Одним из наиболее дискуссионных вопросов, в рамках проблемы подготовки высококвалифицированных кадров и в настоящее время остается – феномен «эталонного образа профессионала». Анализ содержания публикаций, по обозначенной выше проблеме, дает основание констатировать следующее:
- имеется ряд теоретико-методологических подходов к изучению феномена «образа профессионала», и в зависимости от области знаний, в которой он изучается, вводится специальная терминология, предлагаются пути решения проблемы. Следует заметить, что при наличии многообразия дефиниций, авторы едины во мнении, что изучаемый феномен в связи с его многогранностью, требует интегративного подхода;
- недостаточно изучены вопросы генезиса, функций и структуры «образа профессионала» и его функционирования в процессе профессионального становления и личностного роста специалиста, принятии – «образа профессионала», как детерминанты успешности;
- обращает на себя внимание наличие единичных исследований (в рамках формирования и функционирования «образа профессионала») посвященных изучению развития антикоррупционного самосознания личности, правосознания у представителей ряда профессий.
В этой связи проведено социально-психологическое исследование, цель которого заключалась в изучении динамики структуры профессионального самосознания личности в общей системе формирования и функционирования «образа профессионала».
Изучая феномен профессионального самосознания как процесс и как результат осознания личностью собственного профессионального развития и личностного роста, в общей системе формирования и функционирования «образа профессионала», в исследовании уделялось внимание выявлению специфических компонентов структуры «образа профессионала», а также условий и факторов, оказывающих влияние на динамику этих процессов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие теории: психики, как отражения действительности (А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); психологии образа (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, В. С. Тюхтин, Д. А. Ошанин); концепций – «Я», «профессиональная Я-концепция» (З. Фрейд, К. Роджерса); психологии развития образной сферы человека (А. А. Гостев); психологии отношений (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев); деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); психологии общения (Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев и др.); психологии установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили); самосовершенствования личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.); системогенеза профессиональной деятельности (Б. Г. Ломов, В. Д. Шадриков, Е. С. Климов, Г. С. Никифоров), определяющая компоненты деятельности (мотивы, цели, планирование действий, принятие решений, результат деятельности и профессионально важные качества), характер их взаимосвязи и развитие в плане обеспечения общей цели деятельности, где развитие каждого компонента подчиняется развитию системы в целом; профессионального развития (Г. Сьюпер), в соответствии с которой выбор профессии определяется представлениями личности о себе и осведомленности в области профессиональной деятельности.
В процессе исследования использовались такие методы как: эмпирический, психодиагностический, биографический, феноменологический метод (Э. Гуссерль, П. Рикёр, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.) как путь исследования и понимания непосредственного опыта реализации личности в профессиональной деятельности, обработки данных.
На основании анализа результатов проведенного исследования было выявлено наличие многочисленных подходов в изучении феномена «образа профессионала». Вместе с тем отсутствовала единая концепция в понимании обозначенной выше проблемы. Вследствие отсутствия общей концепции «образа профессионала» и многообразии имеющихся дефиниций, использование которых не позволяет раскрыть изучаемую проблему, возникла необходимость разработки терминов и понятий («образ профессионала», «эталонный образа профессионала» и др.).
«Образ профессионала», полагаю, целесообразно рассматривать как – многомерное психологическое понятие, включающее внешнее и внутреннее информационное поле. Он отражает эмоционально – когнитивное отношение личности к собственному социальному и профессиональному статусу, причинам их изменения. Выступает в роли фактора, определяющего особенности формирования служебных и межличностных отношений в профессиональной деятельности и общении, а также прогнозировании личностных перспектив (образа жизни).
Вследствие теоретического моделирования индивидуально-специфических образов и на основании результатов социально-психологического исследования создана модель формирования и функционирования «образа профессионала», которая включает в себя следующие основные структурные компоненты:
- когнитивно-перцептивный – дифференцированный анализ интеллектуально-мнестической деятельности личности (ощущения, восприятие, представления, воображения, память, мышление);
- информационно-аналитический – выявление доминирующих источников информации: средства массовой информации, литературные источники, мнения профессионалов и др.;
- самооценочный, как осознание «образа Я – профессионал», «образа Я – в профессии» («Я – реальный», «Я – идеальный»);
- эмоционально-поведенческий, как эмоции и чувства личности связанные с осознанием «образа Я – профессионал»;
- социально-ориентированный, как выработка специалистом стратегии собственного социального поведения и готовности к его реализации;
- индивидуально-прогностический, как определение специалистом служебных и личностных перспектив.
Основу (ядро) «образа профессионала» составляют: высокий уровень развития профессионализма, профессионального самосознания; правосознания, антикоррупционного самосознания, правовой культуры; нравственного самосознания; национального самосознания личности; творческий, психический и физический потенциал личности.
Структурно-динамическая модель формирования и функционирования «образа профессионала», базируется на определенной значимости информационных потоков в осознании личности («Я – реальный», «Я – идеальный», «образа Я – в профессии») и тесно связана с теорией построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.
Психические процессы и состояния личности отражают важные особенности изменения психологических механизмов многоуровневого взаимодействия формирования и функционирования «эталонного образа профессионала», с учетом значимости разнообразной информации, оценки и отношения к ней в процессе функционирования «образа Я – профессионал».
Необходимо обратить внимание на тот факт, что процесс формирования и функционирования «образа профессионала» – индивидуально – специфичен. Его структура подвержена постоянным изменениям под воздействием информационных потоков, включающих осознание «образа Я – профессионал» и отражение этого осознания в особенностях формирования служебных и межличностных отношений как в профессиональной деятельности и общении, так и социальном поведении, а также прогнозировании и построении служебных, личностных перспектив (образа жизни).
На ряду свыше изложенным, в ходе исследования было выявлено ряд факторов и условий, оказывающих существенное влияние на динамику «образа Я – профессионал». К таковым можно отнести:
- неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку личности;
- уровень развития: правосознания, правовой культуры; профессионального, нравственного, национального самосознания личности;
- искаженное (неадекватное) восприятие личностью собственного профессионального и социального статуса;
- искаженный «образ – Я» («Я – в профессии», «Я – реальный», «Я – идеальный», «Я – профессионал»), «образ мира», «образ реальности». И как следствие – формирование специфических межличностных отношений (манипулятивного стиля общения и поведения) в профессиональном сообществе, микро и макро социуме;
- выраженная тенденция динамики актуальных потребностей и интересов личности, с целью обеспечения материального благосостояния и/или получении властных полномочий и т. д.;
- поиск и использование разного рода информации с целью подкрепления личностью «образа Я – профессионал», способствующего удовлетворению актуальных потребностей;
- оценка и отношение личности к иерархии ценностей принятых и одобряемых в профессиональном сообществе, микро и макро социуме;
- отношение индивида к себе, своей деятельности, оценке и мнению – значимых для нее личностей и т. д.
- специфические особенности социализации личности;
- индивидуальные особенности профессионализации личности;
- индивидуальный опыт «фильтрации» информационных потоков (анализа, оценки, отношение к содержанию информации и т. д.);
- роль СМИ в освещении (значимости, престижа) разных видов профессиональной деятельности;
- социальное мнение относительно конкретного вида профессиональной деятельности и др.
На основании обобщенного анализа полученных в процессе исследования результатов, можно заключить следующее:
1. Процесс формирования и функционирования «эталонного образа профессионала» – индивидуально – специфичен и в определенной степени зависит от значимости информационных потоков в осознании личности образов: «Я – профессионал», «Я – в профессии», «Я – реальный», «Я – идеальный» и тесно связана с теорией построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.
2. Профессиональное самосознание личности («образа Я – профессионал») формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценки, саморегулирования.
3. Правосознание – явление, которое не может быть раскрыто в какой-то одной системе представлений. Оно имеет сложную многоуровневую структуру и зависит от степени развития сознания личности.
4. Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания личности является содержательным структурным компонентом правосознания и оказывает существенное влияние на формирование и функционирование «образа профессионала».
5. Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания личности является одним из доминирующих факторов правовой культуры, как в профессиональном сообществе, так и обществе в целом, тем самым способствует формированию позитивных условий обеспечения национальной безопасности.
6. Изучение феномена формирования и функционирования «образа профессионала» имеет исключительное значение, как для развития «профессиональной Я – концепции», так и решения ряда прикладных задач.