Современный учебно-тренировочный процесс традиционно рассчитывается на спортсмена, обладающего определенными показателями развития физических качеств, степени владения двигательными умениями и навыками, качествами теоретической подготовки и потенциально способного их усовершенствовать до требуемого соревновательного уровня. Зачастую на практике уделяется преувеличенное внимание физической стороне по сравнению с психической стороной активности человека.
Однако можно отметить и благоприятные тенденции: внедрение в белорусские средние школы так называемого «шестого дня недели» создает условия для улучшения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками с учетом ее психологического сопровождения. Появляется возможность построить систему физического воспитания таким образом, чтобы физическое развитие учащихся теснее сопрягалось с психическим. При таком подходе существенно повышается роль спортивного практического психолога в физическом воспитании, «социальная ситуация развития» юных спортсменов неизбежно оптимизируется.
Естественно, что учет психологических закономерностей, сформулированных в свое время Л. С. Выготским, в конкретном тренировочном и соревновательном процессах приоритетнее вести спортивному психологу, нежели тренеру. В данной статье мы приводим неопровержимые аргументы в пользу этого, ратуя за введение не только в коллективах спорта высших достижений должности практического психолога, но и в системе детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва.
На первом месте в спортивно-психологической проблематике по-прежнему находится извечная проблема особенностей личности спортсмена. Речь идет о ее направленности на «состязательность», о структурах личностных характеристик высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности. Зарубежные исследователи и практики сейчас много внимания уделяют «мотивационным конструктам» спортсмена («целевые ориентации», «ценности», «уверенность в своих силах»). Особый интерес представляют доминирующие ценностные ориентации либо «на собственное Я», либо «на задачу». Это во многом определяет отношение спортсмена к тренировке и к партнерам по команде. Как показывают исследования, «эго»-ориентированный спортсмен в командных видах спорта слишком озабочен повышением собственного социального статуса, что сказывается в его взаимоотношениях с тренером. Оптимизацией проблем взаимодействия в «треугольнике» тренер – команда – спортсмен, в первую очередь, должен заниматься психолог.
Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации интеракций самих спортсменов в команде. Психологи все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием ролевых ожиданий со стороны значимых для них лиц. Известно много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его ролевые ожидания не совпали с его истинными возможностями. С увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха психологический климат в команде оптимизируется. Однако закономерность здесь неоднозначна, и постоянно выигрывающая команда имеет не меньше социально-психологических проблем, чем команда-аутсайдер. Вот где обширное поле деятельности спортивного практического психолога.
Периодическое появление конфликтов, например, в футбольной команде неизбежно, так как они являются отражением процесса ее развития. Но затянувшиеся межличностные конфликты ведут к нарушению взаимодействий между спортсменами, ориентируют их не на повышение результата, а на субъективное разрешение конфликта. Чаще всего проблемная ситуация в команде возникает не в период наибольшего психического напряжения при подготовке и участии в соревнованиях, а в тренировочный период, когда выполняется наиболее интенсивная и физически тяжелая работа. Именно тогда и необходимы меры профилактики конфликта, которые профессионально может осуществить психолог.
Одной из важнейших проблем современной психологии спорта является проблема изучения и формирования психомоторных свойств и «специализированных чувств» спортсмена. Психомоторные склонности не только определяют процесс развития специальных спортивных способностей, но и во многом определяют эффективность деятельности в любом виде спорта. С этим связана проблема спортивной одаренности. В свое время Л. С. Выготский, развивая теорию динамической одаренности, говорил о том, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а своеобразное сочетание «плюс- и минус-одаренности», которое характеризует данную личность и, собственно, определяет ее результативность. Традиционно проблема одаренности всегда была предметом деятельности психолога, и в спорте она сохраняет свое значение.
По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта руководство клубов и тренеры называют собственно психологическую подготовку. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие команды и отдельные игроки более или менее сравнялись по своим возможностям, и побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности. Психологические факторы стали решающими в успешности спортивных выступлений. Срывы и неудачи некоторых белорусских атлетов и команд на международных состязаниях также во многих случаях стали следствием отсутствия специального психологического сопровождения спортсменов на всех этапах их развития. Об этом с горечью часто говорят тренеры многих спортсменов, не сумевших максимально реализовать свой физический потенциал.
Обобщая сказанное, мы утверждаем, что результативность выступлений белорусских спортсменов на соревнованиях разного уровня можно улучшить, оптимизируя «социальную ситуацию развития» их психологической подготовки. Одним из факторов этой оптимизации было бы введение в штаты спортивных образовательных учреждений должности практического психолога, который смог бы профессионально разрешить проблемы взаимодействия в «треугольнике» тренер - команда - спортсмен, оптимизации интеракций самих спортсменов в команде, профилактики конфликтных отношений, развития спортивной одаренности и т. п., обеспечивая специальное психологическое сопровождение спортсменов на всех этапах их развития.