«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)»».
Соответствие даной главы «Книге единобожия»:
В этой главе содержится разъяснение прибегания к кому-либо, кроме Аллаха, как одного из видов многобожия, который противоречит единобожию, для того, чтобы люди сторонились и предостерегались от этого.
В этом аяте Всевышний Аллах рассказал о верующих джиннах. О том, когда им стала ясна религия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, они уверовали в него. Они рассказали о том многобожии, которое совершали люди по отношению к джиннам, из прибегания за защитой к кому-либо, кроме Аллаха.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что прибегание к кому-либо, кроме Аллаха является многобожием. Потому что верующие джинны сказали: «Он (Коран) наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу» (сура «Джинн», аят 2). Потом они поведали с порицанием: «Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)» (сура «Джинн», аят 6).
2. Указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан как к людям, так и к джиннам.
3. Указание на то, что прибегание за защитой не к Аллаху приводит к страху и слабости.
4. Указание на то, что прибегание за защитой к Аллаху приводит к силе и безопасности.
«Передают, что Хауля бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: “Прибегаю к совершенным Словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!”– не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте»»(Муслим 2708, ат-Тирмизи 3433, Ибн Маджах 3547, Ахмад в «Муснаде» 309, 388/6).
Хауля бинт Хаким – дочь Хакима ибн Умайи ас-Салями, жена Усмана ибн Маз`уна, да будет доволен ими Аллах. Была праведной и достойной женщиной.
В этом хадисе содержится указание на узаконенное шариатом прибегание за покровительством, вместо того прибегания, в котором есть многобожие и которое использовали многобожники.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что прибегание является поклонением.
2. Указание на узаконенность прибегания, к Аллаху, Его именам или же атрибутам.
3. Указание на то, что слова Аллаха не являются сотворенными, потому что Аллах приказал нам обращаться за помощью к Его словам. А прибегание к кому-либо из созданий является многобожием, как об этом было сказано выше. И в этом указание на то, что слова Всевышнего не сотворены.
4. Указание на достоинство этой мольбы (дуа), не смотря на то, что она такая короткая.
5. Указание на то, что судьба всех творений в Руках Аллаха, хвала Ему Всевышнему.
«И не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников»».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
В данной главе шейх упомянул те виды многобожия, которые противоречат единобожию, а именно те случаи, когда человек в тяжелой ситуации прибегает к кому-либо, кроме Аллаха, или же взывает к кому-либо, кроме Него.
Соответствие аята этой главе в том, что в нем содержится запрет на взывание к кому-либо, кроме Аллаха и указание на то, что это является многобожием, противоречащим единобожию.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что взывать к кому-либо, кроме Аллаха, является большим многобожием.
2. Указание на то, что даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который является самым праведным из людей, был предупрежден о том, что если взовёт к кому-либо, кроме Аллаха, то превратится в беззаконника, т.е. в многобожника. А что можно сказать о ком-то другом.
3. Указание на беспомощность божеств многобожников и несостоятельность поклонения им.
«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный»».
В этом аяте содержится указание на то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения, достоин того, чтобы взывали к Нему одному, а также на то, что обращаться к кому-либо другому помимо Него является многобожием, так как никто, кроме Него, не в силах принести ни пользу, ни вред.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что только один Всевышний Аллах достоин поклонения и только Он один достоин, чтобы к Нему взывали, т.е. указание на единобожие в поклонении («таухид аль-улюхия»), так как Он - один Единственный в Своем господстве, только Он один управляет, только Он один умертвляет, и только Он один оживляет.
2. Указание на несостоятельность обращения к кому-либо с мольбой, кроме Всевышнего Аллаха, потому что тот, к кому обращаются, сам беспомощен, и не может принести пользу тому, кто к нему обращается или предотвратить от него вред.
3. Указание на то, что Аллах обладает таким атрибутом, как желание, как это подобает Его величию, Свят Он и Пречист.
4. Указание на то, что Аллах обладает такими атрибутами, как прощение и милость, как это подобает Его величию, Свят Он и Пречист.
«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены»».
В этом аяте содержится указание на обязательность поклонения одному Аллаху, хвала Ему Всевышнему, а также на то, что с мольбой нужно обращаться только к Нему одному, и в нем опровержение многобожникам, которые поклоняются кому-то, кроме Него.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на обязательность обращения с мольбой только к одному Всевышнему Аллаху и испрашивания удела только у Него одного.
2. Указание на то, что все виды поклонения должны посвящаться только одному Всевышнему Аллаху.
3. Указание на обязательность благодарности Аллаху за Его милости.
4. Указание на то, что будет Воскрешение и будет воздаяние.
5. Указание на то, что нет противоречия в том, что если раб будет просить удел у Всевышнего Аллаха и при этом пойдет зарабатывать и поклоняться Всевышнему Аллаху. Так как Ислам объял в себя блага как для этого мира, так для следующего.
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение»».
В этих двух аятах указание на то, что постановлением относительно тех, кто взывает к кому-либо, кроме Аллаха, является то, что они являются самыми заблудшими из всех заблудших, а также на то, что мольба (дуа) является поклонением, и тот, кто посвящает мольбу не Аллаху, является мушриком.
Пользы, извлекаемые этих двух аятов:
1. Указание на то, что мольба является поклонением, и на то, что тот, кто взывает к кому-либо, кроме Аллаха, совершает большое многобожие.
2. Указание на несчастье, которое постигнет того, кто взывает к кому-либо кроме Аллаха, как на этом, так и на том свете.
3. Указание на то, что многобожие является самым великим заблуждением.
4. Указание на то, что произойдет воскрешение людей и воздаяние им.
5. Указание на то, что идолы, к которым взывают люди, не слышат их и не ответят им, в противоречие тому, что измышляют многобожники.
6. Указание на то, что в поклонении одному Всевышнему Аллаху объято все благо, как этого, так и того света.
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!»».
В этом аяте несостоятельность прибегания в тяжелой ситуации к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист, потому что никто не защитит, и никто не отведет от человека то зло, которое его постигло, кроме Того, кто умертвляет и оживляет, а это - Всевышний Аллах.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на несостоятельность прошения помощи при горе, несчастье или в тяжелой ситуации у кого-либо, кроме Аллаха, в том, в чем мощен только Всевышний Аллах.
2. Указание на то, что многобожники соглашаются с таухидом ар-рубубия, что Аллах управляет всем сущим, но это не заводит их в Ислам.
3. Указание на то, что доказательством того, что один Аллах достоин поклонения («таухид аль-улюхия») является то, что Аллах один управляет всем сущим, один Он Создатель, один Он умертвляет и оживляет (т.е. «таухид ар-рубубия»).
4. Указание на то, что надо приводить в довод многобожникам то, с чем они соглашаются, против того, с чем они не согласны.
«Ат-Табарани передал, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, жил лицемер, который доставлял неприятности верующим. Тогда один из них сказал: «Давайте обратимся за помощью к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, против этого лицемера». А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха» (ат-Табарани, аль-Хайсами в своем сборнике «Зауаид» 159/10, хадис недостоверный, но достоверен его смысл)».
Имам ат-Табарани Сулейман ибн Ахмад, хафиз, автор трех больших сборников.
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал, чтобы люди прибегали за помощью к кому-либо, кроме Аллаха.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет прибегать за помощью в тяжелой ситуации к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а к другому - тем более.
2. Указание на то, что необходимо использовать правильные слова и охранять единобожие.
3. Указание на то, что следует закрывать все пути к многобожию.
4. Указание на то, что следует терпеть, когда тебя постигли какие-то несчастья, только ради Аллаха.
5. Указание на порицание лицемерия.
6. Указание на запрет причинять вред верующим, потому что это является из действий лицемеров.
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?»(сура «А`раф», аяты 191, 192)».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, в данной главе привел доказательства на несостоятельность многобожия, указал на положение тех, к кому взывают, помимо Всевышнего Аллаха. И в этом подтверждение единобожия неоспоримыми доводами.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Указание на несостоятельность многобожия в его основе, потому что многобожие это поклонение чему-то созданному и потому беспомощному.
2. Указание на то, что Создатель - и есть Тот, кто достоин поклонения.
3. Указание на таухид аль-улюхия через таухид ар-рубубия.
4. Указание на узаконенность спорить с многобожниками для того, чтобы истина одержала победу и для того, чтобы унизить ложь.
«Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий»».
В этом аяте содержится четкое, ясное, неоспоримое доказательство на несостоятельность многобожия и опровержение многобожникам.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Указание на несостоятельность многобожия однозначным доводом и неоспоримыми доказательствами.
2. Указание на разъяснение условий, которым должен соответствовать тот, к кому обращаются за помощью, а это:
а) чтобы он владел тем, что у него просят;
б) чтобы он слышал мольбу тех, кто к нему взывает;
в) чтобы он обладал мощью для того, чтобы ответить взывающему.
3. Указание на то, что вероубеждение строится на доводах и убежденности, а не на домыслах, предположениях или же слепом следовании.
4. Указание на то, что Всевышний Аллах знает о конце всех дел.
«В «Сахихе» аль-Бухари передается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда в битве при Ухуде Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, рассекли щеку и сломали зуб, он воскликнул:«Как может преуспеть народ, который поранил своего пророка!».И тогда было сниспослано:«Ты не принимаешь никакого решения» (сура «аль-Имран», аят 128)» (Бухари 772, в русском варианте 4068)».
В этом аяте содержится указание на несостоятельность многобожия, в том его виде, когда придают в сотоварищи Аллаху праведников или каких-либо угодников. Если даже сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не мог оберечь самого себя от вреда, который нанесли ему многобожники, т.е. не владел этим, то всякий другой тем более подпадает под это.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на несостоятельность многобожия, когда придают в сотоварищи Аллаху праведников или угодников. И если сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не является тем, кто владеет пользой и вредом для себя, то другой тем более не владеет этим.
2. Указание на то, что и с пророками случались болезни и испытания, да благословит их Аллах и приветствует.
3. Указание на обязательность искренности в поклонении Всевышнему Аллаху, так как все принадлежит одному Ему.
4. Указание на обязательность проявления терпения к неприятностям и невзгодам ради Аллаха на пути призыва к Нему.
5. Указание на запрет проявлять отчаяние в милости Всевышнего Аллаха, какие бы грехи человек не совершил, если только это не является многобожием. Необходимо надеяться на милость Аллаха.
«Аль-Бухари также передал хадис Ибн ‘Умара о том, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выпрямившись после поясного поклона в последнем ракате рассветного намаза, сказал: «Аллах внял тому, кто Его восхвалил. Господь наш, хвала Тебе!» Затем он сказал: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!» Тогда Аллах ниспослал аят: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!»(сура «аль-Имран», аят 128).
В другой версии говорится: «Он проклял Сафвана ибн Умайю, Сухейля ибн Амра и аль-Хариса ибн Хишама. И тогда было ниспослано: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!»(сура «аль-Имран», аят 128) (Бухари 4069, 4070).
Ибн Умар – это сын Умара ибн Хаттаба, да будет доволен ими Аллах, известный ученый-сподвижник, который отличался большим знанием и усердием в поклонении Всевышнему Аллаху. Умер в 73 году хиджры.
В данном хадисе содержится указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был мощен предотвратить тот вред, который нанесли ему многобожники, точно так же он не мог оберечь от него и своих сподвижников. Он обратился к своему Господу, который мощен и властен над всем сущим и который является Владыкой всего. И это указывает на несостоятельность убеждений тех, кто поклоняется могилам, относительно приближенных, праведников и угодников.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на несостоятельность связывания сердца с угодниками или праведниками, в том, что человек просит у них избавления от каких-то нужд или же каких-то бед.
2. Указание на дозволенность совершать в молитве мольбу против многобожников.
3. Указание на то, что произнесение в молитве имени определенного человека, против которого или за которого делается дуа, не вредит молитве.
4. Указание на то, что имам произносит в поясном поклоне оба дуа: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе! /Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/”
«Абу Хурайра рассказывал: «Когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было ниспослано откровение:«Предостереги своих ближайших родственников»(сура«аш-Шуара», аят 214), - он встал и сказал: “О курейшиты! Покупайте души свои, ибо я ничем не избавлю вас от Аллаха! О ‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб, я ничем не избавлю тебя от Аллаха! О Сафийа, тетя Посланника Аллаха! Я ничем не избавлю тебя от Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада! Проси из моего имущества, сколько захочешь, но я ничем не избавлю тебя от Аллаха!”» (Бухари 2753, Муслим 206, ат-Тирмизи 3184).
Абу Хурайра. Некоторые ученые-биографы сказали, что более правильно то, что его звали Абдур-Рахман ибн Сахр из племени даус. Он был из числа известных и почетных сподвижников, знал наизусть много хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был ученым. Он передал больше пяти тысяч хадисов. Умер либо в 57, либо в 58, либо в 59 году хиджры.
В этом хадисе содержится указание на то, что недозволено взывать к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не говоря уже о ком-то другом. И недозволено просить у кого-либо то, на что мощен только Всевышний Аллах, Свят Он и Пречист. Поэтому в этом хадисе содержится опровержение тем, кто поклоняется могилам, которые в тяжелых ситуациях прибегают к мертвым, чтобы те избавили их от каких-то печалей и исполнили их нужды.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на опровержение тем, кто поклоняется пророкам и праведникам, а также тем, кто связывает свои сердца с созданиями в исполнении каких-то нужд, над чем мощен только Всевышний Аллах, Свят Он и Пречист.
2. Указание на то, что недозволено просить у раба (Аллаха) ничего, кроме того, что ему под силу.
3. Указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил выполнять приказы Аллаха и доносить Его послание.
4. Указание на то, что человеку не поможет от наказания Аллаха ничего, кроме веры и праведных дел: ни его положение, ни знатность, ни родственные отношения, и ни что другое.
5. Указание на то, что ближе к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, те, кто подчиняется ему и кто следует его пути, будь то его близкие или кто-то другой.
6. Указание на то, что даже родственные связи с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не принесут человеку никакой пользы, если они не будут сопровождаться верой, праведными делами и правильным вероубеждением.
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их сердца(многобожников или ангелов), они скажут: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий»(сура «Саба», аят 23)».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
В ней содержится разъяснение положения ангелов, которые намного сильнее и величественнее тех, кому многобожники поклоняются помимо Аллаха. И если даже при таком их положении пред Всевышним Аллахом, они описаны страхом пред Ним и почитанием Его, то, как же можно взывать к ним, помимо Аллаха, не говоря уже о других? И в этом опровержение всем многобожникам и тем, кто взывает к кому-либо, помимо Аллаха, и особенно к тем, кто даже рядом не стоит с ангелами.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на опровержение всем многобожникам, и тем, кто помимо Аллаха поклоняется кому-либо из числа тех, кого даже нельзя сравнивать с ангелами, и кто не подобен им ни в каком из их качеств.
2. Указание на то, что Аллах обладает таким атрибутом, как «Калям» (Речь), как это подобает Его величию.
3. Указание на то, что слова Аллаха несотворены, потому что они (ангелы) говорят: «Что сказал ваш Господь?», - а не говорят: «Что создал ваш Господь?».
4. Указание на то, что Всевышний Аллах возвышен над своими созданиями.
«Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, то ангелы смиренно складывают крылья перед Его Словом, которое поражает их, подобно грохоту удара цепи о камни. Когда же страх покидает их сердца, они говорят: “Что сказал ваш Господь?” Они же говорят: “Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий!” Дьяволы же, расположившись один над другим (Суфьян ибн Уяйна описал это на пальцах кисти рук, растопырив пальцы), с украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока, в конце концов, это слово не произносит колдун или предсказатель. Пылающая звезда может сбить этого дьявола до того, как он передаст услышанное, а может сбить его после этого, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: “Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?” И правдивое слово, услышанное с небес, убеждает людей верить ему»»(Бухари 4701).
Суфьян ибн Уяйна ибн Маймун аль-Хиляли - достойный доверия передатчик, хафиз, являлся одним из больших имамов. Умер в 198 году хиджры.
В этом хадисе содержится опровержение многобожникам. И если таково положение ангелов, когда они слышат слова Всевышнего Аллаха, несмотря на то, что Аллах наделил их такой огромной силой, значит, становится ясным то, что недозволено посвящать какой-либо вид поклонения им; так что же говорить о других творениях, которые меньше их по степени.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на опровержение многобожникам, которые поклоняются ангелам, пророкам и праведникам.
2. Указание на возвеличивание Всевышнего Аллаха и на то, что Он один достоин поклонения, Он один Единый и нет Ему сотоварищей.
3. Указание на то, что Аллах, Свят Он и Пречист, находится над своими созданиями, а также на то, что Он говорит такой речью, которую можно услышать.
4. Указание на несостоятельность колдовства и предсказаний, даже если колдун и предсказатель говорят иногда правду.
5. Указание на то, что нужно считаться с большинством.
«Передают, что Наввас ибн Симан рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах желает передать повеление через откровение, Он произносит откровение, и тогда небеса сотрясаются (или он сказал: «разражаются громом»), и все преисполняется страхом перед Великим и Могучим Аллахом. Услышав это, все обитатели небес теряют сознание и падают ниц перед Аллахом. Первым поднимает голову Джибриль, и Аллах сообщает ему то откровение, которое Ему угодно. Затем Джибриль идет к ангелам. Когда он проходит по каждому небу, ангелы этого неба спрашивают его: “О Джибриль, что же сказал наш Господь?” Джибриль говорит: “Он изрек истину, ведь Он – Возвышенный, Великий!” И все они повторяют то, что сказал Джибриль. Так Джибриль доводит откровение туда, куда повелел ему Великий и Могучий Аллах”»»(Ибн Хазм в «Таухиде» 206, Ибн Аби Асим в «Сунане» 515).
Ан-Наввас ибн Симаан ибн Халид из племени куляби, известный сподвижник, да будет доволен им Аллах.
В этом хадисе содержится то, о чем говорилось в предыдущих главах, а также разъяснение величия Всевышнего Аллаха, страх ангелов и страх небес перед Ним. И в этом опровержение тем, кто поклоняется кому-либо, кроме Аллаха.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на опровержение многобожникам, которые берут, помимо Всевышнего Аллаха, какие-то божества из Его созданий.
2. Указание на величие Всевышнего Аллаха и на то, что только Он Единственный, кто достоин поклонения.
3. Указание на то, что Всевышний Аллах говорит, когда захочет, о чем захочет и как захочет.
4. Указание на то, что Всевышний Аллах находится над своими созданиями.