Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА



 

Экологическая компетентность бу­ду­щих спе­циа­ли­стов рассматривается нами:

- как ин­те­граль­ное свой­ст­во эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­ной лич­но­сти, в струк­тур­но-со­дер­жа­тель­ном от­но­ше­нии пред­став­лен­ное мо­ти­ва­ци­он­но-цен­но­ст­ным, ког­ни­тив­ным, дея­тель­но­ст­но-по­ве­ден­че­ским, эмо­цио­наль­но-во­ле­вым, реф­лек­сив­ным ком­по­нен­та­ми, раз­ви­тие ко­то­рых ря­дом пси­хо­ло­го-педагогических (по­зна­ва­тель­ных, цен­но­ст­но-смы­сло­вых, эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­ных, пси­хо­ди­дак­ти­че­ских, ди­аг­но­сти­че­ских) и организационно-педагогических (ор­га­ни­за­ци­он­но-функ­цио­наль­ных, про­цес­су­аль­но-со­дер­жа­тель­ных, управ­лен­че­ских и ито­го­во-про­гно­сти­че­ских) де­тер­ми­нант;

- как ре­зуль­тат ов­ла­де­ния лич­но­стью в про­цес­се ее ста­нов­ле­ния клю­че­вы­ми ком­пе­тен­ция­ми: об­ще­куль­тур­ной, от­ра­жаю­щей глу­би­ну ду­хов­но­го раз­ви­тия спе­циа­ли­ста); цен­но­ст­но-смы­сло­вой, свя­зан­ной со спо­соб­но­стью по­ни­ма­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и сво­его мес­та в нем; ком­пе­тен­ци­ей лич­но­ст­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния, свя­зан­ной с реа­ли­за­ци­ей по­треб­но­сти в са­мо­раз­ви­тии и лич­но­ст­ном рос­те;

- как свя­зую­щее зве­но в сис­те­ме важ­ней­ших об­ра­зо­ва­ний эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­ной лич­но­сти - эко­ло­ги­че­ско­го соз­на­ния, эко­ло­ги­че­ской куль­ту­ры, эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­но­го ми­ро­воз­зре­ния, - про­яв­ляю­щее­ся в эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­ной дея­тель­но­сти и вы­пол­няю­щее ми­ро­воз­зрен­че­скую, ме­то­до­ло­ги­че­скую, эко­ло­ги­че­скую, цен­но­ст­ную, про­гно­сти­че­скую, со­ци­аль­ную, куль­тур­ную, про­фес­сио­наль­ную функ­ции;

- как один из важ­ней­ших ви­дов про­фес­сио­наль­ной ком­пе­тент­но­сти, ре­аль­но имею­щий меж­про­фес­сио­наль­ный ха­рак­тер, а в идеа­ле - над­про­фес­сио­наль­ный; как им­ма­нент­ный ком­по­нент вы­со­ко­го уров­ня про­фес­сио­на­лиз­ма спе­циа­ли­ста, по­зво­ляю­щий су­дить о во­про­сах сфе­ры про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти с уче­том эко­ло­ги­че­ско­го ас­пек­та, а так­же ка­че­ст­ва лич­но­сти, даю­щие воз­мож­ность спе­циа­ли­сту осу­ще­ст­в­лять про­фес­сио­наль­ную дея­тель­ность с по­зи­ций ее эко­ло­ги­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти;

- как ос­но­ва эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­но­го ми­ро­воз­зре­ния лич­но­сти, оп­ре­де­ляю­ще­го ее цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции, идеа­лы, от­но­ше­ние к при­ро­де, про­яв­ляю­щие­ся в раз­лич­ных ви­дах эко­ло­го­ори­ен­ти­ро­ван­ной дея­тель­но­сти, на выс­шем (иде­аль­ном) уров­не раз­ви­тия ко­то­рой ее субъ­ект ста­но­вит­ся «эко­ло­ги­че­ским субъ­ек­том раз­ви­тия при­род­но­го ми­ра», со­вме­ст­но­го, гар­мо­нич­но­го, ус­той­чи­во­го раз­ви­тия сис­те­мы «че­ло­век (лич­ность, дея­тель­ность);

– при­ро­да (ок­ру­жаю­щий мир, сре­да жиз­ни)», прин­ци­пи­аль­ное ус­ло­вие дос­ти­же­ния ко­то­ро­го - фик­са­ция и соз­на­тель­ное раз­ви­тие ос­нов­ных психологических за­ко­но­мер­но­стей че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

Продуктивность процесса развития экологической компетентности будущих специалистов определяется специально организованными экопсихологическими взаимодействиями различных видов, которые по содержанию определяются соответствующими составляющими профессионально-образовательной среды ВУЗа − среды, которая рассматривается нами как специально- и высокоорганизованная экологоориентированная среда, развивающая личность студента, как комплекс условий, определяющих возможности для создания совокупности экопсихологических взаимодействий, способствующих продуктивному развитию экологической компетентности личности; а также видами экологоориентированной деятельности:

– экопсихологические взаимодействия студента в системе учебной деятельности;

– экопсихологические взаимодействия студента во внеучебной деятельности;

– экопсихологические взаимодействия студента в системе информационно-образовательной среды (мультимедиа-обеспечение, возможности Интернет);

– экопсихологические взаимодействия студента в специально-организованной экологизированной образовательной среде;

– экопсихологические взаимодействия студента в условиях естественной природной среды как среды образования и воспитания.

В рамках перечисленных взаимодействий студенты в свою очередь могут (и должны) быть включены во взаимодействия:

– с одногруппниками и студентами других групп и факультетов;

– с преподавателями с различными профессиональными и личностно-мировоззренческими взглядами, отношением и самоотношением и др. профессионально-личностными характеристиками, в т. ч. индивидуальным стилем профессиональной деятельности;

– с конкретными объектами и предметами экологизированной вузовской и естественной природной, в т.ч. антропогенно измененной средой.

В этих взаимодействиях студент может выступать как в роли объекта, принимающего воздействия со стороны других, так и в роли субъекта своей активности (в частности различных видов экологоориентированной деятельности), распространяя ее на других людей и на окружающие его предметы.

В этой связи в исследовании определены типы экопсихологических взаимодействий будущих специалистов в системе профессионально-образовательной среды, способствующих (первая группа) и не способствующих (вторая группа) продуктивному развитию экологической компетентности личности (в основу данной типологии положен подход к данной проблематике В. И. Панова).

К первой группе экопсихологических взаимодействий могут быть отнесены следующие их типы:

– объект-объектный – взаимодействие в системе «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» имеет формальный характер и пассивно (в развивающем плане) с обеих сторон;

– объект-субъектный – студент, занимая пассивную позицию к процессу обучения, выполняет роль объекта педагогического воздействия со сто­роны образовательной среды, что может провоцировать его ситуативную активность;

Ко второй группе экопсихологических взаимодействий могут быть отнесены следующие их типы:

– субъект-объектный – профессионально-образовательная среда выступает в каче­стве объекта восприятия, совместного (с преподавателем) анализа, проектирования, экспертизы (оценки) со стороны будущего специалиста как субъекта активных действий по отношению к указанным ее компонентам и субъектам; в данном случае необходимо вести речь об актуализации у студента его способности к преобразова­нию профессионально-образовательной среды в соответствии со своими целями, когда активность студента обретает надситуативный харак­тер репродуктивного типа;

– субъект-субъектный – компоненты системы «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» активно взаимодействуют друг с другом в следующие различных аспектах: 1) субъектно-обособленном – активное взаимодействие субъектов без учета субъектности этого другого, вследствие чего возникает взаимное непо­нимание (неприятие) друг друга, что провоциру­ет у студента ситуативную активность репродуктивного типа; 2) совместно-субъектный – взаимодей­ствие между компонентами образовательной среды имеет харак­тер выполнению общей задачи и т. д., си­стема «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» в этом случае есть поле полисубъектного взаимодействия, когда совместное действие может быть подчинено совместному достижению какой-либо цели, но каждый из взаимодействующих субъек­тов может преследовать и собственные цели, отличные от целей других; и в данном случае присутствует проявление надситуативной актив­ности репродуктивного вида; 3) субъект-порождающий, когда взаимодействие в системе «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» имеет совместно-распределенный ха­рактер, поскольку подчинено единой цели, когда субъекты объединены в некую субъектную об­щность, что требует от них взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого дей­ствия, их присвоения (интериоризациии и экстериорнзации) и, следовательно, изменения своей субъектности.

 

Т. И. Гладун

(Брест, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.