«Не видели ли вы аль-Лят и аль-Уззу и еще третью – Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола?»».
Соответствие главы «Книге единобожия»:
В данной главе следует продолжение разъяснения тех вещей, в которых присутствует многобожие, и которые противоречат единобожию и его полноте.
В этих аятах содержится запрет испрашивания благодати у деревьев и камней, и указание на то, что это является многобожием. Поистине, те, которые поклонялись этим идолам путем их возвеличивания и взывания к ним, были убеждены в том, что от них исходит благодать. Поэтому тот, кто просит благодати у могил, подобен тому, кто просит его у аль-Лят, а тот, кто просит благодати у деревьев и камней, подобен тому, кто просит его у аль-Узза и Манат.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Указание на то, что искать благодати у деревьев и камней является многобожием.
2. Указание на узаконенность спора с многобожниками для того, чтобы указать на несостоятельность их многобожия и подтверждения единобожия.
3. Указание на то, что не может быть установлено решение, если нет на это довода, а довод должен быть из того, что ниспослал Аллах, а не из личных домыслов и предположений.
4. Указание на то, что Всевышний Аллах довел до людей довод путем ниспослания посланников и Книг.
«Передают, что Абу Вакид ал-Ляйси рассказывал: «Вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы отправились в Хунейн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у язычников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и который называли Зат Анват (“Имеющая подвески”). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: “О Посланник Аллаха, сделай для нас Зат Анват – такой же, как и у них”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Аллах Превелик! Это – дороги прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраиля: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди.[9] Вы обязательно последуете по дорогам своих предшественников!”»» (ат-Тирмизи 2181, Ахмад в «Муснаде» 218/5).
Абу Вакид аль-Ляйси аль-Харис ибн Ауф - известный сподвижник, который умер в 68 году хиджры в возрасте 85 лет.
В этом хадисе указание на то, что искать благодати у деревьев и чего-либо подобного этому является многобожием и обожествлением чего-то, помимо Аллаха, Свят Он и Пречист!
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на то, что искать благодати у деревьев и камней и подобных им вещей является многобожием.
2. Указание на то, что у того, кто оставил какую-то ложь, к которой он привык, нет гарантии в том, что в его сердце не осталось ничего из этой лжи.
3. Указание на то, что причиной поклонения идолам было их возвеличивание, пребывание возле них, прошение благодати от них.
4. Указание на то, что человек может думать о чем-либо, что это нечто благое, которое приближает его к Аллаху, а на самом деле оно отдаляет его от Всевышнего.
5. Указание на то, что Сунной является, чтобы мусульманин произносил тасбих («Субхан Аллах») и такбир («Аллаху Акбар»), если слышит то, что не следует говорить в вопросах религии или же когда слышит что-то удивительное.
6. Указание на сообщение Пророка, да благословит и приветствует его Аллах о том, что многобожие в этой общине обязательно случится, так оно и случилось.
7. Указание на одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в сообщении им того, что будет происходить в будущем в его общине.
8. Указание на запрет уподобления в чем-либо людям невежества, также иудеям и христианам, если только нет довода на то, что это тоже является из нашей религии.
9. Указание на то, что необходимо считаться с сутью вещей, а не с их названиями. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил их требования с требованиями сынов Израиля, и не обратил внимание на то, что дерево называлось «Зат Анват».