Основой программы является индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».
Цель: повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.
Задачи:
1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.
2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа,
3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».
4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация.
5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.
Изучение профессионального опыта отечественных психологов позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе. Далее в нашей работе представлены некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы. Важнейшие условие проведения релаксационных упражнений – выполнение в спокойной обстановке, в течение 10–15 минут, возможно, под спокойную, функциональную музыку, желательно 1–2 раза в неделю.
2. Тренинговая программа (групповой формат проведения).
Цель программы – повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.
По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2,5 до 3,5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.
Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:
1. Телесно-ориентированные психотехники.
2. Танцевально-двигательные психотехники.
3. Арт-технологии.
4. Релаксационные технологии.
Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.
Первый этап: активационный.
Второй этап: основная часть.
Третий этап: интеграционный.
Требования к уровню профессионализма практического психолога, работающего по данной программе, выражаются в том, что практический психолог должен:
1. Иметь опыт проведения тренингов с выключением всех вышеперечисленных технологий.
2. Иметь базовые представления, знания о психологическом стрессе на теоретическом и прикладном уровнях.
3. Иметь опыт работы с юношеским возрастом.
4. Иметь опыт психологического консультирования.
Подводя итог вышеперечисленному, следует отметить безусловную важность рассмотренных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных направлений в сфере стресса. Актуализированные в данной работе направления позволяют практическим психологам, специалистам в области стресса, аспирантам, студентам и всем интересующимся этой проблематикой почерпнуть необходимые базовые знания. Стоит надеяться на дальнейшее развитие столь важной проблемы как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, которые помогут реализации практической работы по психологическому сопровождению процесса обучения в ВУЗе.
Литература
1. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1991. – Т.З. – С.54–72.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 368с.
3. Грищенко, Н. А. Профессиональное самоопределение как фактор развития интеллектуального потенциала личности / Н. А. Грищенко // Вестник ЛГУ. Серия 6. – I990. – С. 88–90.
4. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач. – М., 1993. – 32 с.
5. Дубровина, И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности / И. В. Дубровина //Формирование личности старшеклассника / под. ред. И. В. Дубровиной. – М. : Педагогика, 1989. – С. 9–12.
6. Жданович, А. А. Профессиональная идентичность и карьерные ориентации женщин в сфере образования / А. А. Жданович // Профориентация и профадаптация (теория и практика) / под науч. ред. А. М. Кухарчук, Я.Ф. Мирзаяновой. – Барановичи: БарГУ, 2006. – С. 243–287.
7. Игумнов, С. А. Психологические технологии управления стрессовыми состояниями у руководителя / С. А. Игумнов. – Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2003. – 77с.
8. Мильман, В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. / [Сост. Ю. Л. Ханин]. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 24–46.