«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:«Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует...", — вы же говорите: "Абу Бакр и Умар сказали..."»».
Соответствие данной главы к «Книге единобожия»:
Так как подчинение является одним из видов поклонения, автор, да смилуется над ним Аллах, в данной главе обратил внимание на обязательность уединения Всевышнего Аллаха, свят Он и возвышен, в этом подчинении, а также на то, что нельзя подчиняться кому-либо из созданий в грехе (в ослушании Аллаха).
В этом предании приходит запрет на подчинение правителям в том, что противоречит пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также указание на то, что это обязательно может навлечь наказание (Аллаха).
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на обязательность ставить слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выше слов любого человека.
2. Указание на то, что противоречие Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, навлекает на человека наказание Аллаха.
«Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, сказал:«Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, однако всё же следующие мнению Суфьяна (ас-Саури), несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит:
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (сура «ан-Нур», аят 63).
А знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение — это ширк. Очевидно, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в сердце его войдёт проникнет заблуждение и он погибнет»».
Ахмад – это имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль, умер в 241 году хиджры, да помилует его Аллах.
Суфьян – это Абу Абдуллах Суфьян ибн Саид ас-Саури, имам известный своим аскетизмом и набожностью, достойный передатчик и факих. Умер в 161 году хиджры, да помилует его Аллах.
В этом хадисе указание на запрет слепо следовать за учеными, если у них нет довода, и на оставление дел в соответствии с Кораном и Сунной, так как это является многобожием в подчинении.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет тому, кто знает довод и как его использовать, слепо следовать за чьим-либо мнением.
2. Указание на дозволенность тому, кто не знает довод, следовать за учеными и теми из обладателей знания, чьим знаниям и религии он доверяет.
«Ади ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал следующий аят:
«Они признали господами помимо Аллаха своих ученых и монахов» (сура«ат-Тауба», аят 31).
Я сказал ему: "Но ведь мы не поклонялись им!" Тогда он спросил: "Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?" Я ответил: "Да, это так". Он сказал: "В этом и заключается поклонение им"» (ат-Тирмизи 3104, Ибн Касир в «Тафсире» 485/2)».
Ади – это Ади ибн Хатим ат-Таи известный сподвижник, его Ислам был прекрасен, и умер он в 68 году хиджры в возрасте 120 лет.
В этом хадисе указание на то, что подчинение созданию в ослушании Аллаха является поклонением этому созданию помимо Аллаха, особенно в установлении законов, т.е. в установлении законов, которые противоречат постановлениям Аллаха, свят Он и пречист.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что подчинение ученым и другим созданиям в изменении постановлений Всевышнего Аллаха является многобожием, если тот, кто подчиняется, знает, что подчиняется тому, кто изменяет постановления Аллаха.
2. Указание на то, что запрещение или разрешение чего-либо является исключительным правом Всевышнего Аллаха.
3. Указание на разъяснение одного из видов многобожия, а это многобожие в подчинении.
4. Указание на узаконенность обучать того, кто не знает.
5. Указание на то, что смысл поклонения широк и охватывает все то, что любит Аллах и чем Он доволен, будь это дела или слова, явные или скрытые.