«Примеры из жизни» не привыкли иметь дело с журналистами и могут излишне нервничать. Вам нужно создать комфортную обстановку - сопереживайте вашим собеседникам, заверьте их в том, что у вас и в мыслях нет выставить их в неприглядном свете, и что вы будете использовать любые их высказывания только с их одобрения.
Эксперты в большей степени готовы к общению с прессой, однако некоторые из них, возможно, получили в прошлом негативный опыт такого общения, поэтому будьте скорее излишне внимательны, чем наоборот!
Организация интервью
Ваше интервью может проводиться в виде личной беседы, по телефону или - в зависимости от договоренности с интервьюируемыми людьми - путем передачи им по электронной почте списка интересующих вас вопросов.
Если вы хотите записать интервью на диктофон (что совсем не обязательно), сначала спросите у собеседника разрешения.
Если интервью проводится по телефону, выберите для звонка удобное время - если возникли непредвиденные про-
блемы, препятствующие проведению интервью, договоритесь на другое время и обязательно перезвоните.
Если интервью проводится с глазу на глаз, найдите тихий уголок (чтобы вы могли расслышать ответы!), где вам никто не сможет помешать.
Убедитесь в том, что интервьюируемый знает:
♦ кто вы;
♦ тему вашей статьи;
♦ ракурс, под которым вы ее рассматриваете (и почему вы хотите побеседовать именно с ним);
♦ когда и где должна быть напечатана ваша статья (эксперты, как правило, любят выяснять состав читательской аудитории этого издания - такая информация подсказывает им, насколько близко читатели знакомы с обсуждаемой темой, и в каком ключе следует отвечать на ваши вопросы).
Подготовка к интервью
Проведите предварительное исследование - это спасет интервьюируемого от необходимости повторять общеизвестную информацию и убедит его в том, что вы не спросите ни о стандартных проблемах, ответы на которые были получены ранее (особенно если у вашего собеседника уже неоднократно брали интервью по данной теме), ни о том, где вы можете найти интересующую вас информацию, не прибегая к его помощи.
Составьте список вопросов таким образом, чтобы они либо охватывали все, что связано с жизнью и окружением интервьюируемого, либо строились на основе вопросов «кто», «что», «когда», «где», «почему» и «как».
Ориентируйтесь на список примерно из 20 вопросов, которые не позволили бы вам отклоняться от темы, -но проявляйте гибкость, так как вы, возможно, узнаете новую информацию, которая могла бы лечь в основу следующей статьи или полностью сместить акценты той статьи, над которой вы сейчас работаете.
Ваши вопросы должны быть:
♦ открытыми (то есть нуждающимися в развернутом
ответе!);
♦ точными;
♦ имеющими отношение к тому, что ваши читатели хотят узнать (заметим, что если вы пишете для ежедневной газеты, интересы ваших читателей будут отличаться от интересов ежемесячного потребительского журнала, а те, в свою очередь, от интересов читателей профессиональной прессы);
♦ индивидуализированными (то есть такими, на которые может ответить только данный собеседник).
Проведение интервью
Будьте радушными и доброжелательными - возможно, вы захотите побеседовать с этим экспертом (или коллегой) снова, поэтому вам необходимо построить с ним более или менее долговременные отношения.
Задайте вопросы в соответствии с вашим списком или обсудите узловые моменты в логической последовательности. Выявите положения, нуждающиеся в пояснениях, и наметьте дополнительные вопросы. Внимательно выслушайте ответы - если получите ответ на еще не заданный вопрос из вашего списка, не задавайте его вообще, за исключением случая, когда вы хотите что-либо уточнить ещё раз.
Если необходимо, выясните детали. И всегда переспрашивайте, если вы что-то не понимаете - гораздо лучше лишний раз переспросить, чем выглядеть глупо впоследствии, когда помощник редактора начнет проверять вашу рукопись и обнаружит, что в ней все не так! Проверьте правильность написания имен, населенных пунктов и технических терминов, корректность пожеланий ваших собеседников, а также то, как их лучше именовать в статье (например, Сью Хит, персонаж нашей статьи «Непреодолимая тяга и отвращение», могла бы быть «старшим преподавателем кафедры акушерства Университета Энитауна» или просто «акушеркой». И потом, вы уверены, что это Университет Энитауна, а не Энитаунский университет?).
Когда вы зададите все свои вопросы (и убедитесь в том, что в их число вошли и знаменитые «Шесть вопросов»), поблагодарите интервьюируемого за потраченное на вас время и спросите, не хочет ли он что-нибудь добавить к уже сказанному.