Для разработки подходов к развитию эмоционального интеллекта – совокупности умственных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению своими и чужими эмоциями – актуальной является проблема определения его биологических предпосылок.В числе наиболее значимых из них – свойства темперамента[1]. Такой подход представляется правомерным, поскольку и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, но темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны умения распорядиться этой энергией [2]. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (или задатков)» [3; с.76]. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.
В исследовании В. М. Русалова и С. И. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности – эргичность, пластичность и темп [4].
Активность рассматривается как «мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью» [5, с. 64]; «индивидуальное свойство, отличающее индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или деятельности любого рода» [6, с. 74]. Она выступает не только как компонент темперамента, но и как составляющая общих и специальных способностей [7].
Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность [8]. Данная особенность определяет чувствительность к эмоциогенным условиям деятельности и общения, обусловливает фильтрацию средовых влияний, пропуская одни и блокируя другие; связывает деятельность и актуальные эмоции. В исследовании К. Бранда и В. Игана выяснилось, что уровень общего интеллекта возрастает вместе с повышением уровня нейротизма [9].
Проблема биологических предпосылок эмоционального интеллекта в современной психологии находится на стадии изучения. Установлено, что экстраверсия может рассматриваться в качестве предпосылки межличностного эмоционального интеллекта [10] и, в отличие от общего интеллекта, ЭИ образует отрицательную взаимосвязь с нейротизмом [10; 14]. Однако вопрос о гендерных различиях в сфере предпосылок ЭИ остается открытым.
Цель нашего исследования: выявить свойства темперамента – биологические предпосылки эмоционального интеллекта у лиц юношеского возраста (с учетом гендерных различий). В качестве испытуемых выступили студенты 2–4 курсов финансово-экономического, радиотехнического, историко-филологического факультетов Полоцкого государственного университета (всего 112 человек, 53 юноши, 59 девушек). Для определения уровня эмоционального интеллекта – межличностного и внутриличностного [11] – использовался опросник ЭмИн Д. В. Люсина [12], для диагностики темперамента – опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова [13]. Для обработки результатов исследования применялись t-тест Стъюдента для независимых выборок и факторный анализ (вращение по модели варимакс). Количественная обработка данных проводилась с использованием пакета компьютерных программ «Statistica 5.5». Результаты исследования представлены в таблицах 1–3.
Таблица 1 – Средние значения и стандартные отклонения переменных (девушки и юноши)
Переменные
Девушки
Юноши
M
σ
M
σ
Межличностный эмоциональный интеллект
42,86
6,20
40,36
8,32
Внутриличностный эмоциональный интеллект
39,73*
8,49
43,65*
7,75
Эргичность
4,89
3,02
5,38
3,01
Социальная эргичность
9***
2,64
6,98***
3,26
Пластичность
7,38
3,56
6,514
3,62
Социальная пластичность
6,64*
3,08
5,21*
2,76
Темп
7,62
3,05
7,91
3,46
Социальный темп
8,26*
2,44
7,17*
2,58
Эмоциональность
6,90
3,27
6,32
3,45
Социальная эмоциональность
7,20***
2,84
5,21***
2,51
Примечание 1: М – среднее арифметическое; – стандартное отклонение.
Примечание 2: *p≤0,05; ** p≤0,01; *** p≤0,001
Из таблицы 1 видно, что юноши на достоверном уровне превосходят девушек по уровню внутриличностного эмоционального интеллекта. Иными словами, юноши имеют более выраженные способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Девушки превосходят юношей по «коммуникативному» аспекту темперамента: они имеют более высокие показатели социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа и социальной эмоциональности. Это означает, что по сравнению с юношами у девушек более выражены потребности в социальном контакте, они легче переключаются с одного собеседника на другого, характеризуются более быстрым темпом речи, более чувствительны к неудачам в коммуникативной сфере. Выявленные различия могут объясняться совокупным влиянием психофизиологических особенностей представителей мужского и женского пола и специфики гендерного подхода в воспитании.
Таблица 2 – Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (девушки)
Фактор
% дисперсии
Весовая нагрузка
Название переменной
0,243
0,698
эргичность
0,279
социальная эргичность
0,780
пластичность
0,786
Темп
0,697
социальный темп
- 0,301
социальная эмоциональность
0,206
0,571
межличностный эмоциональный интеллект
0,585
внутриличностный эмоциональный интеллект
-0,814
эмоциональность
-0,749
социальная эмоциональность
0,178
-0,492
внутриличностный эмоциональный интеллект
0,719
социальная эргичность
0,843
социальная пластичность
0,362
социальный темп
Из таблицы 2 видно, что у девушек фактор 1 является фактором темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп и одной переменной с отрицательными оценками нагрузки: социальная эмоциональность.
Фактор 2 характеризуется как фактор взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, а также переменными с отрицательными оценками нагрузок: эмоциональность, социальная эмоциональность. В соответствии с этим девушки с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются низкой эмоциональностью и социальной эмоциональностью. Это означает, что студентки с выраженными способностями к пониманию эмоций и управлению ими уверены в себе, спокойны, нечувствительны к неуспеху дела и к неудачам в общении.
Фактор 3 рассматривается в качестве фактора взаимосвязи внутриличностного эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменной со значительными отрицательными оценками нагрузки – внутриличностный эмоциональный интеллект, а также переменными с положительными оценками нагрузки: социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп. Иными словами, для девушек с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта свойственны низкие показатели «коммуникативных» аспектов темперамента: социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа. Таким образом, девушки с высокоразвитыми способностями к пониманию собственных эмоций и управлению ими испытывают выраженные трудности в общении и характеризуются низкой социальной активностью, трудностями в переключении от одного человека к другому, медленной вербализацией. По-видимому, неудачи в значимой для девушек коммуникативной сфере «заставляют» их обратить внимание «внутрь» – с тем, чтобы понять собственные эмоциональные переживания и научиться управлять ими.
Таблица 3 – Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (юноши)
Фактор
% дисперсии
Весовая нагрузка
Название переменной
0,286
0,649
социальная эргичность
0,680
пластичность
0,824
социальная пластичность
0,754
Темп
0,622
социальный темп
-0,371
социальная эмоциональность
0,145
0,665
межличностный эмоциональный интеллект
0,773
внутриличностный эмоциональный интеллект
0,444
эргичность
0,161
0,303
внутриличностный эмоциональный интеллект
-0,528
эргичность
0,415
социальный темп
-0,694
эмоциональность
-0,713
социальная эмоциональность
Из таблицы 3 видно, что у юношей фактор 1 является фактором темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп и одной переменной с отрицательными оценками нагрузки: социальная эмоциональность.
Фактор 2 характеризуется как фактор взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект и эргичность. Это означает, что юноши с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются выраженной предметной активностью. Они высокоактивны, работоспособны, энергичны, отличаются выраженными потребностями к напряженному умственному и физическому труду. По-видимому, характерная для таких юношей жажда деятельности стимулирует их не только к изучению предметного мира, но и к познанию собственного внутреннего мира.
Фактор 3 рассматривается в качестве фактора взаимосвязи внутриличностного эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузки – внутриличностный эмоциональный интеллект и социальный темп, а также переменными с отрицательными оценками нагрузок: эргичность, эмоциональность, социальная эмоциональность. Иными словами, для юношей с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта характерны высокий социальный темп, но низкие показатели эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности. Таким образом, для юношей с высоким уровнем понимания собственных эмоций и управления ими свойственны быстрота говорения, низкая работоспособность и энергичность, слабо выраженное стремление к напряженной деятельности, уверенность в себе, низкая чувствительность к неудачам в деятельности и общении. Спокойная «обломовская» созерцательность, направленность от деятельности и общения к себе дает таким юношам время и возможности для самопознания в сфере собственных эмоций.
Таким образом, свойства темперамента могут рассматриваться как предпосылки эмоционального интеллекта, при этом имеют место гендерные различия. В качестве предпосылок эмоционального интеллекта в целом у девушек выступает низкая эмоциональность, у юношей – выраженная предметная активность. Предпосылками внутриличностного эмоционального интеллекта у девушек являются низкие показатели «коммуникативных» аспектов темперамента: социальной эргичности, социальной пластичности и социального темпа. У юношей в качестве предпосылок внутриличностного эмоционального интеллекта могут рассматриваться высокий социальный темп, а также низкие показатели эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности.
Литература
1. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 7–11.
2. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. – М. : Смысл; Per Se, 2000. – 549 c.
3. Русалов, В. М. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. – 1999. – № 1.– С. 70–77.
4. Русалов, В. М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В. М. Русалов, С. И. Дудин // Психологический журнал. –1995. – №5. – С. 12–23.
5. Лейтес, Н. С. К вопросу о динамической стороне психической активности /Н. С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. IX; под ред. М.И. Борисовой [и др.]. – М. : Педагогика, 1977. – С.164–179.
6. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М. : Прогресс, 1982. – 74 с.
7. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность: взгляд и раздумья психофизиолога / Э. А. Голубева. – Дубна : Феникс, 2005. – 512 с.
8. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 335 с.
9. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. – 1999. – № 6. – С. 44–52.
10. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
11. Андреева, И. Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Наука i освiта. – 2007. – № 8–9. – С. 4–8.
12. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.
13. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2010. – С. 191–279
14. Lopes, P.N. Emotional intelligence, personality, and perceived quality social relationships / P.N. Lopes, P. Salovey, R. Straus // Personality & Individual Differences. – 2003. – 35. – P. 641–658.