От отказов никто не застрахован. Возможно, вы уже продали дюжину статей какому-нибудь изданию, а тут его редактор почему-то решает, что ему не нравится ваша новая идея. И дело вовсе не в вас лично, а в том, что эта тема уже освещена кем-то другим (помните, что если издание долго находится в производстве, а в редакции пользуются услугами других журналистов -фрилансеров, то кто-нибудь мог предложить ту же идею, что и вы), или эта тема сейчас не актуальна. Поэтому погорюйте немного, а потом попробуйте отвергнутую идею на ком-нибудь еще (предварительно убедившись, что вы правильно выбрали целевое издание) и отправьте несколько новых планов статей тому редактору, который только что вам отказал.
Повторное использование
Как уже говорилось, авторских прав на факты не существует, поэтому вы можете написать несколько разных статей, используя одну и ту же информацию, и продавать все это на различных рынках - до тех пор, пока будете помнить о необходимости перефразировать написанное ранее. Есть два быстрых способа повторного использования:
♦ взгляд под другим углом - например, если вы написали статью о болезнях сердца для спортивно-оздоровительного журнала, вы можете слегка изменить ракурс и переделать ее в статью о профилактике сердечных заболеваний для раздела «Здоровье» в женском журнале; в другом варианте статья для специализированного журнала может быть переделана в статью для местного издания;
♦ комбинирование элементов различных статей, чтобы сделать новую - например, фрагменты статей о молочных фермах и рыболовстве могли бы стать основой для статьи о преимуществах экологически чистого сельского хозяйства и рыболовства.
В качестве резюме
♦ Если вы не являетесь признанным авторитетом в своей области, то инициатива первого контакта с редактором должна исходить от вас.
♦ Определите, какого типа статьи вы хотите писать, перечень тем, на которые вы можете писать, какие издания освещают подобную тематику и публикуют ли они статьи журналистов -фрилансеров.
♦ Изучите редакционный стиль целевых изданий -объем статей, использования в них «примеров из жизни» и «мнений экспертов», особенности макета, длину абзацев и предложений, тон и лексику.
♦ Выявите темы, которые до сих пор не освещены (и помните, с каким опережением работает данное издание).
♦ Позвоните в отдел статей, чтобы выяснить, принимают ли они статьи журналистов -фрилансеров и, если принимают, на чье имя посылать планы ваших
статей, насколько подробными эти планы должны быть, как посылать - по обычной или электронной почте, какой номер сейчас планируется и какие тематические разделы он будет содержать.
♦ Подготовьте пакет материалов для редакции: сопроводительное письмо, резюме (контактную информацию и список опубликованных статей), вырезки, планы статей (краткие или подробные) и конверт с обратным адресом (или, для отправки по электронной почте, сокращенный вариант резюме и пару ссылок на ваши статьи, опубликованные в Интернете).
♦ Если вы не получили ответа в течение месяца, понимайте это как отказ и пошлите в редакцию еще несколько планов статей, но не надоедайте звонками.
♦ Если редактор предлагает вам написать статью, укладывайтесь в срок и незамедлительно обсуждайте возникшие проблемы - лучше отказаться от заказа, но предложить собственную альтернативу!
♦ В авторском договоре-заказе будут указаны тема статьи, размер авторского вознаграждения, порядок выплаты, дата выхода из печати и срок сдачи работы.
♦ Получая отказы, не воспринимайте их слишком близко к сердцу - либо ваша тема сейчас неактуальна, либо она уже освещена кем-то другим (помните о времени нахождения издания в производстве!). Обратитесь с отвергнутой идеей в другое издание, а отвергнувшему вас редактору предложите планы новых статей.
♦ Повторно используйте темы, меняя ракурс рассмотрения вопроса или комбинируя элементы из нескольких статей.
Написание статей
Типы статей
Статьи, как правило, подразделяются на следующие типы:
♦ статьи «как сделать самому...» - например, как сбалансировать свою диету или как правильно ухаживать за старинной оловянной посудой. Тема такой статьи должна быть интересной для других людей и обычно потребует подкрепления рисунками или фотографиями;
♦ обзорные статьи - основанные на фактах аналитические материалы, в которых излагается мнение автора по актуальным вопросам, которое могло бы заинтересовать читателей данного издания; авторы таких статей могут ставить своей целью изменить восприятие каких-либо фактов читателями или убедить их прислушаться к определенному аргументу;
♦ новостные статьи - новости о примечательной личности или ярком событии (лучшими ракурсами здесь являются эксцентричность, привлекательность и необычность);
♦ правдивые жизненные истории (события, изменившие чью-то жизнь, исповедь/покаяние и т.д.; как правило, основной раздел такой статьи отводится «примеру из жизни»);
♦ интервью (обычно со знаменитостью или человеком необычной судьбы);
♦ рецензии;
♦ «вставки» или «прокладки» (очень короткие статьи, примерно в 50-150 слов) - могут содержать любой материал, от смешных анекдотов до практических советов и нумерованного списка, например, такого: «Три причины, по которым необходимо привести ваше кровяное давление в норму».
Одна статья может сочетать в себе сразу несколько из указанных выше типов - например, статья «Непреодолимая тяга и отвращение» для Health Weekly, обрисованная в общих чертах в предыдущей главе, является следующим сочетанием: это обзорная статья, которая включает в себя новостную и конкретный пример из жизни.
Компоненты статьи
В зависимости от аудитории вашего целевого издания и сектора рынка, предпочитаемая заказчиком структура статьи может быть как однородной (например, для научного журнала), так и весьма разнородной - заполненной многочисленными статьями-вставками, каждая из которых содержит небольшую порцию тематической информации.
Типичные статьи-вставки содержат:
♦ «примеры из жизни» или поучительные истории (подробнее об этом в главе 4);
♦ «мнения экспертов» (подробнее об этом в главе 4);
♦ тесты (обычно с самостоятельным подсчетом баллов);
♦ практические сведения или рекомендации (обычно нумерованные или приведенные в алфавитном порядке - например, «5 способов избежать соперничества между детьми в семье», «7 неизвестных фактов о пользе и вреде меда», «Отжим масел для ароматерапии - от А до Я»;
♦ статистические данные;
♦ резюме содержания (обычно в виде маркированных списков), излагающее в сжатом виде основные вопросы статьи;
♦ контактная информация (например: почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты или веб-сайта);
♦ иллюстрации с пояснениями (например, фотоснимки различных видов сыпи в статье о кожных заболеваниях, с кратким описанием мест локализации сыпи и ее характерных свойств).
Наша статья «Непреодолимая тяга и отвращение» для Health Weekly имела бы довольно много потенциальных вставок:
♦ «пример из жизни» (Алиса Браун);
♦ «мнение эксперта» (Сью Хит);
♦ практические сведения или рекомендации (либо патологические разновидности непреодолимой тяги, либо типичные пищевые продукты, способные вызывать отвращение);
♦ контактная информация (например, по Государственной службе здравоохранения (National Health Service) и Государственному трастовому фонду родовспоможения (National Childbirth Trust)).