Вернемся к рис. 5.4, где представлен, по сути, некий «непорочныйкруг», где одна жизненная позиция привязана к другой, на первый взгляд противоположной, таким образом, что обе они
отрицают патологические особенности друг друга. Также ошибочно считать, что индивидуалистов не заботит общественное. Индивидуалисты-американцы любят вступать в организации, как, наверное, никакой другой народ в мире, и, возможно, в Америке образовано больше добровольных обществ, чем в любой другой стране. От «Матери против вождения автомобилей в нетрезвом состоянии» до клуба «Полиция Мичигана» — не счесть всевозможных американских добровольных обществ! Однако само словосочетание «добровольное общество» объясняет суть этого явления: сначала был индивидуум-доброволец, а затем из таких людей, как он, сформировалась группа. С другой стороны, в коллективистской Японии индивидуум сам по себе еще не считается зрелым человеком. Слово, означающее зрелого человека, переводится с японского буквально как «личность среди других». Во главе стоит группа: что могу я как индивидуум сделать на пользу группе? Из того, насколько значительна моя роль в деле служения группе, я черпаю свой статус.
Что бы ни ставили во главу угла — индивидуума или общество, — вовсе не значит, что мы не в состоянии относиться с должным уважением к обоим. Рассмотрим следующий непростой случай.
Джейн Сафари расследует серьезную ошибку, допущенную по вине работницы японского филиала американской мультинаииональной корпорации. Неправильно вставленная деталь привела к аварии, в резуль-
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 137
тате которой всю партию изделий пришлось направить на переделку. Потери были немалые.
Джейн спросила у японца — директора завода, кто допустил ошибку и наказана ли виновная. Джейн была поражена, когда директор ответил ей, что не знает, кто виноват. «Вся смена взяла на себя ответственность, — сказал он. — Что касается того, какая конкретно жен-шина виновна, мне не назвали, да я и не спрашивал. Даже мастер и тот не знает, а если бы и знал, то все равно не сказал бы».
«Но если все виноваты, тогда на самом деле некого наказывать, — возразила Джейн. —Они просто-напросто прикрывают плохую работу друг друга».
«Извините, но мы не так смотрим на подобные веши, — вежливо, но твердо возразил директор. — Насколько я понял, женшину это так расстроило, что она отпросилась домой, а затем хотела уволиться. Две сотрудницы долго ее уговаривали и успокаивали. Коллектив знает, что данная оплошность на ее совести и что ей стыдно. Коллектив также знает, что она новенькая и что ей не хватает опыта и знаний. По этой-то причине коллектив принес свои извинения. У меня вот тут от них целое послание. Они хотят извиниться перед вами публично».
«Нет, нет, мне этого не нужно, — сказала Джейн. — Я просто хочу, чтобы это больше не повторилось». А сама подумала: «Вопрос в том, что же мне теперь делать?»
Нужно ли Джейн настаивать на том, чтобы ей назвали женшину, виновную в ошибке? Надо ли ее наказать?
Большая ошибка полагать, что, поскольку коллектив не желает выдавать того, кто совер-
шил производственную ошибку, он, так сказать, выйдет сухим из воды. Все зависит от того, придерживается ли коллектив идеалов высокого качеств* и производительности. Если коллектив поддерживает цели менеджмента и они являются объединяющим фактором, те, кто подводит коллектив, как правило, испытывают стыд за содеянное. Из этого случая ясно, что работница, совершившая ошибку, чувствует себя неловко. Она отпросилась домой, поскольку ей было стыдно смотреть в глаза коллегам. Вопрос, насколько остальные члены коллектива должны были помочь ей в освоении ее работы, также является вопросом, ответ на который лучше знает сам коллектив. В контексте японского общества его изучение и принятие соответствующих мер также лучше оставить на усмотрение самих японцев.
В данном примере производственный кризис был разрешен мирным путем. В то время как, с точки зрения индивидуалиста, человек, совершивший ошибку, подлежит наказанию единолично и в результате этого становится лучше как член коллектива, логика коллективиста прямо противоположна: коллектив призван помогать своим членам, в результате чего происходит их становление как работников. Если совершается ошибка, знать о ней нужно лишь первичному коллективу, рабочей смене и т. п. Помимо того, что человек избавлен от лишнего позора, мирное разрешение проблемы стало возможным благодаря тому, что коллектив принял на себя ответственность за ошибку одного
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 139
из своих членов, и, таким образом, дополнительных мер взыскания не требуется.
Протестируйте себя
Для того чтобы измерить степень, в которой находят примирение интересы индивидуума и коллектива, мы просим тысячи участников наших семинаров ответить на ряд вопросов. И вновь два из предлагаемых ниже утверждений представляют собой утверждения из рода «либо это, либо это», в то время как два других — результат примирения противоположностей. Одно из последних утверждений берет за основу индивидуума, а затем примиряет его интересы с интересами коллектива, а другое — начинает с коллектива, а затем примиряет его интересы с интересами индивидуума. Каким был бы лично ваш выбор?
Несколько менеджеров обсуждают вопрос о том, какова наиболее важная черта преуспевающего предприятия — тесное сотрудничество или жесткая конкуренция. Ниже даны четыре утверждения, которые могут быть возможными ответами.
1. Конкуренция— самое ценное в любой эффективной экономике и для любого успешного предприятия. Попытки организовать сотрудничество между коллективами или индивидуумами обычно кончаются сговором против одного или нескольких из них.
2. Конкуренция — самое ценное в любой эффективной экономике и для любого преуспевающего предприятия. Компания стремится лучше обслуживать клиентов и, таким образом, отвечает интересам общества.
3. Сотрудничество между заинтересованными сторонами является высшей ценностью, поскольку, устанавливая его, компании активно конкурируют с компаниями-«чужаками», и, таким образом, соблюдаются индивидуальные интересы.
4. Сотрудничество между заинтересованными сторонами является высшей ценностью. Персональная конкуренция и соперничество за достижение личного успеха являются серьезной помехой для эффективности деловых операций.
Пометьте цифрой «1» утверждение, которое вам по душе, и цифрой «2»— свой второй выбор. Аналогичным образом укажите, какие два ответа, по вашему мнению, выберут ваши коллеги по работе.
Ответ 1 предусматривает конкурентный индивидуализм и отвергает коллективистскую кооперацию, в то время как ответ 4 является его прямой противоположностью. Ответ 2 сначала предполагает поддержку конкурентного индивидуализма, но затем он дополняется коллективистской кооперацией и поэтому утверждает нечто новое, то, что мы могли бы назвать «сотрудконкуренцией». Ответ номер 3 предла-
Глава 5. Коллектив и индивидуум
гает аналогичный конечный результат, однако спиралевидное движение теперь осуществляется против часовой стрелки — от сотрудничающей группы к конкурирующему индивидууму. На рис. 5.5 результаты предыдущей конкуренции интегрируются посредством кооперации, до того как начинается новая фаза конкуренции.
Национально-культурные различия. ..
Практические советы по ведению
бизнеса в странах с индивидуалистской
и коллективистской культурами
Определение различий
Индивидуалистская культура
Коллективистская культура
1. Часто используется местоимение «я»
2. Решение принимается представителем на месте
3. В идеале люди добиваются достижения цели в одиночку и несут при этом персональную ответственность
4. На отдых ездят парами, а то и в одиночку
1. Часто используется местоимение «мы»
2. Принятие решения согласовывается
п редстав ителем
с головной организацией
3. В идеале люди достигают цели сообща; ответственность
за совершенные ошибки является коллективной
4. На отдых ездят в составе организованных групп или с многочисленными родственниками
Глава 5. Коллектив и индивидуум
Советы по ведению бизнеса
С индивидуалистами (советы коллективистам)
С коллективистами (советы индивидуалистам)
1. Будьте готовы к стремительно принимаемым решениям и неожиданным предложениям, не согласованным с головной организацией
1.Проявите терпение, сколько бы времени ни потребовалось на согласование и консультации
2. Ведущий переговоры может быть связан обязательствами с теми, представителем кого он является, и поэтому весьма несговорчив по части отказа от достигнутых ранее договоренностей
2. Ведущий переговоры склонен к достижению лишь предварительных договоренностей и может отказаться от достигнутого соглашения после консультаций со своими начальниками
3. Самые жаркие дебаты, скорее всего, уже состоялись внутри организации, на этапе подготовки к встрече. В связи с этим вам предстоит потрудиться, чтобы навязать другой стороне свою точку зрения
3. Самыми трудными переговорами являются переговоры с коллективистами, сидящими напротив вас за одним столом. Вам предстоит каким-то образом убедить их согласиться с вашими предложениями, которые исходят из интересов вашей компании
4. Проведение деловых переговоров в одиночку означает, что данное лицо пользуется уважением в организации, пославшей его, и это придает ему чувство уверенности
4. Ведение бизнеса с человеком, который окружен советниками и помощниками, говорит о том, что он имеет высокое положение в организации, которая его послала
5. Цель состоит в том, чтобы поскорее заключить сделку
5. Цель состоит в том, чтобы наладить долгосрочные крепкие связи
Национально-культурные различия.. .
Когда руководите вы или руководят вами
Индивидуалисты
Коллективисты
Старайтесь приспособить
индивидуальные
потребности
к потребностям
организации
2. Внедряйте методы повышения индивидуальной мотивации, такие как «каждому
по производительности его труда», оценку индивидуальных параметров работы, «менеджмент согласно целям»
3. Будьте готовы к тому, что текучесть кадров и их мобильность будет высокой
4. Ведите поиск высокоэффективных сотрудников — «героев» и «чемпионов», — достижения которых следует всячески пропагандировать
5. Предоставляйте людям свободу индивидуальной инициативы
1. Старайтесь предоставить лицу, наиболее подходящему для рассматриваемой роли, адекватные властные полномочия внутри коллектива
2. Обращайте внимание на настроение в коллективе, энтузиазм и атмосферу сотрудничества
3. Низкая текучесть и мобильность кадров
4. Если хвалить, то коллектив в целом; и не допускайте фаворитизма
5. Людьми должен овладевать порыв к достижению общих и неординарных целей, которые ставит перед ними ваша организация
ГЛАВА 6
ЭМОЦИИ И ОТНОШЕНИЯ
В отношениях между людьми как рассудок, так и эмоции играют определенную роль. Какая сторона преобладает в человеке, зависит от того, является ли он человеком эмоциональным, т. е. живо проявляет свои эмоции, — в этом случае он склонен, вероятно, к эмоциональной реакции, или же он эмоционально нейтрален в своих отношениях с другими людьми.