В настоящее время недостаточно внимания уделяется профориентации в школе, отсутствует профотбор в высшие учебные заведения с учётом мотивации и наличия профессионально важных личностных качеств. В связи с этим в психологии наблюдается повышение интереса к изучению личностных, индивидуальных аспектов удовлетворённости профессией и профессиональной компетентности специалистов (Е. А. Климов, Э. М. Калицкий, Н. Г. Гончарик, А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова, Н. В. Кузьмина, Е. Н. Прощицкая и др.).
Как указывает А. А. Реан, удовлетворенность профессией является интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Можно также говорить об удовлетворённости профессией как о субъективной оценке профессиональной позиции индивида с точки зрения её престижности в обществе, дохода, шансов на продвижение в карьере. Удовлетворённость профессией может рассматриваться также через призму профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер)
Большое значение имеет рассмотрение удовлетворённости профессией специалистов различных областей, в частности в сфере педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Л. М. Митина и др.). Учёные разводят понятия «удовлетворенность педагогической деятельностью» и «удовлетворенность педагогической профессией». К показателям педагогической деятельности относят удовлетворенность ее содержанием, самим процессом, достигаемыми результатами, общественной значимостью, организацией деятельности, материальной базой, отношениями с коллегами, учениками и руководством. В качестве показателей удовлетворенности педагогической профессией выступает удовлетворенность престижностью профессии, статусом, перспективами карьерного роста, уровнем профессионализма, соответствия профессии характеру и возможностям самосовершенствования, творчества, возможностью широкого общения, материальными доходами от профессии и профессиональными льготами.
Аналогичным образом можно рассматривать удовлетворённость профессиональной деятельностью и самой профессией психолога. В такой интерпретации удовлетворённость профессией психолога обнаруживает тесную связь с профессиональной компетентностью специалиста.
Формирование профессиональных компетенций и компетентностей наряду с обучением студентов общенаучным и профессиональным дисциплинам является одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой сегодня. Так, в Образовательном стандарте специальности 1-23 01 04 Психология под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000). Компетенция же рассматривается как знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Таким образом, наличие знаний – это основа компетентности. В отличие от компетенции, компетентность приобретается как общий уровень способностей или квалификации, демонстрируемый человеком.
Формирование компетентностей имеет иерархическую природу: моторная компетенция, когнитивная компетенция, социальная компетенция, профессиональная компетенция. Конечной целью профессиональной подготовки является профессиональная компетентность, которая интегрирует моторную, когнитивную и социальную компетентности (Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов).
Однако общий уровень квалификации или компетентности специалиста, прежде всего, должен обеспечивать его успешную практическую деятельность. Существующие концепции практической психологии образования несколько различаются, дополняя друг друга по основным позициям. Наиболее системно, на наш взгляд, представила основные виды работы школьного психолога И. В. Дубровина: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическое консультирование, психодиагностику, психокоррекцию.
В современных исследованиях предлагаются новые модели, раскрывающие содержание и пути формирования профессиональной компетентности психолога. Например, Т. А. Сапранкова указывает, что сегодня у большинства специалистов сформировано четкое представление о диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей работе практического психолога. Однако существуют также дополнительные виды работ – экспертная, организационно-методическая, социально-диспетчерская. К новым видам психокоррекционной работы психолога можно отнести медико-психологическую реабилитацию. Кроме того, как разновидность психологического просвещения можно рассматривать профориентацию, которая особенно актуальна для учащихся старших классов школы, абитуриентов. В связи с этим возникает необходимость формирования профессиональной компетентности специалиста во всех основных сферах его деятельности.
С другой стороны, компетентность специалиста предполагает осознание и адекватную оценку им своих возможностей, своего потенциала как психодиагноста, консультанта и т. п. Достижение высокого уровня профессионализма невозможно без осуществления профессиональной саморефлексии. Для этого психолог должен четко себе представлять системное содержание профессиональной деятельности. Эффективность психологических услуг в образовании зависит от решения каждым практическим психологом вопроса о выборе оптимальной системы деятельности психолога образовательного учреждения. В этой связи целью нашего исследования было выявить взаимосвязь удовлетворённости профессией и профессиональной компетентности выпускников специальности «Психология».
Для оценки профессиональной компетентности специалистов использовались как объективные, так субъективные критерии:
- средний балл по итогам обучения в вузе, оценки по дипломной работе и на госэкзамене;
- самооценка по 10-бальной шкале выпускниками уровня своей теоретической и практической подготовки; силы мотивации быть психологом, помогать людям.
Испытуемые: выпускники специальности «Психология» факультета психологии и довузовской подготовки учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» (36 человек).
В ходе проведения опроса выпускникам специальности «Психология» было предложено оценить степень своей общей удовлетворённости профессией по 10–бальной шкале. Нами были выделены три уровня удовлетворённости профессией: низкий (до 6 баллов), средний (7–8 баллов) и высокий (9–10 баллов). Среди опрошенных респондентов 19,4 % обнаружили низкий уровень общей удовлетворённости профессией; 50 % – средний; 30,6 % – высокий. Таким образом, практически каждый пятый выпускник имеет достаточно низкую удовлетворённость профессией. Известно, что на удовлетворённость профессией могут оказывать влияние различные факторы (например, условия труда, уровень заработной платы, профессиональная компетентность и др.). Отношение к профессии выпускников, прежде всего, связывается с результатами обучения в вузе, самооценкой своей профессиональной компетентности, профессиональной мотивацией.
В результате проведённого исследования удалось установить, что у выпускников, имеющих различный уровень удовлетворённости профессией, высокая дифференциация по успеваемости на госэкзамене и на защите дипломной работы. Следовательно, итоговая аттестация выпускников Государственной экзаменационной комиссией в целом позволяет судить не только о профессиональной компетентности выпускника, но и об уровне его профессиональной мотивации.
Кроме того, удалось выявить статистически значимую корреляцию удовлетворённости профессией с успеваемостью на госэкзамене (rS=0,38; р<0,05), а также с успеваемостью по итогам защиты дипломных работ (rS=0,34; р<0,05). При этом не удалось выявить взаимосвязь удовлетворённости профессией и средней успеваемости по итогам обучения в вузе. Следовательно, высокий средний балл по итогам обучения в вузе не гарантирует удовлетворённость профессией, не может считаться показателем профессиональной компетентности. Зачастую студенты изучение целого ряда предметов учебного плана (например, естественнонаучного или социально-гуманитарного цикла) не рассматривают как необходимое условие профессионального становления. Госэкзамен и защита дипломной работы, наоборот, ассоциируются с теоретическим и практическим освоением выбранной профессии. Вместе с тем, слабая корреляция между удовлетворённостью профессией и успеваемостью на госэкзамене, а также между удовлетворённостью профессией и успеваемостью по итогам защиты дипломных работ может объясняться наличием элемента случайности при оценке знаний (влияние волнения, личностных особенностей студентов и преподавателей и других факторов). На наш взгляд, в большей степени сказывается на удовлетворённости профессией не успеваемость студента, а его субъективная оценка своей профессиональной компетентности.
Также можно утверждать, что удовлетворённость профессией в сознании выпускников, как правило, ассоциируется со стремлением работать психологом, помогать людям. Кроме того, выпускники связывают удовлетворённость профессией со своей теоретической и практической подготовкой. Нами были получены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, которые свидетельствуют о наличии достоверной корреляции между удовлетворённостью профессией и самооценкой выпускниками уровня своей теоретической (rS=0,50; р<0,01), практической подготовки (rS=0,55; р<0,01), а также силы мотивации работать психологом, помогать людям (rS=0,74; р<0,01).
По итогам проведённого исследования можно сделать ряд выводов.
1. Компетентностная модель подготовки специалистов-психологов сформировалась как результат адаптации национальной системы высшего образования к мировым процессам глобализации, новой социально-экономической реальности; выпускник, который приобрёл моторную, когнитивную, социальную, профессиональную компетенции, может считаться профессионально компетентным специалистом.
2. Повышение профессиональной компетентности, личностный и профессиональный рост специалиста с необходимостью предполагает целенаправленное проектирование собственной системы деятельности, основанной на постоянной саморефлексии.
3. Успеваемость по итогам аттестации выпускников Государственной экзаменационной комиссией коррелирует с их удовлетворённостью профессией, поэтому свидетельствует не только о профессиональной компетентности выпускника, но и об уровне его профессиональной мотивации.
4. Удовлетворённость профессией соответствует силе мотивации выпускника работать психологом, и связана, прежде всего, с его собственной субъективной оценкой своей профессиональной компетентности, уровня своей теоретической и практической подготовки.