Процесс формирования чести и достоинства старших школьников во многом определяется их возрастными особенностями. Не случайно ведущие исследователи содержания нравственного воспитания указывают на необходимость учета особенностей возрастного развития учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование конкретных личностных качеств, в том числе чести и личного достоинства учащихся. В психолого-педагогической литературе чаще всего подчеркивается противоречивый характер личностного развития старшеклассников. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые возникают в процессе их нравственного воспитания. В этот жизненный период учащихся перестает удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений. Прежняя полудетская-полувзрослая социальная роль начинает осознаваться ими как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением школьников утвердиться в новых жизненных обстоятельствах и характером их отношений с окружающими людьми. Эмоциональные переживания по этому поводу сказываются на формировании чувства чести и личного достоинства старшеклассников. В ответах на вопрос “Считаешь ли ты, что твои одноклассники отличаются развитым чувством чести и личного достоинства?” более половины из 700 опрошенных учащихся указали, что эти качества присущи лишь отдельным из них. Главную причину такого положения ученики объясняли тем, что их взаимоотношения с учителями и родителями не способствуют развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе. Учителя же, в свою очередь, говорят о возрастном максимализме старших школьников, их неадекватной самооценке и завышенных требованиях к другим людям.
Однако к толкованию этих вопросов можно подойти несколько с другой стороны, так как особенности личностного развития старшеклассников сами по себе не порождают педагогических трудностей. Наоборот, при умелой организации учебно-воспитательного процесса кризисные противоречия, связанные с возрастом учащихся, стимулируют поиски выходов из возникающих жизненных ситуаций и выступают в качестве движущей силы нравственного развития личности. Причины же затруднений в работе со старшеклассниками состоят, на наш взгляд, в том, что в школьной практике не всегда учитывается методическое положение, которое сформулировал Л.С. Выготский. Он считал, что обучение школьников должно идти впереди их личностного развития, «продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования”, пробуждая и вызывая к жизни “целый ряд функций, находящихся на стадии созревания» [1, с. 257]. И хотя выдающийся психолог подчеркивал опережающую роль обучающих усилий учителя, эта идея может быть трансформирована относительно целей и методики нравственного воспитания, а именно, формирования чести и личного достоинства старших школьников. Анализ школьного опыта показывает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда идет не вслед за спонтанным развитием учащихся, а одновременно с ним, или впереди его, способствуя совершенствованию нравственного сознания и поведения растущего человека, формированию его личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание приносит мало пользы, если оно только опирается на уже имеющийся уровень нравственной воспитанности старшеклассников и не является предпосылкой возникновения нового, в частности, не оказывает опережающего влияния на процесс формирования чести и достоинства личности. Учитывая это, можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников призвано стимулировать возникновение тех личностных новообразований, формирование которых наиболее актуально с точки зрения возрастных особенностей учащихся, ближайших перспектив их личностного развития.
В контексте рассматриваемой нами проблемы возникновение у старшеклассников образа своего “Я”, чувства чести и личного достоинства как раз и находится в зоне их ближайшего или актуального развития. Поэтому старший школьный возраст является наиболее благоприятным или, как принято говорить, сензитивным периодом для целенаправленного формирования чести и достоинства личности. Для повышения эффективности этого процесса необходимо согласовывать методические подходы к развитию чести и личного достоинства с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В таком случае предъявляемые к старшеклассникам требования не будут завышать или занижать их потенциальные возможности, а процесс развития этих нравственных качеств будет оптимальным образом обеспечивать возможность этого развития. В этом и состоит определенное своеобразие научного подхода к формированию чести и личного достоинства старшеклассников.
Разработка научно-методического аспекта этой проблемы потребовала ответить на два диалектически взаимосвязанных вопроса. Во-первых, какие возрастные особенности личностного развития старших школьников способствуют воспитанию и развитию у их понятия чести и чувства личного достоинства? Во-вторых, какими в этой связи должны быть содержание и методика воспитательной работы по формированию у учащихся рассматриваемых личностных качеств?
Поставленные вопросы носят вовсе не риторический характер. Дело в том, что для старшеклассников характерно множество личностных особенностей, каждая из которых отражает определенные аспекты нравственного развития личности. Для решения исследуемой проблемы интерес представляют те из них, которые характеризуют эмоционально-ценностное отношение индивида к самому себе и соответствуют нравственному содержанию и структурно-педагогическим компонентам чести и личного достоинства учащихся. Учитывая это и стремясь придать большую логичность системе личностно-возрастных особенностей старших школьников, целесообразно, на наш взгляд, располагать их (особенности) по классической схеме: интеллект, чувства и воля. Оправданность такой логической цепочки обусловлена ее соответствием не только общей структуре внутреннего мира личности, но и важнейшим содержательно-структурным проявлениям нравственных качеств учащихся, в том числе их чести и личному достоинству.
Придерживаясь выбранной логической схемы, отметим, что одной из ключевых интеллектуальных черт старшеклассников является самосознание, осмысление себя как личности. Известно, что элементы образа своего “Я” частично формируются уже в дошкольном возрасте в связи с обнаружением у детей первичных личностных признаков. Они, как известно, начинают проявляться с двух-трех лет, а конкретно, с того момента, когда растущий индивид произносит фразу “Я сам!”. И. М. Сеченов писал, что из этого детского самочувствия “родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акты собственного сознания”. Степень осмысленности своего “Я”, своей человеческой сущности может быть весьма различной. Детское, а затем подростковое восприятие себя больше ориентировано на физический облик, осмысление мнения других о своих свойствах и качествах. Интровертированное же (направленное вовнутрь) мышление наиболее отчетливо проявляется в старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. Развитость рефлексии делает человека способным к саморазвитию, позволяет от внешней регуляции своего поведения переходить к саморегуляции, к сознательному управлению собой. Все это и составляет психологическую основу чувства чести и личного достоинства старшего школьного возраста.
Литература
1. Выгосткий, Л. С. Избранные психологические произведения / Л. С. Выгосткий. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
Н. В. Гапанович-Кайдалов, Е. В. Гапанович-Кайдалова