Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 19: «О том, что причиной неверия людей и оставления ими своей религии является чрезмерное возвеличивание праведников»



«Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلا الْحَقَّ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللَّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَى مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِنْهُ فَآمِنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَلا تَقُولُوا ثَلاثَةٌ انْتَهُوا خَيْرًا لَكُمْ إِنَّمَا اللَّهُ إِلَهٌ وَاحِدٌ سُبْحَانَهُ أَنْ يَكُونَ لَهُ وَلَدٌ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأرْضِ وَكَفَى بِاللَّهِ وَكِيلا (١٧١)

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду»(сура «ан-Ниса», аят 171)».

Соответствие главы «Книге единобожия»:

Автор, да смилуется над ним Аллах, после того, как разъяснил часть того, что совершают поклоняющиеся могилам, т.е. то, что они совершают в отношении мертвых, проявляя многобожие, противоречащее единобожию, в данной главе раскрывает причины, из-за которых люди совершают все это. Этим автор, да смилуется над ним Аллах, желал того, чтобы люди предостерегались и сторонились этого излишества в отношении праведников.

В этом аяте содержится указание на общий запрет любого вида излишества, и он также охватывает запрет на проявление излишества в отношении праведников. И не смотря на то, что данный аят является обращением к людям Писания, он имеет общую шариатскую силу, т.е. охватывает всю общину, предостерегая ее членов, от того, чтобы они не совершали подобное со своим Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, и своими праведниками, как это делали христиане с Исой, а иудеи с Узайром, мир им.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на запрет проявления излишества в отношении личностей и в делах.

2. Указание на опровержение иудеям, христианам и тем, кто схож с ними в проявлении излишества в отношении личностей или дел, или чего-то другого.

3. Указание на побуждение к тому, чтобы люди придерживались умеренности в религии и во всех делах, отстраняясь от двух крайностей: излишества и халатности.

4. Указание на предостережение от многобожия и его причин и всего того, что ведет к нему.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится толкование Ибн ‘Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”»(сура «Нух», аяты 22-23).Он сказал: «Это – имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они поступили таким образом, но не поклонялись им поначалу. Когда же они умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться» (Бухари 4920).

Ибн аль-Кайим сказал: «Некоторые ранние мусульмане поведали: “Когда они умерли, люди стали усердно молиться на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, они стали поклоняться им”».

Ибн Кайим – ученый и имам Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аюб аз-Зари ад-Димашки, ученик шейхул-Ислама ибн Таймии, умер в 751 году хиджры, да смилуется над ним Аллах. Он оставил много известных и полезных трудов.

В этом предании указывается на то, что излишество в отношении праведников является причиной поклонения им помимо Аллаха.

 

Пользы, извлекаемые из этого предания:

1. Указание на то, что излишество в отношении праведников является поклонением им помимо Аллаха и полным оставлением религии.

2. Указание на предостережение от создания изображений и вешания их, особенно это касается изваяний или же картин каких-то великих людей.

3. Указание на предостережение от хитрости шайтана, и на то, что шайтан всегда показывает ложь в обличии истины.

4. Указание на предостережение от новшеств и ереси, даже если у того, кто это делает, благие намерения.

5. Указание на то, что все приведенное в данном предании является причинами, ведущими к многобожию, и поэтому необходимо предостерегаться от этого.

6. Указание на должное понимание наличия знания и на вред от потери этих знаний.

7. Указание на то, что причиной потери знаний является смерть ученых.

8. Указание на предостережение от слепого следования и на то, что оно может вывести того, кто слепо следует кому-либо, из Ислама.

------------------------------------------------------------------------------------------------

«Передают со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят (‘Ису,) сына Марьям, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а потому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”»»(Бухари 3445, Ахмад 55, 47, 24, 23/1)

 

Умар, да будет доволен им Аллах, - это Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль аль-Кураши аль-Адий, повелитель прововерных, лучший сподвижник после Абу Бакра ас-Сыддыка, да будет доволен ими Аллах. Умер в месяце зуль-хижжа, в 23 году хиджры.

 

В данном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил излишество в отношении себя, т.е. когда люди начинали приписывать ему что-то из качеств господства (рубубия), что указывает на запрет излишества и на то, что он приводит к многобожию, как это произошло у христиан в отношении Исы, мир ему.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на запрет переходить границы в хвале Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда люди своей хвалой выводят Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за круг его статуса – раба Аллаха и его посланника. Потому что это является многобожием по отношению к Всевышнему Аллаху.

2. Указание на силу искренности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к своей общине.

3. Указание на то, что излишнее возвеличивание праведников является причиной попадания в многобожие.

4. Указание на запрет уподобления неверующим.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берегитесь чрезмерности, ибо чрезмерность погубила тех, кто был до вас» (Ахмад в «Муснаде» 347 215/1, Ибн Маджах 4029, Ибн Хазм 2867, Хаким 466/1)».

 

Автор, да смилуется над ним Аллах, привел этот хадис без упоминания его передатчика. Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджах приводят его от ибн Аббаса.

 

В этом хадисе содержится однозначный запрет чрезмерности и указание на то, что это является причиной гибели как в этом, так и на том свете. И этот запрет тем более охватывает также чрезмерность и в отношении праведников, так как это является причиной многобожия.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на запрет чрезмерности и на разъяснение его злого конца.

2. Указание на необходимость извлекать урок из ошибок предшествовавших до нас общин, для того, чтобы самим не совершать подобное.

3. Указание на стремление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спасти свою общину от многобожия и от того, что введет к нему.

4. Указание на побуждение к умеренности в поклонении и во всем другом, т.е. на соблюдение срединности между двумя крайностями: чрезмерностью и халатностью.

5. Указание на то, что чрезмерность в отношении праведников является причиной, ведущей к многобожию.

6. Указание на то, насколько сильно опасался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попасть в многобожие и насколько усердно он предостерегал от него.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Муслим передал хадис Ибн Мас’уда о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сгинули излишествующие!» Он повторил это трижды (Муслим 2680, Абу Дауд 4608, Ахмад 386/1)».

 

В этом хадисе указание на то, что чрезмерное углубление во что-то, является запретным излишеством. И к этому также относится чрезмерное возвеличивание праведников, которое приводит к многобожию.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на побуждение к сторонению чрезмерности в каждой вещи, и особенно в поклонении и возвеличивании праведников.

2. Указание на побуждение к срединности во всех делах.

3. Указание на силу стремления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спасти свою общину и на его усердие в этом.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.