«В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что Умм Саляма рассказала Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: «Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем эти изображения.В День Воскресения такие люди окажутся наихудшими творениями пред Аллахом» (Бухари 427, Муслим 528, Ахмад 51/2).
Далее шейх приводит слова шейхул-Ислама ибн Таймии: «Они (одновременно) попали в две смуты: смуту могил и смуту изображений(искушение могилами и искушение изображениями)»».
Умм Саляма – это мать правоверных Хинд бинт Аби Умаййя аль-Махзумия аль-Курашия, умерла в 62 году хиджры, да будет доволен ею Аллах.
Соответствие главы «Книге единобожия»:
В этой главе содержится разъяснение того, что поклонение Аллаху у могил является причиной, ведущей к многобожию и противоречащей единобожию.
В этом хадисе содержится ясное указание на запрет поклоняться Аллаху у могил праведников и превращать их в мечети, так как это является деянием христиан, и тот, кто совершает подобное, является худшим из созданий.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет поклоняться Аллаху у могил праведников, так как это является тем, что приводит к многобожию, а также деянием христиан.
2. Указание на дозволенность рассказывать о том, что делают неверующие, для того, чтобы предостеречь от этого мусульман.
3. Указание на предостережение и запрет рисования или же создания изваяния живых существ, так как все это приводит к многобожию.
4. Указание на то, что тот, кто построил мечеть у могилы праведного человека, является худшим из созданий, даже если у него было благое намерение.
«Передают со слов ‘Аиши и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах: «Перед самой своей смертью Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал натягивать на лицо покрывало, а когда ему стало (трудно дышать), он убрал его с лица и, находясь в таком состоянии, сказал:«Да проклянёт Аллах иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!» - предостерегая (мусульман) от повторения того, что совершали (эти люди). И если бы ни его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось из боязни того, что его могилу превратят в мечеть»(Бухари 435, Муслим 531).
В этом хадисе содержится запрет поклоняться Аллаху у могил пророков и превращать их в мечети, так как все это приводит человека к тому, что он придает Аллаху сотоварищей.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет превращать могилы пророков и праведников в мечети, в которых поклоняются Аллаху, так как это все приводит к многобожию.
2. Указание на силу заботы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его внимания к единобожию, также на его страх, что его могилу будут возвеличивать, потому что все это приводит к многобожию.
3. Указание на дозволенность проклинать христиан и тех, кто совершает действия подобные их действиям, как сооружение на могилах построек и превращение их в мечети.
4. Указание на разъяснение мудрости захоронения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его доме: это было сделано для того, чтобы могила Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, не стала искушением для людей.
5. Указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был человеком, и с ним происходило то же, что происходит с людьми, например, смерть и предсмертная агония.
«Муслим передал хадис Джундуба ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, за пять дней до своей смерти сказал:“Я чист перед Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это”»(Муслим 532)».
Джундуб ибн Абдуллах ибн Суфьян аль-Баджали, известный сподвижник, умер в возрасте около 60-лет, да будет доволен им Аллах.
Абу Бакр ас-Сыддык - Абдуллах ибн Усман ибн Амир ибн Амр ибн Кааб ат-Тайми, наместник (халиф) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по единогласному мнению мусульман - лучший сподвижник. Умер в 13 году хиджры в возрасте 63 лет, да будет доволен им Аллах.
В этом хадисе содержится запрет на превращение могил в места для поклонения, как это делают христиане и иудеи, и другие приверженцы нововведений, так как это является средством, приводящим к многобожию.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет превращения могил в места для поклонения, совершения молитвы возле них и в направлении них, строительства над ними куполов и других сооружений, чтобы уберечь людей от попадания в многобожие по этой причине.
2. Указание на прикрытие всех путей, ведущих к многобожию.
3. Указание на то, что Всевышний Аллах, Свят Он и Пречист, любит, как это подобает Его величию.
4. Указание на достоинство двух возлюбленных Аллаха: Ибрахима, мир ему, и Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
5. Указание на достоинство Абу Бакра ас-Сыддыка и на то, что он однозначно является лучшим из этой общины.
6. Указание на доказательство того, что Абу Бакр ас-Сыддык является законным наместником после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
«Он запретил это в конце своей жизни и даже проклял тех, кто поступает таким образом, находясь в состоянии предсмертной агонии.
К запрещенным действиям относится и совершение намаза на могилах, даже если на ней ничего не было возведено. В этом заключается смысл слов ‘Аиши о том, что существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть. Конечно же, сподвижники были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле, но дело в том, что если человек стремится совершить намаз в определенном месте, то он превращает его в мечеть. Более того, любое место, в котором совершается намаз, называется мечетью, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «...земля была сделана для меня мечетью, чистой и очищающей» (аль-Бухари 1/369, 370 и 444, Муслим (521))».
На эти слова шейхул-Ислама указывают хадисы, которые предшествуют в этой главе.
«Ахмад передал с хорошей цепочкой рассказчиков хадис Ибн Мас’уда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети». Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе”(Ахмад в «Муснаде» 435/1, Ибн Хиббан в своем сборнике 340)».
В хадисе содержится предостережение от того, чтобы люди не превращали могилы в мечети и не молились там, и не искали от них благодати, так как все это приводит к многобожию.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на предостережение от совершения молитвы у могилы, так как это ведет к многобожию.
2. Указание на то, что тот, кто превращает могилы праведников в мечети, для совершения в них молитв, является худшим из созданий, даже если его целью является приближение к Аллаху.
3. Указание на то, что Судный день наступит тогда, когда на земле будут жить самые худшие из людей.
4. Указание на предостережение от многобожия и от того, что приводит к нему и от того, что приближает к нему, каким бы не было намерение человека, который прибегает к этим средствам.