«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся»».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
Данная глава является продолжением предыдущей. Так как в предыдущей главе разъяснялось положение жертвоприношения не Аллаху, а в этой главе рассматривается запрет на причины, приводящие к этому и запрет на уподобления тем, кто совершает это.
В этом аяте приводится сравнение по аналогии с теми местами, которые готовят для того, чтобы приносить жертву не Аллаху, Свят Он и Пречист. Такие места сравнивают с мечетью, которая была приготовлена для того, чтобы проявлять в ней неподчинение Аллаху, Свят Он и Пречист. И так же как в этой мечети запрещено поклоняться Аллаху, так же запрещено совершать жертвоприношение Аллаху и в тех местах, которые были приготовлены для того, чтобы там приносить жертву не Аллаху.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на запрет принесения жертвы Аллаху в тех местах, где приносят жертву не Ему. Сравнение такого места по аналогии с мечетью, которая была построена для неподчинения Аллаху.
2. Указание на желательность совершать молитву с джамаатом праведных людей, которые очищаются от всего скверного.
3. Указание на подтверждение такого атрибута Всевышнего Аллаха, как «любовь», как это подобает Ему, Свят Он и Пречист, во всех Его качествах.
4. Указание на побуждение к тому, чтобы люди должным образом совершали омовение и очищались от нечистот, так как это приводит к любви Всевышнего Аллаха.
5. Указание на то, что та или иная местность влияет на намерение.
6. Указание на законность прикрытия всех путей, приводящих к многобожию.
«Передают, что Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буване и спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тот спросил:“Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?”Ему ответили: “Нет”. Он спросил:“А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?”Люди ответили: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет”». Этот хадис передал Абу Дауд (13313), и цепочка его рассказчиков достоверна согласно требованиям аль-Бухари и Муслима».
Сабит ибн ад-Даххак ибн Халифа ибн Саляба ибн Адий из племени хазрадж аль-ансари - известный сподвижник. Умер в 64 году хиджры.
В этом хадисе содержится запрет на принесение жертвы Аллаху в тех местах, в которых имеются идолы времен невежества или в тех местах, где постоянно собирались многобожники; даже если после этого они перестали там собираться.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет исполнять обет в той местности, где когда-то стоял идол, даже если его убрали оттуда.
2. Указание на запрет исполнять обет в той местности, где проходили постоянные собрания многобожников, даже если они перестали там собираться.
3. Указание на законность подробного спрашивания муфтием того, кто задал ему вопрос, о сути его проблемы, если в этом есть нужда.
4. Указание на необходимость прикрытия всех путей, ведущих к многобожию.
5. Указание на оставление уподобления многобожникам в их поклонении и их сборах, даже если человек не имеет такую цель.
6. Указание на то, что жертвоприношение Аллаху в том месте, где приносили жертву многобожники или превратили его в место проведения своих постоянных собраний, является грехом.
7. Указание на то, что если человек дал обет, в котором есть грех, ему недозволено исполнять его.
8. Указание на то, что нет исполнения обета в том, чем человек не владеет.
9. Указание на обязательность исполнения обета, в котором нет греха и если это то, чем владеет тот, кто дает обет.
10. Указание на то, что обет является поклонением и недозволено его посвящать кому-либо, кроме Аллаха.