Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуализм, коллективизм и мотивация



Отношения между индивидуумом и группой так­же играют важную роль в процессе мотивации работников. Мистер Джонсон считает, что ему и МСС известно, что составляет основу мотивации человека — премия тому, кто эффективно рабо­тает. Дома, в Миссури, все было так очевидно, а здесь его вдруг начали одолевать сомнения. После того, что случилось раньше, мог ли он быть сто­процентно в чем-либо уверен?

Мистер Джонсон все-таки сумел достигнуть компро­мисса, разрешив странам присылать не более трех пред­ставителей. Это решение было единогласно принято. Теперь мистер Джонсон мог спокойно приступать к вопросу о внедрении в филиалах МСС системы «каж­дому по производительности его труда», а также о пре­миях и поощрениях для персонала на будущий год.

Как обычно, он начал с того, что обрисовал ситуа­цию в США. Прошло три года с того момента, как сис­тема начала работать. В целом, пояснил он, наблюда­лась связь между использованием данной системы и ростом продаж компьютеров, хотя, необходимо заме­тить, на участке сборки компьютеров аналогичная си-


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 1^3

стема с треском провалилась. В настоящее время тес­тированию подвергалась альтернативная система по-ошрения за производительность. Все надеялись на ее успешное внедрение. «Короче говоря, —сказал Джон­сон, — мы совершенно уверены, что система должна использоваться в филиалах компании по всему миру».

Представители Северо-Западной Европы высказали свои взвешенные, но в иелом позитивные мнения. За­тем итальянский представитель, синьор Джиалли, на­чал описывать собственный опыт с внедрением подоб­ной системы у себя на родине. В его стране, как отме­тил он, система «каждому по производительности его труда» первые три месяца функционировала гораздо эффективнее, чем он ожидал. Однако следующие три месяца обернулись полным провалом. Люди, показав­шие наилучший результат в первые три месяца, теперь работали хуже многих других. «После беседы с работ­никами, — продолжал синьор Джиалли, — я наконец понял, что произошло. Продавец, получавший преми­альные в течение предыдущего периода, чувствовал себя виноватым перед своими товарищами и очень ста­рался больше не выделяться».

В заключение менеджер-итальянец сказал, что в те­чение следующих двенадцати месяцев данного экспе­римента итальянский рынок необходимо будет разде­лить на девять регионов. Представители администра­ции компании в каждом регионе должны сами решить, как распределять премиальные, заработанные в регио­не, за который они отвечают: присуждать отдельным отличившимся работникам либо делить поровну меж­ду всем коллективом. Реакция нидерландского менед­жера была однозначной: «Никогда не слышал подоб­ной глупости!»


134_________________________ Национально-культурные различия...

Этот случай показывает, что существует по меньшей мере два источника мотивации. Люди работают за денежное вознаграждение и за по­ложительную оценку их работы и поддержку коллег. В странах коллективистского толка ос­нова второго источника мотивации может быть настолько важной, что высокопроизводительные работники нередко предпочитают поделиться результатами своего труда с коллегами, а не заработать на этом дополнительные деньги.

В западных теориях мотивации индивидуумы, опираясь на незрелые, и потому примитивные, социальные потребности, стремятся к самовыра­жению, цель которого — вершина иерархии. Не нужно и доказывать, что такой подход находит отклик далеко не во всем мире, как бы он ни был распространен в США и Северо-Восточной Европе. Понятие японцев о высшем благе заклю­чается в гармоничных отношениях с природой, причем во всех сферах общения с нею. Основное внимание обращено на окружающий мир.

Различия в организационной структуре

В индивидуалистских культурах организации являются, по большому счету, средством к до­стижению цели. Их специально создали, чтобы они служили интересам индивидуумов — вла­дельцев, сотрудников или клиентов. Члены организаций вступают в отношения между со­бой лишь постольку, поскольку это отвечает их личным интересам. Отношения, связывающие


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 135

их, абстрактны, юридически оформлены и ре­гулируются контрактом. Организация являет­ся средством достижения того, что ее члены хотят получить для самих себя. Если они гото­вы сотрудничать, значит, затронуты их личные интересы. Каждый выполняет свою, отличную от других функцию и получает за это награду. Для повышения эффективности труда органи­зации используются знания и умения ее отдель­ных работников.

В коллективистских культурах организация не является творением или инструментом, от­вечающим интересам ее основателей, а в боль­шой степени призвана работать во благо того социального контекста, в котором члены орга­низации обретают смысл бытия и цель жизни. Организации часто приравниваются к большой семье, сообществу или клану, который воспи­тывает своих членов и очень часто живет гораз­до дольше, чем они сами. Рост и процветание организации воспринимается не как источник благосостояния для каждого члена или как «кормушка» для высшего руководства, а как благая цель. Об этом мы поговорим подробнее в главе 11.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.