«Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие”»(сура«ан-Ниса», аят 51)».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
После того, как автор упомянул единобожие и то, что ему противоречит, он упомянул также то, что многобожие обязательно должно случиться в этой общине. И целью его было опровержение тем, кто поклоняется могилам и совершает многобожие, утверждая при этом, что в общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не может быть многобожия, так как мусульмане произносят свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад - Его раб и посланник».
В этом аяте указание на то, что если люди Писания поклонялись идолам, то и община Пророка, которому был ниспослан Коран, тоже будет поклоняться идолам, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что люди его общины будут следовать примеру людей Писания. И мусульмане, даже несмотря на то, что будут понимать, что христиане и иудеи неправы, все равно будут подражать им.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что в этой общине всегда будет кто-то, кто будет поклоняться идолам, как это случилось с иудеями и христианами.
2. Указание на то, что вера в джибта и тагута в смысловом его понимании означает следование за теми, кто верит в них, даже понимая, что они заблуждаются и лгут.
3. Указание на то, что неверие в джибта и тагута являлось обязательным велением во всех небесных Писаниях.
4. Указание на то, что действие в соответствии со знанием является обязательным, и тот, чьи дела не соответствуют знанию, уподобляется христианам и иудеям.
«Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту»(сура «аль-Маида», аят 60)».
В этом аяте говорится о том, что если среди людей Писания были те, кто поклонялся помимо Аллаха тагуту, то и в этой общине будут те, кто будет совершать подобные деяния.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что в этой общине обязательно случится многобожие, так же, как это случилось в общинах иудеев и христиан, которые поклонялись тагуту.
2. Указание на узаконенность спора с заблудшими для разъяснения имеющихся у них недостатков, если они настаивают на том, что этих недостатков на самом деле у них нет.
3. Указание на то, что воздаяние будет за дела и соответственно делам.
4. Указание на то, что Всевышний Аллах описал Себя тем, что Он гневается и тем, что Он проклинает грешников.
5. Указание на то, что следование за шайтаном является основной причиной придания сотоварищей Аллаху, свят Он и пречист.
«Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах:«(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Мы спросили: «О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» — и он сказал: «А кого же ещё?» (Бухари 3456, Муслим 2669)».
В этом хадисе указание на то, что в этой общине будет иметь место многобожие, так как оно было и в предыдущих общинах. В нем также имеется указание на то, что эта община будет подражать общинам, жившим до них.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что многобожие будет иметь место в этой общине, так же, как оно имело место в общинах, живших до них.
2. Указание на знамение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в его предостережении от того, что еще не произошло в его время, но случилось позже.
3. Указание на предостережение от уподобления неверным.
4. Указание на предостережение от того, во что попали неверующие, как придание сотоварищей Аллаху и подобное этому из того, что запретил Всевышний Аллах, свят Он и пречист.
«От Саубана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах расстелил предо мной землю, и я увидел ее от востока до запада. И истинно, что моя умма получит власть над тем, что мне было показано. И были даны мне две сокровищницы — красная и белая. Я попросил у моего Господа, чтобы Он не губил её массовой засухой (или бедствиями) и чтобы никакой враг, кроме того, который находится в их собственных рядах, не мог одержать над ними верх и завладеть их землями. И истинно, Господь мой сказал: «О Мухаммад! Если Я решил что-либо, то это уже неотвратимо. И истинно, Я даровал общине твоей то, что Я не погублю её всеобщей засухой (или бедствиями), и не позволю никакому врагу, кроме того, который находится в их собственных рядах, захватить над ними власть и завладеть их землями, даже если соберётся на них (войско) со всех краёв земных, пока, в конце концов, они не начнут губить и пленить друг друга» (Муслим 2889).
В версии, которую приводит аль-Баркани в своем сборнике добавлено:
«Истинно, я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение. И если падёт на них меч, то уже не поднимется до Дня Воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока оставшиеся в живых из моей общины не присоединятся к многобожникам, и не начнёт часть её поклоняться идолам. И появятся в моей общине тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком, хотя я — последний из пророков, и после меня уже не будет иного пророка. Но в моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление Аллаха».
Саубан – это вольноотпущенник пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который постоянно пребывал рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Умер он в 54 году по хиджре в возрасте 60 лет, да будет доволен им Аллах.
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что некоторые группы из его общины будут поклоняться идолам, и в этом опровержение тем, кто утверждает, что многобожие не будет иметь место в этой общине.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что многобожие в этой общине случится, и опровержение тем, кто это отвергает.
2. Указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в том, что то, о чем он сообщил, произошло в будущем.
3. Указание на полноту милосердия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своей общине, проявленное в том, что он просил для своей общины самое благое, и самое главное - единобожие, которое является самым великим благом этого мира. В нем также указание на то, что он боялся за свою общину в том, что они начнут совершать дела, противоречащие единобожию, и самое скверное из них - многобожие.
4. Указание на предостережение этой общины от разногласий и от тех, кто призывает к заблуждению.
5. Указание на то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является печатью пророков.
6. Указание на благую весть о том, что истина не исчезнет полностью и что останется группа людей, которая будет придерживаться этой истины, и не навредят им те, кто оставит ее без помощи.