Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



 

Исследования нравственного развития личности имеют давние традиции в отечественной психологии. Так, в культурно-исторической теории ключевым моментом для понимания процессов развития личности ребенка является превращение низших, элементарных психических процессов в высшие, культурные. Это происходит, по мысли Л. С. Выготского, благодаря использованию особых психологических орудий-средств, направленных вовнутрь, на самого субъекта. Идея развития как саморазвития путем овладения с помощью психологических орудий-средств собственной психикой и поведением является основополагающей для дальнейшей разработки проблематики развития нравственности.

Развитие нравственности, согласно Л. С. Выготскому, определяется социальной ситуацией. Он пишет, что "с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения..." [1, c. 250]. Моральное поведение возникает на основе инстинктивных реакций и вырабатывается под влиянием систематических воздействий среды. Поэтому Лев Семенович делает вывод о том, что моральное поведение воспитывается через социальную среду, как и всякое другое. Но навязывание моральных норм бессмысленно. Нравственности невозможно обучить, но ее можно развивать. "Моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой" [1, c. 257]. Нравственное поведение всегда связано со свободным выбором социальных форм поведения. Оно должно основываться не на внешнем запрете, а на внутреннем убеждении, стать природой человека и совершаться свободно и легко. При этом, согласно Л. С. Выготскому, «нравственное в психологическом плане всегда свободно» [1, c. 258], то есть является результатом личного выбора индивида.

Итак, изучение нравственности как психологического феномена имеет давнюю историю, но все же проблематика нравственного развития еще недостаточно исследована. В частности, не установлены механизмы перехода нравственных представлений в нравственные суждения, влияние социокультурных факторов на нравственное развитие личности и т.д. Выявление содержания нравственных представлений и особенностей динамики их развития у подростков, установление содержания этого процесса в зависимости от влияния региона проживания, специфики развития смысложизенных ориентаций у подростков является важной теоретической задачей отечественной психологии, имеющей также и несомненное практическое значение. Особенно важно установить механизмы формирования нравственных убеждений из комплекса изначально мало дифференцированных представлений ребенка.

Представления являются образами предметов, сцен и событий, возникающими на основе их припоминания или продуктивного воображения; они связывают значение и смысл понятий с образом объектов и характеризуются обобщенностью, целостностью. Высокообобщенные представления являют собой абстрактные образы целого класса объектов и присущи системе мышления. [2; 3; 4]. Поскольку нравственные представления рассматриваются в нашем исследовании в рамках имплицитных теорий личности, то нас, прежде всего, интересовало выявление психологических закономерностей развития субъективного отношения подростка к нравственной проблематике на основе интеграции социального опыта и индивидуально значимых образов качеств личности в применении к собственной жизнедеятельности. Причем имплицитные теории не являются теориями в строго научном смысле, они призваны описывать область обыденных представлений. Такой подход особенно релевантен задачам исследования психологических особенностей нравственной сферы подростков, у которых нравственные представления еще находятся в процессе своего становления и трансформации в устойчивые нравственные убеждения, а потому могут включать в себя самый широкий спектр характеристик, описывающих те или иные важные для ребенка свойства личности. Тем не менее, именно эти сложности и противоречия нравственного развития необходимо особенно тщательно изучать, чтобы с учетом знания выявленных закономерностей эффективно организовывать нравственное воспитание подростков.

Я-концепция как центральная структура развития личности представляет собой интеграцию трех составляющих: представлений о себе (образ Я), отношения к этим представлениям (самооценка) и поведения в соответствии с данными представлениями и самооценкой [5]. Смысловому значению понятия Я-концепция близко понятие самосознание, которое представляет собой совокупность психических процессов, поcредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности [6, с.10]. Самосознание является важнейшим компонентом морального развития, характеризуется представлением о себе и формирует Я-образ [6]. В рамках нашего исследования в качестве необходимых и достаточных были определены следующие компоненты Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-нравственное. Следует отметить, что недопустимо отождествлять Я-идеальное и Я-нравственное, иначе в повседневной жизни мы бы не сталкивались с проявлениями безнравственности и аморального поведения не только подростков, но и представителей других возрастных категорий. В соответствии с теорией объективной самоосведомленности С. Дюваль и Р. А. Викланд моральная позиция формируется следующим образом [7]. Фокусируясь на определенных аспектах собственного Я, человек подвергает самого себя анализу. В результате он определяет в числе прочего и личные моральные стандарты. Включенность этих моральных стандартов в плоскость осознания и признание их значимости вызывает побуждение действовать в соответствии с этими стандартами.

Задачи исследования: выявить основные тенденции динамики развития нравственных представлений у белорусских подростков; определить особенности динамики развития нравственных представлений в зависимости от влияния социокультурного фактора (региона проживания); выявить взаимосвязь особенностей развития нравственных представлений и формирования смысложизненных ориентаций у подростков. Общая выборка нашего исследования составила 467 белорусских подростков в возрасте от 12 до 16 лет, проживающих в различных регионах Республики Беларусь. Поскольку задачи исследования включали изучение влияния социокультурных факторов на динамику развития нравственных представлений у подростков, общая выборка была разделена на две подвыборки: столичных жителей в количестве 237 человек (50,7 %) и жителей других регионов страны в количестве 230 человек (49,3%).

Испытуемые сравнивались по следующим переменным: 1) представления о Я-реальном; 2) представления о Я-идеальном; 3) представления о Я-нравственном; 4) общий показатель смысложизненных ориентаций; 5) цели в жизни; 6) процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; 7) результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; 8) локус контроля – Я; 9) локус контроля – жизнь или управляемость жизни. Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS-13 для Windows методами: 1) корреляционного анализа (вычислялся коэффициент корреляции Пирсона); 2) факторного анализа; 3) сравнения средних и вычисления t-критерия; 4) однофакторного дисперсионного анализа. Данные обрабатывались в целом по выборке, в подвыборках в зависимости от влияния социокультурного фактора, а также отдельно для трех возрастных групп.

Согласно результатам исследования, в структуре нравственных представлений подростков как динамичного личностного образования, характеризующего возрастные изменения имплицитной картины личности, выделяются взаимообусловленные компоненты: образ Я-нравственное, отражающее нравственные свойства личности, а также элементы образов Я-реальное и Я-идеальное. Содержание структурных компонентов нравственных представлений определяется спецификой значимых факторов: Я-реальное подростков характеризуется фактором «просоциальность и оптимизм», Я-идеальное – фактором «целеустремленность», Я-нравственное – фактором «ответственное отношение к жизни». В содержании всех структурных компонентов нравственных представлений выявлен фактор «амбивалентность», который включает негативные личностные качества. Наличие данного фактора является показателем противоречий нравственных представлений у подростков, что отражает особенности формирования личности в подростковом возрасте. Ядром нравственных представлений подростков являются личностные качества «интересующийся» и «самостоятельный», обеспечивающие активность жизненной позиции, потенциал личностного развития и независимость в принятии решений.

В развитии нравственных представлений у подростков выделяются три этапа: диффузный (12–13 лет), дифференцированный (14–15 лет) и интегративный (16 лет). Динамика развития нравственных представлений у подростков выражается в возрастании количества взаимосвязей между структурными компонентами и связана с качественными изменениями в их содержании и соотношении. На протяжении всех трех этапов выявлены устойчивые взаимосвязи Я-нравственного и Я-идеального. Представления подростков о нравственных качествах личности значимо изменяются в содержании ведущего структурного компонента Я-нравственное и остаются стабильными в содержании структурных компонентов Я-реальное и Я-идеальное на протяжении трех этапов. Общая тенденция развития нравственных представлений состоит в интеграции отдельных структурных компонентов в целостный комплекс, что является определяющим показателем развитости нравственных представлений у подростков. Тем самым достигается субъективно гармоничное представление о себе и своем соответствии личному и нравственному идеалу.

Динамика развития нравственных представлений у подростков соотносится с развитием смысложизненных ориентаций. Показателем развитости нравственных представлений является взаимосвязь структурного компонента Я-нравственное с внутренним локусом контроля и осмысленностью жизни. Для подростков младшей возрастной группы (12–13 лет) характерна расплывчатость, несформированность и диффузность нравственных представлений, при этом со смысловой сферой личности значимо связан только структурный компонент Я-реальное. На втором этапе (14–15 лет) происходит интеграция всех трех структурных компонентов в единый комплекс и идеализация смысложизненных ориентаций, выраженная в связи структурного компонента Я-идеальное с осмысленностью жизни и целями в жизни. На третьем этапе (16 лет) складывается целостный комплекс нравственных представлений, гармонизированный со смысловой сферой личности, что проявляется в формировании значимых связей структурного компонента Я-нравственное с осмысленностью жизни и внутренним локусом контроля. Особенности развития нравственных представлений во взаимосвязи со смысловой сферой личности сходны у всех подростков Республики Беларусь независимо от влияния социокультурного фактора.

На динамику развития нравственных представлений влияет социокультурный фактор, что проявляется в специфических особенностях соотношения структурных компонентов на трех этапах. Выявленные особенности динамики развития нравственных представлений наиболее ярко выражены у подростков-минчан. У подростков-минчан выявлено прохождение всех трех этапов развития нравственных представлений. У подростков из других регионов республики развитие нравственных представлений характеризуется не выраженностью второго (дифференцированного) этапа. Содержательное отличие проявляется в том, что у подростков из регионов республики целостный комплекс нравственных представлений складывается уже к 14–15 годам, в то время как у подростков-минчан процесс развития нравственных представлений является более длительным и сложным и завершается только к 16 годам. Динамика развития нравственных представлений у подростков-минчан характеризуется наличием ярко выраженного кризисного этапа, приходящегося на возраст 14–15 лет. Специфика данного этапа состоит в дифференциации структурных компонентов нравственных представлений. В связи с этим подростки-минчане требуют повышенного внимания со стороны психологов и педагогов в процессе организации воспитательной работы. Особенности развития нравственных представлений во взаимосвязи с формированием смысложизенных ориентаций сходны у всех подростков независимо от влияния социокультурного фактора.

Таким образом, полученные результаты позволили выделить три этапа в развитии нравственных представлений у подростков. Первый (диффузный) приходится на возраст 12–13 лет, второй (дифференцированный) – 14–15 лет, третий (интегративный) – 16 лет. Для подростков, находящихся на диффузном этапе, характерна расплывчатость и несформированность нравственных представлений. Дальнейшее развитие нравственных представлений у подростков характеризуется тенденцией к интеграции отдельных структурных элементов и их объединением в единое, внутренне непротиворечивое и гармоничное целое. Однако, если у подростков из различных белорусских регионов этот процесс завершается в 14–15 лет, то развитие нравственных представлений подростков-минчан имеет более длительный характер. К 16 годам подростки-минчане достигают интегративного этапа развития нравственных представлений. Общая тенденция развития нравственных представлений состоит в интеграции отдельных структурных компонентов в целостный комплекс, что является определяющим показателем развитости нравственных представлений у подростков.

Полученные результаты расширяют научные знания об особенностях развития нравственных представлений у подростков. Вместе с тем остается недостаточно исследованным целый ряд аспектов данной проблемы. Перспективой дальнейшей ее разработки может являться исследование влияния комплекса нравственных представлений на регуляцию поведения подростков.

 

Литература

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.

2. Психология. Словарь; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

3. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2001. − 720 с.

4. Ломов, Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. – 1980. – № 5. – С. 26–42.

5. Виленская, Г. А. Психология личности и психология развития / Г. А. Виленская, Е. А. Сергиенко // Психология ХХI века: учебник для вузов; под ред. В.Н.Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

6. Пергаменщик, Л. А. Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы / Л. А. Пергаменщик. – Минск: НИО, 1993. – 38 с.

7. Duval, S., Wicklund, R.F. The theory of objective self-awareness. – NY: Academic Press, 1972.

М. И. Батурчик

(Рогачёв, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.