Отношения между индивидуумом и группой также играют важную роль в процессе мотивации работников. Мистер Джонсон считает, что ему и МСС известно, что составляет основу мотивации человека — премия тому, кто эффективно работает. Дома, в Миссури, все было так очевидно, а здесь его вдруг начали одолевать сомнения. После того, что случилось раньше, мог ли он быть стопроцентно в чем-либо уверен?
Мистер Джонсон все-таки сумел достигнуть компромисса, разрешив странам присылать не более трех представителей. Это решение было единогласно принято. Теперь мистер Джонсон мог спокойно приступать к вопросу о внедрении в филиалах МСС системы «каждому по производительности его труда», а также о премиях и поощрениях для персонала на будущий год.
Как обычно, он начал с того, что обрисовал ситуацию в США. Прошло три года с того момента, как система начала работать. В целом, пояснил он, наблюдалась связь между использованием данной системы и ростом продаж компьютеров, хотя, необходимо заметить, на участке сборки компьютеров аналогичная си-
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 1^3
стема с треском провалилась. В настоящее время тестированию подвергалась альтернативная система по-ошрения за производительность. Все надеялись на ее успешное внедрение. «Короче говоря, —сказал Джонсон, — мы совершенно уверены, что система должна использоваться в филиалах компании по всему миру».
Представители Северо-Западной Европы высказали свои взвешенные, но в иелом позитивные мнения. Затем итальянский представитель, синьор Джиалли, начал описывать собственный опыт с внедрением подобной системы у себя на родине. В его стране, как отметил он, система «каждому по производительности его труда» первые три месяца функционировала гораздо эффективнее, чем он ожидал. Однако следующие три месяца обернулись полным провалом. Люди, показавшие наилучший результат в первые три месяца, теперь работали хуже многих других. «После беседы с работниками, — продолжал синьор Джиалли, — я наконец понял, что произошло. Продавец, получавший премиальные в течение предыдущего периода, чувствовал себя виноватым перед своими товарищами и очень старался больше не выделяться».
В заключение менеджер-итальянец сказал, что в течение следующих двенадцати месяцев данного эксперимента итальянский рынок необходимо будет разделить на девять регионов. Представители администрации компании в каждом регионе должны сами решить, как распределять премиальные, заработанные в регионе, за который они отвечают: присуждать отдельным отличившимся работникам либо делить поровну между всем коллективом. Реакция нидерландского менеджера была однозначной: «Никогда не слышал подобной глупости!»
Этот случай показывает, что существует по меньшей мере два источника мотивации. Люди работают за денежное вознаграждение и за положительную оценку их работы и поддержку коллег. В странах коллективистского толка основа второго источника мотивации может быть настолько важной, что высокопроизводительные работники нередко предпочитают поделиться результатами своего труда с коллегами, а не заработать на этом дополнительные деньги.
В западных теориях мотивации индивидуумы, опираясь на незрелые, и потому примитивные, социальные потребности, стремятся к самовыражению, цель которого — вершина иерархии. Не нужно и доказывать, что такой подход находит отклик далеко не во всем мире, как бы он ни был распространен в США и Северо-Восточной Европе. Понятие японцев о высшем благе заключается в гармоничных отношениях с природой, причем во всех сферах общения с нею. Основное внимание обращено на окружающий мир.
Различия в организационной структуре
В индивидуалистских культурах организации являются, по большому счету, средством к достижению цели. Их специально создали, чтобы они служили интересам индивидуумов — владельцев, сотрудников или клиентов. Члены организаций вступают в отношения между собой лишь постольку, поскольку это отвечает их личным интересам. Отношения, связывающие
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 135
их, абстрактны, юридически оформлены и регулируются контрактом. Организация является средством достижения того, что ее члены хотят получить для самих себя. Если они готовы сотрудничать, значит, затронуты их личные интересы. Каждый выполняет свою, отличную от других функцию и получает за это награду. Для повышения эффективности труда организации используются знания и умения ее отдельных работников.
В коллективистских культурах организация не является творением или инструментом, отвечающим интересам ее основателей, а в большой степени призвана работать во благо того социального контекста, в котором члены организации обретают смысл бытия и цель жизни. Организации часто приравниваются к большой семье, сообществу или клану, который воспитывает своих членов и очень часто живет гораздо дольше, чем они сами. Рост и процветание организации воспринимается не как источник благосостояния для каждого члена или как «кормушка» для высшего руководства, а как благая цель. Об этом мы поговорим подробнее в главе 11.