение профессиональ ных и географических рамок коллективного договора. На период действия такой договор приобретает силу публич ного нормативного акта и принудительно осуществляется государственными органами. Его текст обычно публикует ся в официальном органе печати. Процедура заключения обязательных коллективных договоров имеет значительную национальную специфику. Во Франции, например, такие договоры могут заключаться только в рамках комиссий, образованных Министерством труда и состоящих из рав ного числа лиц, выдвигаемых наиболее представительны ми профсоюзами и предпринимательскими организация ми под председательством государственного чиновника. Обязательное содержание этих договоров определено в законе. Прежде чем решать вопрос об их распространении министр труда обязан проконсультироваться с Националь ной комиссией по коллективным договорам и учесть ее заключение. В ФРГ коллективный договор, если он охва тывает своим действием, по крайней мере, 50% соответ ствующего подразделения, может быть распространен ми нистром труда на весь персонал подразделения.
• За неисполнение коллективного договора установлена юри дическая ответственность: гражданско-правовая, админис-
тративная, уголовная. Форма ответственности зависит от юридической природы конкретного коллективного договора. Для рассмотрения споров по осуществлению коллективных договоров законодательство устанавливает специальную процедуру (судебную, административную, примирительную).
• В большинстве стран коллективные договоры могут изме нить к лучшему (но не к худшему) для работников нормы законодательства. Трудовые договоры, противоречащие ус ловиям коллективных договоров, заменяются последними, если только трудовой договор не устанавливает условия более благоприятные для работника. Однако в ряде стран (Вели кобритания, Ирландия) стороны трудового договора по взаимному согласию вправе изменить условия коллектив ного договора как в лучшую, так и в худшую для работника сторону. Во Франции коллективные договоры не могут из менить, в том числе и в более благоприятную для работни ка сторону, нормы и положения, относящиеся к так назы ваемому абсолютному публичному порядку (запрещение индексации заработной платы, соблюдение компетенции трудовых судов, виды уголовных наказаний и т.п.).
• В США, Канаде, ФРГ, Австрии, Новой Зеландии, Норве гии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Швеции забас товки в течение действия коллективного договора запре щены законом. Кроме того, в США, Канаде, Швейцарии, Нидерландах в коллективные договоры включено "усло вие о социальном мире", т.е. об отказе от забастовок и локаутов в период действия коллективного договора, или положение об обязательном мирном разрешении трудово го конфликта через арбитраж, означающее фактически отказ от забастовки до исчерпания мирной процедуры рас смотрения конфликта. "Условие о социальном мире" мо жет быть относительным, т.е. действовать только приме нительно к вопросам, урегулированным в коллективном договоре, или в отдельных, относительно редких случаях абсолютным, т.е. полностью исключающим забастовки и локауты в период действия коллективного договора. Мно гие юристы на Западе считают, что "относительная обя занность мира" является подразумеваемым условием лю бого коллективного договора, даже если оно не зафикси ровано в его тексте. Это мнение основано на применении к коллективным договорам общего принципа договорного права pacta sunt servanda (договоры должны выполняться).
• В США и Финляндии регистрация требуется только в от ношении коллективных договоров государственных служа-
щих. В некоторых других странах, например в Швейцарии, какая-либо государственная или иная регистрация коллективных договоров вообще не предусмотрена. Имеются, однако, страны, в которых коллективные договоры регистрируются в государственных органах либо с целью статистической отчетности, либо для проверки законности включенных в них положений.
• В Японии, США, Канаде, Италии уставы профсоюзов, как правило, требуют ратификации коллективного договора членами профсоюза. В Великобритании, ФРГ, Бельгии, Австрии, Швеции такая ратификация обычно не предусмотрена, а во Франции предусмотрена только в отношении заводских коллективных договоров.
Следует отметить совершенно новое явление в практике коллективно-договорного регулирования труда.
В связи с расширением нормативного содержания коллективных договоров, ростом их числа (в США действует около 150 тыс. коллективных договоров, в ФРГ — 45 тыс., во Франции — 2 тыс.) для сбора и обработки информации о содержании коллективных договоров все шире используются современные технические средства, в том числе ЭВМ. Хранящаяся в памяти компьютеров информация постоянно обновляется; это дает возможность получать сведения о действующих коллективно-договорных нормах. Компьютеры используются также при сборе и обработке данных о коллективно-договорных спорах, выборах коллективно-договорных представителей, об организационных единицах по заключению коллективных договоров, датах прекращения действия различных коллективных договоров и т.д. Нередко компьютеры и математические методы (эконометрические модели) применяются для оценки влияния коллективно-договорных требований на различные стороны экономической деятельности компаний. Вокруг этих вопросов во время коллективных переговоров обычно возникают споры между предпринимателями и профсоюзами. Данные, получаемые с помощью компьютеров, используются профсоюзами для обоснования коллективно-договорных требований, а предпринимателями — для их оспаривания.
Рассмотрим теперь регулирование процедуры коллективных переговоров, которая включает следующие стадии: определение коллективно-договорной единицы; взаимное признание сторон переговоров; разработку и предоставление требований и контртребований; ведение переговоров и заключение коллективного договора; одобрение коллективного договора работниками; государственную регистрацию коллективного договора.
Киселев И. Я. 249
В организации коллективных переговоров можно выделить две модели: американскую и европейскую.
Специфика американской модели заключается в следующем. Предварительным условием проведения коллективных переговоров признается формирование коллективно-договорной единицы. Правила образования коллективно-договорной единицы устанавливаются в США Национальным управлением по трудовым отношениям (НУТО)1, которое проводит в соответствии с установленной в законе процедурой выборы коллективно-договорного представителя. На основании заявления, поступившего от работников или от профсоюзной организации (заявление должно быть подписано, как правило, не менее чем 30% работников), НУТО проводит выборы коллективно-договорного представителя (путем тайного голосования) и удостоверяет их результаты. Решение НУТО о проведении выборов коллективно-договорного представителя может быть принудительно исполнено судом. Организация работников (в том числе профсоюз), на которую большинство рабочих и служащих данной коллективно-договорной единицы возлагают полномочия вести коллективные переговоры, признается единственным представителем по ведению коллективных переговоров и получает соответствующий сертификат от НУТО на срок действия коллективного договора либо до проведения новых выборов коллективно-договорного представителя. Такие выборы, как правило, нельзя проводить в течении 12 месяцев после состоявшихся выборов или в период действия коллективного договора. По прошествии этого срока НУТО может по заявлению не менее 30% членов коллективно-договорной единицы провести новые выборы с целью аннулирования права данного профсоюза представлять работников в коллективных переговорах с предпринимателями.
Принцип заключения коллективного договора профсоюзом, признанным в результате выборов единственным представителем работников в коллективно-договорной единице, характерен также для Канады и с некоторыми коррективами для Израиля.
Для европейской модели характерно то, что различные профсоюзы, поодиночке или объединяясь (в рамках объединенного представительного органа), ведут прямые переговоры с предпринимателями о заключении коллективного договора. При этом наиболее представительные профсоюзы, как уже отмечалось, пользуются определенными преимуществами в коллективно-договорном процессе.
1 НУТО — административный орган, имеющий широкую юрисдикцию в сфере трудовых отношений и, в частности, осуществляющий организационные и надзорные функции в области коллективно-договорного регулирования труда.
В связи с рассмотрением коллективно-договорного регулирования труда необходимо осветить проблему заключения международных коллективных договоров.
Они затрагивают главным образом работников предприятий транснациональных корпораций (ТНК), фиксируя в унифицированном виде условия труда в филиалах и на материнских предприятиях международной корпорации, а также положения, касающиеся географического распределения инвестиций и производства (открытие и закрытие, реконструкция предприятий).
Примером такого коллективного договора может служить соглашение между профсоюзами и руководством ТНК "Главербел Гласе компани", охватившее предприятия этой корпорации во Франции, Бельгии, Австрии, Италии, ФРГ.
Заключение международных коллективных договоров выгодно работникам и может в какой-то мере воспрепятствовать руководству ТНК использовать в своих интересах международную дифференциацию заработной платы, условий труда, конкуренцию между работниками различных стран, а также большую мобильность капиталов, чем рабочей силы.
Следует признать, что заключение международных коллективных договоров сопряжено с немалыми трудностями. Установление в них общих условий труда и занятости для многих стран наталкивается на многообразие этих условий, на неодинаковый уровень заключения коллективных договоров и разное их содержание в каждой конкретной стране, на существование несхожих, а в ряде случаев даже противоречащих друг другу национальных норм трудового законодательства. В частности, это относится к порядку заключения, статусу и срокам действия коллективных договоров, различному в разных странах сочетанию (комбинации) норм, включаемых в законы и коллективные договоры, несходству структуры оплаты труда и в процедурах коллективно-договорного регулирования.
Немало сложностей возникает в отношении возможного содержания международных коллективных договоров, учитывая многообразие технических, экономических, социальных, культурных и иных факторов, воздействующих на стоимость рабочей силы, производительность и интенсивность труда в различных странах. Техника заключения международного коллективного договора пока не разработана. Неясна юридическая природа, правовая сила такого договора.
Сама процедура подготовки международного коллективного договора, разработка его нормативных облигаторных (обязательственных) условий, отражающих специфические требования и пожелания различных категорий работников, требуют унифи-
цированной информации об условиях труда на предприятиях, разбросанных по многим странам мира. Но наибольшая трудность состоит в самой организации коллективных переговоров в международном масштабе, когда одна сторона — предприниматели — выступает в виде относительно централизованной организации (хотя и оформленной на многоотраслевой, диверсифицированной базе), а другая сторона — профсоюзы — разрознена и объединена на отраслевой или цеховой основе преимущественно в рамках отдельных стран, причем между странами существуют большие различия в структуре профсоюзного движения, во взаимоотношениях между отдельными профсоюзами.
Сложной и пока еще не разрешенной проблемой являются согласованные действия, и тем более создание единого коллективно-договорного представительства профсоюзов, примыкающих к различным международным профсоюзным объединениям, не говоря уже о плюралистической структуре профсоюзного движения большинства стран и разногласиях между национальными профсоюзами. Таким образом, даже создание единого коллективно-договорного представительства работников для переговоров с ТНК требует преодоления значительных трудностей; нелегок для профсоюзов и процесс коллективных переговоров с международной корпорацией, которая, как правило, имеет хорошую информационную базу, огромные финансовые возможности и активно использует в своих интересах отсутствие единства работников и профсоюзов, заинтересованность многих стран в зарубежных производственных инвестициях.
Возникают здесь и чисто правовые проблемы, например, какова юридическая природа коллективно-договорного представительства работников при заключении международного коллективного договора, как обеспечить, юридическую защиту такого органа, как наделить его ex jure достаточными полномочиями, чтобы заставить руководство ТНК признать его и вступить в переговоры. Трудности в решении теоретических и практических вопросов, касающихся международных коллективных договоров, усугубляются отсутствием соответствующих юридических норм как в национальном трудовом законодательстве, так и в международных соглашениях1. Таким образом, ныне международные коллективные договоры не могут опираться на позитивное право.
1 Одно из первых указаний о возможности заключения международных коллективных договоров содержится в Хартии основных социальных прав работников Европейского Союза (1989 г.). В этом региональном межгосударственном акте (ст. 12) отмечается, что развитие социального диалога между сторонами трудовых отношений на европейском уровне может привести по желанию сторон к заключению европейских коллективных договоров — отраслевых и межотраслевых.
Многие авторы, ссылаясь на действительно существующие сложности, утверждают, будто международные коллективные договоры в принципе невозможны. Нам кажется, что это не так. Нельзя игнорировать стимулируемую самими же ТНКтенденцию к унификации условий использования в международном масштабе рабочей силы, к интернационализации ее стоимости, к нивелированию условий труда и норм трудового права, особенно между развитыми странами, прежде всего в рамках отдельных регионов и групп стран (Западная Европа, США и Канада, северные страны). Надо учесть, что здесь идет речь не о механическом нивелировании в международном масштабе условий труда на предприятиях, расположенных во многих странах, а прежде всего о реализации принципа "равная оплата за равный труд", признанного мировым сообществом и закрепленного в конституциях и законодательстве многих стран.
Международные коллективные договоры призваны, хотя бы частично, уравнять заработную плату и условия труда работников предприятий ТНК, выполняющих равную по количеству и качеству работу, воспрепятствовать дискриминации работников филиалов ТНК в развивающихся странах. Работники филиалов ТНК в этих странах оплачиваются значительно хуже работников головного предприятия ТНК главным образом не потому, что их труд менее производителен, а потому, что руководство международных фирм использует в своих интересах ситуацию на мировом рынке рабочей силы и на рынках труда в каждой конкретной стране: исторически сложившийся уровень стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения на труд, заинтересованность во внешних инвестициях, положение в рабочем и профсоюзном движении и т.п. Тем более нельзя оправдать то, что в ряде стран работники заграничных филиалов ТНК лишены профсоюзных прав, имеют уровень охраны труда меньший, чем работники головных предприятий. Первые шаги на пути к формированию системы международного коллективного договорного регулирования труда уже сделаны.
Во многих крупных ТНКобразованы международные профсоюзные комитеты (советы, секретариаты), которые координируют деятельность профсоюзов различных стран, функционирующих на предприятиях этих монополий. В частности, ими проводится работа по сбору и хранению информации, необходимой для проведения коллективных переговоров. В будущем эти
советы могли бы стать ядром органов коллективно-договорного представительства работников на переговорах с руководством ТНК.
Многие западные исследователи считают распространение в будущем международных коллективных договоров объективно неизбежным.
По всей вероятности, международные коллективные договоры первоначально будут заключаться по отдельным, более или менее равным по уровню экономического развития регионам. В рамках Европейского союза (ЕС) такие договоры уже появились. Это европейские коллективные договоры об отпуске по уходу за ребенком (1995 г.) и о регулировании неполного рабочего времени (1997 г.). Они заключены Европейской конфедерацией профсоюзов и Союзом европейских конфедераций предпринимателей.
В заключение обратим внимание на появление нетрадиционных типов коллективных договоров, примером которых может служить коллективный договор, действующий на принадлежащем корпорации "Дженерал моторе" автомобильном заводе "Сатурн" (штат Теннесси, США), который называют прообразом коллективного договора будущего. В нем нашли наиболее полное проявление и закреплены в виде своеобразных нормативных положений самые новейшие приемы и методы рационализации производства, науки управления человеческими ресурсами. В договоре фиксируется отказ от конвейера, предусмотрены создание автономных рабочих бригад, совмещение профессий, широкое внедрение льготных акций для работников, участие их в прибылях, гибкое материальное стимулирование, разнообразные бонусы, в частности премии за овладение новыми знаниями и новыми профессиями, за рационализаторство, за высокое качество продукции; а также гибкий режим труда, перевод большинства рабочих на оклад ("саляризация"), различные формы участия работников в делах предприятия (кружки качества, консультативные комитеты, "группы участия" и т.д.). Вводится сетевая структура управления, учитывающая самостоятельность производственных бригад. Гарантируется пожизненная (до выхода на пенсию) занятость кадровым рабочим завода (до 80% персонала). Они могут быть уволены только в связи с непредвиденными и непреодолимыми обстоятельствами, резким ухудшением экономических условий и с обязательного согласия профсоюза. Провозглашается, что все трудовые споры должны улаживаться с помощью консенсуса.
По сути дела рассматриваемый коллективный договор ставит своей задачей осуществить в соответствии с новейшими рекомендациями науки управления и опытом наиболее передовых стран интеграцию работников и технологии в единую социотех-ническую систему, т.е. обеспечить оптимальный симбиоз людей и машин, гармоничное сочетание социальных и психологических запросов работников нового типа и требований к работникам современного сверхсложного производства. Таким путем предполагается повысить производительность труда, эффективность производства, улучшить использование рабочей силы, психологический климат на производстве, открыть новые горизонты регулирования трудовых отношений, предвозвещающие социальную картину XXI в.
§ 6. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАБАСТОВОК И ЛОКАУТОВ
Признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных юридически фиксируемых рамках считаются на Западе необходимыми условиями нормального функционирования общества, основанного на частной собственности, свободном предпринимательстве и рыночной экономике при наличии объективно существующих и официально признаваемых конфликтов интересов между предпринимателями и наемными работниками.
Право на забастовку рассматривается как важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных договоров и разумного разрешения противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений. Такие известные теоретики, как Р. Да-рендорф, Л. Коузер, Т. Гайгер, доказывают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для снятия напряженности, "выпуска пара", направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку, как утверждают названные и многие другие западные авторы, не ослабляет, а, наоборот, укрепляет существующую общественную систему, делает ее более гибкой и маневренной, примиряет с ней широкие народные массы, придает ей ореол демократичности и социальной справедливости.
В настоящее время право на забастовку закреплено почти во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой1. Оно либо провозглашается в конституции (Франция, Италия, Япония, Испания, Португалия, Греция, Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо основывается на международном акте (Нидерланды), либо опирается на общие принципы права, а именно на действие принципа "разрешено то, что не запрещено" (Финляндия, Норвегия), либо выводится из совокупности иммунитетов, которые защищают профсоюзы и участников забастовок от доктрин общего права, от судебных прецедентов, направленных против коллективных организованных действий работников (Великобритания).
В последних двух случаях, как считают некоторые юристы, получает признание не право на забастовку, а свобода забастовок.
Признание права на забастовку сопровождается повсюду ограничительными и запретительными условиями. Они направлены против незаконных забастовок, к которым обычно относят политические забастовки без полной остановки работы, забастовки, при которых бастующие работники не покидают предприятия, стачки судей, полицейских, работников тюрем и работников ряда других профессий.
В отношении разделения забастовок на законные и незаконные имеется значительная специфика в зависимости от страны.
Определенные виды забастовок незаконны в одних странах и законны в других. Так, "неофициальная" (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка незаконна в США, ФРГ, Канаде, Греции, Швеции, Японии и законна в Великобритании, Италии, Швейцарии. Стачка солидарности законна во Франции, Испании, Италии, ФРГ, Швейцарии, Швеции,
1 В последнее время в ряде стран Запада (Франция, Италия, Испания) подвергается критике традиционная трактовка права на забастовку как чисто коллективного права, реализуемого профсоюзами, трудовыми коллективами, и выдвигается новая концепция права на забастовку как права личности, как индивидуального права каждого отдельного работника самому решать вопрос об отказе выполнить главное обязательство по трудовому договору — предоставление трудовых услуг. Вместе с тем новая концепция не отрицает, что забастовка, будучи индивидуальным правом, все же реализуется, как правило, через коллективные действия работников, причем не обязательно большинства, но и меньшинства трудового коллектива. Это своего рода индивидуальное право в коллективном исполнении.
Греции, Бельгии и незаконна во многих других странах, например в США и Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Японии. В США, Канаде, ФРГ, Скандинавских странах законны лишь те забастовки, которые возникают из конфликтов, связанных с заключением и исполнением коллективных договоров.
По-разному решается вопрос о допустимости забастовок государственных служащих. В США, ФРГ, Японии, Дании, Швейцарии такие стачки запрещены. Вместе с тем имеется немало стран, где право на стачку государственных служащих признано законным.
Заслуживает быть отмеченным, что грань между законной и незаконной стачками подвижна: в зависимости от условий конкретной страны суды могут расширить или сузить границы законной стачки. Так, Конституционный суд Италии в решении от 14 декабря 1974 г. № 290 сделал шаг по пути частичной легализации политической стачки, которая ранее считалась полностью незаконной. В указанном решении объявлены законными забастовки, направленные на расширение и упрочение социальных завоеваний работников, на осуществление реформ, даже, если эти требования предполагают давление на государство, на побуждение его к изданию законодательных и правительственных актов. Законной признается также политическая стачка как форма протеста против насилия, ограничения свобод, социального неравенства. Вместе с тем в этом решении признана недопустимость политической стачки, если она нацелена на подрыв конституционного строя или воспрепятствование осуществлению властями законных функций, сопровождается насилием, покушением на свободу труда, дезорганизацией общественных услуг.
Политическая стачка была в 70-х годах признана законной в Швеции (за исключением государственного сектора). В ФРГ считается, что политическая забастовка возможна при нарушении государственной властью конституционных свобод. Во Франции суды долгое время признавали незаконной любую политическую стачку как непозволительное вмешательство в прерогативы правительства. Однако с начала 60-х годов Кассационный суд в своих решениях обосновывает необходимость особого подхода к "смешанным стачкам", т.е. к таким, в которых сочетаются как экономические (профессиональные), так и политические мотивы. Такие стачки признаются незаконными только при превалировании в них политических мотивов.
Особо регулируются забастовки работников, занятых в общественных услугах (электро-газо-водоснабжение, АЭС, почто-
во-телеграфная связь, общественный транспорт, пожарная охрана, больницы и т.п.). Такие забастовки трактуются как чрезвычайно опасные для общества конфликты, ведущие к потенциальному разрушению национальной экономики, поскольку специфика этих услуг требует их бесперебойного функционирования. В большинстве стран забастовки в сфере общественных услуг запрещены либо полностью, либо в определенных отраслях, либо разрешены с большим числом оговорок и ограничительных условий, определяемых в законодательстве. Например, во Франции: предупреждение за пять дней, запрет "неофициальных", "шахматных" забастовок1 и потеря заработной платы, непропорциональная отсутствию на работе (за час отсутствия — потеря дневного заработка).
В Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции порядок проведения забастовок в сфере общественных услуг установлен в коллективных договорах, действующих в этих отраслях. Там предусматриваются особые условия проведения таких стачек: предупреждение; продолжение функционирования служб, необходимых для жизнеобеспечения населения; ограничение продолжительности; одобрение забастовки квалифицированным большинством работников, высшим профсоюзным органом и др.
Наконец, в Италии, ФРГ, Испании порядок проведения забастовок в сфере общественных услуг в последние годы стали регламентировать сами профсоюзы в одностороннем порядке. Так, в Италии в сфере общественного обслуживания действуют профсоюзные кодексы саморегулирования, которые устанавливают порядок таких забастовок: предупреждение; максимальная продолжительность; продолжение работы служб, необходимых для жизнеобеспечения населения, и т.п.
В настоящее время в большинстве стран признано, что забастовка, будучи правом, установленным в законе, ведет к приостановлению трудовых правоотношений2, т.е. по окончании забастовки ее участники подлежат в принципе восстановлению на рабочих местах, а заменявшие их работники должны быть уволены.
Такое признание обычно сопровождается оговорками и ограничительными условиями, связанными с трактовкой самого
1 "Неофициальные" забастовки — забастовки, не санкционированные проф союзами. При "шахматной" забастовке бастуют различные группы работников предприятия или отрасли в определенном заранее установленном порядке.
2 Исключением являются Великобритания и Ирландия, где забастовка влечет за собой прекращение трудового договора.
понятия "право на забастовку". В большинстве случаев приостановление трудового договора толкуется весьма узко — как результат воздействия на трудовые договоры только "законных" забастовок и при отсутствии "грубой вины" со стороны забастовщиков. Кроме того, договоры на определенный срок в результате забастовки не приостанавливаются, а их срок не продлевается на период забастовки.
Приостановление на время забастовки трудовых правоотношений ведет к тому, что предприниматель в этот период не отвечает за ущерб, причиненный работником третьим лицам; несчастный случай на предприятии в период забастовки не рассматривается как производственная травма; заболевшему забастовщику обычно не выплачивается пособие по болезни.
Забастовка влечет за собой прекращение выплаты заработной платы. Забастовщикам не выплачивается и пособие по безработице, поскольку считается, что их безработица имеет "добровольный характер". Это пособие не выплачивается обычно и тем, кто оказался без работы в результате забастовок рабочих предприятий-смежников.
Бастующие работники могут существовать при отсутствии у них личных сбережений только за счет забастовочного пособия, предоставляемого профсоюзом, средств социального вспомоществования, а также материальной помощи, оказываемой в порядке солидарности другими трудящимися.
Наказания за "незаконные" забастовки в странах Запада весьма дифференцированны, и применение их показывает гибкость социальной политики.
Различаются дисциплинарные, административно-правовые, гражданско-правовые и уголовно-правовые меры против забастовок. Объектом их являются и организаторы забастовок, главным образом профсоюзы и их функционеры, и рядовые забастовщики.
Профсоюзы как таковые за организацию "незаконной" забастовки подвергаются гражданско-правовой ответственности (договорной либо деликтной).
В ряде случаев такие иски включают не только нанесенный ущерб, но и упущенную выгоду. Размер ущерба взыскивается из профсоюзных фондов. Отказ выполнить решение суда грозит профсоюзам секвестром их средств1 и в конечном счете уголовной ответственностью их руководителей за "неуважение к суду" или по другим основаниям.
1 Только в некоторых странах (Франция) установлена неприкосновенность имущественных фондов профсоюзов.
В ФРГ профсоюзы за организацию "незаконной" стачки несут материальную ответственность на том основании, что такая забастовка — покушение на гарантированное законом право предпринимателей беспрепятственно владеть и управлять своим предприятием ("заниматься производственной деятельностью").
Во Франции профсоюз может быть подвергнут гражданско-правовой (договорной) ответственности за нарушение положений коллективного договора о предварительном предупреждении о стачке или об осуществлении примирительной процедуры.
В некоторых странах (ФРГ, Великобритания, Нидерланды) для срыва забастовок широко используются судебные приказы, оперативно издаваемые по просьбе предпринимателей судами. Нарушение этих приказов грозит организаторам забастовок длительным тюремным заключением за "неуважение к суду", а профсоюзам — секвестором их фондов. Выдача судебного приказа — верный способ сорвать стачку, даже если впоследствии она будет признана законной, поскольку не используется подходящий момент для начала забастовки и, кроме того, со временем забастовочный дух работников может иссякнуть.
Рядовые участники "незаконных" забастовок подвергаются прежде всего дисциплинарной ответственности. Теоретически против них можно применить всю гамму дисциплинарных наказаний, в том числе и штрафы. Однако наиболее частой реакцией администрации на "незаконную" забастовку или "незаконные" действия в связи со стачкой является крайняя мера — увольнение без предупреждения и выплаты выходного пособия. Эта мера может быть осуществлена выборочно — в отношении либо зачинщиков, либо части стачечников, либо всех забастовщиков в порядке локаута. В последнем случае не действует особый порядок увольнения членов комитетов предприятий, профсоюзных делегатов (согласие на увольнение комитета предприятия, инспектора труда).
Хотя против отдельных забастовщиков или профсоюзных активистов, членов забастовочных комитетов может быть возбужден гражданско-правовой иск о возмещении вреда, на практике такой иск направляется главным образом против профсоюзов, которые чаще всего выступают инициаторами и организаторами забастовок. Иски против отдельных работников учиняются относительно редко и носят характер не столько возмещения вреда, сколько штрафной санкции, как, например, при нарушении "обязательства мира", установленного в коллективном договоре, или штрафа за участие в тех или иных видах "незаконных" забастовок.
««.
Нормы, охраняющие собственность, имущественные права, — особенно серьезная угроза для участников "сидячих" стачек.
Уголовно-правовые наказания могут применяться за участие в некоторых видах "незаконных" забастовок за акты насилия, сопровождающие забастовку, либо за "действия, вытекающие из забастовок". Приведем некоторые примеры. В Японии, согласно Закону о государственной службе (ст. ПО) 1948 г., государственные чиновники — участники стачек караются тюремным заключением до трех лет или штрафом до 10 тыс. иен. По толкованию Верховного суда уголовной ответственности подвергаются только зачинщики и руководители таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники стачек в государственных и общественных службах, если такие стачки подрывают порядок и дезорганизуют "существенные услуги". В США забастовка чиновников федеральных государственных учреждений наказывается как уголовное преступление, а забастовщики лишаются права работать в государственном аппарате.
Чаще всего забастовщики становятся объектом уголовных санкций за "действия, вытекающие из забастовки". В этом случае участники подвергаются ответственности за преступления, имеющие подчас косвенное отношение к забастовкам как к таковым. К ним относятся преступления против государственных властей (восстание, мятеж, заговор), против общественного порядка, личности (угрозы, оскорбления, запугивание, шантаж, побои, обман, захват заложников — членов администрации, блокирование движения транспорта) или против имущества предпринимателя (захват предприятия, воспрепятствование вывоза продукции). Эти действия иногда именуются промышленным саботажем.
На практике уголовные санкции большей частью применяются в двух случаях: против покушений на "свободу труда", т.е. против действий, предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с целью не допустить на предприятие штрейкбрехеров, и против участников "сидячих" забастовок.
В числе новейших методов борьбы с забастовками в ряде стран (США, Нидерланды, Израиль) — предоставление любым гражданам, испытавшим неудобство в связи с забастовкой, или заинтересованным организованным группам права требовать принятия судом приказа, запрещающего стачку, нанесшую ущерб "общественности", и добиваться возмещения такого ущерба.
Комитет экпертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций охарактеризовал эти законодательные новшества как "еще одно препятствие осуществлению права на забастовку пу-
тем предоставления неопределенному числу третьих лиц, интересы которых косвенно затронуты забастовкой, возможности воевать с забастовщиками и профсоюзами"1.
Хотя в регламентации забастовок на Западе нередко проявляются открыто насильственные аспекты, следует признать, что она далеко не сводится к прямым запретам и подавлению, является довольно гибкой и подчинена главной стратегической задаче — институционализировать трудовые конфликты.
Этой же цели подчинена регламентация локаутов. В этой области наблюдается значительные различия по странам. Существуют следующие варианты регулирования локаутов:
—локауты незаконны (Италия, Португалия, Греция);
—локауты законны (Швеция, Новая Зеландия).
В остальных странах законность или незаконность локаутов зависит от обстоятельств трудового конфликта и определяется в каждом конкретном случае судом. Обычно наступательный локаут, т.е. локаут, используемый предпринимателем для того, чтобы навязать свои условия работникам при отсутствии забастовки, признается незаконным, а оборонительный локаут, осуществленный как реакция на забастовку, — законным.
Во многих странах судами сформулированы критерии законности локаутов и иные регулирующие их нормы. Так, в ФРГ законный локаут должен быть крайней мерой "трудовой борьбы"1 и не иметь целью уничтожение другой стороны; не выходить за рамки коллективно-договорных споров; быть пропорциональным действиям профсоюзов. Во Франции локаут законен, если он является ответом на стачку, которая привела к полному разрушению предприятия или угрожает безопасности персонала или других лиц или сохранности собственности предприятия. Как правило, локаут не прерывает, а лишь приостанавливает трудовое отношение. В Испании локауты допускаются, когда они необходимы для защиты жизненных интересов предпринимате-лей.Эта необходимость может возникнуть, когда стачка создает угрозу насилия в отношении персонала или повреждения имущества предпринимателя. Предприниматель должен сообщить за 12 часов о предполагаемом локауте, и он может продолжаться только необходимое время. Локауты не прекращают, а приостанавливают трудовые отношения и могут быть прекращены по
1 Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. P. 498.
решению властей. В Ирландии незаконным считается локаут, объявленный в ответ на забастовку, если предприниматель не восстанавливает всех работников после прекращения забастовки и возобновления работы.
§ 7. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И ТРЕХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Социальное партнерство рассматривается на Западе как социологическое и этическое понятие и организационный принцип, включающий сотрудничество социальных партнеров сторон коллективных трудовых отношений. Одна из глобальных задач трудового права — определить юридические рамки социального партнерства, установить и институциализировать наиболее рациональные и действенные методы сопоставления и примирения противостоящих друг другу в сфере труда и трудовых отношений сил и интересов.
Правовые рамки социального партнерства — это комплекс юридических норм, регулирующих статус и права профсоюзов и организаций предпринимателей, их сотрудничество на предприятиях и вне их; коллективные договоры, особенно в той части, в какой они содействуют смягчению трудовых конфликтов (обязанность социального мира в период действия договора); регулирование коллективных трудовых споров в первую очередь путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компромиссов на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества (бипартизм и трипартизм)1.
Во многих странах Запада двустороннее и трехстороннее сотрудничество социальных партнеров институциально оформлено в виде особых органов, занимающих важное место как в системе государственной власти, так и в структурах гражданского общества.
Созданные большей частью после второй мировой войны, эти органы достаточно укоренились, по крайней мере, в странах континентальной Европы, доказали свою полезность, приобрели значительный авторитет и оказывают влияние на правовое регулирование труда.
1 Подробнее см.: Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства. Ярославль, 1997; Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.
Такие органы существуют во Франции (Экономический и социальный совет), в Италии (Национальный совет по вопросам экономики и труда), в Канаде (Совет по трудовым отношениям), в Бельгии (Национальный совет по труду), в Нидерландах (Экономический и социальный совет, Совет труда), в Австралии (Консультативный комитет по экономическим и социальным проблемам), в Дании (Совет сотрудничества), в Португалии (Постоянный совет социальных консультаций), в Ирландии (Экономический и социальный совет и Конференция предпринимательства и труда).
Названные органы формируются на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и в административных актах, которые устанавливают их задачи, правомочия, а также состав и структуру, как правило, на трехсторонней основе (государственные чиновники или "независимые лица", назначаемые правительством; представители организаций предпринимателей и профсоюзов), иногда на двусторонней основе (представители профсоюзов и организаций предпринимателей). В Нидерландах, например, Экономический и социальный совет — трехсторонний орган, Совет труда — двусторонний.
Полномочия этих органов носят, как правило, совещательный характер, однако их роль в налаживании социального партнерства, двустороннего и трехстороннего сотрудничества, обеспечении социальной стабильности весьма велика.
Создание консультативных органов из представителей организаций, действующих в экономической и социальной сферах, позволяет осуществлять воздействие гражданского общества на государство и его политику. И это весьма важно с точки зрения развития демократии и общественного прогресса.