Стремительный темп научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни современного человека, информационные и эмоциональные перегрузки, экологическое неблагополучие оказывают серьезное влияние на состояние здоровья людей. Поэтому первостепенное значение в ряду приоритетных ценностей человека отводится сохранению здоровья и работоспособности. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если имеет достаточный уровень психической энергии. Последняя определяет его работоспособность, и одновременно достаточную пластичность, гармоничность психики. Это позволяет эффективно адаптироваться в обществе. Психологи утверждают, что достичь жизненного успеха может только гармоничная, сильная и устойчивая личность. Такую личность мы условно назовем психически здоровой.
Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития студентов, ориентированного на владение способами формирования умений и навыков учебного труда. В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, в особенности его психологической культуре и здоровью. Образовательное учреждение должно направить все свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание личной ответственности студентов не только за качество своего обучения (ключевые компетенции), но и состояние здоровья.
Наивысшая потребность личности – это самореализация заложенных возможностей, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Реализация потенциальных возможностей личности студентов определяется их активностью в учебной деятельности. При этом личностные механизмы саморегуляции активности следует рассматривать как системообразующий фактор мобилизации функциональных ресурсов и резервов для достижения поставленных целей. Процесс мобилизации внутренних ресурсов и резервов по реализации поставленных целей оказывает огромную нагрузку на здоровье человека. Современная управленческая деятельность – наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь, требует больших усилий и напряжения.
В процессе подготовки будущих управленцев требуется специальная разработка программ самосбережения и психологической самозащиты руководителей от факторов профессионального риска, стрессовых ситуаций и затяжных, истощающих психогений. Психогения (от греч. psyche – душа и genesis – происхождение), патологические, но обратимые расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм как сверхскоростных, так и слабых, но постоянно действующих и порождающих внутренние конфликты. Недостаточное умение управлять своим психическим состоянием в напряженных условиях управленческого процесса определяет развитие ряда проблем в физическом здоровье, в психосоматическом статусе, приводит к развитию феномена эмоционального выгорания.
Современный руководитель, как правило, работает в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства, ситуациях, вынуждающих идти на риск, одновременного решения нескольких разноуровневых задач. Поэтому руководитель находится в стрессовом состоянии почти постоянно. И если ему не удается вырваться из состояния сверхвозбудимости и перенапряжения в течение длительного времени, то у него может появиться опасность развития какого-либо психического или физического заболевания.
Здоровье – это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам [1, с. 40]. Здоровье руководителей включает физическое, психологическое, духовное и этическое благосостояние. Каждая из этих составляющих вносит вклад в силу и безопасность руководителя. Если все эти составляющие достаточно сильно развиты, руководители могут очень эффективно работать как личности, как коллеги и как лидеры внутри организации.
Студенческий возраст – это период наивысшей активности, становления самосознания, понимания смысла жизни и своего признания. Происходит рост самостоятельности, самоопределения в новом кругу общения, осмысленное принятие решений, формирование направленности личности и духовное развитие. Предъявляемые требования к самоорганизации студента, работе личности над собой основаны на новой ступени ответственности, которая увеличивается по мере того, как вырастает свобода установок и ценностей. Учеба в вузе – деятельность, в которой на студента падает огромная умственная и нервно-эмоциональная нагрузка. Поэтому важно сформировать способность самоуправления психическим состоянием в процессе учебной деятельности. Это такие качества, как: умение снижать эмоциональное возбуждение в ожидании экзамена или в ходе его, эмоциональная настроенность на успех, уверенность в своих силах, высокая работоспособность.
Нами была обследована группа студентов третьего курса Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (24 человека). Средний возраст испытуемых – 20 лет. Были исследованы черты личности с использованием опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [2, с. 311–321]. Этот подход был выработан С. Хобфоллом в 1994 году, за счет использования многоосевой модели «преодолевающего поведения», которое рассматривалось как целая стратегия поведения, а не его отдельный тип.
В данной модели есть две основные оси: просоциальная-асоциальная и активная-пассивная, а также одна дополнительная: прямая-непрямая. Просоциальная и асоциальная ось отражает присутствие межличностного компонента во многих жизненных стрессорах; возможность потенциальных социальных последствий при индивидуальных усилиях; необходимость взаимодействия с другими людьми. Активная-пассивная ось отражает гендерные различия в преодолении, которые в большей степени являются не функцией гендера, а продуктом общества. Прямая-непрямая ось увеличивает межкультурную применимость опросника с точки зрения стратегий поведения.
Испытуемым предлагалось оценить по пятибалльной шкале особенности своего поведения в сложных стрессовых ситуациях. Баллы отражали степень предпочтения той или иной модели поведения в данных ситуациях. В опроснике девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия и агрессивные действия.
Приводим анализ результатов проведенного исследования. Студенты, имеющие высокие показатели в учебе по среднему баллу экзаменационных оценок, уменьшают эмоциональный компонент дистресса благодаря достаточно высоким показателям уверенности и просоциальности. Это указывают на то, что в сложных (стрессогенных) ситуациях они склонны прибегать скорее к активным стратегиям преодоления. Как правило, такие студенты ведут себя вполне уверенно и решительно. Они обычно эффективно справляются с возникшими учебными трудностями, не сомневаются в своих способностях, уверены в правильном выборе вуза и специальности, имеют четкую цель. При помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов окружающих такие студенты успешно совладают со стрессовыми ситуациями, сохраняя работоспособность на протяжении всего учебного года. Это активные, уверенные в своих действиях студенты, которые легко вступают в контакт с однокурсниками и педагогами, эффективно сотрудничают с ними, сами умеют найти проблему и способы ее решения; проявляют оригинальность в выполнении заданий; прекрасно планируют последовательность своей работы; постоянно осуществляют самоконтроль. Проявляя при этом нравственные качества, общительность и эмпатию, они не уходят от решения проблем, не избегают трудностей; прогнозируют процессы и результаты своей деятельности; планируют свою работу на занятиях и дома, постоянно осуществляют долгосрочное планирование. Такие студенты ориентированы на студенческий коллектив, устанавливают эффективные взаимоотношения. Данная часть будущих управленцев достаточно осторожна, рациональна, аналитична, склонна четко определять саму проблему и тщательно обдумывать свои решения. В сложных ситуациях – они расчетливы и неторопливы, без явной необходимости не предпринимают активных действий, их отличает хорошее состояние здоровья.
При выраженных показателях более консервативной системы взглядов, оставшийся контингент студентов (9 респондентов) отличается излишней внимательностью к мелочам, низким творческим потенциалом мышления и средним уровнем развития воображения. Такие испытуемые по результатам обследования показали неумение быстро адаптироваться в трудной ситуации; сомневаются в своих способностях, проявляют неуверенность в своих силах, особенно в период сессии, так как недостаточно уверены в себе, о чем говорит низкий показатель уверенности.
Индивидуальные беседы с данной категорией студентов показали, что им не хватает решительности, активности, самоуважения, есть проблемы в межличностных отношениях, они часто обращаются за помощью в медпункт. В результате такого положения дел у многих из них наблюдаются признаки выгорания (истощение, личностная отстраненность, снижение эффективности учебной деятельности).
Для такой категории студентов необходима психологическая помощь и поддержка специалиста-психолога, который сможет рекомендовать коррекционно-развивающую программу. Полезны так же будут занятия в психологическом мастер-классе или участие студентов в здоровьезберегающих проектах.
Сотрудники Центра социально-психологической работы предлагают данной категории студентов психологические и социально-педагогические тренинги. В процессе работы на тренинге у его участников вырабатываются умения и навыки к произвольному прекращению тревожного или стрессового состояния, стабилизации, спокойствия, хорошего настроения, комфорта и уверенности в себе. Тренинг дает возможность познать себя, резервы активного сбалансированного образа жизни, межличностные отношения в студенческой группе и другие особенности своей личности.
Тренинговые занятия помогают овладеть способами ситуативного совладания со стрессом; познакомиться с правилами и способами подготовки к стрессовым ситуациям (своеобразная профилактика стресса), что увеличит «запас прочности» студентов в совладании со стрессом; создать условия для самореализации личности студента в условиях учебной деятельности; раскрыть личностный потенциал и выработать стратегии преодоления проблемных ситуаций.
Существует мнение, что низкий уровень устойчивости, низкая самооценка, внешний локус контроля и избегающий поведенческий стиль – типичный конституциональный профиль личности, чувствительный к воздействию стрессовых факторов [3, с. 4].
Попытки личности овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации показывают, с помощью каких видов человек взаимодействует с задачами внешнего или внутреннего характера. Известно, что чем больше у государственных служащих мера ответственности и масштаб деятельности, тем явнее у них проявляются критические состояния [4, с. 31].
В процессе исследования нами выявлены эффективные способы проблемно-решающего поведения студентов. Это самоконтроль, использование социальной поддержки, повышение ответственности, планирование разрешения проблемы и позитивная переоценка ситуации. Применение этих стратегий в разрешении проблем показывает степень активности или пассивности будущего руководителя, его состояние здоровья.
Исследование показало, что снижение степени ситуационной тревожности студентов (выступление с докладами, экзаменационная сессия), возможно за счет повышения их познавательного уровня развития, а личностной тревожности – с помощью использования педагогами методик и психотехник, снимающих напряжение.
К психологическим условиям, способствующим формированию психологического здоровья студентов относятся гуманные субъективно-субъективные отношения «студент – преподаватель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации студентов вуза к формированию познавательной активности и психологического здоровья.
На оптимальные стратегии преодоления трудностей в стрессовых ситуациях влияют следующие личностные характеристики студентов:уверенность в правильном выборе вуза и специальности; высокая познавательная активность в учебном процессе; четко поставленные цели; умение планировать свою работу и сохранять работоспособность на протяжении всего учебного года; умение устанавливать эффективное взаимодействие с однокурсниками и педагогами; способность прогнозировать процесс и результат своей деятельности; самоконтроль.
При более детальном рассмотрении оптимальных характеристик, помогающих преодолевать стрессовые ситуации, важно учитывать уровень развития следующих показателей:
- навыки социального взаимодействия (способность эффективно общаться, строить межличностное взаимодействие);
- ориентация на успех (наличие таких качеств, как упорство, настойчивость, азартность, работоспособность, склонность к риску);
- социальная зрелость (наличие достаточно сформированных личных целей, способность к коррекции собственного поведения, умение четко излагать свою позицию и понимать чужую);
- способность к сложной работе (устойчивость к стрессу, степень эмоциональной устойчивости, умение планировать сложную работу и устанавливать приоритетность задач при дефиците времени).
От уровня развития психической устойчивости в любых стрессовых ситуациях напрямую зависит уровень профессионализма. Поэтому в процессе подготовки будущих управленцев необходимо делать упор на системный подход при разработке учебных программ и специальных курсов, предусматривающих оптимизацию психической устойчивости и сохранения психологического здоровья. При разработке программ или специальных курсов необходимо учитывать факторы профессионального риска и технологии психологической защиты, способствующие профессиональному развитию будущего руководителя, направленные на повышение его стрессоустойчивости и работоспособности.
Научить студентов планированию, самоорганизации и самообразовательной деятельности в различных звеньях учебного процесса и во внеаудиторной работе, умению рационально распределять свой бюджет времени можно через введение специального курса по типу «Психологическая культура умственного труда студента».
Как мы выяснили, психологическое здоровье в значительной степени обусловливает наши жизненные достижения, потому что оно:
- прямо влияет на функции организма и таким образом на физические аспекты нашего благополучия;
- помогает адаптации к различным жизненным условиям;
- содействует формированию чувства самоуважения и собственного достоинства, которые необходимы для мотивации жизненных достижений;
- влияет на взаимоотношения с другими людьми и через них – на успешный личностный и профессиональный рост;
- в значительной степени определяет работоспособность и материальное благополучие;
- дает ощущение полноты и смысла жизни, что делает людей счастливыми. Таким образом, в процессе подготовки студентов к управленческой сфере деятельности важно научить студента регулировать эмоциональное состояние с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий, благодаря которым можно уменьшить эмоциональное напряжение и управлять проблемой с помощью выбора той или иной стратегии поведения.
Все эти факторы будут способствовать актуализации и развитию творческого потенциала личности студента, что в свою очередь окажет действенную помощь в сохранении психологического здоровья и поможет в преодолении и разрешении трудных ситуаций в будущей управленческой деятельности.
Литература
1. Лободин, В. Т. Формула здоровья / В. Т. Лободин. – СПб. : «Невский проспект», 1999. – 187 с.
2. Никифоров, Г. С. Практикум по психологии менеджмента и профес-сиональной деятельности / Г. С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2003. – 443 с.
3. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – № 7 – С. 3–8.
4. Жданов, О. И. Стресс в жизнедеятельности госслужащих и пути его профилактики / О. И. Жданов. – М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – 94 с.