Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для исследования личности точно охарактеризовала Л. И. Божович, когда написала о том, что данная концепция «открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека» [1, с. 116]. Психология личностного саморазвития, синтезируя достижения разных направлений и школ, с необходимостью должна воспринять идеи культурно-исторической концепции, связанные с развитием высших сторон психики. Особенность культурно-исторической концепции состоит в том, что в ней заложена возможность понимания и эмпирического исследования становления личности как субъекта саморазвития, а также возможность трактовки личностного саморазвития как психотехники. Понятие «психотехника» мы используем в данном случае в специальном смысле, в его онтологической трактовке, когда психотехника определяется как техника производства и воспроизводства сознания, как элемент сознания человека, как форма развития сознания [9, с. 22].
Не претендуя на полноту изложения вопроса, представим некоторые положения культурно-исторической концепции, позволяющие исследовать личностное саморазвитие как психотехнику.
1. Развитие человека следует рассматривать диалектически, как «единый процесс саморазвития» [3, c. 246–247].
В соответствии с точкой зрения Л. С. Выготского, на начальных этапах единого процесса саморазвития максимально быстро развиваются основные, элементарные функции, которые выступают в качестве предпосылок для развития высших сторон личности. В отличие от элементарных функций, темп и ритм становления высших сторон личности минимален на начальных стадиях онтогенеза, «в первых актах общей драмы развития», и максимален на заключительных стадиях развития, в «финале». Понимание развития как единого процесса саморазвития, в котором развитие высших форм обретает все более быстрый темп, позволяет ставить и исследовать вопросы о предпосылках личностного саморазвития, его начале, возрастной сензитивности, задачах и динамике.
2. Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях [3, c. 248].
Л. С. Выготский формулирует данное утверждение как схватывающее существенное в диалектической трактовке процесса развития, указывая, что диалектическая концепция самодвижения представлена теориями двух типов. В одном случае, концепция самодвижения воплощается в теориях «творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию», а в другом случае представлена пониманием развития как «процесса, характеризующегося единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного» [3, с. 248].
Названные подходы не противостоят друг другу. Напротив, их синтез проливает свет на специфику и сущность личностного саморазвития человека. Концепт «творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию», позволяет определять и исследовать личность как инстанцию саморазвития, как субъекта собственного развития, и, одновременно, как его объект. Человек предстает для исследования как творящий себя. Идея о единстве материальной и психической сторон, единстве общественного и личного дает понимание, откуда личность берет материал для своего развития, посредством чего она может себя развивать.
Личностное саморазвитие человека, в нашем понимании, является специфической внутренней и внешней деятельностью по созданию качественно нового в своем сознании, переживаниях и поведении, осуществляемой человеком в соответствии с побуждениями внутренней субъективной реальности и жизненными задачами при помощи специальных психологических средств [8]. Конечно, саморазвитие можно трактовать и как спонтанное развитие, развитие происходящее «само собой», осуществляющееся без сознательного участия человека. Но, говоря о личностном саморазвитии как деятельности, мы имеем ввиду не спонтанное развитие, а именно «творческую эволюцию» человека, направляемую его «автономным, внутренним, жизненным порывом».
Человек, начиная с подросткового возраста, приобретает саму возможность этой творческой эволюции, то есть он может развивать свою способность осуществлять в себе целенаправленные изменения. Если деятельность саморазвития приводит к появлению новообразований, значимо влияющих на последующую жизнь, можно говорить о том, что человек переходит на новый уровень своего личностного функционирования. Личностное саморазвитие можно трактовать как специальную психологическую «работу» человека по созданию в себе нового, необходимого на новом жизненном этапе, в новых обстоятельствах, в случаях жизненных затруднений и т. д.
3. Основным ядром личности являются высшие психические функции, образующиеся путем перехода от непосредственных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным психическим функциям; переход состоит в совершенствовании форм и способов мышления, опирающихся главным образом на речь или какую-либо другую систему знаков [5, с. 221].
Данное положение, сформулированное Л. С. Выготским как закон развития личности, позволяет определить личностное саморазвитие человека как процесс, опосредованный социальными по своей природе психологическими орудиями. Психологические средства личностного саморазвития мы определяем как приемы и способы действий, а также как психологические орудия и инструменты, используемые личностью для создания нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении. В совокупности комплекс психологических средств как социокультурных орудий и способов воздействия человека на самого себя и свою жизнедеятельность с целью достижения целенаправленных изменений выступает как психотехника личностного саморазвития.
Психологическими средствами личностного саморазвития человека, как показали наши исследования, выступают речь, образ, действие, символ, произведения искусства. Главным средством саморазвития личности является речь. Здесь мы исходим из идеи Л. С. Выготского о том, что «речь, являющаяся вначале средством связи, средством общения, средством организации коллективного поведения, позже становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности» [5, с. 223]. Как средство построения личности речь становится возможной благодаря волевой функции слова. Л. С. Выготский опирается на идею П. Жане о метаморфозе языка в волю: слово первоначально выполняет функцию команды по отношению к другим, а затем и по отношению к себе, что позволяет субъекту овладеть собственным поведением.
4. Высшие психические функции основываются на овладении собственным поведением; только тогда можно говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением [5, с. 225].
Подчинение своих действий собственной власти, полагает Л. С. Выготский, необходимо требует в качестве предпосылки осознания этих действий. Появление в подростковом возрасте осознания своих психических процессов и действий, поведения в целом, наряду с волевой их регуляцией, позволяет говорить о переходе к новому принципу развития. Речь идет о развитии новой структуры личности – о развитии личности на основе речевой рефлексии, о ее самооформлении. Как подчеркивает Л. С. Выготский, это самый трудный и самый сложный из всех вопросов, связанных со структурой и динамикой личности. Тем не менее, в этих «третичных высших функциях нет ничего загадочного или таинственного», «закон их построения заключается в том, что они суть перенесенные в личность отношения, некогда бывшие отношениями между людьми» [5, с. 239].
В основе личностного саморазвития лежит «овладение» собственным развитием с помощью слова при участии других людей. Одним из речевых средств личностного саморазвития человека выступают жизненные принципы, ставшие предметом наших многолетних исследований [8]. Жизненные принципы представляют собой речевые высказывания, ценностные суждения, идеи, избранные человеком в качестве руководящих, определяющих характер его действий и поступков. Роль принципов в жизнедеятельности индивида весьма значительна. В последнее время жизненные принципы человека учитываются в менеджменте, в социологии, в бизнесе. Успешность человека в профессиональном и личностном плане часто ставится в зависимость от эффективности принципов и правил, которыми он руководствуется [6], [7].
5. Одна из главных целей психологии – это «психотехника – в одном слове, т. е. научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением» [2, c. 389].
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского по самой своей сути является психотехнической теорией, которая действительно «ведет» к овладению психикой, к искусственному управлению поведением и собственным развитием. Новый онтологический взгляд на психотехнику, понимание ее неразрывной связи с культурой и историей, усиливает значимость исследований личностного саморазвития как психотехники, ориентированной на «выращивание» личностного начала в человеке.
Л. С. Выготский исходил из того, что «человек не только развивается, но и строит себя», представляя динамику человеческой личности как драму, в которой есть борьба долга, чувства, страстей[4, с. 58–59]. Культурно-историческая концепция позволяет ответить на многие сущностные вопросы, встающие перед исследователями саморазвития живой конкретной личности, важно только не останавливаться в стремлении осмысливать и развивать «работающие» идеи одной из самых признанных в мировой психологии концепций психического развития, претворяя их в эмпирических исследованиях и практике.
Литература
1. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 108–116.
2. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Собр. соч. : в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – С. 291–436.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста / Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – С. 243–385.
4. Выготский, Л. С. Конкретная психология человека / Л. С. Выготский. – Вестник Московского университета. – Серия 14, Психология. – 1986. – № 1. – С. 52–65.
5. Выготский, Л. С. Педология подростка / Собр. соч.: в 6 т. Т.4 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – С. 6–241.
6. Кови, С. Главное внимание – главным вещам: Жить, любить, учиться, оставить наследие / С. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.
7. Кэнфилд, Дж. Правила / Дж. Кэнфилд, Дж. Свитцер. – М. : Эксмо, 2009.
8. Низовских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантический анализ жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности / Н. А. Низовских. – М. : Смысл, 2007.
9. Олешкевич, В. И. История психотехники: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. И. Олешкевич. – М. : Изд. центр «Академия», 2002.