Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональной подготовки в высшей школе



 

Учебная деятельность в ВУЗе – это особый вид деятельности, сущность которой состоит в присвоении научных знаний. Студент под руководством преподавателя начинает оперировать научными понятиями, приобретает способы действия с ними, развивает новые способности, необходимые в будущем для успешного осуществления профессиональной деятельности, в результате чего происходят изменения в самой личности студента. Следовательно, учебная деятельность в ВУЗе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность в ВУЗе – это специфическая форма индивидуальной активности, направленной на освоения выбранной студентом профессии. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в ВУЗ должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.

Исследование мотивов учебной деятельности, уровня самоактуализации и коммуникативной сферы студентов проводилось на базе Белорусского государственного экономического университета. В нем принимали участие 638 студентов разных факультетов (финансов и банковского дела, международных экономических отношений, права, менеджмента и др.).

Цель исследования: изучение ведущих мотивов учебной деятельности, психологических особенностей коммуникативной сферы и уровня самоактуализации студентов на начальном этапе их профессиональной подготовки.

Объект исследования: личность студента.

Задачи исследования:

1. Выявить ведущие мотивы учебной деятельности, доминирующую жизненную позицию, социальные установки и уровень потребности в самоактуализации у студентов экономических специальностей.

2. Сформулировать рекомендации преподавателям высшей школы по формированию и развитию мотивации учебной деятельности, направленной на овладение профессией у студентов с разными социальными установками и жизненными позициями на начальном этапе профессиональной подготовки.

3. Определить уровень потребности в общении и коммуникативных склонностей, стиль общения, а также уровень развития умения слушать собеседника у студентов на этапе обучения в высшей школе.

4. Сформулировать рекомендации преподавателям по развитию коммуникативных навыков и умений у будущих специалистов экономического профиля.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: тесты (опросник Т. Ильиной «Мотивация учебной деятельности в ВУЗе», опросник А. Реана «Мотивация к успеху и избежанию неудач», тест на выявление социальных установок О. Ф. Потемкиной, оценка уровня самоактуализации Л. Г. Почебут, «Уровень потребности в общении», «Умеете ли вы слушать», «Стиль общения», «Коммуникативные и организаторские склонности»), формирующий эксперимент, методы математической статистики.

Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов экономических специальностей на этапе их профессиональной подготовки в ВУЗе показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53 %), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.

Студенты, ведущей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42 %), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.

Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5 %), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.

Рекомендации преподавателям по формированию и развитию мотивов учебной деятельности студентов.

Для формирования и развития мотивации учения и овладения профессией в процессе учебной деятельности преподавателю необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в ВУЗе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.

Результаты исследования уровня развития самоактуализации студентов. Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.

Рекомендации преподавателям по развитию уровня самоактуализации студентов.

Для повышения уровня социального интеллекта студентов необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.

Результаты исследования коммуникативной сферы студентов.

Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46 %). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40 %) и коммуникативных (50 %) склонностей.

Современный студент в общении предпочитает благоразумный стиль, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника.

Рекомендации преподавателям по развитию коммуникативных навыков и умений у студентов.

Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов преподавателю можно рекомендовать использовать в учебном процессе активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем и между студентами. Это может быть 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования

На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости 1) комплексного изучения психологического портрета современного студента высшей школы; 2) проведения диагностики личности студента на начальном этапе обучения в ВУЗе с целью выявления психологических особенностей развития мотивационной, коммуникативной и других сфер; 3) комплексного использования активных и традиционных методов обучения.

 

М. Г. Кошман

(Гомель, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.