Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся,
не могут быть решены на том же уровне мышления,
на котором мы были, когда их создавали.
Альберт Эйнштейн
Фразы, которые помогут коучу на этапе «Действие»:
Что можно было сделать по-другому, чтобы получить нужный результат?
Как можно добиться ... результата в подобной ситуации? Как ты бы поступил в этой ситуации после нашего обсуждения? Что ты сделаешь в следующий раз?
Коучинг всегда обращен к будущему. На этапе «Действие» коуч вырабатывает вместе с сотрудником инструменты, решения, которые помогут ему добиться желаемого идеального результата. При этом лидирующая роль у сотрудника, у менеджера - направляющая. Менеджер задает вопросы от общего к частному, уточняет, просит привести примеры. В случае возникновения резистентности возвращается к идеальному результату. На этом этапе навыки коучинга отходят
Техники коучинга
на второй план, уступая базовым коммуникативным навыкам менеджера: присоединение, поощрение, уточнение, открытые вопросы, четкость, паузы.
Очень важно, чтобы на этом этапе работал (говорил) сотрудник. Ни в коем случае коуч не должен работать вместо своего собеседника. Тот должен найти свой собственный путь, свое решение.Дорога, которую нашел сам, никогда не забудется!
Менеджер: Как можно было построить вопросы по-другому, чтобы вызвать желание ответить даже у такого занятого клиента?
Открытый вопрос
Сотрудник: Ну, не знаю. Может быть, не спрашивать, заинтересован ли он в увеличении продаж. И так понятно, что заинтересован.
Менеджер: А с точки зрения прояснения возможностей клиента?
Уточняющий вопрос
Сотрудник: Здесь, мне кажется, все было хорошо. Нормальные деловые вопросы.
Все о коучинге в продажах
Менеджер: Давай вспомним, какие требования существуют в технике продаж к профессиональным ситуационным вопросам.
Возврат к идеальному результату
Сотрудник: Ну, ты меня прямо азы спрашиваешь!..
Менеджер:(пауза)
Пауза
Сотрудник: Хорошо, этих вопросов не должно быть много. Они не должны раздражать клиента...
Менеджер: Как мы можем этого добиться? Не вызвать негатив, так сказать.
Новый открытый вопрос
Сотрудник: Например, сначала показать ему морковку, закинуть удочку о всеобщем интересе к новому бренду.
Менеджер: Супер. То есть подключить эмоции. Это особенно важно, если клиент не настроен на беседу и находится в цейтноте.
Присоединение, поощрение.
Сотрудник: Ну да. Можно было, например, согласиться, что время - деньги... Да уж. Что-то я крепок задним умом..
Менеджер: Но это ты пока только подбираешься к ситуационным вопросам.
Поощрение
Сотрудник: Я обычно всегда спрашиваю разрешения задать один уточняющий вопрос. Как-то он сразу сбил меня со своей занятостью в этот раз.
Техники коучинга
Менеджер: Отличная идея. Уж на один вопрос после такого вступления он бы ответил. Что ты у него спросишь?
Поощрение
Сотрудник: На сколько, в идеале, он бы хотел увеличить продажи продуктов этой категории?
И так далее. Останавливаться стоит тогда, когда коуч полностью удовлетворен выработанным решение или у сотрудника явно иссякли идеи.
Когда решение выработано и наступает пора моделирования («Давай попробуем!»), коуч (менеджер) и сотрудник оттренировывают выработанное решение, корректируя по ходу дела.
Моделирование показывает, насколько оптимальным было выработанное решение, и позволяет перевести его в практику.
Табл. 4.2 — Памятка: Техника наблюдения OMRA
О
Observation Наблюдение
Конкретный факт
«Давай вспомним: на визите ты. клиент...»
м
Motive Мотив
Цель, которую преследовал сотрудник
Какой результат ты хотел получить?
R
Result Результат
Результат, который сотрудник в итоге получил
Какой результат удалось получить?
А
Action Действие
Что сотрудник будет делать в будущем
Как можно добиться нужного результата в такой ситуации? Что ты сделаешь в следующий раз?