Если вы знаете, что грамматика и орфография не являются вашей самой сильной чертой, приобретите хороший орфографический словарь и популярное пособие по грамматике, или попросите приятеля, хорошо разбирающегося в грамматике и орфографии, проверить ваш текст.
Примеры наиболее часто встречающихся стилистических ошибок[1]:
1. Неправильный выбор слова.
Неверно: компания по сбору средств в пользу пострадавших от землетрясения;
Верно: кампания по сбору средств в пользу пострадавших от землетрясения.
2. Нарушена лексическая сочетаемость слов
Неверно: Все свои творческие дарования писатель отдавал
людям.
Верно: Весь свой творческий дар писатель отдавал людям.
3. Лексическая контаминация
(неверное объединение слов на базе близости)
Неверно: играть значение, иметь роль.
Верно: играть роль, иметь значение.
Неверно: предпринять меры, принимать действия.
Верно: предпринять действия, принимать меры.
4. Контаминация прямой и косвенной речи.
Неверно: Президент сказал, что я сделаю все возможное. Верно: Президент сказал, что он сделает все возможное.
5. Нарушение устойчивого (фразеологического) оборота.
Неверно: Знал, как свои десять пальцев. Верно: Знал, как свои пять пальцев.
Неверно: Это его представление об окружающем. Верно: Это его представление об окружающем мире.
10. Речевой штамп.
В письме Минфина эта мысль проходит красной нитью.
11. Канцеляризм.
Неверно: Я проживаю на Садовом кольце. Верно: Я живу на Садовом кольце.
12. Смешение стилей.
13. Употребление скрещивающихся понятий.
На площадь пришли ветераны и шоферы.
(На самом деле среди ветеранов могут быть шоферы,
а среди шоферов - ветераны.)
14.Несочетаемость однородных членов (логическая несовместимость).
Он потерял жену и зонт.
(Допустимо только с юмористической целью.)
15.Пропуск предлога.
Неверно: Он любил ходить в театр, музей, концерты. Верно: Он любил ходить в театр, музей, на концерты.
16.Создание неправильных пар двойных союзов. Неверно: Он не только не растерялся, сколько обрадовался. Либо предлог «не только ... , но и ...»
Либо предлог «не столько..., сколько ...»
17.Разрыв между однородными членами при сопоставительном союзе.
Неверно: Он думал не только о своих доходах, но и хотел
их максимально увеличить
Верно: Он не только думал о своих доходах, но и хотел их
максимально увеличить
(Доходы - существительное, хотел - глагол.)
Неверно: Он любил не только ходить в театр, но и цветы.
Верно: Он любил не только ходить в театр, но и выращивать
цветы.
Верно: Он любил не только театр, но и цветы.
(Ходить - глагол, цветы - существительное.)
18. Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом.
Он любил смотреть фильмы разных режиссеров: Рязанов, Михалков,...
19.Создание в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения.
Неверно: В толпе были люди, работающие и которые
получают зарплату.
Верно: В толпе были люди, работающие и получающие
зарплату.
Верно: В толпе были люди, которые работают и получают
зарплату.
20.Разрушение (дее)причастного оборота. На дуб ворона взгромоздясь...
(Это - Крылов, ему можно, но вообще-то так неправильно - слово «ворона» вклинивается в оборот.) Неверно: Приведенные факты в статье свидетельствуют о... Верно: Приведенные в статье факты свидетельствуют о...
21.Конструкция с двумя винительными падежами. Неверно: Я увидел его стоящего у дерева. Неверно: Я увидел его стоящим у дерева. Верно: Я увидел его, стоящего у дерева.
22.Неправильное использование деепричастного оборота. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
(разные субъекты).
Подойдя к батарее, мне стало жарко
(второе предложение - безличное).
23. Нарушение порядка слов в предложении.
24. Контактное расположение двух предлогов.
25. Нарушение управления. Неверно: оспорить в суд. Верно: оспорить в суде.
26. Экспансия предлога (один предлог вытесняет другой). Чаще всего предлоги О и ПО
27. Неправильный выбор связи в составном сказуемом. Неверно: Принятие закона явилось толчком к продолжению переговоров.
Верно: Принятие закона служит толчком к продолжению переговоров.
28. Двусмысленность. Мать любит дочь (кто кого любит?).
29. Двойная зависимость форм управления.
Неверно: Он распределяет и управляет имуществом
и финансами.
Верно: Он распределяет имущество и управляет финансами.
30.Неправильное употребление союзов (союзных слов). Неверно: Он купил газету, где был напечатан новый закон. Верно: Он купил газету, в которой был напечатан новый закон.
31. Нанизывание падежей (чаще всего родительного).
В целях улучшения уровня знаний студентов...
32. Загромождение придаточными предложениями.
33.Постановка вводного слова между предлогом и существительным.
В, может быть, этом столе...
34.Смещенная синтаксическая конструкция.
Неверно: Главное, что я хочу сказать, это о проблеме с выплатой пособий.
Верно: Главная проблема, о которой я хочу сказать, связана с выплатой пособий.
Неверно: Заказы на рекламу, получаемые агентством, были выполнены в срок.
Верно: Заказы на рекламу, полученные агентством, были выполнены в срок.
37.Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий.
Он посетил Францию, Испанию, страны Европы и Латинской Америки. (Франция и Италия уже входят в страны Европы.)
38. Неправильное построение сложного предложения.
Взгляд в будущее
Очень легко наездить колею, регулярно пописывая статьи для одних и тех же изданий и чувствуя себя за этим занятием вполне комфортно.
Однако следует помнить, что средства массовой информации - это очень динамично меняющаяся отрасль, в которой закрываются даже, казалось, вечные фавориты издательского рынка (как например Woman's Realm в 2001 году), а новые издания могут покрасоваться в газетных киосках в течение месяца или двух, пока издательство не решит, что продажи недостаточно высоки или что доходы от привлеченной рекламы не покрывают даже производственных издержек. К тому же существуют и такие тенденции, когда, внезапно, популярным направлением становится воспитание детей, здоровье, фитнесс, и количество соответствующих изданий на рынке удваивается, затем рынок вдруг снова уменьшается, и многие из новых названий бесследно исчезают.
Персонал обновляется столь же быстро. Если ваш знакомый редактор в Health Weekly переходит в другое издание, у вас появляется шанс писать и для него (редакторы часто забирают с собой квалифицированных журналистов-фри-лансеров[2]). Однако, справедливо и то, что теперь вам придется выстраивать взаимоотношения с новым редактором Health Weekly, который потянет за собой своих знакомых внештатников.
Чтобы быть уверенным в том, что вы далеки от попадания в ловушку (когда слишком сильно надеетесь на несколько специфических изданий или веб-сайтов, рискуя оказаться на финансовой мели, если те закроются или сменится их редактор), расширяйте сферу своих интересов -это повысит ваши шансы удержаться на медийном рынке. Правильные шаги в этом направлении включают:
♦ рассмотрение ваших типичных тем под новым ракурсом - например, если вы обычно пишите о проблемах здоровья, вы могли бы написать материал о сохранении здоровья офисных служащих для бухгалтерского журнала; или, если вы обычно пишете на финансовые темы, то могли бы написать статью для медицинского журнала о «финансовом здоровье» и как умелое управление собственными финансами снизит уровень стрессов (а затем углубиться в подробности того, как следует улаживать свои финансовые проблемы);
♦ нахождение новых интересных тем - это должно происходить естественным путем в ходе вашего информационного поиска, особенно если вы возьмете за правило находить по меньшей мере один новый источник информации для каждой написанной вами статьи (журнал, книгу, веб-сайт, мнение эксперта и т. д.).
В качестве резюме
♦ Качественная информация должна быть релевантной, адресной, своевременной и читабельной.
♦ Определите потенциальных читателей ваших статей в средствах массовой информации, отраслевых изданиях, профессиональных журналах, специализированных изданиях; внутренних, рекламных и профессиональных информационных бюллетенях; платных и общедоступных веб-сайтах. Обратите внимание на их возраст, пол, социально-экономическую группу и факторы, характеризующие их образ жизни.
♦ Определите, чего желает ваша аудитория - новостей, информации или приятного времяпрепровождения.
♦ Помните о шести главных вопросах, чтобы сфокусировать вашу работу - что (тема), кто (аудитория, персонаж примера из жизни и эксперт), где (тон и ракурс), когда (актуальность и новизна), почему (что в нейесть интересного для читателей), как (ваш подход к изложению).
♦ Пишите просто и по существу.
♦ Избегайте тенденциозности и штампов.
♦ Проверяйте орфографию, грамматику и стиль вашего текста.
♦ Помните, что редакторы, издания и веб-сайты не вечны - расширяйте сферу своих интересов, чтобы избежать излишней зависимости от уже освоенных изданий, для этого осваивайте новые ракурсы для ваших привычных тем и находите новые интересные темы.