Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 17: «О заступничестве»



«Великий и Могучий Аллах сказал:

وَأَنْذِرْ بِهِ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْ يُحْشَرُوا إِلَى رَبِّهِمْ لَيْسَ لَهُمْ مِنْ دُونِهِ وَلِيٌّ وَلا شَفِيعٌ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ (٥١)

«Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника»(сура«аль-Ан’ам», аят 51)».

Соответствие главы «Книге единобожия» в том, что многобожники оправдывали свое многобожие, которое проявлялось в том, что они взывали к ангелам, к пророкам и праведникам тем, что говорили: «Мы знаем, что они сотворены, однако они имеют авторитет пред Всевышним Аллахом, и поэтому мы хотим, чтобы они заступались за нас пред Ним». И автор книги, да смилуется над ним Аллах, этой главой хотел донести до людей довод на то, что данное действие является сутью многобожия, которое запретил Всевышний Аллах, и сделать недействительным любой путь, ведущий к этому.

Заступничество – в своем смысловом значении подразумевает добавление чего-то к чему-то, например, к одной вещи добавляется что-то и уже вещей становится два. В арабском языке слово «заступился за него» имеет смысл «помог ему приобрести то, что он желал у того, кто владеет этой вещью».

В этом аяте содержится опровержение многобожникам, которые взывают к пророкам и праведникам и просят у них заступничества.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на опровержение многобожникам, которые приближаются к пророкам и праведникам и просят у них заступничества.

2. Указание на узаконенность увещевания и напоминания о Судном дне.

3. Указание на то, что верующие это те, которые берут пользу от увещевания, а так же на то, что увещевать нужно Кораном.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Сура «аз-Зумар», аят 44:

قُلْ لِلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ (٤٤)

«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком».

Сура «аль-Бакара», аят 255:

مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلا بِإِذْنِهِ

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»».

 

В этих аятах содержится опровержение многобожникам, которые взяли себе в заступники помимо Аллаха, ангелов или пророков, или идолов, которым они придали образ праведников, т.е. сделали памятниками. Эти люди думают, что эти праведники, ангелы, идолы владеют заступничеством или чем-то из заступничества; они также думают, что те могут заступиться за них перед Аллахом без Его дозволения.

 

Пользы, извлекаемые из этих аятов:

1. Указание на опровержение многобожникам, которые просят заступничества у созданий.

2. Указание на то, что все заступничество принадлежит только одному Единому Всевышнему Аллаху, и поэтому заступничество нужно просить только у Него одного.

3. Указание на величие Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист, и Его высочество и на то, что все создания подчинены Его власти.

4. Указание на то, что заступничество будет делать тот, кому Всевышний Аллах позволит это.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Сура «ан-Наджм», аят 26:

وَكَمْ مِنْ مَلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلا مِنْ بَعْدِ أَنْ يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَرْضَى (٢٦)

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»».

 

В этом аяте содержится опровержение многобожникам, которые просят заступничества у ангелов и у других созданий Аллаха.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на опровержение многобожникам, которые приближаются к каким-либо созданиям, прося у них заступничества.

2. Указание на то, что заступничество принадлежит только одному Всевышнему Аллаху и просить его можно только у Него одного.

3. Указание на то, что заступничество не будет действительным, если не будут соблюдены два условия: первое - дозволение Господа тому, кто хочет заступаться; второе - чтобы Аллах был доволен тем, за кого хотят заступаться, чтобы он был из числа единобожников и искренних Его рабов.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Сура «Саба» аяты 22-23:

قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ لا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلا فِي الأرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِنْ شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُمْ مِنْ ظَهِيرٍ (٢٢)وَلا تَنْفَعُ الشَّفَاعَةُ عِنْدَهُ إِلا لِمَنْ أَذِنَ لَهُ حَتَّى إِذَا فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ (٢٣)

«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (многобожников или ангелов) сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий»».

 

В этих аятах содержится опровержение многобожникам, которые приближаются к угодникам и просят у них заступничества, и взывают к ним, чтобы те принесли им пользу и защитили их от вреда.

 

Пользы, извлекаемые из этих аятов:

1. Указание на опровержение многобожникам, которые взывают наряду с Аллахом каким-то божествам или ангелам, или к другим, веря, что они принесут им пользу или защитят их от вреда.

2. Указание на узаконенность полемики с многобожниками для того, чтобы доказать недействительность многобожия и сделать явной истину.

3. Указание на разрыв всех причин, с которыми связаны многобожники, так как многобожник берет себе объектом поклонения, кого-либо помимо Аллаха, считая, что тот принесет ему пользу. Польза же может быть только от того, кто обладает одним из следующих четырех качеств: первое, либо чтобы он владел тем, чего хочет от него тот, кто ему поклоняется; второе, либо чтобы он являлся сотоварищем владетеля, компаньоном; третье, либо чтобы он был помощником его; четвертое, либочтобы он был заступником перед ним. И Всевышний Аллах, Свят Он и Пречист, отрицает наличие всех этих четырех качеств у божеств многобожников, и поэтому их поклонение становится несостоятельным.

4. Указание на то, что заступничество будет только с дозволения Всевышнего Аллаха.

5. Указание на то, что многобожникам не поможет заступничество, так как Всевышний Аллах не позволит заступаться за многобожников.

------------------------------------------------------------------------------------------------

«Абу аль-‘Аббас сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он сообщил, что никто, кроме Него, не владеет собственностью самостоятельно и не является ее совладельцем. Он также сообщил, что у Аллаха нет помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно принесет пользу только тем, кому позволит Господь. По этому поводу Аллах сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен»(сура «аль-Анбия», аят 28).

Заступничества, на которое уповают многобожники, не будет в День воскресения, поскольку Коран отвергает его. Пророк же сообщил, что он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему. Он не начнет заступаться за людей первым, но затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято» (аль-Бухари 6/264,265, 8/300, Муслим (194)).

Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, от чистого сердца» (Ахмад 2/373, аль-Бухари 1/173,174, ан-Насаи 11/385).

Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его.

Суть этого состоит в том, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради мольбы того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места.

Однако Коран отвергает заступничество, в котором есть элементы многобожия, и поэтому во многих местах упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что заступничества будут удостоены только приверженцы единобожия, которые искренне поклонялись одному Аллаху»».

 

Абу Аббас – это шейхуль-Ислам Таккиюддин Ахмад ибн Абдиль Халим ибн Абди Салям ибн Таймия, известный имам, автор многих полезных трудов, умер в 728 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах.

Суть того, что автор привел слова шейхуль-Ислама ибн Таймии, заключается в том, что в них содержится разъяснение и толкование тех аятов, которые пришли в этой главе:

1. В них описание отрицаемого заступничества и описание подтверждаемого заступничества.

2. Упоминание большого заступничества, а это - достохвальное место и то, что будет делать Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пока ему не будет позволено делать заступничество.

3. Упоминание того, что самыми счастливыми людьми, удостоенными заступничества, будут обладатели правой веры.

 

Польза, извлекаемая из всего этого: указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает шестью видами заступничества:

1. Величайшее заступничество, которое будет дано только нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а это заступничество за тех, кто соберётся в Судный день, чтобы Всевышний Аллах рассудил между ними, и чтобы Аллах избавил их от этого стояния.

2. Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай.

3. Заступничество за грешников, которые должны войти в Ад, чтобы они не вошли в него.

4. Заступничество за грешников, которые вошли в Огонь, чтобы они вышли оттуда.

5. Заступничество за людей из числа обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждения и чтобы возвысить их степень.

6. Заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы Всевышний Аллах облегчил ему наказания в Огне.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Глава 18: «О словах Всевышнего Аллаха:

إِنَّكَ لا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ (٥٦)

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»(сура «аль-Касас», аят 56)»

Соответствие главы «Книге единобожия»:

В этой главе содержится опровержение поклоняющимся могилам, которые имеют убеждения в отношении пророков и праведников, что те могут приносить им пользу или же оберечь их от вреда. И проявляется это опровержение в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, старался наставить на прямой путь своего дядю при его жизни, но ему не было это облегчено, и он попросил за него прощения у Всевышнего Аллаха после его смерти, но ему это было запрещено. И Аллах разъяснил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не может наставить на прямой путь того, кого он любит. И в этом указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет ни пользой, ни вредом, а другие тем более не владеют ими.

 

В этом аяте указание на явное доказательство тому, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет ни пользой ни вредом, не может что-то дать или что-то запретить из того чем владеет только Всевышний. Также в нем указание на то, что всем владеет Всевышний Аллах. И поэтому в этом аяте содержится опровержение тем, кто взывает к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он избавил их от несчастья или же исполнил их нужды.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на опровержение тем, кто убежден, что угодники приносят пользу или могут чем-то навредить, или же управляют чем-то, после своей смерти, и что якобы Аллах проявил к ним щедрость, дав возможность управлять бытием.

2. Указание на то, что наставление на прямой путь только в руках Всевышнего Аллаха.

3. Указание на подтверждение знания Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист.

4. Указание на подтверждение мудрости Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист.

5. Указание на несостоятельность связывать себя с кем-то, кроме Всевышнего Аллаха.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусайаба от имени его отца: «Когда Абу Талиб был при смерти, к нему пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Рядом с умирающим в то время находились ‘Абдуллах ибн Абу Умейа и Абу Джахль. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: “О дядя, скажи: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”.Благодаря этим словам я смогу защитить тебя перед Аллахом”. Двое присутствующих сказали ему: “Неужели ты отказываешься от веры ‘Абд аль-Мутталиба?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повторил свои слова, и они повторили свои. И его последними словами были слова о том, что он остается в вере ‘Абд аль-Мутталиба и отказывается провозгласить, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Я обязательно буду просить прощения для тебя, если это не будет мне запрещено”».

Тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал ему следующее откровение:

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада»(сура «ат-Тауба», аят 113).

А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал следующий аят:

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»(сура «аль-Касас», аят 56) (Бухари 1320, Муслим 24, Ахмад в «Муснаде» 168/5, 433)».

 

Что касается Ибну Мусайаба - это Саид ибну Мусайаб, один из ученых и больших факихов из числа табиинов, который умер после 90-года хиджры. Его отец Мусайаб был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер во время правления Усмана, да будет доволен ими Аллах.

 

В этом хадисе указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет пользой даже для своих самых близких людей, что указывает на несостоятельность связывания себя с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с убежденностью, что он может принести пользу или же предотвратить вред. И если это обстоит таким образом относительно Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, то любой другой тем более заходит под это.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на дозволенность посещения больного многобожника, если есть надежда на принятие им Ислама.

2. Указание на вред плохих товарищей и плохих друзей для человека.

3. Указание на то, что смыслом свидетельства «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» является оставление поклонения идолам, угодникам и праведникам, обязательность поклонения только одному Всевышнему Аллаху, Свят Он и Пречист. В нем также указание на то, что многобожники знали смысл этого свидетельства.

4. Указание на то, что тот, кто произнесет свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» на основе знания и убежденности и веры, тот входит в Ислам.

5. Указание на то, что с делами считаются в соответствии с их концом.

6. Указание на запретность мольбы о прощении за многобожников и на запретность дружбы с ними, а также на проявление любви к ним.

7. Указание на несостоятельность действий тех, кто связывает себя с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или с кем-то другим, думая, что тот способен принести ему пользу или вред.

8. Указание на опровержение тем, кто полагает, что якобы Абу Талиб был мусульманином.

9. Указание на вред слепого следования за верой отцов, или за уважаемыми людьми, когда их слова превращают в довод и возвращаются к ним, при разногласиях между людьми.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.