Будущее любой страны зависит от того, с какими идеями, взглядами, убеждениями, ценностными установками и идеалами сегодняшняя студенческая молодежь вступит в самостоятельную жизнь. Поэтому важнейшей составляющей национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь и ключевым аспектом государственной молодежной политики сегодня является гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на формирование у растущей личности социальной и политической зрелости, на принятие основ государственной идеологии, на познание и осмысление ценностей национальной культуры. «Воспитание уважения и преданности своему государству, глубокое осознание конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь и, в конечном итоге, формирование приверженности национальной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности», – подчеркивается в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» – базовом документе, определяющем приоритеты национального воспитания и содержание воспитательной работы в учреждениях образования согласно современным тенденциям и перспективам развития нашей республики [1].
В соответствии с этими тенденциями высшая школа призвана с одной стороны, осуществлять подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, а с другой, – содействовать процессу личностного становления студенчества, формированию у него национального самосознания, политической культуры, активной гражданской позиции, преданности и любви к Родине. Иначе говоря, одной из главных задач образования сегодняшнего дня является гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи. В практическом осуществлении этой работы большую помощь заинтересованным лицам оказывают психолого-педагогические науки, определяющие стратегию гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи с учетом новой воспитательной парадигмы, основу которой составляют системный, личностно ориентированный и культурологический подходы. В соответствии с этими подходами осуществление действенного гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи возможно при условии, если образовательная система вуза является той педагогически организованной средой, где происходит последующее (после семьи и школы) «взращивание» человеческой культуры в человеке посредством «вхождения» внешнего, социального во внутреннее, психическое. При этом образовательно-воспитательный процесс должен быть организован, прежде всего, как освоение личностью национально-культурных ценностей во всех их проявлениях. Системный принцип организации воспитательной работы предполагает активное включение в эту работу всех субъектов педагогического процесса, объединение всех ресурсов и придание им характера целенаправленного взаимодействия, сотрудничество с государственными, общественными организациями и объединениями, другими учреждениями и социальными институтами, где студенты могут получить навыки социальной активности, общения, развивать лидерские качества, выражать социально приемлемые формы поведения. В контексте организации гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи в учреждениях образования Республики Беларусь, по мнению начальника воспитательной и идеологической работы национального института образования Н.К. Катович, продуктивен также интегрированный подход, который базируется на взаимосвязи объективного и субъективного и позволяет рассмотреть исследуемый феномен через призму анализа понятий «гражданственность», «патриотизм», «патриот» [2, с. 12],
Воспитательная деятельность современной высшей школы представляет собой целостную систему разнообразных методов, подходов, направлений и действий ректората, деканатов, кафедр кураторов, педагогов, общественных организаций и включает в себя три взаимосвязанных компонента: воспитание в процессе обучения, внеучебную деятельность, межличностное общение. Задачи, содержание и методы воспитательной работы вуза по развитию у студенчества гражданско-патриотических чувств и качеств определяет специальный алгоритм, представляющий собой научно обоснованную педагогическую технологию гражданско-патриотического развития личности студента. В соответствии с эти алгоритмом воспитательная работа по этому направлению должна включать в себя: а) формирование у студентов гражданского и патриотически ориентированного сознания; б) формирование поведения студентов, соответствующего государственной идеологии, правовым нормам и национальным ценностям Республики Беларусь; и) закрепление позитивного отношения студенчества к национальным и культурным ценностям белорусского народа, к государственному законодательству, воспитание на этой основе патриотических чувств и качеств, активной гражданской позиции, правовой, политической и информационной культуры.
Большую роль в формировании у студентов гражданско-патриотического сознания играет учебный процесс и, прежде всего изучение гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин, идеологическое и воспитательное воздействие которых трудно переоценить. Именно гуманитарные науки помогают молодым людям развить интеллект, овладеть знаниями о родном крае, познакомиться с культурным наследием белорусского народа и его вкладом в духовное развитие общества, сформировать сознательность и идейную убежденность, высокую гражданственность, преданность идеалам белорусской государственности, стремление к защите национальных интересов. В частности, большинство тем курса «Педагогика», «История педагогики», «Воспитательная и управленческая система современной школы», «Социальная педагогика», «Охрана и защита детства» имеют ярко выраженную идейно-нравственную и гражданско-патриотическую направленность, что в совокупности с ярким фактическим материалом и основательной научной аргументацией, не только способствует прочному усвоению студентами необходимой информации, но и содействует переводу знаний в их личностные взгляды и убеждения. Убеждения же как субъективный компонент мировоззрения личности определяют прочность жизненных ориентиров личности, характер ее поведения и деятельности.
Особенно эффективно реализуется воспитательный потенциал курса «Педагогика» при изучении студентами первого раздела «Общие вопросы педагогики» и третьего раздела «Теория и методика воспитания» Так, в теме «Разработка в педагогике проблемы целей воспитания» специально рассматривается вопрос о гражданско-патриотическом воспитании как важнейшем воспитательном компоненте ее разностороннего и гармоничного развития. На семинарском занятии по этой и другим темам («Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», «Формирование отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике») студенты изучают базовые документы Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие процесс воспитания в образовательно-воспитательных учреждениях нашей республики на основе идеологии белорусского государства и ценностей национальной культуры. К числу этих документов относятся: «Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», Методические рекомендации Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы» и др.
Проблема формирования гражданско-правовой культуры у учащейся и студенческой молодежи отражается в теме «Содержание образования и тенденции его совершенствования». При рассмотрении закономерностей и принципов организации учебного процесса особое внимание уделяется принципу идеологической и воспитательной направленности учебной информации. В третий раздел курса «Педагогика» входят темы, имеющие исключительно идейно-нравственную и воспитательную направленность: «Нравственное воспитание учащихся», «Правовое воспитание учащихся», «Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений», «Формирование мировоззрения в общей системе учебно-воспитательной работы» и др. Для формирования у студентов правовой и информационной культуры как важнейших компонентов гражданственности, большое значение придается изучению студентами нормативных документов, определяющих основные направления государственной политики Беларуси в области воспитания, образования, защиты прав и интересов граждан. Развитию у студентов гражданственности способствует изучение законов Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О высшем образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах человека», «О правах ребенка».
Во-вторых, решению задач гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи способствует выбор форм обучения. Опыт работы с данной проблемой позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемыми являются семинарские занятия в форме «круглого стола», дискуссии, интерактивные и групповые формы работы. Они дают возможность каждому студенту высказывать и отстаивать свою точку зрения, делиться сомнениями, спорить с одногруппниками. Такая форма работы требует от преподавателя и студентов серьезной подготовительной работы, поиска необходимой информации, фактов и примеров для аргументированного отстаивания своей точки зрения. Очень важно четко сформулировать тему диспута или дебатов, изучить разнообразные источники и научную литературу. В ходе дискуссии необходимо предложить студентам сделать сравнительный анализ изученных источников, попытаться посмотреть на или иную проблему глазами каждой из противоборствующих сторон. Такая методика проведения семинарских занятий положительно влияет на воспитание у студентов социальной активности и позволяет формировать личность, которой нельзя манипулировать, потому что у нее есть четкие идейно-нравственные убеждения и которая способна в будущем принимать общественно значимые решения и нести за них ответственность.
Формирование у студентов опыта гражданско-патриотического поведения и закрепление у них позитивного отношения национальным и культурным ценностям белорусского народа, к государственному законодательству при изучении психолого-педагогических дисциплин осуществляется путем:
- обучения студентов технологии гражданско-правового, идейно-политического и национально-патриотического воспитания школьников и активным формам воспитательной работы по идейно-нравственному формированию учащихся в процессе преподавания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла;
- стимулирования студентов-практикантов во время учебной психолого-педагогической практики в школе к выдвижению ведущих воспитательных задач, связанных с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, правовым и национальным воспитанием школьников; оказание им помощи в подборе необходимой методической литературы и разработке системы внеклассных воспитательных мероприятий (классных и информационных часов, устных журналов, классных лекториев, бесед, диспутов, «круглых столов» и т. д.) по т.ых столов"ов, классных лекториев, бесед, диспутов, "ы внеклассных аосптательных мероприятий ( кальным воспитанием школинико их практическому решению;
- индивидуальной работы со студентами по их идеологическому просвещению и воспитанию (собеседования, консультации, обсуждения и т. д.), формирования у них системы мировоззренческих знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, Родину, свою семью, за самого себя.
В образовательных стандартах многих психолого-педагогических дисциплин прослеживается возвращение к идеям народности, этнопедагогики, согласно которым, человек вне этнопедагогического пространства оказывается исключенным из культурной среды своего народа, своей страны. В устном народном творчестве, обычаях Родина представлена как высочайшая ценность национального самосознания. Она формирует национально-культурный облик каждой личности, содействует ее национальной идентификации, гражданскому становлению. В то же время в нравственных ценностях любого народа, которые отражены в национальной культуре, обычаях и традициях содержатся элементы интернационализма и культуры межнациональных отношений. Доверие и уважение к другим народам заложено в богатом и разнообразном устном творчестве и менталитете белорусов и формируется в процессе этнической социализации. В современном воспитании особенно актуальны выработанные народом законы и принципы: жить в согласии с природой, любить родную землю, придерживаться нравственно-этических норм и правил поведения, передающихся из поколения в поколение и требующих уважения и терпимости к людям, независимо от их национальной и расовой принадлежности. Формирование национального самосознания происходит при сопоставлении своей культуры с культурой других народов. Исследования показывают, что достижение мировой культуры возможно через развитие национального самосознания народа. В обучении и воспитании подрастающего поколения национальные ценности должны гармонично сочетаться с общечеловеческими ценностями. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, высокой духовностью. Готовность личности к взаимодействию с другими культурами, к жизни в новых условиях формируется на основе культурно-исторического наследия народа.
Следовательно, целостное гражданско-патриотическое воспитание личности невозможно без ее приобщения к ценностям национальной культуры, основными критериями сформированности которой являются: развитое национальное самосознание; уважение культуры национального большинства; интерес к языку, культуре и истории Беларуси; наличие преемственности во взаимоотношениях поколений; участие в созидательной деятельности на благо национальной культуры; готовность практическими делами укреплять могущество родной страны и способствовать ее процветанию; уважительное отношение к государственным символам и культурно-историческим традициям других народов.
Литература
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Одобрена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14. 12. 206 г. №125 // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.
2. Катович, Н. К. Научно-методические основы гражданского и патриотического воспитания учащихся в учреждениях образования / Н. К. Катович // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 12. – С. 11–16.