Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ



 

Выполняя одну и туже деятельность люди отличаются друг от друга прежде всего тем, что их уровень активности определяется разными причинами. Это во многом влияет и на процесс деятельности, и на результат. Так, например, рассматривая профессиональную деятельность как средство достижения других важных целей, человек ориентирован, прежде всего, на результат или на быстрейшее ее выполнение.

С другой стороны, деятельность может увлекать личность настолько, что не замечается время, с достаточной легкостью преодолеваются любые препятствия, а для самого субъекта приносит удовлетворение не столько конечный результат деятельности, сколько сам процесс ее выполнения.

В указанных подходах речь идет о разных мотивах деятельности. Если в первом случае деятельность определяется внешними факторами, т. е. внешнемотивирована, то во втором примере мотивация профессиональной деятельности определяется и исходит от самого субъекта, т.е. внутреннемотивирована.

Необходимо отметить, что любая деятельность, в том числе и профессиональная, определяется не одним мотивом, а несколькими, то есть носит полимотивированный характер. «Любая человеческая деятельность полимотивирована, включает в себя как внутренние, основанные на интересе к самой деятельности, так и внешние мотивы, предполагающие вознаграждение, внешне заданную и волевую регуляцию деятельности» [1, с. 252].

Внешняя и внутренняя мотивация связаны между собой, и говоря о ведущей роли внутренней мотивации в деятельности, следует отметить частое ее формирование на основе первой.

Основоположники теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райан говорят о связи этих видов мотивации и о переходе одной в другую. «Внутренняя и внешняя мотивация не существуют отдельно друг от друга, не противоположны друг другу полярно; между ними существуют взаимопереходы. Эти трансформации регулируются с помощью процесса интернализации, которая является механизмом, реализующим переход от регуляции с помощью внешних факторов к саморегуляции, и представляют собой некий континуум» [1, с. 220].

Авторы данной теории не только подчеркивают существование и внешней и внутренней мотивации, но и выделяют различные уровни внешней мотивации [2, с. 83–85].

1. Уровень экстринсивной (внешней) регуляции характеризуется тем, что в основе поведения лежат либо награды, либо угроза наказания. Данные внешние стимулы создаются другими людьми, что определяет нестабильность ситуации, сильную зависимость от других людей, и, как следствие, наблюдается высокий уровень тревожности, неэффективные способы реагирования на неудачи в виде либо самоуничижения, либо в виде обвинения других, внешняя атрибуция причин успехов и неудач.

2. Уровню интроецированной регуляции свойственно доминирование тех регуляторов социального поведения, которые связаны с усвоенными правилами и требованиями. Эти регуляторы «запускаются» самим индивидом, но возникают они благодаря существованию функций контроля со стороны других людей.

3. Уровень идентифицированной (отождествленной) регуляции заключается в принятии деятельности самим человеком, отождествлении себя с этой деятельностью, выполнении деятельность без внешнего контроля, понимание значимости и ценности этой деятельности для себя.Благодаря выходу на этот уровень наблюдается низкий уровень тревожности, формируется связь между успехами в деятельности и ощущением самоценности. Но данное принятие деятельности зачастую связано не с достижениями в ней, а с высоким уровнем адаптации к требованиям и условиям деятельности.

4. Интегративный уровень регуляции, который, по мнению Э. Деси, может быть достигнут не ранее подросткового возраста, предполагает интеграцию и ассимиляцию различных идентификаций личности. Благодаря этому человек гармонизирует свою жизнь, разрешая противоречия между различными социальными ролями и функциями. Данный уровень сходный с внутренней мотивацией, но не является таковым, т.к. при интегративной регуляции деятельности не всегда наблюдается интерес к самой деятельности.

По аналогии с выделенными уровнями внешней мотивации, на наш взгляд, можно выделить и уровни внутренней мотивации деятельности. При решении этой задачи мы будем исходить из следующих принципиальных моментов.

1. Основанием для выделения каждого уровня являются такие признаки внутренней мотивации, как наличие интереса, внутреннего удовлетворения, положительных эмоций при осуществлении деятельности.

2. Уровни внутренней мотивации свидетельствуют об уровне личностного развития, который выражается в отношении к деятельности. В этом смысле ключевым является именно уровень личностного развития, а не хронологический возраст.

3. В качестве оснований для регуляции деятельности мы рассматриваем различные внутренние мотивы, степень влияния которых на деятельность зависит от их устойчивости и осмысленности.

4. Психологические характеристики каждого уровня выделены нами на основе анализа соответствующих научных работ по проблеме. Поэтому данная градация уровней носит условный характер и требует дальнейшей эмпирической и экспериментальной проверки.

На наш взгляд, можно выделить следующие уровни внутренней мотивации.

1. Уровень неосознанного интереса к деятельности.

Первые проявления внутренней мотивации наблюдаются уже в раннем детстве. Признаками этого уровня является «природный», естественный интерес к определенным занятиям. Это выражается, в частности, в том, что ребенок достаточно долго без внешнеорганизованной мотивации может заниматься каким-то одним делом. Данный уровень мотивации, как может показаться, имеет весьма условное значение для профессиональной деятельности. Однако если проанализировать истории становления известных или просто успешных людей, то мы заметим, что уже в самые ранние годы жизни многие из них проявили внутренний интерес к тем занятиям, которые стали для них в будущем делом жизни. Например, известный ученый Конрад Лоренц, артист Чарли Чаплин, музыкант Моцарт, художник Марк Шагал [3, с. 22–35]

2. Уровень осознанного выбора профессиональной сферы и формирования интереса к учебно-профессиональной деятельности.

Переходу внутренней мотивации на этот уровень возможен не раньше подросткового возраста, когда интеллект, по мнению Ж. Пиаже, достигает стадии формальных операций, что отражается на развитии рефлексивных способностей.

Способность осознать свои интересы и ценности дает возможность, с одной стороны, укрепиться или пересмотреть сложившиеся жизненные подходы, а с другой стороны, начать задаваться вопросом относительно наиболее предпочтительной профессиональной сферы. Благодаря этому у некоторых индивидов в юношеском возрасте может родиться своего рода жизненная программа и соответствующий ей идеальный образ профессиональной деятельности. Если это происходит, то формируется, как полагает Э.Эриксон, чувство идентичности, если нет – «смешение ролей» [4, с. 25].

Для выделенного уровня развития внутренней мотивации характерно преобладание рефлексивной грани жизни над практико-действенной ввиду того, что далеко не всегда и не у всех есть возможность уже в школьные годы и в период обучения в вузе начать реализовывать дела, адекватные идеальному образу профессии. В основном речь идет о «мысленном строительстве» жизни и эта деятельность, как любая рефлексивная деятельность, часто может сопровождаться тревожностью, сомнениями, боязнью ошибиться. В то же время у некоторых школьников и студентов формируется внутренний интерес к учебно-профессиональной деятельности и особенно к профилирующим предметам, где доминируют не внешние мотивы (оценки, признание), а внутренние (познавательные и смыслообразующие мотивы).

3. Уровень осмысленной реализации профессиональной деятельности.

Данного уровня развития внутренней мотивации профессиональной деятельности достигают те субъекты, которые сделали правильный выбор профессии и смогли определить цели профессиональной деятельности на основе осознания своих ценностей и интересов. Включаясь в профессиональную деятельность, индивиды сталкиваются с реальными проблемами. На поверке оказывается то, насколько плоды рефлексивной деятельности (идеальные представления о профессии) являются устойчивыми, осмысленными и выверенными.

4. Уровень «растворения в деятельности»

Четвертый, высший уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности наблюдается у тех исключительных людей, для которых осуществляемое ими дело превратилось в служение. В основе такого дела – глубоко осмысленная жизненная миссия, которая связана с желанием оказать положительное влияние на жизнь других людей посредством созидательных дел. Кому удается достичь этого уровня, тот живет одухотворенной жизнью, испытывает положительные чувства или «пиковые переживания».

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» [5, с. 405]. Базируясь на этом видении смысла жизни, С. Л. Рубинштейн не только стал одним из самых известных отечественных психологов, но и проявил себя как нравственная личность.

Выделенные уровни отражают лишь определенные тенденции в развитии внутренней мотивации. Многие теоретически обоснованные положения этой градации требуют дальнейшей эмпирической проверки.

Сделанный анализ сущности внутренней мотивации позволяет заключить, что многие проблемы в профессиональной деятельности связаны с отсутствием или низким уровнем внутренней мотивации. Как следствие, наблюдается амотивация профессиональной деятельности, основными причинами которой выступают: «бессмысленность деятельности для индивида, человек не ценит деятельность, не считает ее важной для себя, не чувствует себя достаточно компетентным, чтобы ее осуществлять, или не верит, что приложение усилий принесет желанный результат» [1, с. 222].

Бессмысленность деятельности, ее низкая внутренняя значимость связаны с тем, что ее содержание находится в рассогласовании с личными ценностями субъекта, либо с тем, что сам субъект не осознает существующих возможностей реализации себя в выбранной профессии. Именно через осознание ценностей, поддержание и развитие интересса к будущей профессии можно идти на наш взгляд к развитию внутренней мотивации профессиональной деятельности.

 

Литература

1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

2. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации: сб. ст. / под ред. Д.А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2002. – С. 47 – 102.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ : Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 – С. 22 – 35.

4. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. – Санкт-Петербург: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 589 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с. – 405с.

 

 

Л. Д. Ермакова

(Гомель, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.