Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПРОФЕССИЕЙ ПСИХОЛОГА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ



 

В настоящее время недостаточно внимания уделяется профориента­ции в школе, отсутствует профотбор в высшие учебные заведения с учё­том мотивации и наличия профессионально важных личностных качеств. В связи с этим в психологии наблюдается повышение интереса к изуче­нию личностных, индивидуальных аспектов удовлетворённости профес­сией и профессиональной компетентности специалистов (Е. А. Климов, Э. М. Калиц­кий, Н. Г. Гончарик, А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова, Н. В. Кузьмина, Е. Н. Про­щицкая и др.).

Как указывает А. А. Реан, удовлетворенность профессией является интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к из­бранной профессии. Можно также говорить об удовлетворённости про­фессией как о субъективной оценке профессиональной позиции индивида с точки зрения её престижности в обществе, дохода, шансов на продви­жение в карьере. Удовлетворённость профессией может рассматриваться также через призму профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер)

Большое значение имеет рассмотрение удовлетворённости профес­сией специалистов различных областей, в частности в сфере педагогиче­ской деятельности (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Л. М. Митина и др.). Учёные разводят понятия «удовлетворенность педагоги­ческой деятельностью» и «удовлетворенность педагогической профес­сией». К показателям педагогической деятельности относят удовлетво­ренность ее содержанием, самим процессом, достигаемыми результатами, общественной значимостью, организацией деятельности, материальной базой, отношениями с коллегами, учениками и руководством. В качестве показателей удовлетворенности педагогической профессией выступает удовлетворенность престижностью профессии, статусом, перспективами карьерного роста, уровнем профессионализма, соответствия профессии характеру и возможностям самосовершенствования, творчества, возмож­ностью широкого общения, материальными доходами от профессии и профессиональными льготами.

Аналогичным образом можно рассматривать удовлетворённость профессиональной деятельностью и самой профессией психолога. В та­кой интерпретации удовлетворённость профессией психолога обнаружи­вает тесную связь с профессиональной компетентностью специалиста.

Формирование профессиональных компетенций и компетентностей наряду с обучением студентов общенаучным и профессиональным дис­циплинам является одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой сегодня. Так, в Образовательном стандарте специальности 1-23 01 04 Психология под компетентностью понимается выраженная способ­ность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000). Компетенция же рассматривается как знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Таким образом, наличие знаний – это основа компетентности. В отличие от компетенции, компетентность приобретается как общий уровень способностей или квалификации, де­монстрируемый человеком.

Формирование компетентностей имеет иерархическую природу: мо­торная компетенция, когнитивная компетенция, социальная компетен­ция, профессиональная компетенция. Конечной целью профессиональ­ной подготовки является профессиональная компетентность, которая интегрирует моторную, когнитивную и социальную компетентности (Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов).

Однако общий уровень квалификации или компетентности специа­листа, прежде всего, должен обеспечивать его успешную практическую деятельность. Существующие концепции практической психологии обра­зования несколько различаются, дополняя друг друга по основным пози­циям. Наиболее системно, на наш взгляд, представила основные виды ра­боты школьного психолога И. В. Дубровина: психологическое просвеще­ние, психологическую профилактику, психологическое консультирова­ние, психодиагностику, психокоррекцию.

В современных исследованиях предлагаются новые модели, раскры­вающие содержание и пути формирования профессиональной компетент­ности психолога. Например, Т. А. Сапранкова указывает, что сегодня у большинства специалистов сформировано четкое представление о диаг­ностической, консультативной, коррекционно-развивающей работе прак­тического психолога. Однако существуют также дополнительные виды работ – экспертная, организационно-методическая, социально-диспетчер­ская. К новым видам психокоррекционной работы психолога можно отне­сти медико-психологическую реабилитацию. Кроме того, как разновид­ность психологического просвещения можно рассматривать профориен­тацию, которая особенно актуальна для учащихся старших классов школы, абитуриентов. В связи с этим возникает необходимость формиро­вания профессиональной компетентности специалиста во всех основных сферах его деятельности.

С другой стороны, компетентность специалиста предполагает осоз­нание и адекватную оценку им своих возможностей, своего потенциала как психодиагноста, консультанта и т. п. Достижение высокого уровня профессионализма невозможно без осуществления профессиональной са­морефлексии. Для этого психолог должен четко себе представлять сис­темное содержание профессиональной деятельности. Эффективность психологических услуг в образовании зависит от решения каждым прак­тическим психологом вопроса о выборе оптимальной системы деятельно­сти психолога образовательного учреждения. В этой связи целью нашего исследования было выявить взаимосвязь удовлетворённости профессией и профессиональной компетентности выпускников специальности «Пси­хология».

Для оценки профессиональной компетентности специалистов ис­пользовались как объективные, так субъективные критерии:

- средний балл по итогам обучения в вузе, оценки по дипломной ра­боте и на госэкзамене;

- самооценка по 10-бальной шкале выпускниками уровня своей теоре­тической и практической подготовки; силы мотивации быть психо­логом, помогать людям.

Испытуемые: выпускники специальности «Психология» факультета психологии и довузовской подготовки учреждения образования «Гомель­ский государственный университет имени Ф. Скорины» (36 человек).

В ходе проведения опроса выпускникам специальности «Психоло­гия» было предложено оценить степень своей общей удовлетворённости профессией по 10–бальной шкале. Нами были выделены три уровня удов­летворённости профессией: низкий (до 6 баллов), средний (7–8 баллов) и высокий (9–10 баллов). Среди опрошенных респондентов 19,4 % обнару­жили низкий уровень общей удовлетворённости профессией; 50 % – сред­ний; 30,6 % – высокий. Таким образом, практически каждый пятый выпу­скник имеет достаточно низкую удовлетворённость профессией. Из­вестно, что на удовлетворённость профессией могут оказывать влияние различные факторы (например, условия труда, уровень заработной платы, профессиональная компетентность и др.). Отношение к профессии выпу­скников, прежде всего, связывается с результатами обучения в вузе, са­мооценкой своей профессиональной компетентности, профессиональной мотивацией.

В результате проведённого исследования удалось установить, что у выпускников, имеющих различный уровень удовлетворённости профес­сией, высокая дифференциация по успеваемости на госэкзамене и на за­щите дипломной работы. Следовательно, итоговая аттестация выпускни­ков Государственной экзаменационной комиссией в целом позволяет су­дить не только о профессиональной компетентности выпускника, но и об уровне его профессиональной мотивации.

Кроме того, удалось выявить статистически значимую корреляцию удовлетворённости профессией с успеваемостью на госэкзамене (rS=0,38; р<0,05), а также с успеваемостью по итогам защиты дипломных работ (rS=0,34; р<0,05). При этом не удалось выявить взаимосвязь удовлетво­рённости профессией и средней успеваемости по итогам обучения в вузе. Следовательно, высокий средний балл по итогам обучения в вузе не га­рантирует удовлетворённость профессией, не может считаться показате­лем профессиональной компетентности. Зачастую студенты изучение це­лого ряда предметов учебного плана (например, естественнонаучного или социально-гуманитарного цикла) не рассматривают как необходимое ус­ловие профессионального становления. Госэкзамен и защита дипломной работы, наоборот, ассоциируются с теоретическим и практическим ос­воением выбранной профессии. Вместе с тем, слабая корреляция между удовлетворённостью профессией и успеваемостью на госэкзамене, а также между удовлетворённостью профессией и успеваемостью по ито­гам защиты дипломных работ может объясняться наличием элемента слу­чайности при оценке знаний (влияние волнения, личностных особенно­стей студентов и преподавателей и других факторов). На наш взгляд, в большей степени сказывается на удовлетворённости профессией не успе­ваемость студента, а его субъективная оценка своей профессиональной компетентности.

Также можно утверждать, что удовлетворённость профессией в соз­нании выпускников, как правило, ассоциируется со стремлением работать психологом, помогать людям. Кроме того, выпускники связывают удов­летворённость профессией со своей теоретической и практической подго­товкой. Нами были получены коэффициенты ранговой корреляции Спир­мена, которые свидетельствуют о наличии достоверной корреляции ме­жду удовлетворённостью профессией и самооценкой выпускниками уровня своей теоретической (rS=0,50; р<0,01), практической подготовки (rS=0,55; р<0,01), а также силы мотивации работать психологом, помогать людям (rS=0,74; р<0,01).

По итогам проведённого исследования можно сделать ряд выводов.

1. Компетентностная модель подготовки специалистов-психологов сформировалась как результат адаптации национальной системы высшего образования к мировым процессам глобализации, новой социально-эко­номической реальности; выпускник, который приобрёл моторную, когни­тивную, социальную, профессиональную компетенции, может считаться профессионально компетентным специалистом.

2. Повышение профессиональной компетентности, личностный и про­фессиональный рост специалиста с необходимостью предполагает це­ленаправленное проектирование собственной системы деятельности, ос­нованной на постоянной саморефлексии.

3. Успеваемость по итогам аттестации выпускников Государствен­ной экзаменационной комиссией коррелирует с их удовлетворённостью профессией, поэтому свидетельствует не только о профессиональной компетентности выпускника, но и об уровне его профессиональной мо­тивации.

4. Удовлетворённость профессией соответствует силе мотивации вы­пускника работать психологом, и связана, прежде всего, с его собствен­ной субъективной оценкой своей профессиональной компетентности, уровня своей теоретической и практической подготовки.

А. В. Катеринина

(Орск, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.