«Имам Малик в своем сборнике хадисов «Мууатта» приводит хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться. Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения»»(Малик «Мууатта» 85, Ахмад «Муснад» 246/2).
Соответствие главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, сделав в предшествующей главе предостережение от излишества в отношении праведников, в данной главе захотел разъяснить то, что излишество в отношении их могил также является причиной, приводящей к многобожию, которое противоречит единобожию, а это - поклонение умершим. Тем самым он хотел предостеречь от проявления излишества в отношении могил.
Имам Малик – это имам Малик ибн Анас ибн Малик ибн Аби Амир Асбахи, мединский имам, один из четырех имамов, умер в 179 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
В этом хадисе указание на то, что излишество в отношении могил, приводит к тому, что люди начинают поклоняться им, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал. «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться». И он разъяснил это словами: «Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения».
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что излишество в отношении могил пророков превращает их в идолов, которым начинают поклоняться.
2. Указание на то, что одним из излишеств в отношении могил является превращение их в места для поклонения, и это приводит к многобожию.
3. Указание на описание Аллаха, хвала Ему Всевышнему, таким атрибутом как «гнев», в соответствии с Его величием.
«Ибн Джарир передал хадис Суфьяна от Мансура о том, что Муджахид в своем комментарии к словам Всевышнего «Сообщите мне о Ляте и Уззе»(сура «ан-Наджм», аят 19) сказал: «Он готовил им кашу из крупы, а когда он умер, люди стали поклоняться на его могиле».То же самое рассказал Абу Джауза от Ибн Аббаса:«Он готовил для паломников кашу из крупы»».
Ибн Джарир – это имам-хафиз Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, составитель основного тафсира Корана, который считается фундаментальным саляфитским тафсиром. Умер в 310 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
Суфьян – вероятнее всего, это Суфьян ибн Саид ас-Саури, авторитетный имам, умер в 161 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
Мансур – это Ибн Муутамир, авторитетный факих, умер в 132 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
Муджахид – это Ибн Джабир, авторитетный имам в тафсире, брал знания от Ибн Аббаса и других ученых-сподвижников, умер в 104 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
Абу Джауза – это Аус ибн Абдуллах ар-Рабаи, известный авторитетный человек, умер в 83 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.
Соответствие этой истории данной главе в том, что причиной поклонения арабов аль-Ляту было излишество, которое они проявили в отношении его могилы до такой степени, что стали поклоняться ему.
«Передают от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые посещают могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает на них светильники»(Абу Дауд 3236, Тирмизи 320, Ибн Маджах 1575, Ахмад в «Муснаде» 337, 324, 287, 229/1)».
В этом хадисе указывается на запрет излишеств в отношении могил, потому что это превращает их в идолы, которым впоследствии поклоняются.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет излишества в отношении могил, потому что это приводит к многобожию, т.е. к тому, что люди начинают поклоняться им.
2. Указание на запрет освещения могил, потому что это также является причиной, приводящей к поклонению этим могилам.
3. Указание на то, что излишество в отношении могил относится к смертельным грехам.
4. Указание на то, что совершение молитвы у могил запрещено по причине страха от многобожия, а не из-за того, что места погребений являются оскверненными, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул вместе тех, кто превращает могилы в мечети и зажигает на них светильники, и проклял обе эти категории людей именно за это, а не потому, что эти места являются скверными для совершения на них поклонения.