«Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи»(сура «ат-Тагъабун», аят 11).
Алькъама, да смилуется над ним Аллах, в отношении данного аята сказал:«Это сказано в отношении того человека, который когда его постигает несчастье, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому бывает доволен и покоряется»».
Алькъама – это Алькъама ибн Къайс ибн Абдуллах ибн Алькъама, родился во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, один из больших ученых-табиинов. Являлся надежным передатчиком. Умер в 60 году хиджры.
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, хотел данной главой разъяснить обязательность проявления терпения к предопределению Аллаха и указать на запрет проявления недовольства в отношении него, так как это противоречит полноте единобожия.
В этом аяте говорится о достоинстве терпения к предопределению Аллаха, свят Он и возвышен, которое приносит боль.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на достоинство терпения к предопределению Аллаха, которое приносит боль, например, каких-то несчастий.
2. Указание на то, что дела являются частью веры.
3. Указание на то, что терпение является причиной для того, чтобы Аллах направил сердце человека на прямой путь.
4. Указание на то, что прямой путь является вознаграждением терпеливым.
«В «Сахихе» Муслима передается, что Абу Хурайра рассказал о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия: опорочивание рода и оплакивание умершего» (Муслим 67)».
В этом хадисе пришел запрет на оплакивание мертвого, так как в этом имеется проявление недовольства и отсутствие терпения к тому, что предопределено Аллахом.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет оплакивания мертвого и на то, что это является одним из признаков неверия и большим грехом.
2. Указание на обязательность проявления терпения, так как запрещенность оплакивания мертвого указывает на обязательность того, что противоречит этому, а это терпение.
3. Указание на существование неверия (куфр), которое не выводит из человека из исламской общины.
4. Указание на запрет опорачивания родов и говорить, что у них есть какие-то недостатки.
«Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!» (Бухари 1294, Муслим 103)».
В этом хадисе имеется указание на запрет проявления недовольства к предопределению Аллаха, будь это словом или действием, а так же на то, что это относится к большим грехам.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет проявления недовольства к предопределению Аллаха, будь это словом или действием, а также на то, что это относится к большим, смертельным грехам.
2. Указание на обязательность проявления терпения при несчастье.
3. Указание на обязательность противоречия невежеству, так как противоречие невежеству является одним из мудростей шариата.
«Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах желает добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения» (ат-Тирмизи 2398, Ибн Маджах 4021)».
В этом хадисе пришло указание на признак любви Аллаха к Своему рабу и разъяснение мудрости того, почему с рабами Аллаха происходят какие-то неприятности.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на разъяснение признаков любви Аллаха к Своему рабу и на то, что одним из этих признаков является ниспослание на него испытаний.
2. Указание на описание Всевышнего Аллаха такими качествами, как «любовь», «довольствие» и «ненависть» так, как это соответствует Его величию.
3. Указание на разъяснение мудрости действий Всевышнего Аллаха.
4. Указание на то, что воздаяние соответствует деяниям раба.
5. Указание на побуждение раба к терпению во время несчастий.
6. Указание на то, что иногда человеку бывает ненавистным что-то, а в этом имеется благо для него.
Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах желает добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения» (ат-Тирмизи, 2398, Ахмад 87/4, Хаким 349/1)».
В этом хадисе побуждение к проявлению терпения при несчастьях и довольствия предопределением Аллаха, так как это приносит пользу самому рабу.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что одним из признаков желания Аллахом добра Своему рабу является то, что Он ускоряет наказание за его грехи уже на этом свете.
2. Указание на то, что одним из признаков желания Аллахом зла Своему рабу является то, что Он не наказывает раба в этом мире, пока не накажет его в Судный день.
3. Указание на необходимость страха от постоянного здравствования, так как это может стать причиной несчастий (в Судный день).
4. Указание на то, что следует всегда хорошо думать об Аллахе и проявлять надежду на Его милость в том, что Он предопределяет нам из неприятностей.
5. Указание на то, что иногда человеку бывает что-то ненавистным, а в этом есть добро для него, или человек может любить что-то, а в этом есть зло для него.
6. Указание к побуждению проявлять терпение при несчастьях и трудностях.