«Неужели вы делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?»(сура «аль-Уакъиа», аят 82)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия» в том, что человек приписывает дождь и его благодать звезде, а не Всевышнему Аллаху. Человек связывает свое сердце с чем-то другим, помимо Всевышнего Аллаха. Он начинает приписывать милость чему-то, помимо Всевышнего Аллаха. Он считает, что звезды являются причиной выпадения дождя. Это противоречит обязательной полноте единобожия. Человек обязан приписывать любую милость Аллаху. Запрещено приписывать её не Аллаху. Это противоречит полноте единобожия и является малым неверием.
В этом аяте Аллах, хвала Ему Всевышнему, порицает тех, кто приписывает ниспослание дождя чему-то другому, помимо Него, будь то звезды или что-то другое, и на то, что Он называет это ложью или неверием.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на несостоятельность приписывания выпадения дождя звездам.
2. Указание на то, что приписывание выпадения дождя звездам является ложью.
3. Указание на обязательность благодарности Всевышнему Аллаху за Его милость и на обязательность приписывания выпадения дождя Ему, а также на то, что Он делает это из Своей милости и благодетели.
«Абу Малик аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В моей общине есть четыре пережитка джахилиййи (доисламского невежества), которые люди не оставят: гордость знатным происхождением (или же гордость тем, на чем были его предки), опорачивание рода другого, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакивание покойников (нияха). Затем он добавил: «Если плакальщица не принесёт покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы (или расплавленной меди), покрытая коростой»»(Муслим, 934).
Абу Малик – аль-Харис ибн Харис аш-Шами, сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом хадисе пришел запрет на приписывание выпадения дождя звездам, так как это является пережитком времен доисламского невежества (джахилийи).
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет приписывания выпадения дождя звездам, а также на то, что это является одним из деяний времен невежества.
2. Указание на то, что люди не оставят все дела времен невежества.
3. Указание на то, что деяния времен невежества являются порицаемыми в религии Ислам.
4. Указание на запрет уподобления людям времен невежества.
5. Указание на запрет гордости своей родословной и на то, что это относится к деяниям времен невежества.
6. Указание на запрет порицания чужих родословных путем их унижения.
7. Указание на запрет оплакивания покойника и на описание наказания за это, а также на то, что это является смертельным грехом.
8. Указание на то, что покаяние является искуплением греха, каким бы великим он не был.
9. Указание на то, что мусульманину не разрешено делать что-либо из деяний времен невежества, однако это не значит, что сделав подобное, он станет неверным.
«Зейд ибн Халид, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с ними утренний намаз в Худайбийи сразу после выпадения дождя. После совершения намаза он повернулся к людям и сказал: "Известно ли вам, что сказал ваш Господь?" Люди ответили: "Аллаху и Его Посланнику это известно лучше". Тогда Пророк да благословит его Аллах и приветствует, произнёс: "Он сказал: "Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие". Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды" (Бухари 846, Муслим 71).
Муслим, да смилуется над ним Аллах, передал похожий хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что некоторые из людей сказали: "Оправдала надежду такая-то звезда".И тогда Аллах ниспослал следующие аяты:
«Клянусь местами заката звезд. Если бы вы только знали, что это - клятва великая. Воистину, это - Досточтимый (Священный) Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров. Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?»(сура «аль-Уакиа», аяты 75-82)».Муслим (73).
Зейд ибн Халид, да будет доволен им Аллах - это известный сподвижник.
В этом хадисе указание на запрет приписывания выпадения дождя какой-то звезде и на то, что это названо неверием и ложью.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет приписывания выпадения дождя какой-то звезде и на то, что это названо неверием.
2. Указание на узаконенность обучения людей и указывания им на то, что противоречит правильному вероубеждению.
3. Указание на обязательность благодарности Всевышнему Аллаху за Его милость и на то, что запрещено приписывать милость кому-то, помимо Него.
4. Указание на метод обучения людей путем вопроса и ответа, так как это способствует тому, что знание глубже западает в душу обучаемого.
5. Указание на то, что если кого-то спросят о том, чего он не знает, то он должен воздержаться от ответа и предоставить разъяснение тому, кто это знает.
6. Указание на описание Аллаха качеством милости.
7. Указание на то, что есть неверие, которое не выводит человека из религии.
«И среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения»(сура «аль-Бакара» аят 165)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Так как любовь к Аллаху в Исламе является основой, и по ее причине религия человека становится полной, то это значит, что если в этой любви будет недостаток, то будет недостаток и в его вероубеждении. И автор, да смилуется над ним Аллах, в этой главе указал на все это.
В этом аяте Аллах, свят Он и пречист, указал на положение многобожников и на то, какое наказание ждет их на том свете по причине их (извращенной) любви к Нему.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что тот, кто берет себе какого-то идола сотоварищем Всевышнему Аллаху и делает любовь к нему равной любви к Всевышнему Аллаху, является неверующим и многобожником, совершившим большое многобожие.
2. Указание на то, что среди неверующих есть такие, которые любят Всевышнего Аллаха сильной любовью, однако это не поможет им, пока они не будут посвящать свою любовь целиком одному лишь Всевышнему Аллаху.
«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей»(сура «ат-Тауба» 24 аят)».
В этом аяте указание на обязательность ставить любовь к Всевышнему Аллаху и все из того, что Он любит, будь то люди или дела, на первое место, а также на то, что эта любовь должна быть превыше всего.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на обязательность любви к Аллаху и к тому, что Он любит.
2. Указание на обязательность любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
3. Указание на угрозу в адрес тех, кто ставит любовь к этим восьми перечисленным вещам или к каким-либо другим превыше любви к религии Ислам.
«Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, своих детей, и всех людей вообще» (Бухари 15, Муслим 44)».
В этом хадисе указание на то, чтобы любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, необходимо ставить выше любви ко всем остальным творениям, а также на то, что это является обязательным условием воплощения веры (имана).
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, должна стоять выше любви ко всем остальным творениям.
2. Указание на то, что дела относятся к иману, так как любовь относится к деяниям сердца. В этом хадисе отрицается вера тех, кто ставит любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ниже любви к кому-либо из людей.
3. Указание на то, что если в хадисах приходит отрицание имана (у тех, кто совершает что-либо противоречащее шариату), то это не значит, что такой человек выходит из Ислама.
4. Указание на то, что правдивая вера обязательно должна проявляться в том человеке, который заявляет о ней.
«Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и Его Посланника больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь» (Бухари 16, Муслим 43).
В другом хадисе говорится: «Никто не ощутит сладость веры, пока не будет обладать тремя качествами....». Далее текст аналогичен предыдущему (Бухари 5694)».
В этом хадисе описываются достоинства предпочтения любви к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, над любовью к кому-либо, кроме Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на достоинство предпочтения любви к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, над чем-либо другим.
2. Указание на достоинство любви ради Аллаха.
3. Указание на то, что верующий должен любить Всевышнего Аллаха искренней любовью.
4. Указание на то, что тот, кто описан этими тремя качествами, лучше того, кто не описан ими, даже если он был прежде неверующим и затем принял Ислам, или был грешником и затем покаялся от своего греха.
5. Указание на законность ненависти к неверию и к неверующим, ведь тот, кто ненавидит что-то, так же ненавидит и того, кто описан этим.
«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал:«Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретёт покровительство Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные намазы и пост, пока не будет именно так. Сейчас же братство среди людей сложилось ради мирской жизни и это не принесет им никакой пользы»(Ибн Мубарак в «аз-Зухд» 353).
В отношении же высказывания Всевышнего «...И оборвутся у них связи...»(сура «аль-Бакара», аят 166)Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «То есть любовь и привязанность»(Хаким в «аль-Мустадрак» 272/2)».
В этом предании говорится о том, что обретение рабом любви к Всевышнему Аллаху, свят Он и пречист, и помощь Всевышнего Аллаха рабу обусловлена двумя вещами:
1. Любить угодника Всевышнего Аллаха и ненавидеть Его врагов сердцем.
2. Показывать любовь к угодникам Аллаха и показывать ненависть к Его врагам своими действиями, будь то поддержка или джихад с Его врагами.
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на разъяснение причин приобретения любви Всевышнего Аллаха к Его рабу и Его помощи рабу.
2. Указание на описание Всевышнего Аллаха таким атрибутом, как «любовь», как подобает Его величию.
3. Указание на законность любви ради Аллаха и ненависти ради Аллаха, а если у человека отсутствует это, то ему не поможет мночисленность благих дел.
4. Указание на законность оказания поддержки верующим и помощи им, и проявления ненависти к неверующим и совершение джихада против них.
5. Указание на разъяснение плодов любви ради Всевышнего Аллаха и ненависти ради Аллаха, а это то, что человек будет чувствовать вкус веры и наслаждаться ей.
6. Указание на порицание любви и ненависти ради этого мира и на разъяснение их скверности, а также скверности их последствий.
Глава 32: «О словах Всевышнего Аллаха «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими».
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»(сура «Аль-Имран», аят 175)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Так как страх является одним из общих видов поклонения, в котором необходимо проявлять искренность перед Всевышним Аллахом, свят Он и пречист, автор в этой главе обращает внимание на проявление искренности и страха перед Аллахом.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что страх – это поклонение, которое требует искренности перед Аллахом.
2. Указание на то, что боязнь кого-либо, помимо Аллаха, является многобожием. Например, если человек боится кого-то, кроме Аллаха, тагута или подобного ему, что тот может навредить ему чем-то.
«Среди людей есть такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха". Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха».
Продолжение аята: «Если же явится победа от твоего Господа, то они непременно скажут: «Мы были вместе с вами». Но разве Аллаху не лучше знать, что таится в груди миров?» (Сура «аль-Анкабут», аят 10)».
В этом аяте указание на то, что страх перед людьми в том, что они могут причинить вред из-за веры во Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист, является слабостью веры.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что страх перед наказанием людей за свою веру, является страхом не перед Аллахом.
2. Указание на обязательность проявления терпения в перенесении неприятностей на пути Аллаха.
3. Указание на низость стремлений и помыслов лицемеров.
4. Указание на знания Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист.
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха».
Продолжение аята: «Возможно, они окажутся на верном пути» (сура «ат-Тауба», аят 18)».
В этом аяте указание на обязательность искренности в боязни, которая является основой поклонения одному Всевышнему Аллаху.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на обязательность искренности перед Всевышним Аллахом, свят Он и пречист.
2. Указание на то, что дела при наличии в них многобожия не принесут пользы.
3. Указание на то, что истинное возведение мечети должно быть основано на поклонении и на благих делах, а не просто быть возведением здания.
4. Указание на то, что побуждение к строительству мечети должно быть как материальным, так и духовным.
«Абу Саид, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее: «Слаба будет твоя убеждённость, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк, который тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт удел от Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его» (Абу Ну‘айм в «аль-Хильйа» 106/5, 41/10; аль-Байхакъи в «Шу‘аби-ль-Иман» 203)».
В этом хадисе указание на обязательность в поиске пользы и в защите от беды связывать сердце с Аллахом, а также на то, что следует бояться только Его, хвала Ему Всевышнему, и не обращать внимания на другие создания, восхваляя их, если Аллах дал тебе что-то или же порицая, если Он тебя чего-то лишил.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на обязательность упования на Всевышнего Аллаха, боязни перед Ним и требования удела только у Него одного, хвала Ему Всевышнему.
2. Указание на веру в предопределение.
3. Указание на то, что не следует уповать на причины.
4. Указание на то, что довольствие Аллаха должно стоять выше довольствия его творений.
Аиша, да будет доволен ей Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет искать благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто будет искать благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него Свой гнев и направит против него гнев людей» (Ибн Хиббан 1542, 1541, ат-Тирмизи 2416).
В этом хадисе указание на обязательность боязни Аллаха, а также на то, что довольство Всевышнего Аллаха следует ставить над довольством его созданий.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на обязательность боязни Аллаха, а также на то, что довольство Аллаха следует ставить над довольство Его созданий.
2. Указание на наказание, которое ожидает того, кто будет ставить довольство людей выше довольствия Аллаха.
3. Указание на обязательность упования только на Аллаха и на необходимость опираться только на одного Него, хвала Ему Всевышнему.
4. Указание на положение того, кто ставит довольство Аллаха выше всего другого и на то, какой похвальный результат последует за этим. Также здесь указание на то, какой скверный исход ожидает того, кто ставит довольство созданий выше довольства Всевышнего Аллаха.
5. Указание на то, что сердца рабов в Руках Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист.
«Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (сура «аль-Маида», аят 23).
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, хотел разъяснить в данной главе то, что упование на Аллаха является обязательным предписанием, так как оно - одно из наилучших поклонений и высшая степень единобожия.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на обязательность упования только на одного Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист, а также на то, что упование на кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха, является многобожием, так как упование является поклонением.
2. Указание на то, что упование на Аллаха является условием действительности веры, и если нет упования, то нет и веры.
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа»(сура «аль-Анфаль», аят 2)».
В этом аяте указание на то, что упование на одного Всевышнего Аллаха, является одним из качеств, которыми описаны истинные верующие.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на узаконенность упования на Всевышнего Аллаха, а также на то, что упование на одного Всевышнего Аллаха является одним из качеств истинно верующих.
2. Указание на то, что вера увеличивается и уменьшается. Увеличивается она по причине благих дел и уменьшается по причине грехов.
3. Указание на то, что вера человека во Всевышнего Аллаха требует того, чтобы он уповал только на одного Него, свят Он и пречист.
4. Указание на то, что одними из качеств, которыми описаны истинно верующие, является то, что они проявляют смирение и боятся только одного Всевышнего Аллаха.
«О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха»(сура «аль-Анфаль», аят 64).
Он также сказал:
وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура «ат-Талякъ», аят 3)».
В этих двух аятах имеется указание на обязательность упования на одного Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист, а также на то, что одного Всевышнего Аллаха достаточно тому, кто уповает на Него.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Указание на обязательность упования на Аллаха, потому что упование является одним из великих поклонений.
2. Указание на разъяснение достоинства упования на Аллаха и его польз, а также на то, что упование является великой причиной для того, чтобы отвратить какой-либо вред или достичь какой-либо пользы.
3. Указание на то, что воздаяние будет соответствовать деяниям.
«Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «(В Коране сказано):
حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ (١٧٣)
"Достаточно нам Аллаха, как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (сура «аль-Имран», аят 173). Эти слова произнес Ибрахим, мир ему, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда люди сказали им: “Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру» (Бухари, 4563)».
В этом предании пришло указание на слова, которые являются предоставлением всех дел Всевышнему Аллаху и упованием на Него. Эти слова необходимо произносить при несчастьях и бедах, они также указывают на то, что их произносят и для того, чтобы предотвратить вред или хитрость врагов.
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на достоинство этих слов и на то, что эти слова следует произносить при несчастьях и бедах.
2. Указание на то, что упование является великой причиной в достижении блага и отвращении зла в этом и в последующем мирах.
3. Указание на то, что вера увеличивается и уменьшается.
4. Указание на то, что иногда человеку бывает ненавистным что-то, а в этом имеется благо для него.
Глава 34: «О словах Всевышнего Аллаха «Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!», а также о Его словах «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!»».
«Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!»(сура «аль-Хиджр», аят 56)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, этой главой хотел разъяснить то, что чувство безопасности в отношении хитрости Всевышнего Аллах, свят Он и возвышен, а также чувство отчаянности в милости Аллаха, свят Он и пречист, являются одними из самых величайших грехов, и на то, что каждая из этих двух грехов противоречит полноте единобожия. Также в ней указание на то, что верующий всегда должен объединять в себе страх (перед наказанием Аллаха) и надежду (на Его милость).
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. В первом аяте имеется указание на предостережение от чувства безопасности от хитрости Аллаха и на то, что это является великим и смертным грехом.
2. Во втором аяте имеется указание на предостережение от чувства отчаянности в милости Всевышнего Аллаха и на то, что это является одним из великих и смертных грехов.
3. В этих двух аятах указание на то, что верующий всегда должен объединять в себе страх и надежду. И не должен он переставать опасаться хитрости Аллаха, однако он также и не должен отчаиваться в Его милости.
4. Указание на то, что страх и надежда являются одними из видов поклонения, которое следует посвящать только одному Всевышнему Аллаху, свят Он и возвышен.
«Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил: «Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на милость (или на помощь) Аллаха и чувство безопасности от хитрости Аллаха» (аль-Баззар 106, и Ибн Аби Хатим в своём тафсире 5201).
Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, чувство безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь (или на милость) от Аллаха» (Абдур-Раззакъ 10/459, Хайсами 104/1)».
В этом хадисе пришло указание на то, что чувство безопасности от хитрости Аллаха и отчаяние в милости Аллаха являются одними из великих, смертельных грехов.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет чувства безопасности от хитрости Аллаха и отчаяния в Его милости и на то, что они являются одними из смертельных грехов, как исповедуют это мурджииты и хариджиты.
2. Указание на то, что многобожие является самым большим из смертельных грехов.
3. Указание на обязательность для раба находиться в положении между страхом и надеждой. Если он боится, то не должен отчаиваться. Если же он надеется, то не должен чувствовать себя в безопасности от хитрости Всевышнего Аллаха.