Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ В РАБОТАХ



Л. С. ВЫГОТСКОГО

 

Развитая способность человека к пониманию других людей выступает в качестве рациональной основы процесса межличностного общения, которому подчинены средства выра­жения и передачи психического состояния взаимодействующих индивидов. Нельзя не согласиться в этой связи с Л. С. Выготским, который характеризует общение как про­цесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной си­стемы средств[1].

Л. С. Выготского интересовало не только развитие интеллекта и психики в социальном контексте, но и историческое разви­тие знаний и понимания на уровне общества. Центральным вопросом его исследо­ваний был вопрос о том, как мы коллективно осмысливаем наш мир. Выготский пы­тался объединить аспекты социологии, антропологии и истории, чтобы углубить понимание индивидуального развития. Он пришел к выводу, что «мир приобретает для нас смысл только благодаря усвоению значений, разделяемых окружающими нас людьми» [2].

Все вместе люди создают коллективно используемые значения, которые пере­даются от поколения к поколению. Это верно для простых вещей, таких как обуче­ние кулинарным премудростям или спортивным играм в условиях определенной культуры. Это верно и для более сложных вещей, таких как систематическое изуче­ние истории, математики, литературы и социальных традиций. Мы развиваем свое понимание мира и компетенцию в основном через совместное ученичество с более знающими учениками. Нам не только позволяют участвовать, нами еще и руково­дят, что дает возможность все лучше понимать мир и достигать все большего мас­терства.

Главнейшим затруднением в области исследования понятий являлась до последнего времени неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проникнуть вглубь процесса образования понятий и исследовать его психологическую природу.

Как указывал Л. С. Выготский, все традиционные методы исследования понятий распадаются на две основные группы. Типичным представителем первой группы этих методов является так называемый метод определения и все его косвенные вариации. Основным для этого метода является исследование уже готовых, уже образовавшихся понятий у ребенка с помощью словесного определения их содержания. Именно этот метод вошел в большинство тестовых исследований.

Однако, «самое существенное для понятия – отношение его к действительности – остается при этом неизученным; к значению слова мы стараемся подойти через другое слово, и то, что мы вскрываем с помощью этой операции, скорее должно быть отнесено к отношениям, существующим между отдельными усвоенными словесными гнездами, чем к действительному отображению детских понятий» [3, с. 110].

Вторая группа методов – это методы исследования абстракции, которые пытаются преодолеть недостатки чисто словесного метода определения и которые пытаются изучить психологические функции и процессы, лежащие в основе процесса образования понятий, в основе переработки того наглядного опыта, из которого рождается понятие.

Огромным шагом вперед в деле изучения понятий было создание такой экспериментальной методики, которая попыталась адекватно отобразить процесс образования понятий, включающий в себя оба эти момента: материал, на основе которого вырабатывается понятие, и слово, с помощью которого оно возникает.

Основным принципом этого метода является введение в эксперимент искусственных, вначале бессмысленных для испытуемого слов, которые не связаны с прежним опытом человека, и искусственных понятий, которые составлены специально в экспериментальных целях путем соединения ряда признаков, которые в таком сочетании не встречаются в мире наших обычных понятий, обозначаемых с помощью речи.

В процессе опыта перед исследователем развертывается весь процесс осмысливания бессмысленного слова, приобретения, словом значения и выработки понятия. Благодаря такому введению искусственных слов и искусственных понятий этот метод освобождается от одного наиболее существенного недостатка ряда методов; именно, он для решения задачи, стоящей перед испытуемым в эксперименте, не предполагает никакого прежнего опыта, никаких прежних знаний, уравнивает в этом отношении ребенка раннего возраста и взрослого [3].

Сегодня проблема понимания изучается и в контексте психологии понимания, одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологической науки. Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности [4].

Первичным условием взаимопонимания является идентификация индивидуальных опытов, уточнение адекватности сформировавшихся систем значений в отношении транслируемого содержания и построение совместного опыта, т. е. единого поля значений [5]. Другим, не менее существенным условием взаимопонимания является адекватность уровня взаимооценки общающимися индивидами. Ни одно из этих условий в отдельности не может гарантировать глубокого и устойчивого взаимопонимания.

Взаимопонимание в наиболее развитой, развернутой форме возникает на основе взаимосвязи, взаимоустремленности желаний, интересов, мыслей. Оно вырабатывается, устанавливается в процессе предметно-ориентированных и действенных взаимоотношений. Взаимопонимания невозможно достичь, если не найдено, не определено общее содержание деятельности, размышления, спора. Бездеятельное взаимопонимание не может быть прочной связью людей.

Психологический подход к проблеме понимания, развивает в своих исследованиях Знаков В. В. В процессе понимания он выделяет три компонента и их составляющие:

- логический компонент – способность к умозаключению, истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связей;

- языковый компонент – понимание естественного языка (лингвистический аспект), понимание смысла высказывания (семантический аспект);

- практический компонент – включение новых знаний в прошлый опыт; взаимопонимание.

Знаков В. В. на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуни­кации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы понимания: 1) простые механизмы – узнавание, вспоминание, уподобление; 2) гипотеза как путь к пониманию; 3) понимание как объединение; 4) понимание как объяснение [6].

Очевидно, что с проблемой понимания или непонимания мы сталкиваемся чаще всего в процессе общения, основным средствам которого является речь.

В своей книге «Мышление и речь» Л. С. Выготский говорит: «В интересующей нас проблеме образования понятий таким знаком является слово, выступающее в роли средства образования понятий и являющееся позже его символом. Только изучение функционального употребления слова и его развития, его многообразных, качественно различных на каждой возрастной ступени, но генетически связанных друг с другом форм применения может послужить ключом к изучению образования понятий» [3, с. 116].

Большой интерес представляют следующие научные подходы, которые рассматривают процесс осознания и понимания человеком значения слов: модель семантической памяти (Collins, Quillian, 1969); теория распространяющейся активации (Collins, Loftus, 1975); теория прототипов (Wittgenstein, 1958); категории базового уровня (Rosch et al., 1976); концепция понимания речи (Kintsch, 1979); процесс извлечения выводов (Harley, 1995) и многие другие.

В отечественной науке, еще на стадии ее зарождения, анализ затронутых нами основ понимающей психологии, представлен в работах Л. С. Выготского, который предполагал, что «…культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основывают­ся на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культур­ное развитие заключается именно в овладении такими вспомогатель­ными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, си­стема счисления и др.» [2, с. 6].

 

Литература

1. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971, 348 с.

2. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5–18.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство "Лабиринт", М., 1999. – 352 с.

4. Знаков, В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия. Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 7–15

5. Янчук, В. А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодернизма // Белорусский психологический журнал. 2004. № 1. С. 6–12.

 

 

Л. И. Костюченко

(Гомель, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.