Содержание вузовского образования традиционно основывается на глубокой теоретической подготовке студента к профессиональной деятельности. Преобладающий в практике вузов тип организации обучения подразумевает накопление суммы знаний из всех учебных дисциплин, составляющих совокупную интеллектуальную основу будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в качестве главного результата обучения подразумеваются именно знания, преподносимые педагогами. В настоящее время среди преподавателей и теоретиков образования есть понимание необходимости подготовки личности профессионала. Так, известный ученый в области психологии профессионализма А. К. Маркова при описании модели специалиста выделяет модель деятельности специалиста и модель личности специалиста [1]. Особую значимость, в силу специфики профессии, имеет вопрос соотнесения личностных качеств психолога с требованиями к профессиональным качествам специалиста.
Чтобы получить «личностный профиль специалиста» в области практической психологии образования, можно с помощью тестов выделить наиболее выраженные по разным шкалам качества успешно работающих педагогов-психологов и сопоставить с этими параметрами показатели тестирования студентов-психологов по аналогичным шкалам. Можно пойти от «противного», то есть выделить качества, являющиеся противопоказаниями для профессиональной деятельности. Так, для работы в качестве психолога называются нелюбовь к людям, психическое нездоровье, неумение общаться. Применительно к студентам-психологам выделяются такие нежелательные качества как лень, безынициативность, а также пассивная установка на то, что преподаватели должны преподносить профессиональные знания и умения [2]. Но усилия педагогов не приведут студента к личностному росту, если студент не активен, не движется сам. Тем более явным это становится, когда формальное обучение закончено. Истинное развитие личности – это, прежде всего, саморазвитие, которое определяется внутренней позицией самого человека.
Цель нашего исследования – определить уровень самоактуализации и психологической зрелости студентов. В качестве измерительного инструмента использовался вопросник Э. Шострем в адаптации А. В. Лазукина «Самоактуализационный тест» (САМОАЛ) [3]. Методика состоит из 100 пар утверждений. Из двух вариантов выбирается тот, который в большей степени отражает мнение опрашиваемого. Опросник диагностирует 11 факторов. В качестве испытуемых выступили студенты старшего курса, обучающиеся по специальности «Практическая психология» (N = 140).
Охарактеризуем показатели средних значений по шкалам опросника:
1) ориентация во времени (40 %) - результат ниже среднего значения показывает повышенный уровень невротизации студентов, вызванной противоречием между завышенными стремлениями к достижениям и неуверенностью в себе;
2) ценности (50 %) – среднее значение по шкале говорит о том, что студентам-психологам близки такие ценности самоактуализирующейся личности как истина, красота, добро, справедливость, порядок, совершенство;
3) взгляд на природу человека (20 %) – является скорее негативным, поскольку результат свидетельствует о недоверии к людям;
4) потребность в познании (41 %) – говорит о том, что познавательная потребность у студентов носит прагматичный характер, и связана, в первую очередь, с удовлетворением потребностей престижа, социального статуса;
5) креативность (61 %) – показывает наличие творческого потенциала у значительного числа опрошенных студентов-психологов;
6) автономность (40 %) – свидетельствует, что студентам недостает внутренней свободы;
7) спонтанность (41 %) – результат говорит о том, что студентам недостает уверенности в себе и доверия к окружающему миру;
8)самопонимание (31 %) – ориентация на мнение окружающих приводит студентов к необходимости прибегать к психологическим защитам;
9) аутосимпатия (43 %) – показатель свидетельствует о неустойчивости самосознания;
10) контактность (45 %) – при наличии предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, студенты не способны к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими;
11) гибкость в общении (46 %) – соотносится с наличием у студентов-психологов социальных стереотипов, что приводит к смешению в общении самораскрытия личности с самопредъявлением для произведения нужного впечатления.
Признавая важность саморазвития, самоактуализации, студенты-психологи обладают рядом личностных характеристик, которые не позволяют наиболее полно реализовать свои возможности: низкий уровень доверия, предвзятое отношение к людям, неуверенность, склонность подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами («ориентированность извне»). Активизация стремления будущих педагогов-психологов к саморазвитию возможна при условии, если в процессе преподавания дисциплин психологического цикла будут сбалансированы методический аспект работы, направленный на формирование системы знаний умений и навыков, и психологический, сосредоточенный на развитии личности профессионала.
Для решения данной задачи как нельзя более подходят идеи развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) о том, что методы и приемы обучения должны ориентироваться не просто на усвоение дисциплинарных знаний, а на общее развитие личности [4].
В распоряжении психологической науки имеются экспериментальные данные об опыте и результатах развивающего обучения, относящиеся преимущественно к школьному обучению, однако основные составляющие этой теории подходят к высшему образованию:
· содержание обучения – теоретические знания;
· метод – организация совместной деятельности;
· продукт - главные психические новообразования.
Теоретические знания в вузе традиционно являются преобладающими. Но обучение не должно сводиться к сообщению научных знаний в готовых формулировках для пассивного восприятия и непосредственного запоминания студентами. Профессиональная подготовка требует от студентов определенной интеллектуальной зрелости, особой познавательной активности. Хотя студенты, поступив в вуз, и выбрали тем самым интеллектуальную деятельность, у многих познавательная активность проявляется на уровне усвоения содержания информации, без уяснения приемов ее организации и подачи.
Учебный материал лучше усваивается, когда работа преподавателя организуется как совместная деятельность обучающего и обучаемых. Формы и методы обучения должны стимулировать познавательную активность обучаемых. Попытки совершенствования методов преподавания, активизирующих деятельность студентов, привели к распространению интерактивных методов обучения, которые основываются на психологии человеческих отношений и взаимодействий.
Одной из технологий, позволяющих стать студенту субъектом процесса обучения, является коллективный способ обучения (КСО), подробно описанный в литературе и широко используемый в образовательной практике. Сущность КСО заключается в такой его организации, при которой обучение студентов осуществляется путем их общения в динамических парах, когда каждый учит каждого [5]. При использовании в учебном процессе технологии коллективного взаимообучения отдельные темы изучаются студентами самостоятельно, без предварительных лекций преподавателя, а затем прорабатываются в парах сменного состава.
Данная технология используется нами как способ организации семинарских занятий по ряду преподаваемых дисциплин психологического цикла. Например, занятие курса «Педагогическая психология» по теме «Психологические аспекты развивающего обучения» состоит из следующих этапов. Цель: познакомить студентов с новой формой организации учебного процесса, создать условия для развития индивидуальной ответственности, усвоить информацию по предложенной теме, способствовать развитию коммуникативной культуры. Материалы: статьи ученых-психологов, специалистов-практиков по проблеме развивающего образования.
Ход работы. Студенты объединяются в подгруппы (оптимально 4 подгруппы), каждая их которых работает над своей статьей, члены подгруппы устанавливают, что из статьи следует выбрать для преподавания и как это сделать для наиболее эффективного усвоения материала участниками других подгрупп. После этого студенты работают в парах сменного состава, где каждый студент рассказывают свою часть информации и сам получает новую информацию. Когда все члены группы завершают преподавание своей части и изучение материала других участников занятия, проводится устный опрос студентов для оценки качества и результатов работы, рефлексии собственного самоизменения.
Приведем некоторые оценочные суждения студентов относительно эффективности интерактивной технологии КСО: «Лучше разобралась в идеях развивающего образования. Понравилось нестандартное проведение занятия». «На таких занятиях материал усваивается осмысленно, а не автоматически». «Хотелось бы чаще проведения такого рода занятий. И, по моему мнению, я усвоила намного больше, чем обычно».
Важнейшей особенностью развивающего обучения в вузе является ориентированность на конечный продукт – развитие умственных и личностных качеств как главных психологических новообразований студенческого возраста. Развитие – не простое прибавление знаний и умений, а особый процесс изменения всей личности. К моменту поступления в вуз еще не исчерпаны возрастные проблемы личностного становления. Интерес к психологии вообще и к познанию своей личности, в частности, обусловлен психологическими особенностями юношеского возраста, а также возможностями и условиями, которые может предоставить вуз для индивидуального развития личности. Содержание учебных программ по дисциплинам психологического цикла не всегда в достаточной мере содержит информацию, необходимую студентам в повседневной жизни. Возникает необходимость дополнения и подкрепления знаний, полученных студентами на занятиях по психологии, практическими умениями и навыками по применению теорий в реальной жизни.
Оптимальной формой популяризации психологических знаний является работа созданного под нашим руководством студенческого психологического клуба «Психея». Заседания клуба – это комплексные занятия, которые сочетают различные активные формы и методы представления материала, содержащего практически ориентированные психологические знания. Студенты приобретают опыт социального взаимодействия в групповых дискуссиях, ролевых играх, повышают компетенцию в работе с психологической информацией, формируют навыки их использования в повседневной жизни. В целом, деятельность студенческого психологического клуба стимулирует социальную и познавательную активность студентов, активизирует процессы развития и саморазвития, способствует личностному росту будущих педагогов-психологов в процессе профессионального становления.
Литература
1. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 215 с.
2. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.
3. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян. – М. : «Ось– 89», 2002. – С. 98–108.
4. Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст. / науч. ред. Т. М. Савельева. – Минск : ПК ООО “Полибиг”, 2002. – 224 с.
5. Использование технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе / сост. А. И. Андарало, Е. С. Шилова. – Минск: БГПУ, 2003. – 25 с.