Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И СПОСОБНОСТЬ



К САМОУПРАВЛЕНИЮ учащихся

Выпускных классов

 

В последнее время нагрузка на учащихся выпускных классов значительно увеличилась. Экзамены, централизованное тестирование, это не только проверка уровня знаний, но и проверка психологической устойчивости, умения владеть собой в сложной ситуации. Поэтому изучение способности к самоуправлению своими эмоциями, поведением выступает актуальным направлением в работе по подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам и ЦТ и может привести к пониманию основных затруднений при выборе жизненного и профессионального пути.

Реализация системного подхода к пониманию личности применительно к исследованию саморегуляции деятельности и поведения дает основания рассматривать последнюю в качестве одной из взаимосвязанных сторон или свойств личности (саморегулируемость) как целостной системы. При этом способность к саморегуляции можно считать наиболее существенной характеристикой личности, поскольку она свидетельствует о составе функциональных взаимосвязей и взаимовлияний различных образований, переменных различных систем и подсистем структуры личности и их развития [1, c. 6].

В процессе саморегуляции раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность актуализации. Таким образом, саморегуляция - комплексная способность, имеющая когнитивный и личностный аспекты. Саморегуляция предполагает способность к самоконтролю и самокоррекции. Самоисправление своих ошибок и недостатков может успешно осуществлятся только при наличии достаточно развитого уровня рефлексии, самооценки и положительного отношения к самому себе, внутренней потребности в самокоррекции, сочетающейся с компетентностью в этой деятельности; однако необходимым условием самокоррекции является еще и знание способов осуществления самоконтроля и самокоррекции [2, с. 70].

Причем необходимо различать понятия "саморегуляция" и "самоуправление". Самоуправление– целенаправленное изменение, и цель его ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление – процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, новых решений и средств достижения целей.

Саморегуляция – это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов, то есть цель задается извне. Функция саморегуляции иная – закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Таким образом, саморегуляция и самоуправление – не два разных процесса. А две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека [3, с. 281].

Развитие способности саморегуляции/самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольство собой. Он начинает действовать методом "проб и ошибок", перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов.

1. Анализ противоречий или ориентировка в ситуации – человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так как раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившейся ситуации)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?

2. Прогнозирование–на этом этапе формируется модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз - это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

3. Целеполагание – это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочитаемых. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения в принципиальной возможности произвести изменения к пред­положению о вероятных результатах. Он стремится получить ответы на такие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?

4. Планирование – человек формирует модель средств достижения цели к последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Он ищет ответы на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?

5. Критерий оценки качества – здесь решаются вопросы, какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны?

Будучи регуляторным средством личностной защиты, субъективный критерий успешности детерминируется главным образом мотивацией избегания неудачи, что отчетливо проявляется при наличии в условиях деятельности риска. Как показали экспериментальные исследования, в ситуациях конфликта некоторые испытуемые, стараясь избежать риска, связанного с достижением намеченной цели, снижают строгость своих критериев настолько, что начинают считать успешными даже такие результаты, которые вообще не попадают в окрестность цели [4, с. 121].

6. Принятие решения – это переход от плана к действиям, это самоприказ – начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать ли действовать или еще подождать немного?

7. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Каковы бы ни были конкретные формы обнаружения самоконтроля, центральным его звеном является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего я [5, с. 48].

8. Коррекция – это этап изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Если все идет как задумано, то он может продолжать действовать так же, повторить еще раз и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически - это переход к саморегуляции. Закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в системе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?

После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления. Пока не произойдет переход к саморегуляции, т. е. к привычным действиям и поступкам, совершаемых на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Таким образом, самоуправление можно рассматривать как систему действий (идеальных и материальных), направленных на предупреждение формализма в деятельности, что достигается посредством самоконтроля, самоанализа и самокоррекции на всех ее этапах.

То есть, эффективность жизнедеятельности личности в значительной мере обусловлена степенью сформированности отдельных моментов и структуры самоуправления. В большинстве случаев овладение этими элементами, объединение их в целостную структуру самоуправления происходит стихийно, методом "проб и ошибок".

Для изучения способности самоуправления использовалась методика «Способность самоуправления» (Столяренко Л.Д.), разработанная в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Объектом исследования стали учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы г. Мозыря из них 44 девочки и 34 мальчика. Полученные данные представлены по 8 шкалам, отражающим этапы самоуправления, и суммарную шкалу, отражающую общую способность самоуправления (таблица № 1).

Как видно из таблицы 1, у испытуемых преобладает средний уровень развития способности самоуправления (64 %), что свидетельствует о присутствии и рационального анализа, и эмоциональной оценки, ведущих к эффективности процесса самоуправления.

 

Таблица 1

 

Критерии способности самоуправления Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Абс. % Абс. % Абс. %
Анализ противоречий 33 % 59 % 8 %
Прогнозирование 44 % 54 % 3 %
Целеполагание 36 % 59 % 5 %
Планирование 8 % 77 % 15 %
Критерий оценки 23 % 67 % 10 %
Принятие решения 18 % 77 % 5 %
Самоконтроль 18 % 74 % 8 %
Коррекция 18 % 79 % 3 %
Общая способность самоуправления 36 % 64 % 0 %

 

Низкие показатели не наблюдаются ни у кого. У 36 % выпускников преобладает высокий уровень развития способности самоуправления, что свидетельствует о том, что в целом система самоуправления у данной группы имеется, однако в этом случае существует опасность того, что они слишком расчетливы и рациональны. Им необходимо научиться анализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания эмоционального и рационального.

Также интересным стал анализ по каждому критерию отдельно и в целом у мальчиков и девочек. Как видно, по всем критериям преобладает средний уровень, что может свидетельствовать о недостаточной сформированности этих качеств. Если сравнить показатели по среднему уровню по критериям с общей способностью самоуправления (64 %), то можно увидеть, что показатели выше почти по всем этапам, кроме первых трех: анализ противоречий (59 %), прогнозирование (54 %) и целеполагание (59 %). Это может быть обусловлено особенностями воспитания в нашем обществе, когда подростки все еще зависимы от родителей и редко сами решают в ситуации выбора, а тем более их никто не учит ставить цели, разбираться в ситуации и делать прогноз. Так как, в основном, родители сами выбирают те факультативы и те направления деятельности и творчества, которыми должен заниматься ребенок по их мнению. Также учащиеся не всегда видят и понимают цели учебной деятельности, того, чего хочет от них учитель, что требует программа и как это может быть соотнесено с личными приоритетами и желаниями.

Высокий уровень в каждом критерии выражен средне. По сравнению с таковым общей способности самоуправления (36 %) – более всего снижены показатели по планированию (6 %), а повышены по прогнозированию (44 %). То есть можно предположить, что выпускники с высоким уровнем самоуправления, уверенные в успехе, не считают нужным планировать свою деятельность, полагаясь на удачу и свои способности.

При сравнении данных у мальчиков и девочек с помощью χ2 – критерия статистически значимые различия выявлены лишь по этапам: анализ противоречий, прогнозирование, критерий оценки качества и общая способность к самоуправлению.

У девочек лучше развита способность к анализу противоречий, незначительно, но они лучше ориентируются в ситуации, чем мальчики (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Анализ противоречий высокий уровень средний уровень низкий уровень
абс. % абс. % абс. %
девочки 36 % 50 % 14 %
мальчики 29 % 71 % 0 %

 

Мальчики же лучше могут построить модель-прогноз, что же будет из всего этого, предвосхищая результат (таблица 3).

 

Таблица 3

 

Прогнозирование высокий уровень средний уровень низкий уровень
абс. % абс. % абс. %
девочки 32 % 64 % 5 %
мальчики 59 % 41 % 0 %

 

Также у мальчиков более четкие критерии оценки качества своих дейстий, они у них более устойчивы и меньше зависят от ситуации (таблица 4).

 

Таблица 4

 

Критерий оценки высокий уровень средний уровень низкий уровень
абс. % абс. % абс. %
девочки 14 % 68 % 18 %
мальчики 35 % 65 % 0 %

 

И в итоге у мальчиков лучше развита общая способность самоуправления, они более эффективны и чаще более успешны в карьере и жизни, они более самостоятельны и рациональны (таблица 5).

 

 

Таблица 5

 

Общая способность высокий уровень средний уровень низкий уровень
абс. % абс. % абс. %
девочки 23 % 77 % 0 %
мальчики 53 % 47 % 0 %

 

Итак, было выявлено, что для выпускников характерен средний уровень способности самоуправления, показывающий то, что еще не все готовы к самостоятельной жизни, профессиональному и жизненному самоопределению. Причем были выявлены статистически значимые различия в сформированности системы самоуправления между полами, у мальчиков выше общая способность самоуправления, прогнозирования и выработки критериев оценки качества, тогда как девочки обладают более высоким уровнем анализа противоречий. Возможно, это обусловлено традициями воспитания в нашей стране и распределением ролей между мужчинами и женщинами.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса и проведению развивающих занятий для выпускников по обучению их целеполаганию, а также эффективным методам самоуправления своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Так как, зрелая система самоуправления способствует гармоничному развитию подростков и более успешному профессиональному и жизненному самоопределению.

Литература

1. Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников: дис. в форме научного доклада д-ра психол. наук / М. И. Боришевский. – М., 1990. – 75 с.

2. Бедер, Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития / Я. Бедер // Вопросы психологии. – 1983. – №4. – с. 70–73.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Л. Д. – Р/на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.

4. Степанский, В. И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. – 1984.– № 3. – С. 118–122

5. Петровский В. А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания / В. А. Петровский, Е. М. Черепанова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 48–56.

 

 


Н. А. Дубинко

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.