В последнее время нагрузка на учащихся выпускных классов значительно увеличилась. Экзамены, централизованное тестирование, это не только проверка уровня знаний, но и проверка психологической устойчивости, умения владеть собой в сложной ситуации. Поэтому изучение способности к самоуправлению своими эмоциями, поведением выступает актуальным направлением в работе по подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам и ЦТ и может привести к пониманию основных затруднений при выборе жизненного и профессионального пути.
Реализация системного подхода к пониманию личности применительно к исследованию саморегуляции деятельности и поведения дает основания рассматривать последнюю в качестве одной из взаимосвязанных сторон или свойств личности (саморегулируемость) как целостной системы. При этом способность к саморегуляции можно считать наиболее существенной характеристикой личности, поскольку она свидетельствует о составе функциональных взаимосвязей и взаимовлияний различных образований, переменных различных систем и подсистем структуры личности и их развития [1, c. 6].
В процессе саморегуляции раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность актуализации. Таким образом, саморегуляция - комплексная способность, имеющая когнитивный и личностный аспекты. Саморегуляция предполагает способность к самоконтролю и самокоррекции. Самоисправление своих ошибок и недостатков может успешно осуществлятся только при наличии достаточно развитого уровня рефлексии, самооценки и положительного отношения к самому себе, внутренней потребности в самокоррекции, сочетающейся с компетентностью в этой деятельности; однако необходимым условием самокоррекции является еще и знание способов осуществления самоконтроля и самокоррекции [2, с. 70].
Причем необходимо различать понятия "саморегуляция" и "самоуправление". Самоуправление– целенаправленное изменение, и цель его ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление – процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, новых решений и средств достижения целей.
Саморегуляция – это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов, то есть цель задается извне. Функция саморегуляции иная – закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Таким образом, саморегуляция и самоуправление – не два разных процесса. А две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека [3, с. 281].
Развитие способности саморегуляции/самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольство собой. Он начинает действовать методом "проб и ошибок", перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов.
1. Анализ противоречий или ориентировка в ситуации – человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так как раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившейся ситуации)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?
2. Прогнозирование–на этом этапе формируется модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз - это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?
3. Целеполагание – это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочитаемых. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения в принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Он стремится получить ответы на такие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?
4. Планирование – человек формирует модель средств достижения цели к последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Он ищет ответы на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?
5. Критерий оценки качества – здесь решаются вопросы, какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны?
Будучи регуляторным средством личностной защиты, субъективный критерий успешности детерминируется главным образом мотивацией избегания неудачи, что отчетливо проявляется при наличии в условиях деятельности риска. Как показали экспериментальные исследования, в ситуациях конфликта некоторые испытуемые, стараясь избежать риска, связанного с достижением намеченной цели, снижают строгость своих критериев настолько, что начинают считать успешными даже такие результаты, которые вообще не попадают в окрестность цели [4, с. 121].
6. Принятие решения – это переход от плана к действиям, это самоприказ – начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать ли действовать или еще подождать немного?
7. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Каковы бы ни были конкретные формы обнаружения самоконтроля, центральным его звеном является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего я [5, с. 48].
8. Коррекция – это этап изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Если все идет как задумано, то он может продолжать действовать так же, повторить еще раз и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически - это переход к саморегуляции. Закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в системе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?
После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления. Пока не произойдет переход к саморегуляции, т. е. к привычным действиям и поступкам, совершаемых на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.
Таким образом, самоуправление можно рассматривать как систему действий (идеальных и материальных), направленных на предупреждение формализма в деятельности, что достигается посредством самоконтроля, самоанализа и самокоррекции на всех ее этапах.
То есть, эффективность жизнедеятельности личности в значительной мере обусловлена степенью сформированности отдельных моментов и структуры самоуправления. В большинстве случаев овладение этими элементами, объединение их в целостную структуру самоуправления происходит стихийно, методом "проб и ошибок".
Для изучения способности самоуправления использовалась методика «Способность самоуправления» (Столяренко Л.Д.), разработанная в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.
Объектом исследования стали учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы г. Мозыря из них 44 девочки и 34 мальчика. Полученные данные представлены по 8 шкалам, отражающим этапы самоуправления, и суммарную шкалу, отражающую общую способность самоуправления (таблица № 1).
Как видно из таблицы 1, у испытуемых преобладает средний уровень развития способности самоуправления (64 %), что свидетельствует о присутствии и рационального анализа, и эмоциональной оценки, ведущих к эффективности процесса самоуправления.
Таблица 1
Критерии способности самоуправления
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
Анализ противоречий
33 %
59 %
8 %
Прогнозирование
44 %
54 %
3 %
Целеполагание
36 %
59 %
5 %
Планирование
8 %
77 %
15 %
Критерий оценки
23 %
67 %
10 %
Принятие решения
18 %
77 %
5 %
Самоконтроль
18 %
74 %
8 %
Коррекция
18 %
79 %
3 %
Общая способность
самоуправления
36 %
64 %
0 %
Низкие показатели не наблюдаются ни у кого. У 36 % выпускников преобладает высокий уровень развития способности самоуправления, что свидетельствует о том, что в целом система самоуправления у данной группы имеется, однако в этом случае существует опасность того, что они слишком расчетливы и рациональны. Им необходимо научиться анализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания эмоционального и рационального.
Также интересным стал анализ по каждому критерию отдельно и в целом у мальчиков и девочек. Как видно, по всем критериям преобладает средний уровень, что может свидетельствовать о недостаточной сформированности этих качеств. Если сравнить показатели по среднему уровню по критериям с общей способностью самоуправления (64 %), то можно увидеть, что показатели выше почти по всем этапам, кроме первых трех: анализ противоречий (59 %), прогнозирование (54 %) и целеполагание (59 %). Это может быть обусловлено особенностями воспитания в нашем обществе, когда подростки все еще зависимы от родителей и редко сами решают в ситуации выбора, а тем более их никто не учит ставить цели, разбираться в ситуации и делать прогноз. Так как, в основном, родители сами выбирают те факультативы и те направления деятельности и творчества, которыми должен заниматься ребенок по их мнению. Также учащиеся не всегда видят и понимают цели учебной деятельности, того, чего хочет от них учитель, что требует программа и как это может быть соотнесено с личными приоритетами и желаниями.
Высокий уровень в каждом критерии выражен средне. По сравнению с таковым общей способности самоуправления (36 %) – более всего снижены показатели по планированию (6 %), а повышены по прогнозированию (44 %). То есть можно предположить, что выпускники с высоким уровнем самоуправления, уверенные в успехе, не считают нужным планировать свою деятельность, полагаясь на удачу и свои способности.
При сравнении данных у мальчиков и девочек с помощью χ2 – критерия статистически значимые различия выявлены лишь по этапам: анализ противоречий, прогнозирование, критерий оценки качества и общая способность к самоуправлению.
У девочек лучше развита способность к анализу противоречий, незначительно, но они лучше ориентируются в ситуации, чем мальчики (таблица 2).
Таблица 2
Анализ противоречий
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
абс.
%
абс.
%
абс.
%
девочки
36 %
50 %
14 %
мальчики
29 %
71 %
0 %
Мальчики же лучше могут построить модель-прогноз, что же будет из всего этого, предвосхищая результат (таблица 3).
Таблица 3
Прогнозирование
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
абс.
%
абс.
%
абс.
%
девочки
32 %
64 %
5 %
мальчики
59 %
41 %
0 %
Также у мальчиков более четкие критерии оценки качества своих дейстий, они у них более устойчивы и меньше зависят от ситуации (таблица 4).
Таблица 4
Критерий оценки
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
абс.
%
абс.
%
абс.
%
девочки
14 %
68 %
18 %
мальчики
35 %
65 %
0 %
И в итоге у мальчиков лучше развита общая способность самоуправления, они более эффективны и чаще более успешны в карьере и жизни, они более самостоятельны и рациональны (таблица 5).
Таблица 5
Общая
способность
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
абс.
%
абс.
%
абс.
%
девочки
23 %
77 %
0 %
мальчики
53 %
47 %
0 %
Итак, было выявлено, что для выпускников характерен средний уровень способности самоуправления, показывающий то, что еще не все готовы к самостоятельной жизни, профессиональному и жизненному самоопределению. Причем были выявлены статистически значимые различия в сформированности системы самоуправления между полами, у мальчиков выше общая способность самоуправления, прогнозирования и выработки критериев оценки качества, тогда как девочки обладают более высоким уровнем анализа противоречий. Возможно, это обусловлено традициями воспитания в нашей стране и распределением ролей между мужчинами и женщинами.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса и проведению развивающих занятий для выпускников по обучению их целеполаганию, а также эффективным методам самоуправления своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Так как, зрелая система самоуправления способствует гармоничному развитию подростков и более успешному профессиональному и жизненному самоопределению.
Литература
1. Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников: дис. в форме научного доклада д-ра психол. наук / М. И. Боришевский. – М., 1990. – 75 с.
2. Бедер, Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития / Я. Бедер // Вопросы психологии. – 1983. – №4. – с. 70–73.
3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Л. Д. – Р/на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.
4. Степанский, В. И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. – 1984.– № 3. – С. 118–122
5. Петровский В. А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания / В. А. Петровский, Е. М. Черепанова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 48–56.