«Муслим приводит хадис от одной из жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто придёт к предсказателю и спросит его о чём-либо, у того не примется молитва в течении сорока дней»»(Муслим 2230, Ахмад в «Муснаде» 68/4, 380/5).
Соответствие главы «Книге единобожия»:
Предсказатели и подобные им заявляют о том, что они знают о скрытом, а знание о скрытом это то, чем описывает себя Всевышний Аллах, свят Он и пречист и то, что присуще только Ему. Тот же, кто заявляет, что знает о скрытом, уподобляет себя Всевышнему Аллаху. Автор, да смилуется над ним Аллах, хотел показать положение этих людей и тех, кто верит им, а также их наказание.
В этом хадисе имеется указание на запрет ходить к предсказателям и им подобным и верить им, так как это противоречит единобожию.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет ходить к предсказателям и спрашивать их о скрытых вещах, и верить в то, что они сообщают, так как все это является неверием (куфром).
2. Указание на запрещенность предсказаний, так как это является одним из смертельных грехов.
Шейх, да смилуется над ним Аллах, приводит довод на то, что у того, кто пошел к предсказателю и не поверил ему, молитва не будет приниматься в течении сорока дней, как это сказано в другом хадисе. Тот же, кто пошел и поверил ему, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
«Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто пришёл к предсказателю (кахин) и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду» (Ахмад, 2/408, 476; Исхакъ ибн Рахауайх в «Муснаде», 482; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 3/16; ад-Дарими, 1/275; Абу Дауд, 3904; ат-Тирмизи, 135; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 9016, 9017; Ибн Маджах, 639).
Аль-Хаким приводит следующий, достоверный согласно требованиям Бухари и Муслима хадис Абу Хурайры от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто пришёл к прорицателю (’арраф) или предсказателю (кахин) и поверил в сказанное им, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Передали аль-Хаким и четверо(«четверо» - имеется в виду Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджах).
Абу Йа'ля приводит аналогичный хадис маукуф с хорошим иснадом от Ибн Масуда».
В данном хадисе приходит запрет на обращение к прорицателям и предсказателям и угроза за эти действия.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет ходить к прорицателям и предсказателям, спрашивать их о чем-либо и на обязательность сторонится их. Так как это, в случае если человек поверит в сказанное ими, будет неверием. Но даже если он и не поверит в их слова, то все равно это будет запретным (грехом).
2. Указание на обязательность разоблачать предсказателей и астрологов.
3. Указание на то, что тот, кто придет к ним и поверит им, тот проявит неверие в то, что было ниспослано Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Указание на то, что предсказание является многобожием, так как оно содержит в себе уподобление Аллаху, в знании сокрытого.
«Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в эти приметы, (а также) тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, (а также) тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду» (аль-Баззар, 3578 и ат-Табарани в «аль-Кабир», 18/162).
Такой же хадис привел ат-Табарани в «аль-Аусате» с хорошим иснадом от Ибн Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов «Пришедший же к...» (ат-Табарани в «аль-Аусат», 4262; Ибн ’Ади в «аль-Камиль», 3/339 и другие).
Аль-Багъауи сказал: «Прорицатель (‘арраф) — это человек, который заявляет, что знает по определённым признакам реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.».
Говорят также: «Это — предсказатель». Предсказателем (кахин) называется тот, кто возвещает о том, что произойдёт в будущем.
Говорят также: «Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов».
Абу аль-Аббас ибн Теймийа сказал: «Прорицатель (‘арраф) — это обобщающее понятие, которым называют предсказателя (кахин), астролога (мунаджим), гадателя на песке (рималь) и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знание о судьбах» (см. «Маджму’ аль-Фатауа», 35/173, 193).
Аль-Багъауи - это аль-Хусейн ибн Мас’уд ибн Фарра. Он был ученым из числа жителей Хорасана и аскетом. Умер в месяце шавваль 516 года по хиджре (см.: «Сияр», 19/439).
В этом хадисе приходит запрет и жесткая угроза в адрес тех, кто занимается предсказаниями и им подобных, а также тем, кто верит им.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запретность заявлений о знании сокрытого, так как это противоречит единобожию.
2. Указание на запрет верить тем, кто занимается предсказаниями, потому что вера в это является неверием в то, с чем пришел Пророк, да благословит и приветствует его Аллах.
3. Указание на обязательность разоблачать предсказателей и сторониться как самих их, так и их наук.
4. Указание на обязательность следования тому, что было ниспослано Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и оставлять все то, что противоречит этому.
«Ибн Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам:«Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретёт добро у Аллаха» (Ибн Уахб в «аль-Джами’», 690; Абду-р-Раззакъ, 19805; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/139 и другие)».
В этом предании имеется указание на то, что тот, кто занимается составлением нумерологии и гадает по звездам с целью показать свое якобы знание сокрытого и утверждая, что то, чем он занимается, имеет какое-то влияние на судьбы людей, входит под определение прорицателя и, следовательно, потерял удел у Всевышнего Аллаха, хвала Ему.
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на запрещеность изучения нумерологии, в качестве ключа для раскрытия сокрытого, так как это противоречит единобожию. Однако, если нумерология используется в другом направлении, например, чтобы цифрами указывать дату, то в этом нет ничего запретного.
2. Указание на запрещенность занятия астрологией, так как это является причиной впадания человека в многобожие.
3. Указание на запрет обольщения подобными людьми и их знаниями, так как они являются приманкой, зовущей к многобожию.