Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



 

Будущее любой страны зависит от того, с какими идеями, взглядами, убеждениями, ценностными установками и идеалами сегодняшняя студенческая молодежь вступит в самостоятельную жизнь. Поэтому важнейшей составляющей национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь и ключевым аспектом государственной молодежной политики сегодня является гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на формирование у растущей личности социальной и политической зрелости, на принятие основ государственной идеологии, на познание и осмысление ценностей национальной культуры. «Воспитание уважения и преданности своему государству, глубокое осознание конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь и, в конечном итоге, формирование приверженности национальной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности», – подчеркивается в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» – базовом документе, определяющем приоритеты национального воспитания и содержание воспитательной работы в учреждениях образования согласно современным тенденциям и перспективам развития нашей республики [1].

В соответствии с этими тенденциями высшая школа призвана с одной стороны, осуществлять подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, а с другой, – содействовать процессу личностного становления студенчества, формированию у него национального самосознания, политической культуры, активной гражданской позиции, преданности и любви к Родине. Иначе говоря, одной из главных задач образования сегодняшнего дня является гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи. В практическом осуществлении этой работы большую помощь заинтересованным лицам оказывают психолого-педагогические науки, определяющие стратегию гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи с учетом новой воспитательной парадигмы, основу которой составляют системный, личностно ориентированный и культурологический подходы. В соответствии с этими подходами осуществление действенного гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи возможно при условии, если образовательная система вуза является той педагогически организованной средой, где происходит последующее (после семьи и школы) «взращивание» человеческой культуры в человеке посредством «вхождения» внешнего, социального во внутреннее, психическое. При этом образовательно-воспитательный процесс должен быть организован, прежде всего, как освоение личностью национально-культурных ценностей во всех их проявлениях. Системный принцип организации воспитательной работы предполагает активное включение в эту работу всех субъектов педагогического процесса, объединение всех ресурсов и придание им характера целенаправленного взаимодействия, сотрудничество с государственными, общественными организациями и объединениями, другими учреждениями и социальными институтами, где студенты могут получить навыки социальной активности, общения, развивать лидерские качества, выражать социально приемлемые формы поведения. В контексте организации гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи в учреждениях образования Республики Беларусь, по мнению начальника воспитательной и идеологической работы национального института образования Н.К. Катович, продуктивен также интегрированный подход, который базируется на взаимосвязи объективного и субъективного и позволяет рассмотреть исследуемый феномен через призму анализа понятий «гражданственность», «патриотизм», «патриот» [2, с. 12],

Воспитательная деятельность современной высшей школы представляет собой целостную систему разнообразных методов, подходов, направлений и действий ректората, деканатов, кафедр кураторов, педагогов, общественных организаций и включает в себя три взаимосвязанных компонента: воспитание в процессе обучения, внеучебную деятельность, межличностное общение. Задачи, содержание и методы воспитательной работы вуза по развитию у студенчества гражданско-патриотических чувств и качеств определяет специальный алгоритм, представляющий собой научно обоснованную педагогическую технологию гражданско-патриотического развития личности студента. В соответствии с эти алгоритмом воспитательная работа по этому направлению должна включать в себя: а) формирование у студентов гражданского и патриотически ориентированного сознания; б) формирование поведения студентов, соответствующего государственной идеологии, правовым нормам и национальным ценностям Республики Беларусь; и) закрепление позитивного отношения студенчества к национальным и культурным ценностям белорусского народа, к государственному законодательству, воспитание на этой основе патриотических чувств и качеств, активной гражданской позиции, правовой, политической и информационной культуры.

Большую роль в формировании у студентов гражданско-патриотического сознания играет учебный процесс и, прежде всего изучение гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин, идеологическое и воспитательное воздействие которых трудно переоценить. Именно гуманитарные науки помогают молодым людям развить интеллект, овладеть знаниями о родном крае, познакомиться с культурным наследием белорусского народа и его вкладом в духовное развитие общества, сформировать сознательность и идейную убежденность, высокую гражданственность, преданность идеалам белорусской государственности, стремление к защите национальных интересов. В частности, большинство тем курса «Педагогика», «История педагогики», «Воспитательная и управленческая система современной школы», «Социальная педагогика», «Охрана и защита детства» имеют ярко выраженную идейно-нравственную и гражданско-патриотическую направленность, что в совокупности с ярким фактическим материалом и основательной научной аргументацией, не только способствует прочному усвоению студентами необходимой информации, но и содействует переводу знаний в их личностные взгляды и убеждения. Убеждения же как субъективный компонент мировоззрения личности определяют прочность жизненных ориентиров личности, характер ее поведения и деятельности.

Особенно эффективно реализуется воспитательный потенциал курса «Педагогика» при изучении студентами первого раздела «Общие вопросы педагогики» и третьего раздела «Теория и методика воспитания» Так, в теме «Разработка в педагогике проблемы целей воспитания» специально рассматривается вопрос о гражданско-патриотическом воспитании как важнейшем воспитательном компоненте ее разностороннего и гармоничного развития. На семинарском занятии по этой и другим темам («Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», «Формирование отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике») студенты изучают базовые документы Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие процесс воспитания в образовательно-воспитательных учреждениях нашей республики на основе идеологии белорусского государства и ценностей национальной культуры. К числу этих документов относятся: «Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», Методические рекомендации Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы» и др.

Проблема формирования гражданско-правовой культуры у учащейся и студенческой молодежи отражается в теме «Содержание образования и тенденции его совершенствования». При рассмотрении закономерностей и принципов организации учебного процесса особое внимание уделяется принципу идеологической и воспитательной направленности учебной информации. В третий раздел курса «Педагогика» входят темы, имеющие исключительно идейно-нравственную и воспитательную направленность: «Нравственное воспитание учащихся», «Правовое воспитание учащихся», «Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений», «Формирование мировоззрения в общей системе учебно-воспитательной работы» и др. Для формирования у студентов правовой и информационной культуры как важнейших компонентов гражданственности, большое значение придается изучению студентами нормативных документов, определяющих основные направления государственной политики Беларуси в области воспитания, образования, защиты прав и интересов граждан. Развитию у студентов гражданственности способствует изучение законов Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О высшем образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах человека», «О правах ребенка».

Во-вторых, решению задач гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи способствует выбор форм обучения. Опыт работы с данной проблемой позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемыми являются семинарские занятия в форме «круглого стола», дискуссии, интерактивные и групповые формы работы. Они дают возможность каждому студенту высказывать и отстаивать свою точку зрения, делиться сомнениями, спорить с одногруппниками. Такая форма работы требует от преподавателя и студентов серьезной подготовительной работы, поиска необходимой информации, фактов и примеров для аргументированного отстаивания своей точки зрения. Очень важно четко сформулировать тему диспута или дебатов, изучить разнообразные источники и научную литературу. В ходе дискуссии необходимо предложить студентам сделать сравнительный анализ изученных источников, попытаться посмотреть на или иную проблему глазами каждой из противоборствующих сторон. Такая методика проведения семинарских занятий положительно влияет на воспитание у студентов социальной активности и позволяет формировать личность, которой нельзя манипулировать, потому что у нее есть четкие идейно-нравственные убеждения и которая способна в будущем принимать общественно значимые решения и нести за них ответственность.

Формирование у студентов опыта гражданско-патриотического поведения и закрепление у них позитивного отношения национальным и культурным ценностям белорусского народа, к государственному законодательству при изучении психолого-педагогических дисциплин осуществляется путем:

- обучения студентов технологии гражданско-правового, идейно-политического и национально-патриотического воспитания школьников и активным формам воспитательной работы по идейно-нравственному формированию учащихся в процессе преподавания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла;

- стимулирования студентов-практикантов во время учебной психолого-педагогической практики в школе к выдвижению ведущих воспитательных задач, связанных с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, правовым и национальным воспитанием школьников; оказание им помощи в подборе необходимой методической литературы и разработке системы внеклассных воспитательных мероприятий (классных и информационных часов, устных журналов, классных лекториев, бесед, диспутов, «круглых столов» и т. д.) по т.ых столов"ов, классных лекториев, бесед, диспутов, "ы внеклассных аосптательных мероприятий ( кальным воспитанием школинико их практическому решению;

- индивидуальной работы со студентами по их идеологическому просвещению и воспитанию (собеседования, консультации, обсуждения и т. д.), формирования у них системы мировоззренческих знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, Родину, свою семью, за самого себя.

В образовательных стандартах многих психолого-педагогических дисциплин прослеживается возвращение к идеям народности, этнопедагогики, согласно которым, человек вне этнопедагогического пространства оказывается исключенным из культурной среды своего народа, своей страны. В устном народном творчестве, обычаях Родина представлена как высочайшая ценность национального самосознания. Она формирует национально-культурный облик каждой личности, содействует ее национальной идентификации, гражданскому становлению. В то же время в нравственных ценностях любого народа, которые отражены в национальной культуре, обычаях и традициях содержатся элементы интернационализма и культуры межнациональных отношений. Доверие и уважение к другим народам заложено в богатом и разнообразном устном творчестве и менталитете белорусов и формируется в процессе этнической социализации. В современном воспитании особенно актуальны выработанные народом законы и принципы: жить в согласии с природой, любить родную землю, придерживаться нравственно-этических норм и правил поведения, передающихся из поколения в поколение и требующих уважения и терпимости к людям, независимо от их национальной и расовой принадлежности. Формирование национального самосознания происходит при сопоставлении своей культуры с культурой других народов. Исследования показывают, что достижение мировой культуры возможно через развитие национального самосознания народа. В обучении и воспитании подрастающего поколения национальные ценности должны гармонично сочетаться с общечеловеческими ценностями. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, высокой духовностью. Готовность личности к взаимодействию с другими культурами, к жизни в новых условиях формируется на основе культурно-исторического наследия народа.

Следовательно, целостное гражданско-патриотическое воспитание личности невозможно без ее приобщения к ценностям национальной культуры, основными критериями сформированности которой являются: развитое национальное самосознание; уважение культуры национального большинства; интерес к языку, культуре и истории Беларуси; наличие преемственности во взаимоотношениях поколений; участие в созидательной деятельности на благо национальной культуры; готовность практическими делами укреплять могущество родной страны и способствовать ее процветанию; уважительное отношение к государственным символам и культурно-историческим традициям других народов.

Литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Одобрена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14. 12. 206 г. №125 // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.

2. Катович, Н. К. Научно-методические основы гражданского и патриотического воспитания учащихся в учреждениях образования / Н. К. Катович // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 12. – С. 11–16.

 

 

Л. Н. Иванова

(Мозырь, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.