Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ



«ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛА»

 

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, в рамках проблемы подготовки высококвалифицированных кадров и в настоящее время остается – феномен «эталонного образа профессионала». Анализ содержания публикаций, по обозначенной выше проблеме, дает основание констатировать следующее:

- имеется ряд теоретико-методологических подходов к изучению феномена «образа профессионала», и в зависимости от области знаний, в которой он изучается, вводится специальная терминология, предлагаются пути решения проблемы. Следует заметить, что при наличии многообразия дефиниций, авторы едины во мнении, что изучаемый феномен в связи с его многогранностью, требует интегративного подхода;

- недостаточно изучены вопросы генезиса, функций и структуры «образа профессионала» и его функционирования в процессе профессионального становления и личностного роста специалиста, принятии – «образа профессионала», как детерминанты успешности;

- обращает на себя внимание наличие единичных исследований (в рамках формирования и функционирования «образа профессионала») посвященных изучению развития антикоррупционного самосознания личности, правосознания у представителей ряда профессий.

В этой связи проведено социально-психологическое исследование, цель которого заключалась в изучении динамики структуры профессионального самосознания личности в общей системе формирования и функционирования «образа профессионала».

Изучая феномен профессионального самосознания как процесс и как результат осознания личностью собственного профессионального развития и личностного роста, в общей системе формирования и функционирования «образа профессионала», в исследовании уделялось внимание выявлению специфических компонентов структуры «образа профессионала», а также условий и факторов, оказывающих влияние на динамику этих процессов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие теории: психики, как отражения действительности (А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); психологии образа (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, В. С. Тюхтин, Д. А. Ошанин); концепций – «Я», «профессиональная Я-концепция» (З. Фрейд, К. Роджерса); психологии развития образной сферы человека (А. А. Гостев); психологии отношений (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев); деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); психологии общения (Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев и др.); психологии установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили); самосовершенствования личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.); системогенеза профессиональной деятельности (Б. Г. Ломов, В. Д. Шадриков, Е. С. Климов, Г. С. Никифоров), определяющая компоненты деятельности (мотивы, цели, планирование действий, принятие решений, результат деятельности и профессионально важные качества), характер их взаимосвязи и развитие в плане обеспечения общей цели деятельности, где развитие каждого компонента подчиняется развитию системы в целом; профессионального развития (Г. Сьюпер), в соответствии с которой выбор профессии определяется представлениями личности о себе и осведомленности в области профессиональной деятельности.

В процессе исследования использовались такие методы как: эмпирический, психодиагностический, биографический, феноменологический метод (Э. Гуссерль, П. Рикёр, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.) как путь исследования и понимания непосредственного опыта реализации личности в профессиональной деятельности, обработки данных.

На основании анализа результатов проведенного исследования было выявлено наличие многочисленных подходов в изучении феномена «образа профессионала». Вместе с тем отсутствовала единая концепция в понимании обозначенной выше проблемы. Вследствие отсутствия общей концепции «образа профессионала» и многообразии имеющихся дефиниций, использование которых не позволяет раскрыть изучаемую проблему, возникла необходимость разработки терминов и понятий («образ профессионала», «эталонный образа профессионала» и др.).

«Образ профессионала», полагаю, целесообразно рассматривать как – многомерное психологическое понятие, включающее внешнее и внутреннее информационное поле. Он отражает эмоционально – когнитивное отношение личности к собственному социальному и профессиональному статусу, причинам их изменения. Выступает в роли фактора, определяющего особенности формирования служебных и межличностных отношений в профессиональной деятельности и общении, а также прогнозировании личностных перспектив (образа жизни).

Вследствие теоретического моделирования индивидуально-специфических образов и на основании результатов социально-психологического исследования создана модель формирования и функционирования «образа профессионала», которая включает в себя следующие основные структурные компоненты:

- когнитивно-перцептивный – дифференцированный анализ интеллектуально-мнестической деятельности личности (ощущения, восприятие, представления, воображения, память, мышление);

- информационно-аналитический – выявление доминирующих источников информации: средства массовой информации, литературные источники, мнения профессионалов и др.;

- самооценочный, как осознание «образа Я – профессионал», «образа Я – в профессии» («Я – реальный», «Я – идеальный»);

- эмоционально-поведенческий, как эмоции и чувства личности связанные с осознанием «образа Я – профессионал»;

- социально-ориентированный, как выработка специалистом стратегии собственного социального поведения и готовности к его реализации;

- индивидуально-прогностический, как определение специалистом служебных и личностных перспектив.

Основу (ядро) «образа профессионала» составляют: высокий уровень развития профессионализма, профессионального самосознания; правосознания, антикоррупционного самосознания, правовой культуры; нравственного самосознания; национального самосознания личности; творческий, психический и физический потенциал личности.

Структурно-динамическая модель формирования и функционирования «образа профессионала», базируется на определенной значимости информационных потоков в осознании личности («Я – реальный», «Я – идеальный», «образа Я – в профессии») и тесно связана с теорией построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.

Психические процессы и состояния личности отражают важные особенности изменения психологических механизмов многоуровневого взаимодействия формирования и функционирования «эталонного образа профессионала», с учетом значимости разнообразной информации, оценки и отношения к ней в процессе функционирования «образа Я – профессионал».

Необходимо обратить внимание на тот факт, что процесс формирования и функционирования «образа профессионала» – индивидуально – специфичен. Его структура подвержена постоянным изменениям под воздействием информационных потоков, включающих осознание «образа Я – профессионал» и отражение этого осознания в особенностях формирования служебных и межличностных отношений как в профессиональной деятельности и общении, так и социальном поведении, а также прогнозировании и построении служебных, личностных перспектив (образа жизни).

На ряду свыше изложенным, в ходе исследования было выявлено ряд факторов и условий, оказывающих существенное влияние на динамику «образа Я – профессионал». К таковым можно отнести:

- неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку личности;

- уровень развития: правосознания, правовой культуры; профессионального, нравственного, национального самосознания личности;

- искаженное (неадекватное) восприятие личностью собственного профессионального и социального статуса;

- искаженный «образ – Я» («Я – в профессии», «Я – реальный», «Я – идеальный», «Я – профессионал»), «образ мира», «образ реальности». И как следствие – формирование специфических межличностных отношений (манипулятивного стиля общения и поведения) в профессиональном сообществе, микро и макро социуме;

- выраженная тенденция динамики актуальных потребностей и интересов личности, с целью обеспечения материального благосостояния и/или получении властных полномочий и т. д.;

- поиск и использование разного рода информации с целью подкрепления личностью «образа Я – профессионал», способствующего удовлетворению актуальных потребностей;

- оценка и отношение личности к иерархии ценностей принятых и одобряемых в профессиональном сообществе, микро и макро социуме;

- отношение индивида к себе, своей деятельности, оценке и мнению – значимых для нее личностей и т. д.

- специфические особенности социализации личности;

- индивидуальные особенности профессионализации личности;

- индивидуальный опыт «фильтрации» информационных потоков (анализа, оценки, отношение к содержанию информации и т. д.);

- роль СМИ в освещении (значимости, престижа) разных видов профессиональной деятельности;

- социальное мнение относительно конкретного вида профессиональной деятельности и др.

На основании обобщенного анализа полученных в процессе исследования результатов, можно заключить следующее:

1. Процесс формирования и функционирования «эталонного образа профессионала» – индивидуально – специфичен и в определенной степени зависит от значимости информационных потоков в осознании личности образов: «Я – профессионал», «Я – в профессии», «Я – реальный», «Я – идеальный» и тесно связана с теорией построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.

2. Профессиональное самосознание личности («образа Я – профессионал») формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценки, саморегулирования.

3. Правосознание – явление, которое не может быть раскрыто в какой-то одной системе представлений. Оно имеет сложную многоуровневую структуру и зависит от степени развития сознания личности.

4. Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания личности является содержательным структурным компонентом правосознания и оказывает существенное влияние на формирование и функционирование «образа профессионала».

5. Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания личности является одним из доминирующих факторов правовой культуры, как в профессиональном сообществе, так и обществе в целом, тем самым способствует формированию позитивных условий обеспечения национальной безопасности.

6. Изучение феномена формирования и функционирования «образа профессионала» имеет исключительное значение, как для развития «профессиональной Я – концепции», так и решения ряда прикладных задач.

 

 

А. В. Гагарин

(Москва, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.