Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ



 

Стремительный темп научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни современного человека, информационные и эмоциональные перегрузки, экологическое неблагополучие оказывают серьезное влияние на состояние здоровья людей. Поэтому первостепенное значение в ряду приоритетных ценностей человека отводится сохранению здоровья и работоспособности. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если имеет достаточный уровень психической энергии. Последняя определяет его работоспособность, и одновременно достаточную пластичность, гармоничность психики. Это позволяет эффективно адаптироваться в обществе. Психологи утверждают, что достичь жизненного успеха может только гармоничная, сильная и устойчивая личность. Такую личность мы условно назовем психически здоровой.

Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития студентов, ориентированного на владение способами формирования умений и навыков учебного труда. В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, в особенности его психологической культуре и здоровью. Образовательное учреждение должно направить все свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание личной ответственности студентов не только за качество своего обучения (ключевые компетенции), но и состояние здоровья.

Наивысшая потребность личности – это самореализация заложенных возможностей, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Реализация потенциальных возможностей личности студентов определяется их активностью в учебной деятельности. При этом личностные механизмы саморегуляции активности следует рассматривать как системообразующий фактор мобилизации функциональных ресурсов и резервов для достижения поставленных целей. Процесс мобилизации внутренних ресурсов и резервов по реализации поставленных целей оказывает огромную нагрузку на здоровье человека. Современная управленческая деятельность – наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь, требует больших усилий и напряжения.

В процессе подготовки будущих управленцев требуется специальная разработка программ самосбережения и психологической самозащиты руководителей от факторов профессионального риска, стрессовых ситуаций и затяжных, истощающих психогений. Психогения (от греч. psyche – душа и genesis – происхождение), патологические, но обратимые расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм как сверхскоростных, так и слабых, но постоянно действующих и порождающих внутренние конфликты. Недостаточное умение управлять своим психическим состоянием в напряженных условиях управленческого процесса определяет развитие ряда проблем в физическом здоровье, в психосоматическом статусе, приводит к развитию феномена эмоционального выгорания.

Современный руководитель, как правило, работает в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства, ситуациях, вынуждающих идти на риск, одновременного решения нескольких разноуровневых задач. Поэтому руководитель находится в стрессовом состоянии почти постоянно. И если ему не удается вырваться из состояния сверхвозбудимости и перенапряжения в течение длительного времени, то у него может появиться опасность развития какого-либо психического или физического заболевания.

Здоровье – это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам [1, с. 40]. Здоровье руководителей включает физическое, психологическое, духовное и этическое благосостояние. Каждая из этих составляющих вносит вклад в силу и безопасность руководителя. Если все эти составляющие достаточно сильно развиты, руководители могут очень эффективно работать как личности, как коллеги и как лидеры внутри организации.

Студенческий возраст – это период наивысшей активности, становления самосознания, понимания смысла жизни и своего признания. Происходит рост самостоятельности, самоопределения в новом кругу общения, осмысленное принятие решений, формирование направленности личности и духовное развитие. Предъявляемые требования к самоорганизации студента, работе личности над собой основаны на новой ступени ответственности, которая увеличивается по мере того, как вырастает свобода установок и ценностей. Учеба в вузе – деятельность, в которой на студента падает огромная умственная и нервно-эмоциональная нагрузка. Поэтому важно сформировать способность самоуправления психическим состоянием в процессе учебной деятельности. Это такие качества, как: умение снижать эмоциональное возбуждение в ожидании экзамена или в ходе его, эмоциональная настроенность на успех, уверенность в своих силах, высокая работоспособность.

Нами была обследована группа студентов третьего курса Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (24 человека). Средний возраст испытуемых – 20 лет. Были исследованы черты личности с использованием опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [2, с. 311–321]. Этот подход был выработан С. Хобфоллом в 1994 году, за счет использования многоосевой модели «преодолевающего поведения», которое рассматривалось как целая стратегия поведения, а не его отдельный тип.

В данной модели есть две основные оси: просоциальная-асоциальная и активная-пассивная, а также одна дополнительная: прямая-непрямая. Просоциальная и асоциальная ось отражает присутствие межличностного компонента во многих жизненных стрессорах; возможность потенциальных социальных последствий при индивидуальных усилиях; необходимость взаимодействия с другими людьми. Активная-пассивная ось отражает гендерные различия в преодолении, которые в большей степени являются не функцией гендера, а продуктом общества. Прямая-непрямая ось увеличивает межкультурную применимость опросника с точки зрения стратегий поведения.

Испытуемым предлагалось оценить по пятибалльной шкале особенности своего поведения в сложных стрессовых ситуациях. Баллы отражали степень предпочтения той или иной модели поведения в данных ситуациях. В опроснике девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия и агрессивные действия.

Приводим анализ результатов проведенного исследования. Студенты, имеющие высокие показатели в учебе по среднему баллу экзаменационных оценок, уменьшают эмоциональный компонент дистресса благодаря достаточно высоким показателям уверенности и просоциальности. Это указывают на то, что в сложных (стрессогенных) ситуациях они склонны прибегать скорее к активным стратегиям преодоления. Как правило, такие студенты ведут себя вполне уверенно и решительно. Они обычно эффективно справляются с возникшими учебными трудностями, не сомневаются в своих способностях, уверены в правильном выборе вуза и специальности, имеют четкую цель. При помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов окружающих такие студенты успешно совладают со стрессовыми ситуациями, сохраняя работоспособность на протяжении всего учебного года. Это активные, уверенные в своих действиях студенты, которые легко вступают в контакт с однокурсниками и педагогами, эффективно сотрудничают с ними, сами умеют найти проблему и способы ее решения; проявляют оригинальность в выполнении заданий; прекрасно планируют последовательность своей работы; постоянно осуществляют самоконтроль. Проявляя при этом нравственные качества, общительность и эмпатию, они не уходят от решения проблем, не избегают трудностей; прогнозируют процессы и результаты своей деятельности; планируют свою работу на занятиях и дома, постоянно осуществляют долгосрочное планирование. Такие студенты ориентированы на студенческий коллектив, устанавливают эффективные взаимоотношения. Данная часть будущих управленцев достаточно осторожна, рациональна, аналитична, склонна четко определять саму проблему и тщательно обдумывать свои решения. В сложных ситуациях – они расчетливы и неторопливы, без явной необходимости не предпринимают активных действий, их отличает хорошее состояние здоровья.

При выраженных показателях более консервативной системы взглядов, оставшийся контингент студентов (9 респондентов) отличается излишней внимательностью к мелочам, низким творческим потенциалом мышления и средним уровнем развития воображения. Такие испытуемые по результатам обследования показали неумение быстро адаптироваться в трудной ситуации; сомневаются в своих способностях, проявляют неуверенность в своих силах, особенно в период сессии, так как недостаточно уверены в себе, о чем говорит низкий показатель уверенности.

Индивидуальные беседы с данной категорией студентов показали, что им не хватает решительности, активности, самоуважения, есть проблемы в межличностных отношениях, они часто обращаются за помощью в медпункт. В результате такого положения дел у многих из них наблюдаются признаки выгорания (истощение, личностная отстраненность, снижение эффективности учебной деятельности).

Для такой категории студентов необходима психологическая помощь и поддержка специалиста-психолога, который сможет рекомендовать коррекционно-развивающую программу. Полезны так же будут занятия в психологическом мастер-классе или участие студентов в здоровьезберегающих проектах.

Сотрудники Центра социально-психологической работы предлагают данной категории студентов психологические и социально-педагогические тренинги. В процессе работы на тренинге у его участников вырабатываются умения и навыки к произвольному прекращению тревожного или стрессового состояния, стабилизации, спокойствия, хорошего настроения, комфорта и уверенности в себе. Тренинг дает возможность познать себя, резервы активного сбалансированного образа жизни, межличностные отношения в студенческой группе и другие особенности своей личности.

Тренинговые занятия помогают овладеть способами ситуативного совладания со стрессом; познакомиться с правилами и способами подготовки к стрессовым ситуациям (своеобразная профилактика стресса), что увеличит «запас прочности» студентов в совладании со стрессом; создать условия для самореализации личности студента в условиях учебной деятельности; раскрыть личностный потенциал и выработать стратегии преодоления проблемных ситуаций.

Существует мнение, что низкий уровень устойчивости, низкая самооценка, внешний локус контроля и избегающий поведенческий стиль – типичный конституциональный профиль личности, чувствительный к воздействию стрессовых факторов [3, с. 4].

Попытки личности овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации показывают, с помощью каких видов человек взаимодействует с задачами внешнего или внутреннего характера. Известно, что чем больше у государственных служащих мера ответственности и масштаб деятельности, тем явнее у них проявляются критические состояния [4, с. 31].

В процессе исследования нами выявлены эффективные способы проблемно-решающего поведения студентов. Это самоконтроль, использование социальной поддержки, повышение ответственности, планирование разрешения проблемы и позитивная переоценка ситуации. Применение этих стратегий в разрешении проблем показывает степень активности или пассивности будущего руководителя, его состояние здоровья.

Исследование показало, что снижение степени ситуационной тревожности студентов (выступление с докладами, экзаменационная сессия), возможно за счет повышения их познавательного уровня развития, а личностной тревожности – с помощью использования педагогами методик и психотехник, снимающих напряжение.

К психологическим условиям, способствующим формированию психологического здоровья студентов относятся гуманные субъективно-субъективные отношения «студент – преподаватель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации студентов вуза к формированию познавательной активности и психологического здоровья.

На оптимальные стратегии преодоления трудностей в стрессовых ситуациях влияют следующие личностные характеристики студентов:уверенность в правильном выборе вуза и специальности; высокая познавательная активность в учебном процессе; четко поставленные цели; умение планировать свою работу и сохранять работоспособность на протяжении всего учебного года; умение устанавливать эффективное взаимодействие с однокурсниками и педагогами; способность прогнозировать процесс и результат своей деятельности; самоконтроль.

При более детальном рассмотрении оптимальных характеристик, помогающих преодолевать стрессовые ситуации, важно учитывать уровень развития следующих показателей:

- навыки социального взаимодействия (способность эффективно общаться, строить межличностное взаимодействие);

- ориентация на успех (наличие таких качеств, как упорство, настойчивость, азартность, работоспособность, склонность к риску);

- социальная зрелость (наличие достаточно сформированных личных целей, способность к коррекции собственного поведения, умение четко излагать свою позицию и понимать чужую);

- способность к сложной работе (устойчивость к стрессу, степень эмоциональной устойчивости, умение планировать сложную работу и устанавливать приоритетность задач при дефиците времени).

От уровня развития психической устойчивости в любых стрессовых ситуациях напрямую зависит уровень профессионализма. Поэтому в процессе подготовки будущих управленцев необходимо делать упор на системный подход при разработке учебных программ и специальных курсов, предусматривающих оптимизацию психической устойчивости и сохранения психологического здоровья. При разработке программ или специальных курсов необходимо учитывать факторы профессионального риска и технологии психологической защиты, способствующие профессиональному развитию будущего руководителя, направленные на повышение его стрессоустойчивости и работоспособности.

Научить студентов планированию, самоорганизации и самообразовательной деятельности в различных звеньях учебного процесса и во внеаудиторной работе, умению рационально распределять свой бюджет времени можно через введение специального курса по типу «Психологическая культура умственного труда студента».

Как мы выяснили, психологическое здоровье в значительной степени обусловливает наши жизненные достижения, потому что оно:

- прямо влияет на функции организма и таким образом на физические аспекты нашего благополучия;

- помогает адаптации к различным жизненным условиям;

- содействует формированию чувства самоуважения и собственного достоинства, которые необходимы для мотивации жизненных достижений;

- влияет на взаимоотношения с другими людьми и через них – на успешный личностный и профессиональный рост;

- в значительной степени определяет работоспособность и материальное благополучие;

- дает ощущение полноты и смысла жизни, что делает людей счастливыми. Таким образом, в процессе подготовки студентов к управленческой сфере деятельности важно научить студента регулировать эмоциональное состояние с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий, благодаря которым можно уменьшить эмоциональное напряжение и управлять проблемой с помощью выбора той или иной стратегии поведения.

Все эти факторы будут способствовать актуализации и развитию творческого потенциала личности студента, что в свою очередь окажет действенную помощь в сохранении психологического здоровья и поможет в преодолении и разрешении трудных ситуаций в будущей управленческой деятельности.

 

Литература

1. Лободин, В. Т. Формула здоровья / В. Т. Лободин. – СПб. : «Невский проспект», 1999. – 187 с.

2. Никифоров, Г. С. Практикум по психологии менеджмента и профес-сиональной деятельности / Г. С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2003. – 443 с.

3. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – № 7 – С. 3–8.

4. Жданов, О. И. Стресс в жизнедеятельности госслужащих и пути его профилактики / О. И. Жданов. – М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – 94 с.

 

 

В. П. Вишневская

(Минск, Беларусь)

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.