Проблема взаимосвязи тревожности и уровня развития творческого мышления у подростков является одной из наиболее важных в современной психологии. Она до сих пор недостаточно изучена, поскольку единственный психолог, занимавшийся исследованием взаимосвязи между тревожностью и творческим мышлением Р. Мэй [1] не затрагивал вопрос об этой взаимосвязи у подростков.
Активизация внимания к данному вопросу особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что, в частности, характеризует современную социокультурную ситуацию. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Креативность – реализация человеком собственной индивидуальности. Самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того, чтобы развивать творческое мышление, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием.
В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»: в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как соответствие ее потребностям, ценностям и интересам субъекта [2].
Однако влияние эмоций на творческое мышление изучено недостаточно. Одной из первых эксперименты в этой области начала проводить Элис Айзен. Ее коллегам удалось получить ряд фактов, говорящих о влиянии эмоций на творческое мышление. Полученные Айзен результаты свидетельствуют о том, что положительные эмоции повышают креативность испытуемых [3].
Проблемой взаимосвязи собственно тревожности с уровнем развития творческого мышления занимался Ролло Мэй. Его исследования подтверждают положения Кьеркегора, Гольдштейна и других о том, что чем более креативна и продуктивна личность, тем с большим количеством тревожных ситуаций она сталкивается. Следует также отметить, что тревога может либо снижать, либо повышать качество выполнения действий в зависимости от своей силы и творческого потенциала человека. Более творческие люди решают интеллектуальные задачи в ситуации стресса лучше, чем менее творческие. Многие психологи считают, что тревога способствует выполнению действий до некоторого предела, после его достижения тревожность усиливается и становится всепоглощающей, а деятельность «рассыпается». Можно согласиться с тем, что у менее способных людей тревогу вызывает сложность самой задачи, если предположить, что другие люди, предположительно более умные и творческие, обращаются за помощью к тревоге, для того чтобы достичь лучших результатов. Умеренное количество тревоги оказывает на организм конструктивное воздействие.
Исследуя проблему взаимосвязи тревожности и уровня развития творческого мышления, Р. Мэй опирался на идеи Кьеркегора, который считал, что если тревога возникает у человека при встрече с возможностью собственного развития и установления связей с людьми, творческие личности чаще находят такую возможность; следовательно, они чаще попадают в ситуации, вызывающие тревогу. Также он опирался на положение Гольдштейна о том, что творческий человек чаще отваживается на шокирующие поступки и, значит, чаще сталкивается с тревогой. Также Мэй обращался к идеям П. Торренса, который описывал творческих детей, постоянно провоцирующих вызывающие тревогу ситуации, способствующие их самореализации.
Сам Р. Мэй придерживался положения о том, что творческие возможности человека и его подверженность тревоге – две стороны одной уникальной человеческой способности к осознанию пропасти между ожиданиями и реальностью. Также он подчеркивал, что самореализация – то есть выражение и творческое использование способностей индивидуума – может происходить, только когда человек сталкивается с вызывающими тревогу переживаниями и двигается сквозь них. Двигаясь сквозь вызывающие тревогу переживания, человек ищет и частично достигает реализации своего Я. Он расширяет сферу своей деятельности и в то же время масштаб своей самости [1].
Однако следует отметить, что существуют иные взгляды на взаимосвязь тревожности и творческого мышления. По мнению Н. Роджерс, по мере того, как раскрепощается творческая энергия, уровень тревожности снижается и уменьшается стресс, человек интегрирует в единое целое свой интеллект, тело, эмоции и дух [4].
Д. Богоявленская отмечает, что деятельность, лежащая в основе креативности, парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенное эмоциональные реакции на «новизну» – любопытство и страх. Особенности нервной системы ребенка, специфика воспитания и обучения способствуют фиксации у растущего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Если страх пересиливает любопытство, то спонтанная творческая активность ребенка блокируется, и он начинает выстраивать психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий [5].
Как отмечает Н. Лейтес [6], чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его неопределенной ситуации, используя уже найденные ранее способы и приемы структурирования и осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.
Таким образом, проведенный нами анализ литературы позволяет выделить следующие особенности тревожности в подростковом возрасте. В этом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Она возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими. В подростковом возрасте может наблюдаться существенное повышение уровня тревожности, которое может быть связано с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенностью которой являются тревожно-мнительные черты.
Особенности творческого мышления в подростковом возрасте в настоящее время изучены слабо, о чем свидетельствует проведенный анализ литературы, однако необходимо отметить следующее: подростничество психологически более активно, подвижно, и склонно к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, подросток нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности. Также следует отметить, что переходный возраст стимулирует и актуализирует творческие потенции личности, сталкивая ее с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций.
Ко всему вышесказанному следует добавить, что не существует единого подхода к проблеме взаимосвязи тревожности и творческого мышления. Вопрос о данной взаимосвязи у подростков также остается открытым.
В соответствии с этим для углубленного изучения взаимосвязи между уровнем развития творческого мышления и тревожности у подростков, нами было проведено экспериментальное исследование на базе СОШ № 2 им. В. М. Колесникова города Рогачева Гомельской области. В нем приняли участие 47 подростков в возрасте 11–12 лет (60 % девочек и 40 % мальчиков).
Для того, чтобы проверить есть ли взаимосвязь между тревожностью и уровнем развития творческого мышления мы использовали следующие методики: «Тест креативности Торранса» и «Шкала явной тревожности CMAS», а также последующая статистическая обработка данных, которая включала вычисление коэффициента ранговой корреляции (КРК) Спирмена и проверку значимости вышеуказанного коэффициента корреляции для анализа взаимосвязи между тревожностью и креативностью.
В результате проведенного эксперимента были получены следующие результаты: нормальный уровень тревожности выявлен у 45 % девочек и 56 % мальчиков; очень высокий уровень тревожности обнаружен у 7 % девочек, мальчиков с высоким уровнем тревожности не выявлено; состояние тревожности не свойственно 14 % девочек и 22 % мальчиков.
Уровень развития творческого мышления, в нашем случае, представлен через изучение показателей развития оригинальности и разработанности идей у подростков. Так, высокий уровень оригинальности идей зафиксирован у 17 % девочек и 6 % мальчиков; нормальный уровень развития оригинальности идей – у 83 % девочек и 88 % мальчиков; у 6 % мальчиков диагностируется низкий уровень оригинальности идей. Что касается уровня разработанности, то здесь у 21 % девочек и 11 % мальчиков высокий уровень развития разработанности идей, у 79 % девочек и 67 % мальчиков – нормальный уровень, у 22 % мальчиков – низкий уровень разработанности идей.
Чтобы сделать вывод по данной проблеме, мы провели статистический анализ, который показал, что на уровне значимости между уровнем тревожности и творческим мышлением у подростков значимой корреляционной связи нет.
Литература
1. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
2. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. − 1990. − №1. − С. 164−168.
3. Когнитивная психология: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : Персэ, 2002. – 480 с.
4. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. – №4. – С. 20–27.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
6. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений / под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : Издательский центр “Academia”, 2000. – 332 c.