Автор, да смилуется над ним Аллах, в предыдущей главе рассказал о шариатском положении колдовства и предсказаний. А в данной главе он рассказывает о снятии колдовства (нушра), так как снятие колдовства может быть и со стороны шайтанов и колдунов, и это будет противоречить единобожию.
«Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о снятии колдовства [посредством другого колдовства], он сказал: «Это одно из деяний шайтана» (Ахмад, 3/294; Абу Дауд, 3868).
Абу Дауд сказал: «Об этом спросили Ахмада, на что он ответил: "Ибн Мас’уд запрещал это полностью»».
Нушра - это снятие порчи колдовства с того, кто околдован. Само это слово является производным от глагола «нашара», что значит «разворачивать». Значение этого подобно тому, что некая болезнь была завернута во что-то, и чтобы излечиться от нее необходимо ее развернуть от этого. Само по себе снятие колдовства («нушра»), если оно осуществляется шариатскими методами, является хорошим делом.
В этом хадисе имеется указание на запрещенность снятия чар колдовства методами, в которых имеются сатанинские деяния, то есть методами времен доисламского невежества.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрещенность снятия порчи колдовства методами людей времен невежества, потому что это тоже является колдовством, а всякое колдовство является неверием.
2. Указание на обязательность спрашивания того, чего не знаешь у ученых, чтобы не попасть во что-нибудь запретное.
«Аль-Бухари передал хадис Катады: «Я спросил Ибн аль-Мусаййаба:"Разрешено ли заниматься исцелением человека, который заколдован и не может подойти к своей жене, или же это запрещается?" Он ответил: "Ничего страшного в этом нет, ибо он тем самым хочет блага, а то, что полезно, не запрещается"».
Передают также следующие слова аль Хасана аль-Басри:«Колдовство снимает только колдун»(Ибн аль-Джаузи «Джами' аль-Масанид»).
Ибн аль-Каййим сказал:«Снятие колдовства с околдованного бывает двух видов:
Первое - (снятие колдовства) аналогичным колдовством. Это является одним из деяний шайтана, и (именно это) имеется в виду в словах аль-Хасана. Этим самым и снимающий колдовство, и околдованный приближаются к шайтану, посредством того,что ему любимо, и колдовство исчезает таким образом.
Второе - снятие колдовства заклинанием (рукъия), обращением с мольбой к Аллаху и другими дозволенными способами, что допускается»».
Къатада - это Къатада ибн Ди’ама ас-Садуси аль-Басри. Надежный передатчик с хорошей памятью. Говорят, что он родился слепым. Умер примерно в 110 году хиджры.
Этими преданиями шейх разъяснил шариатское положение лечения от колдовства и пояснил, какое из них является разрешенным, а какое - запретным.
«Они сказали: "Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием?»(сура «Йа Син», аят 19)».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
Эта глава приведена в данной книге, потому что вера в суеверия относится к многобожию. Вера в суеверия противоречит полноте единобожия. И шейх, да смилуется над ним Аллах, выделил эту главу для того, чтобы показать его опасность и предостеречь человека от попадания в него.
Суеверие - это то, что останавливает человека от совершения какого-либо действия по причине чего-то увиденного или услышанного.
В этих аятах Аллах, свят Он и пречист, сказал, что суеверие является одним из деяний времен невежества и многобожников. И поэтому Аллах порицал и возненавидел их за это.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Указание на то, что суеверие относится к деяниям времен невежества и многобожников.
2. Указание на утверждение веры в предопределение Аллаха.
3. Указание на то, что несчастья происходят с человеком по причине его грехов и прегрешений.
4. Указание в первом аяте на порицание невежества, так как невежество приводит к незнанию человеком того, что является многобожием и тех путей, которые к нему ведут. А за этим следует то, что он обязательно попадает в него.
5. Указание во втором аяте на обязательность принятия искреннего совета, так как непринятие его является одним из качеств неверующих.
6. Указание на то, что в том, с чем пришли посланники, заключается только добро и благо для тех, кто последовал за ними.
«Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Инфекция не рапространяется сама по себе, дурные приметы не влияют (на что-либо), плач совы - ложь, и злополучность месяца сафар — ложь» (аль-Бухари, 5757, Муслим, 2220, 102). В версии Муслима есть следующее добавление: «...звёзды не влияют (на что-либо) и злые духи не влияют (ни на что)» (Муслим 2220, 102)».
В этом хадисе указание на несостоятельность суеверия, так как это является убеждением времен невежества.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на неверие в суеверие.
2. Указание на несостоятельность убеждения людей времен невежества, которые верили в то, что болезни передаются сами по себе, а не по воле Аллаха, хвала Ему Всевышнему.
3. Указание на несостоятельность веры в дурные приметы, связанные с совой и месяцем сафар.
4. Указание на несостоятельность веры в то, что звезды влияют на что-либо.
5. Указание на несостоятельность убеждения людей времен невежества, которые верили в то, что существуют какие-то бесы (злые духи), которые могут навредить человеку.
6. Указание на обязательность уповать на Всевышнего Аллаха и прибегать к Нему, свят Он и пречист.
7. Указание на то, что одним из воплощений единобожия является предостережение от всех путей, которые ведут к многобожию.
8. Указание на несостоятельность суеверия людей, которые опираются на приметы, связанные с определенными цветами, как красный или черный, или цифрами, или некоторыми людьми, например, калеками.
«Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Инфекция сама по себе не распространяется, дурные приметы не влияют на что-либо, и нравится мне доброе предзнаменование». Его спросили: «А что является добрым предзнаменованием?» Он сказал: «Доброе слово»» (аль-Бухари, 5756; Муслим, 2224).
В этом хадисе указание на то, что доброе предзнаменование не относится к суеверию.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что доброе предзнаменование не относится к запретному суеверию.
2. Указание на разъяснения доброго предзнаменования.
3. Указание на узаконенность хороших мыслей об Аллахе и запрет плохо думать о Нем.
Разница между добрым предзнаменованием и суеверием:
1. Доброе предзнаменование оно в добре.
2. Доброе предзнаменование в хорошей мысли об Аллахе, а рабу приказано, чтобы он хорошо думал об Аллахе.
3. Суеверие относится только к плохому.
4. Суеверие – это плохие мысли об Аллахе, а рабу запрещено плохо думать об Аллахе, свят Он и пречист.
Абу Дауд, да смилуется над ним Аллах, приводит с достоверной цепочкой передачи хадис Урвы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, который рассказывал:«Когда при Посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал:«Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: "О Аллах, никто кроме Тебя не несет благого, и только Ты отвращаешь всё злое! И нет силы и могущества, кроме как от Тебя!"»(Абу Дауд, 3719).
Урва ибн Амир аль-Курайши - Ибн Хиббан сказал, что он из надежных передатчиков.
В этом хадисе указание на несостоятельность суеверий и на то, как надо защищаться от них посредством обращения к Аллаху, а также на то, что доброе предзнаменование не относится к суеверию.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на несостоятельность суеверия и на разъяснение защиты от него посредством мольбы к Аллаху и поминания Его.
2. Указание на то, что если в сердце человека попала какая-то примета, то это не навредит ему, если он защитится от нее упованием на Аллаха.
3. Указание на то, что доброе предзнаменование не является разновидностью суеверия, и что оно лучше него.
4. Указание на обязательность упования на Аллаха и на то, что нет силы и мощи, кроме как у Аллаха.
«Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие – ширк!» А затем добавил: "А у каждого из нас... Однако Аллах удаляет это, если уповать на Него". Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду (Абу Дауд 3910, ат-Тирмизи 1614)».
В этом хадисе указание на то, что суеверие является многобожием.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что суеверие является многобожием, так как посредством него сердце связывается с чем-то, помимо Аллаха.
2. Указание на узаконенность повторять некоторые вопросы несколько раз, для того, чтобы это лучше запомнилось слушателям и укрепилось в их сердцах.
3. Указание на то, что Аллах избавляет от суеверия посредством упования на Него, и оно не навредит тому, кто находит что-то подобное в своей душе, а затем уповает на Аллаха и не обращает на это внимания.
«Ахмад, да смилуется над ним Аллах, приводит хадис Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот впал в многобожие». Люди спросили: «А каково искупление этого?»Он ответил: «Вам следует сказать: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя"» (Ахмад 220/2).
Он приводит также хадис аль-Фадля ибн аль-Аббаса: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него» (Ахмад 213/1)».
Ибн Амр – это Абдуллах ибн Амр ибн Ас, да будет доволен ими Аллах, один из тех, кто первым принял Ислам, он передал большое количество хадисов.
Аль-Фадль – это Аль-Фадль ибн Аббас, родной брат Абдуллаха ибн Аббаса ибн Абдуль Мутталиба, сын дяди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В этих хадисах пришло разъяснение сути суеверия, в котором присутствует многобожие.
Пользы, извлекаемые из этих хадисов:
1. Указание на то, что суеверие является многобожием.
2. Указание на то, что сутью суеверия, в котором присутствует многобожие, является то, что оно подталкивает человека к действиям в соответствии с этим суеверием.
3. Указание на определенную мольбу и поминание Аллаха, посредством которой человек может защититься от суеверия, а также на то, что оно является важным для мусульман.