Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ



 

Актуальность диагностики и развития психологической компетентности специалистов в управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях обусловлена возрастанием роли психологических факторов в процессе профессиональной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим, актуальной представляется проблема диагностики психологической компетентности современного руководителя, исследования его психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с людьми, представлений о профессиональной деятельности и профессионально важных качествах.

Психологическую компетентность специалиста в управленческой деятельности (менеджера) мы понимаем как систему прикладных психологических знаний, умений и навыков, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с «человеческой составляющей» (персоналом) управляемых систем (организаций), обеспечивает успешное освоение психологических методов управления. Существуют различные методы и методики диагностики психологической компетентности специалиста, которые направлены на исследование таких ее компонентов как социально-психологический, коммуникативный, психолого-педагогический, социально-перцептивный, аутопсихологический, конфликтологический [1].

Все эмпирические методы диагностики компетентности можно разделить на количественные и качественные. Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Качественные методы исследований являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Наиболее популярными качественными методами эмпирического исследования являются традиционный анализ документов и различные виды интервью.

В основе проективных методов лежит представление о том, что, оперируя неопределенным, слабо структурированным стимульным материалом или создавая собственный графический или вербальный продукт, тестируемый проецирует на него свои безотчетные склонности и установки, скрытые переживания и внутренние конфликты, никаким иным способом достоверно не выявляемые. Таким образом, проективные методы – это совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Для устранения причин искажения информации разрабатывается совокупность методик, суть которых состоит в стремлении создать условия для проекции истинных мотивов и установок на специально сконструированные стимулы, процедуры, представляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д.

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов. Такими отличиями являются неоднозначность предлагаемого стимульного материала, отсутствие оценки со стороны экспериментатора, направленность на целостное изучение личности, особенности поставленной перед респондентом задачи, особенностями обработки и интерпретации результатов.

Преимущества проективных методик делают их качественным инструментом исследования психологической компетентности руководителя, который может быть использован совместно с тестовыми методиками. Центральный тезис, который выдвигают проективные методики, заключается в том, что человек, тестируемый в условиях собственного трудоустройства или занятости, утаивает или подавляет большую часть своей личности в силу сложившейся ситуации на работе или в силу усвоенных ранее моделей адаптации на предыдущих местах работы. В свою очередь опросники и рейтинговые шкалы приоткрывают только те слои личности, которые не подвергаются бессознательному подавлению или сознательному утаиванию.

С помощью проективных методик могут выявляться следующие элементы психологической компетентности управленца:

- свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования;

- отношение к себе и другим людям, конфликтность, жизненные установки, стремление к успеху и др. («Нарисуй человека» К. Маховера, «Несуществующее животное»);

- направленность и тип реакций личности (фрустрационный тест С. Розенцвейга);

- особенности мышления, когнитивный стиль, эмоциональность, воображение, фантазия и так далее (тест Г. Роршаха);

- отношение человека к труду и его исполнительность (различные модификации ТАТ);

- эмоциональное напряжение (тест словесных ассоциаций);

- психологические знания о профессии и профессиональной деятельности, представленные в сознании специалиста (проективное сочинение, проективное интервью);

- профессиональная мотивация, отношения руководитель-сотрудник, ценности (проективное интервью).

Одним из новых проективных инструментов, появившимся на нашей территории являются метафорические ассоциативные карты (проективные карты). Метафорические ассоциативные карты – уникальный проективный инструмент, который может быть использован в психодиагностике, индивидуальном психологическом консультировании и в работе с группой. Данный проективный инструмент представляет собой наборы изображений-картин в карточном формате. Существуют такие виды метафорических карт как «О-карты», «Персона», «Персонита», «Преодоление», «Среда обитания», «Мифы», «Сага» и другие колоды, которые могут быть успешно использованы как визуальные стимулы для проекции.

В работе по оценке профессионально важных качеств и психологической компетентности руководящих кадров проективные карты могут быть использованы в качестве проективного материала или как составные части других проективных методик, а также как стимульный материалдля установления контакта с тестируемым. Для более глубокого знакомства с проективными возможностями карт необходимо остановится на нескольких колодах и возможных вариантах использования их в психодиагностике.

«О-карты» – это первая колода метафорических ассоциативных карт, которая появилась в 1981году в Канаде [2]. Вэтот набор ассоциативных карт входит две колоды – одна состоит из ситуативных изображений (88 карт, принадлежащих перу художника Эли Рамана), вторая – из рамочных карт со словами (88 карт). Слова для рамочной колоды были отобраны с учетом ряда правил совместно с психотерапевтом Джозефом Шлихтером. Колода со словами представляет собой карты большего формата, чем колода изображений. Данные колоды изготовлены таким образом, что карта-изображение может быть размещена в рамке карты со словом. Следовательно, данный инструмент включает в себя и образ, и слово как два полюса – эмоциональный и когнитивный. Образы апеллируют непосредственно к чувствам и интуиции, и таким путем часто способны обходить рациональный барьер, «интеллектуальный фильтр». Слова же, напротив, апеллируют преимущественно к сознанию и являются выражением аналитического, рационального мышления. Таким образом, комбинация карт-изображений и карт-картинок может рассматриваться как единство когнитивного и визуального стимула, которое обращается одновременно и к левому полушарию головного мозга (аналитическое, логическое мышление) и к правому полушарию (эмоции, интуиция). При использовании двух колод вместе возможно 7744 различные комбинации. Данное сочетание стимулов побуждает испытуемого к выработке общей ассоциации, раскрытию творческого потенциала и представляет собой целостный подход к рассмотрению феноменов личности.

Описываемый набор проективных карт может быть использован как стимульный проективный материал в рамках проективного интервью, целью которого является исследование компонентов психологической компетентности руководителей. Вопросы, используемые в проективном интервью, основаны на том, что испытуемый отвечает на них, объясняя поведение, действия, побуждения других людей. Процедура исследования проводится в режиме ограниченного времени и респондент, рассказывая о прошлом, в большинстве случаев придерживается фактов, но дает им те объяснения и интерпретации, которые актуальны для него сейчас. При этом важны не столько факты, сколько эмоциональная окрашенность и объяснения. При проведении проективного интервью можно изменять формулировки и последовательность вопросов исходя из того, какие ответы дает респондент.

Таким образом, проективное интервью с использованием проективных карт дает материал для качественного исследования психологической компетентности специалиста. Количественная обработка полученной в интервью информации и уточнение данных может осуществляться с помощь метода контент-анализа. Процедура проективного интервью с использованием метафорических ассоциативных карт может быть применена для исследования следующих компонентов психологической компетентности специалиста-управленца:

1) ценности и профессиональная мотивация;

2) направленность;

3) удовлетворенность профессиональной деятельностью;

4) психологические знания и представления об особенностях профессиональной деятельности руководителя и компетенциях необходимых для ее выполнения;

5) эмоциональная устойчивость в межличностном общении и др.

Метафорические карты «Персона» как и «О-карты» включают в себя две колоды – колоду с изображениями схем взаимодействия (33 карты), и колоду с портретами людей (77 карт). Проективный материал данных колод может быть использован для исследования межличностных установок на основе метода персонификации и самоидентификации. Руководителю предлагается выбрать схему взаимодействия вообще или схему, отражающую реальную ситуацию взаимодействия в рабочем коллективе (в зависимости от целей исследования), а также подобрать портреты к данной схеме. Далее респондент работает над составлением рассказа по выбранной схеме взаимодействия с конкретными портретами героев взаимодействия. Интерпретация полученной информации может производиться на основе анализа содержания рассказа посредством контент-анализа.

С помощью выше описанной процедуры могут быть исследованы такие межличностные установки как:

1) тенденция к выражению агрессии по отношению к вышестоящему или подчиненному;

2) тенденция принимать или избегать лидерства;

3) регрессивные тенденции в разрешении конфликтов на работе;

4) способность к сотрудничеству и работе в команде;

5) реакция на критику;

6) гибкость, адаптивность поведения и др.

Необходимо отметить, что одна ситуация, и даже несколько, не могут предоставить достаточно информации. Целостную интерпретацию надо рассматривать с учетом пола, возраста, рабочего стажа, вида выполняемой работы и результатов других стандартизированных методик. Метафорические ассоциативные карты представляют собой скорее разнообразный, расширяющий возможности психодиагноста, стимульный материал для проекции феноменов личности респондента, нежели валидизированную и стандартизированную методику. Данный проективный материал, активно используемый специалистами по оценке персонала, психологами в качестве стимульного, как составная часть проективного интервью и т. д. требует внимания и проведения процедур проверки надежности и валидности.

 

Литература

1. Зазыкин, В.Г. Психологическая компетентность руководителя: учеб. пособие / В.Г. Зазыкин, А. С. Карпенко. – Москва: ИПКгосслужбы, 2008.

2. Kirschke, W. Strawberries beyond my window / W. Kirschke. – Germany: OH Publishing, 2008.

 

 

Л. В. Дзюбко

(Киев, Украина)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.