Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Попытки примирить индивидуализм и коллективизм



Вернемся к рис. 5.4, где представлен, по сути, некий «непорочныйкруг», где одна жизненная позиция привязана к другой, на первый взгляд противоположной, таким образом, что обе они


136_________________________ Национально-культурные различия. ..

отрицают патологические особенности друг дру­га. Также ошибочно считать, что индивидуали­стов не заботит общественное. Индивидуалис­ты-американцы любят вступать в организации, как, наверное, никакой другой народ в мире, и, возможно, в Америке образовано больше доб­ровольных обществ, чем в любой другой стра­не. От «Матери против вождения автомобилей в нетрезвом состоянии» до клуба «Полиция Ми­чигана» — не счесть всевозможных американс­ких добровольных обществ! Однако само слово­сочетание «добровольное общество» объясняет суть этого явления: сначала был индивидуум-доброволец, а затем из таких людей, как он, сформировалась группа. С другой стороны, в коллективистской Японии индивидуум сам по себе еще не считается зрелым человеком. Сло­во, означающее зрелого человека, переводится с японского буквально как «личность среди других». Во главе стоит группа: что могу я как индивидуум сделать на пользу группе? Из того, насколько значительна моя роль в деле служе­ния группе, я черпаю свой статус.

Что бы ни ставили во главу угла — индиви­дуума или общество, — вовсе не значит, что мы не в состоянии относиться с должным уваже­нием к обоим. Рассмотрим следующий непрос­той случай.

Джейн Сафари расследует серьезную ошибку, допу­щенную по вине работницы японского филиала аме­риканской мультинаииональной корпорации. Непра­вильно вставленная деталь привела к аварии, в резуль-


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 137

тате которой всю партию изделий пришлось направить на переделку. Потери были немалые.

Джейн спросила у японца — директора завода, кто допустил ошибку и наказана ли виновная. Джейн была поражена, когда директор ответил ей, что не знает, кто виноват. «Вся смена взяла на себя ответственность, — сказал он. — Что касается того, какая конкретно жен-шина виновна, мне не назвали, да я и не спрашивал. Даже мастер и тот не знает, а если бы и знал, то все равно не сказал бы».

«Но если все виноваты, тогда на самом деле некого наказывать, — возразила Джейн. —Они просто-напро­сто прикрывают плохую работу друг друга».

«Извините, но мы не так смотрим на подобные веши, — вежливо, но твердо возразил директор. — Насколько я понял, женшину это так расстроило, что она отпросилась домой, а затем хотела уволиться. Две сотрудницы долго ее уговаривали и успокаивали. Кол­лектив знает, что данная оплошность на ее совести и что ей стыдно. Коллектив также знает, что она новень­кая и что ей не хватает опыта и знаний. По этой-то причине коллектив принес свои извинения. У меня вот тут от них целое послание. Они хотят извиниться пе­ред вами публично».

«Нет, нет, мне этого не нужно, — сказала Джейн. — Я просто хочу, чтобы это больше не повторилось». А сама подумала: «Вопрос в том, что же мне теперь де­лать?»

Нужно ли Джейн настаивать на том, чтобы ей назва­ли женшину, виновную в ошибке? Надо ли ее наказать?

Большая ошибка полагать, что, поскольку коллектив не желает выдавать того, кто совер-


138__________________________ Национально-культурные различия...

*

шил производственную ошибку, он, так сказать, выйдет сухим из воды. Все зависит от того, при­держивается ли коллектив идеалов высокого качеств* и производительности. Если коллек­тив поддерживает цели менеджмента и они яв­ляются объединяющим фактором, те, кто под­водит коллектив, как правило, испытывают стыд за содеянное. Из этого случая ясно, что работница, совершившая ошибку, чувствует себя неловко. Она отпросилась домой, посколь­ку ей было стыдно смотреть в глаза коллегам. Вопрос, насколько остальные члены коллекти­ва должны были помочь ей в освоении ее рабо­ты, также является вопросом, ответ на кото­рый лучше знает сам коллектив. В контексте японского общества его изучение и принятие соответствующих мер также лучше оставить на усмотрение самих японцев.

В данном примере производственный кризис был разрешен мирным путем. В то время как, с точки зрения индивидуалиста, человек, совер­шивший ошибку, подлежит наказанию едино­лично и в результате этого становится лучше как член коллектива, логика коллективиста прямо противоположна: коллектив призван по­могать своим членам, в результате чего проис­ходит их становление как работников. Если со­вершается ошибка, знать о ней нужно лишь первичному коллективу, рабочей смене и т. п. Помимо того, что человек избавлен от лишнего позора, мирное разрешение проблемы стало воз­можным благодаря тому, что коллектив при­нял на себя ответственность за ошибку одного


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 139

из своих членов, и, таким образом, дополни­тельных мер взыскания не требуется.

Протестируйте себя

Для того чтобы измерить степень, в которой находят примирение интересы индивидуума и коллектива, мы просим тысячи участников на­ших семинаров ответить на ряд вопросов. И вновь два из предлагаемых ниже утверждений представляют собой утверждения из рода «либо это, либо это», в то время как два других — результат примирения противоположностей. Одно из последних утверждений берет за осно­ву индивидуума, а затем примиряет его инте­ресы с интересами коллектива, а другое — на­чинает с коллектива, а затем примиряет его интересы с интересами индивидуума. Каким был бы лично ваш выбор?

Несколько менеджеров обсуждают вопрос о том, какова наиболее важная черта преуспе­вающего предприятия — тесное сотрудниче­ство или жесткая конкуренция. Ниже даны четыре утверждения, которые могут быть воз­можными ответами.

1. Конкуренция— самое ценное в любой эф­фективной экономике и для любого успешно­го предприятия. Попытки организовать со­трудничество между коллективами или инди­видуумами обычно кончаются сговором про­тив одного или нескольких из них.


140_________________________ Национально-культурные различия...

2. Конкуренция — самое ценное в любой эф­фективной экономике и для любого преуспе­вающего предприятия. Компания стремится лучше обслуживать клиентов и, таким обра­зом, отвечает интересам общества.

3. Сотрудничество между заинтересованными сторонами является высшей ценностью, по­скольку, устанавливая его, компании активно конкурируют с компаниями-«чужаками», и, таким образом, соблюдаются индивидуальные интересы.

4. Сотрудничество между заинтересованными сторонами является высшей ценностью. Пер­сональная конкуренция и соперничество за достижение личного успеха являются серьез­ной помехой для эффективности деловых опе­раций.

Пометьте цифрой «1» утверждение, которое вам по душе, и цифрой «2»— свой второй выбор. Аналогичным образом укажите, какие два ответа, по вашему мнению, выберут ваши коллеги по работе.

Ответ 1 предусматривает конкурентный ин­дивидуализм и отвергает коллективистскую кооперацию, в то время как ответ 4 является его прямой противоположностью. Ответ 2 сна­чала предполагает поддержку конкурентного индивидуализма, но затем он дополняется кол­лективистской кооперацией и поэтому утверж­дает нечто новое, то, что мы могли бы назвать «сотрудконкуренцией». Ответ номер 3 предла-


Глава 5. Коллектив и индивидуум

гает аналогичный конечный результат, однако спиралевидное движение теперь осуществляет­ся против часовой стрелки — от сотрудничаю­щей группы к конкурирующему индивидууму. На рис. 5.5 результаты предыдущей конкурен­ции интегрируются посредством кооперации, до того как начинается новая фаза конкуренции.


Национально-культурные различия. ..

Практические советы по ведению

бизнеса в странах с индивидуалистской

и коллективистской культурами

Определение различий


Индивидуалистская культура


Коллективистская культура


 


1. Часто используется местоимение «я»

2. Решение принимается представителем на месте

 

3. В идеале люди добиваются достижения цели в одиночку и несут при этом персональную ответственность

4. На отдых ездят парами, а то и в одиночку


 

1. Часто используется местоимение «мы»

2. Принятие решения согласовывается

п редстав ителем

с головной организацией

3. В идеале люди достигают
цели сообща;
ответственность

за совершенные ошибки является коллективной

4. На отдых ездят в составе
организованных групп
или с многочисленными
родственниками


Глава 5. Коллектив и индивидуум

Советы по ведению бизнеса

 

С индивидуалистами (советы коллективистам) С коллективистами (советы индивидуалистам)
1. Будьте готовы к стремительно принимаемым решениям и неожиданным предложениям, не согласованным с головной организацией 1.Проявите терпение, сколько бы времени ни потребовалось на согласование и консультации
2. Ведущий переговоры может быть связан обязательствами с теми, представителем кого он является, и поэтому весьма несговорчив по части отказа от достигнутых ранее договоренностей 2. Ведущий переговоры склонен к достижению лишь предварительных договоренностей и может отказаться от достигнутого соглашения после консультаций со своими начальниками
3. Самые жаркие дебаты, скорее всего, уже состоялись внутри организации, на этапе подготовки к встрече. В связи с этим вам предстоит потрудиться, чтобы навязать другой стороне свою точку зрения 3. Самыми трудными переговорами являются переговоры с коллективистами, сидящими напротив вас за одним столом. Вам предстоит каким-то образом убедить их согласиться с вашими предложениями, которые исходят из интересов вашей компании
4. Проведение деловых переговоров в одиночку означает, что данное лицо пользуется уважением в организации, пославшей его, и это придает ему чувство уверенности 4. Ведение бизнеса с человеком, который окружен советниками и помощниками, говорит о том, что он имеет высокое положение в организации, которая его послала
5. Цель состоит в том, чтобы поскорее заключить сделку 5. Цель состоит в том, чтобы наладить долгосрочные крепкие связи

Национально-культурные различия.. .

Когда руководите вы или руководят вами


Индивидуалисты


Коллективисты


 


Старайтесь приспособить

индивидуальные

потребности

к потребностям

организации

2. Внедряйте методы повышения
индивидуальной мотивации,
такие как «каждому

по производительности его труда», оценку индивидуальных параметров работы, «менеджмент согласно целям»

3. Будьте готовы к тому, что текучесть кадров и их мобильность будет высокой

4. Ведите поиск высокоэффективных сотрудников — «героев» и «чемпионов», — достижения которых следует всячески пропагандировать

5. Предоставляйте людям свободу индивидуальной инициативы


 

1. Старайтесь предоставить лицу, наиболее подходящему для рассматриваемой роли, адекватные властные полномочия внутри коллектива

2. Обращайте внимание на настроение в коллективе, энтузиазм и атмосферу сотрудничества

3. Низкая текучесть и мобильность кадров

4. Если хвалить, то коллектив в целом; и не допускайте фаворитизма

5. Людьми должен овладевать порыв к достижению общих и неординарных целей, которые ставит перед ними ваша организация


ГЛАВА 6

ЭМОЦИИ И ОТНОШЕНИЯ

В отношениях между людьми как рассудок, так и эмоции играют определенную роль. Какая сторона преобладает в человеке, зависит от того, является ли он человеком эмоциональным, т. е. живо проявляет свои эмоции, — в этом случае он склонен, вероятно, к эмоциональной реак­ции, или же он эмоционально нейтрален в сво­их отношениях с другими людьми.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.