Звонит ваш телефон: «Это редактор журнала Health Weekly. Можете ли вы прямо сейчас написать материал на такую-то тему, столько-то слов, к такому-то сроку? Да, кстати, вам заплатят за эту работу уйму денег».
Вы наверное уже догадались, что это всего лишь голубая мечта - особенно насчет уймы денег! Прежде чем реальный редактор позвонит вам, чтобы попросить вас что-то написать, он должен знать:
♦ что вы существуете;
♦ что у вас есть заслуживающий внимания список публикаций (то есть вы уже писали статьи в прошлом, на актуальные темы и укладывались в оговоренные сроки);
♦ что вы способны написать требуемый материал.
Поэтому, за исключением варианта, когда вы являетесь авторитетным специалистом в какой-нибудь области, не надейтесь на то, что редакторы будут толпиться на пороге вашего дома и просить вас написать для них. В большинстве случаев первый шаг к установлению контакта должны сделать вы. А это означает проведение целевого маркетинга.
Определение целевого рынка
Что писать?
Сначала определите рынок сбыта. Какой вид статей вы хотите писать?
Вычеркните из списка юмористическую колонку о ваших родных и близких - редакторы получают подобные предложения сотнями и всегда в них отказывают (за исключением варианта, когда вы уже знамениты или в течение многих лет плодотворно сотрудничаете с данным редактором; да и вести подобную колонку на протяжении многих недель и месяцев гораздо тяжелее, чем вы думаете).
Забудьте и о рецензиях. Редакторы уже устали отбиваться от людей, предлагающих писать критические статьи о книгах, фильмах, путешествиях, телевидении, музыке, ресторанах, театральных постановках, концертах и других подобных вещах. То же самое относится к статьям о садоводстве, кулинарии и дизайне интерьеров - под них обычно отводится постоянная рубрика, и они будут написаны либо штатным специалистом, либо давно сотрудничающим с редакцией журналистом - фрилансером. А из желающих вклиниться на место последнего можно будет выстроить приличную очередь. Стандартные статьи о годовщинах памятных событий и с какими-нибудь наставлениями также обычно пишутся штатными сотрудниками.
Поэтому сфокусируйте свою энергию на определении области, в которую легче всего проникнуть - в большинстве случаев, это - написание обычных тематических статей. Другими словами, вам надо написать содержательную (и занимательную) статью на конкретную тему.
О чем писать?
Составьте список тем, на которые вы можете писать -и будьте конкретны.
♦Есть ли у вас есть профессиональная подготовка?
(Например, вы - дипломированный механик и можете посоветовать читателям, как сделать несложный ремонт автомобиля, подготовить его к зиме и т. п.).
♦ Есть ли у вас практический опыт в выполнении каких-либо работ?(Например, вы в течение многих лет реставрируете мебель и можете посоветовать читателям, как спасти от гибели старинный комод.)
♦ Являетесь ли вы знатоком в какой-либо области?Вы хорошо разбираетесь в тех вещах, о которых другие, возможно, не знают, но могли бы ими заинтересоваться. (Вспомните о своих увлечениях - если вы коллекционируете табакерки или разводите зябликов, то могли бы написать интересную статью о том, как собирать коллекцию или построить собственный птичник).
♦ Чем вы интересуетесь?(Примите к сведению, возможно, вы не слишком хорошо разбираетесь в теме, которую хотите осветить, но если она вам интересна, вы будете писать увлеченно и сможете отыскать все недостающие сведения).
♦ Вы знакомы со специалистамив заслуживающих внимания сферах деятельности, комментарии которых могут сделать вашу статью более основательной? Подробнее об этом см. в главе 4.
♦ Вы знакомы с человеком, историю которого следовало бы рассказать?Например, историю о чьем-либо переезде из далекой провинции в столицу для статьи о том, как снизить стресс при перемене места жительства. Подробнее об этом в главе 4.
Сначала лучше придерживаться той тематики, в которой вы достаточно хорошо разбираетесь (например, писать о здоровье, воспитании детей, финансах и т. д.), а когда у вас появятся достаточное число публикаций, показать новому редактору их список и попытаться начать писать на другие темы.