Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К «синей птице» психологии П. Я. Гальперина



Несколько лет назад в издательстве Кембриджского университета вышла книга, представляющая собой сборник статей, написанных знатоками Л. С. Выготского и посвященных различным аспектам его научного творчества [13]. На ее страницах ученые из разных стран мира, в том числе и России, рассказывали о результатах исследований, выполненных в рамках культурно-исторической психологии. Это издание красноречиво свидетельствует о масштабах влияния Л. С. Выготского на все последующее развитие мировой психологической мысли. Об отечественной науке в данном случае говорить не приходится. Подавляющее большинство российских психологов, профессиональное взросление которых пришлось на эпоху «после Выготского», причисляют себя к его верным последователям. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не всегда соответствует реальному положению дел.

Недостаточно указать на верность и значение идей ученого – вряд ли удастся назвать хотя бы одну теорию, не содержащую ярких, заслуживающих внимания идей и положений, определивших или, наоборот, затормозивших, развитие науки. Не менее важными являются верность идеям ученого и признание его значительности, воплотившиеся в проведении собственных исследований в логике соответствующей психологической концепции. На это в свое время обратила внимание Л. И. Божович: «… представляется особенно важным проследить логику мысли самого Л. С. Выготского и, не выходя за рамки созданной им концепции, продолжить его исследования именно в их собственной логике» [1; 357]. Эта задача решалась ею в ходе изучения психологии «живой, целостной личности человека» [1; 366].

Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин: случайное совпадение

В данном сообщении речь пойдет о Л. С. Выготском и выполненном в логике его идей цикле исследований, которые, с одной стороны, своим результатом имели рождение оригинальной общепсихологической концепции, а с другой – теоретическое освоение и углубление культурно-исторической теории. Непосредственным поводом выступило случайное совпадение двух знаменательных для культурно-исторической психологии событий. В 1965 году впервые была издана «Психология искусства» Л. С. Выготского и в том же году состоялась защита докторской диссертации П. Я. Гальперина на тему: «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»».

45 лет отделяют нас от тех событий, которые со временем не только не поблекли, но наоборот – стали еще более заметными и выпуклыми на фоне ощутимого недостатка аналогичных им в современной отечественной психологии. В то же время и Л. С. Выготский, и П. Я. Гальперин расценивали указанные работы не как итоговые, а лишь как промежуточные, намечающие перспективы дальнейших исследований. Движимый «стремлением к научной трезвости в психологии искусства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии» [3; 10], Л. С. Выготский рассматривал свою книгу как «попытку наметить новую область для объективной психологии – поставить проблему, дать метод и основной психологический принцип, и только» [3; 7]. П. Я. Гальперин сформулировал общую проблему как «раскрытие конкретного содержания некоторых психических процессов» [7; 3] и обозначил вопросы, на которые в некоторой мере отвечают полученные им результаты. Как показало время, и психология искусства Л. С. Выготского, и теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина заняли почетные места в общем ряду значительных достижений отечественной психологической науки.

Дальнейшее изложение будет посвящено обсуждению двух взаимосвязанных друг с другом вопросов: во-первых, каково значение каждого из этих событий для развития культурно-исторической психологии, и, во-вторых, какая между ними существует внутренняя связь.

Психология искусства как начало неклассической психологии

«Психология искусства» – одна из первых крупных психологических работ Л. С. Выготского. Написанная в 1925 году, она представляет собой итог ранних занятий ученого литературной критикой, эстетикой и литературоведением. М. Г. Ярошевский заметил: «На ней лежит печать эпохи, отголоски жарких споров вокруг коренных философских, социальных, литературоведческих и психологических вопросов» [3; 292].

Эта работа была оформлена в виде диссертации, которую Л. С. Выготский защитил в Психологическом институте. По итогам защиты он получил звание самостоятельного преподавателя вуза и старшего научного сотрудника [9]. Лишь спустя 40 лет «Психология искусства» – книга, названная А. Н. Леонтьевым переходной в точном значении этого слова и знаменующая переход к специальности психолога [2] – увидела свет. Интересно отметить, что вышла она в издательстве «Искусство» и в аннотации была представлена как фундаментальная работа по советской теории искусства, но все-таки с психологической по своей направленности вступительной статьей А. Н. Леонтьева. По его мнению, то, что исследования по психологии искусства не были изданы при жизни автора, объясняется скорее всего внутренними мотивами, связанными с незавершенностью рукописи. А. Н. Леонтьев признает, что за 40 лет в психологической науке многое изменилось, однако труды Л. С. Выготского сохраняют научную актуальность, что подчеркивает значительность его научно-психологических идей. По этой причине особое внимание следует уделить содержательной оценке самой работы, выход которой позволил психологам обнаружить в ней научные корни культурно-исторической психологии.

Анализ этого исследования с точки зрения его значения и места в системе психологических взглядов Л. С. Выготского был предпринят Д. Б. Элькониным. Выступая в мае 1984 года на заседании Ученого совета НИИ дефектологии АПН СССР (ныне – Институт коррекционной педагогики РАО), приуроченного к 50-летию со дня смерти Л. С. Выготского, он обратил внимание на психологический смысл реализованного Л. С. Выготским подхода к художественным произведениям. Д. Б. Эльконин помог увидеть, что, занимаясь психологией искусства, Л. С. Выготский подготовил глубокие основания для рывка в разработке фундаментальных общепсихологических проблем. С помощью метода объективного анализа продуктов художественного творчества Л. С. Выготский показал, как литературное произведение организует сознание читателя и способствуют появлению у него заданных этим произведением аффективно-смысловых образований. Искусство есть «общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа » [3; 239]. Посредством художественных структур басня, новелла или драма организует и направляет сознание читателя на определенные аффективно-смысловые образования. С психологической точки зрения, вызванные произведениями искусства переживания и чувства, оставаясь социальными, становятся личными. Д. Б. Эльконин специально подчеркнул, что такой подход к анализу художественных произведений означал создание «совершенно новой … неклассической психологии» [12; 477].

Сущность неклассической психологии раскрывается Д. Б. Элькониным следующим образом. Первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно в человеческом обществе в виде произведений искусства или в других материальных творениях людей, и каждый индивид, который входит в общественную жизнь, присваивает их. Признание объективного существования аффективно-смысловых образований Д. Б. Эльконин называет чрезвычайном шагом в психологии. В отличие от классической психологии, полагающей, что чувство, рождаемое в одном человеке, заражает остальных, неклассическая психология обнаружила, что «переплавка» чувств у каждого человека совершается силой социального чувства, которое «объективировано во внешних предметах искусства как своеобразных орудиях общества» [12; 478]. Неклассическая психология «представляет собой науку о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» [12; 478].

Новая линия генетического исследования П. Я. Гальперина

Таким образом, главная заслуга Л. С. Выготского состояла в формулировании положения о том, что источник психического развития ребенка следует искать не внутри, а вне психики ребенка. Уже в «Психологии искусства» в скрытом виде содержится общий генетический закон о формировании высших психических функций человека по принципу превращения интерпсихических процессов в интрапсихические. Однако вопрос о внутренних механизмах образования психического требовал дальнейшего исследования. Работы П. Я. Гальперина, который считал Л. С. Выготского не просто гениальным, а «единственным в истории советской и русской психологии» [5], позволили приблизиться к пониманию собственно психологических механизмов процесса образования и строения психических явлений. В наши сегодняшние задачи не входит всестороннее и полное описание точек зрения Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина на процесс интериоризации, наша задача скромнее – лишь показать то поступательное развитие представлений об интериоризации, которое имело место в их теориях.

В 1965 году П. Я. Гальперин подвел итоги своих многолетних исследований по теории поэтапного формирования, направленных на решение задачи «более подробно и систематически проследить этапы перехода «извне внутрь», преобразования внутреннего отражения предметных процессов в психические «явления», условия образования разных форм ориентировки и их влияние на качество предметных действий» [7; 4]. Полученные результаты позволили П. Я. Гальперину заключить следующее: «Шкала поэтапного формирования (с изменениями по основным параметрам) позволяет объяснить образование разных свойств действий как физических, так и умственных и многих психических явлений, которые без такой возможности кажутся первичными и недоступными объективному исследованию» [7; 36]. Спустя год в 1966 году вышла его статья «К учению об интериоризации» [6], в которой изложено развернутое и обстоятельное представление о предложенном им новом пути исследования психических явлений. Впоследствии П. Я. Гальперин написал, что метод поэтапного формирования «впервые обнаруживает «синюю птицу» психологии – собственно психологические механизмы» [11; 4] (курсив наш. – М.С.).

Анализируя понимание Л. С. Выготским процесса интериоризации, П. Я. Гальперин подчеркнул, что Л. С. Выготскому психология обязана особым значением понятия «интериоризация» и введением его в обиход советской психологии. Утверждение Л. С. Выготского о том, что высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь в результате интериоризации становятся психическими процессами, не может не звучать как утверждение о превращении непсихического в психическое. П. Я. Гальперин заметил, что высшие психические функции образуются только так, и «в этом смысле Л. С. Выготский совершенно прав, может быть, даже больше, чем в свое время он имел возможность показать» [6; 29].

В «Докладе» 1965 года П. Я. Гальперин обратил внимание на два принципиальных положения учения Л. С. Выготского: об образовании высших специфически человеческих форм психической деятельности путем врастания «извне-внутрь» и о превращении межиндивидуальных форм речевого общения в речевое мышление индивида. Однако, по утверждению П. Я. Гальперина, радикальное значение понятия об интериоризации, которое было объективно в нем заложено, оставалось потенциальным. Он подчеркнул, что новая линия генетического исследования – формирование умственных действий и понятий – не только восстановила значение понятия интериоризации, но и придала ему новое содержание. Эта новая линия заключалась прежде всего в новом методе, который П. Я. Гальперин характеризовал как «головной, идущий впереди других метод исследования … психологических явлений» [8; 251]. Как отметил П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский придавал большое значение генетическому методу исследования, но ему не удалось установить полный контроль за процессом образования понятий. Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий позволил П. Я. Гальперину показать, что «преобразование предметного действия в мысль, предметного явления – в явление психологическое» [8; 251], переход действия во внутренний план – есть процесс его образования. Этот процесс предполагает изменение исходного действия по целому ряду параметров, и переход извне внутрь – лишь условие преобразования непсихического в психическое. Процесс образования умственного плана может совершаться по-разному: вначале, когда он только формируется в младшем школьном возрасте и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося внутреннего плана и присоединяется к системе уже имеющихся умственных действий. «Но главное заключается в том, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием» [6; 28].

Иначе говоря, за умственным действием скрывается сущность, которую составляет «вся система более внешних, полных и развернутых форм действия, - система, обеспечивающая явление его объективным значением, его эффективностью и «пониманием». Явление совсем не похоже на то, что за ним скрывается… Лишь функционально-генетическое исследование … обнаруживает у психологических явлений сущность» [6; 30].

Таким образом, благодаря исследованиям П. Я. Гальперина проблемы, поставленные в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, но оставшиеся нерешенными, обрели статус перспективных направлений исследования психической деятельности и точек приложения к решению практических задач. Подводя итоги ушедшему столетию, можно сказать, что концепция П. Я. Гальперина – не только конкретно-психологическое развитие и углубление культурно-исторической теории, но и ее составная часть, так как П. Я. Гальперину удалось показать, каким образом существующие вовне образцы поведения становятся достоянием субъекта. При этом для П. Я. Гальперина остался открытым вопрос о формировании личностных новообразований, что выступает одним из перспективных направлений исследований в неклассической, культурно-исторической психологии.

Историческая функция психологии Л. С. Выготского

В 1981 году после довольно длительно затишья состоялась конференция, посвященная Л. С. Выготскому (если не считать организованных в 1976 году на факультете психологии МГУ лекций памяти Л. С. Выготского по случаю 80-летия со дня его рождения). Интересно отметить, что тогда П. Я. Гальперин и Д. Б. Эльконин оказались единодушны в оценке культурно-исторической психологии Л. С. Выготского как начала новой, неклассической психологии. По мнению Д. Б. Эльконина, основная историческая функция Л. С. Выготского состоит в создании основ объективной неклассической психологии [12]. П. Я. Гальперин, говоря об ошибочном понимании психической деятельности в классической психологии, отмечал, что построение психологии как объективной науки возможно только на принципах неклассической психологии [4].

С тех пор в контексте глубокой общественно-политической перестройки наша психология претерпела существенные изменения: появились новые направления изучения психического, значительно расширились области прикладных исследований, возросла роль практической психологии. В сложившейся ситуации особую остроту приобретает вопрос не столько дальнейшего расширения поля психологических исследований, как это было раньше, сколько поиска их общего начала, объединяющего принципа. Именно такую функцию может и должна взять на себя культурно-историческая психология, что позволило В. П. Зинченко назвать ее «своеобразным культурно-генетическим кодом» [10]. Подводя итоги, вслед за Д. Б. Элькониным можно сказать: «Задача современных психологов состоит… в том, чтобы достаточно полно оценить и осознать наше наследие в области разработки неклассической психологии, а также, опираясь на это наследие, своими исследованиями интенсивно продвигать ее вперед» [12; 478]. А это означает, как утверждала Л. И. Божович, проведение исследований в логике Л. С. Выготского. Именно такой путь выбрали А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

 

Литература

1. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Л. И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. С. 357–366.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Вступ.ст. А. Н. Леонтьева. М. : Искусство, 1965.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987.

4. Гальперин, П. Я. Идеи Л. С. Выготского и задачи психологии сегодня // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Москва, 23–25 июня 1981 г. М. С. 46–50.

5. Гальперин, П. Я. Интервью Жаку Хаанену // Интенция. 1993. № 1. С. 3–13.

6. Гальперин, П. Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 25–32.

7. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»». Автореф. докт. дис. М., 1965.

8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М. : Наука. С. 236–277.

9. Ждан А. Н., Асмолов А. Г. Л. С. Выготский и школа культурно-исторической психологии в МГУ //Психология в Московском университете: 1755–2005 / Науч. ред. А. Н. Ждан. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. С. 133–146.

10. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики: (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). М. : Гардарики, 2002.

11. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977.

12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.

13. The Cambridge Companion to Vygotsky / Daniels H., Cole M., Wertsch J.V. (eds). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007.

В. К. Шабельников

(Москва, Россия)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.