После обсуждения конкретных примеров на выделенные области развития менеджер предлагает провести моделирование, т.е. ролевую игру,которая поможет менеджеру ввести в практику выработанную технику или прием.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность моделирования, которое является определяющим для эффективного коучинга. Пока менеджер не провел моделирование - ролевую игру, играя роль клиента, он не может быть уверен в способности сотрудника перенести наработанный прием или навык в реальную жизнь, а значит, не может быть уверен в прогрессе сотрудника. Моделирование поможет избежать последующих разногласий с сотрудником, гарантирует от непонимания им целей коучинга и, самое главное, позволяет самому сотруднику убедиться в эффективности найденного приема (мы помним, что важны не те визиты, которые сотрудник сделает с менеджером, а те, которые он сделает без него).
178
Все о коучинге в продажах
Моделирование - это реальное развитие, тренинг.
Коучинг- это не только правильное определение областей развития и помощь в их осознании сотруднику путем вопросов. Эффективный коучинг всегда включает в себя моделирование, без которого он теряет значительную часть результативности.
Моделирование = эффективный коучинг
Определение области развития (М) Сбор конкретных примеров (М)
Перенос в каждодневную практику (С)
Обсуждение конкретных примеров (М, С) Поиск оптимального решения (С, М)
Моделирование (М, С) Коррекция (М)
Рис. 2.15 — Формирование навыков во время цикла коучинга. Роли участников коучингового процесса в формировании навыков (М - менеджер, С - сотрудник)
Процесс коучинга
Приведем пример моделирования во время коучинговой беседы.
Этап
Пример
1. Подведение итогов менеджером
Мини-монолог менеджера, опрос сотрудника
Менеджер: Хорошо, мы с тобой пришли к выводу, что в идеале необходимо задавать не более двух-трех ситуационных вопросов клиенту и ставить эти вопросы в зависимости от целей визита. Например, если цель визита -продажа нового бренда, то и вопросы будут об области применения, конкурентах и о его возможной доле. Сотрудник: Да. Имеет смысл до визита прикинуть, какие
вопросы будешь задавать.
Менеджер: По твоему опыту, какие ситуационные вопросы
воспринимаются клиентом лучше всего?
Сотрудник: Приводит пример.
Менеджер: Насколько эти вопросы укладываются в рамки
твоей цели визита?
Сотрудник: По-моему, вполне. Ты сам видишь.
Менеджер: Хорошо. Давай попробуем сыграть выявление потенциала у клиента X при помощи твоих вопросов. Потом ты сам оценишь, какие вопросы оказались более удачными. Играют мини ролевую игру: выявление потенциала клиента. Менеджер играет клиента X.
Менеджер: Спасибо. Сколько вопросов ты использовал? Сотрудник: Два вопроса. Больше такому клиенту задавать не
стоит. Можно получить негатив.
Менеджер: Согласен. Можно ли было задать еще меньше
вопросов?
Сотрудник: Мне кажется, что нет. Тогда не удастся узнать его
потенциал по отношению к новому бренду. Менеджер: Я тоже так думаю. Выявление потребностей клиента на визите - один из ключевых моментов продаж. Поэтому я предлагаю поработать над этой важной темой до нашей следующей встречи.
Все о коучинге в продажах
Постановка целей до следующего дня коучинга
По итогам моделирования менеджер ставит цель коучингадо следующего дня совместных визитов, обсуждает заданиедо следующего дня совместных визитов.
Смысл задания до следующего дня коучинга-удержание области развития в фокусе внимания сотрудника. Помня о необходимости выполнить задание, сотрудник невольно фокусируется и на цели коучинга.
Задание должно быть направлено на закрепление навыка и связано с областью развития. Например, перечитать учебные материалы, выучить свойства продукта, ознакомиться с конкурентным анализом, отработать наглядный материал, создать несколько аргументов, написать несколько вопросов. Задание должно быть несложным, нетрудоемким.